рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современное понимание бытия.

Современное понимание бытия. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Согласно Современной Онтологии Бытие – Это Идентичное, Общее ...

 

Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные; природа, общество и культура; люди, их действия, мысли и чувства – все то, что образует целостное единство мироздания.

Бытиеэто философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным.

Важнейший признак бытия состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно разнокачественно, разнообразно, т.е. имеет определенную структуру.

Соответственно основными формами бытия выступают:

٠ природное бытие – весь мир неживой и живой природы, все природные процессы на Земле и в Космосе;

٠ социальное бытие – бытие общества, людей, их совместная деятельность, общественные отношения и социальные институты;

٠ духовное (идеальное) бытие – духовный мир, мир идей, вся сфера целеполагания, сопряженная с деятельностью сознания.

 

Все эти три рода бытия сосуществуют и взаимодействуют, не теряя при этом своего сущностного различия. Их главные особенности, выявляемые философией и наукой XX в., это:

٠ системность;

٠ эволюционизм;

٠ самоорганизация. В чем их суть?

Системная организация универсума означает его расчлененность на ряд больших, внутренне упорядоченных и связанных между собой групп. В неживой природе это мега-, макро- и микромир; в живой – доклеточный, клеточный, многоклеточный и надорганизменный уровни; в социальном – бытии – основные сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политико-правовая, духовная). Применительно к идеальному бытию можно говорить о его деление на виды (общественное и индивидуальное – также системное образование), уровни (обыденное и теоретическое; идеология и общественная психология), формы (философия, наука, религия, право, искусство и др.).

Понятно, что развитие общественного бытия невозможно без его постоянного взаимодействия с природным бытием, а бытие общества и человека как существа социального синтезируют в себе материальное и духовное начала.

Идея глобального эволюционизма все существующее рассматривает с точки зрения развития: процесс развития природы и общества происходит в форме постепенных количественных и скачкообразных качественных преобразований. Первоначально идея эволюции возникла в биологии (Ч. Дарвин), но физика и астрономия оставались не задеты эволюционным учением. Применительно к этим наукам идея эволюции начала утверждаться только с 20-х г.г. XX в. в результате открытия расширения Вселенной, ее нестационарности, т.е. все формы бытия – природная, социальная, духовная предстают как результат постоянного процесса эволюции.

С точки зрения эволюционизма можно выделить три уровня бытия:

٠ потенциальное бытие, существующее в возможности, которое следует отличать от небытия;

٠ актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность (наличная реальность);

٠ нисходящее бытие, идущее к своей гибели.

За всем этим многообразием проявлений бытия обнаруживается единство мира, которое, согласно марксисткой философии, состоит в его материальности. С этой точки зрения абсолютное небытие невозможно: уходя в прошлое, фрагменты настоящего бытия, не перестают бытийствовать, а переносятся в другую сферу или на другой уровень. Хотя: некоторые современные ученые и философы признают небытие, трактуя его как творческое ничто, смыслообразующий вакуум, Мировой Разум или даже Бог.

Принцип самоорганизации означает понимание бытия как чего-то самостановящегося и самосовершенствующегося, обладающего эволюционным потенциалом. Самоорганизация есть способность самопроизвольного возникновения, существования и разрушения открытых систем, которые носят универсальный характер. Соответственно протекающие в них процессы способствуют самоорганизации всего бытия (мира).

В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике во второй половине XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус (подробнее о них – см. разд. 5.3).

Социальное бытие в его современном состоянии характеризуют такие динамичные изменения и процессы, как:

٠ глобализация, т.е. вхождение человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, что приводит к возрастанию общепланетарного единства человечества, его превращение в новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью, требующую нового, планетарного стиля мышления;

٠ информатизация – широкое распространение и применения в различных сферах человеческой деятельности новейших информационных технологий, нарастание в современном обществе процессов информационной коммуникации с широким применением технических средств и прежде всего, компьютерных систем, с чем связано формирование информационного общества;

٠ виртуализация – процесс вхождения человека, в результате его взаимодействия с компьютерной техникой (в т.ч. оснащенной средствами мультимедиа), в мир новой, виртуальной реальности, что позволяет моделировать возможные формы общественного бытия и связанный с ними код поведения. В конечном счете, виртуальные формы общественного бытия выступают реальным измерением сферы идеального (внутреннего мира) человека, а средством этого измерения становятся информационные технологии.

Современные подходы к духовному бытию связаны с учетом его многомерности и многоаспектности. Соответственно основным аспектам идеального бытия философская и научная мысль выделяет такие его особенности, как:

٠ инструментальность: сознание является важнейшим инструментом познания, общения, практического действия (гносеологический и праксиологический аспект);

٠ ценностный плюрализм (от лат. – «множественный») предполагает многообразие мнений, религиозных, философских и иных воззрений в открытом обществе и, соответственно право каждого человека на свободный выбор ценностных ориентаций и предпочтений в рамках правового порядка (аксиологический аспект);

٠ неустранимость иррациональных (недоступных разуму) начал в психической жизни человека во многом ответственных за такие его творческие проявления как: интуиция, воображение, фантазия и т.д.

В настоящее время открываются новые возможности значительного расширения потенциала духовного бытия, например, моделирования психических процессов за счет использования кибернетических и электронно-вычислительных систем, применения символьных миров, связанных с функционированием виртуальных технологий и т.д. – всего того, что способствует большей самоактуализации человека, высвечивает новые грани его сознания.

Вместе с тем необратимые процессы самоорганизации, происходящие в общественном и духовном бытии носят противоречивый характер, порождают новые проблемы и опасности, которые должно учитывать и решать человечество.

 

 

13. Наименование темы: «Философское понимание материи», лекция, отведен 1 час.

 

13.1. Философское понятие материи.

13.2. Движение, пространство, время как формы существования материи.

13.3. Принцип детерминизма и материального единства мира.

 

13.1. Философское понятие материи.

 

Понятие материи неотделимо от понятия бытия. С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Но поскольку материализм исторически изменялся, менялось и смысловое наполнение понятия материи.

Первоначально термин «материя» (от лат. – «вещество», «материал») как перевод на латынь греч. слова «гюле» (букв. – «корень», «древесина», «материал») использовался в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы – материи. Первым этапом такого, натуралистического представления о материи как естественных первоначалах (вода, воздух, огонь, атомы и т.д.), из которых формируется все многообразие мира, был античный материализм. В его понимании материя еще не противопоставлялась сознанию: душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. Только после создания Платоном учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании начинает противопоставляться понятию «сознание» («дух»). У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя также мыслилась как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм.

Вторым этапом стало представление о материи как веществе в философии Нового времени и Просвещения. Здесь под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей: конфигурация, протяженность, весомость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость этих свойств.

Понимание материи как вещества продержалось до конца XIX в. Но фундаментальные научные открытия конца XIX – начала XX в. обнаружили такие новые явления (электромагнитное поле, радиоактивность, делимость атома и др.), которые никак не укладывались в старые представления о материи. Сведение материи к веществу, т.е. к частному представлению о ней в механической философии и науке привело на рубеже XIX – XX в.в. к кризису в физике («Материя исчезла, остались одни уравнения»), выходом из которого стало новое определение материи, предложенное В.И. Лениным в рамках диалектического материализма, что можно считать третьим этапом развития представлений о материи. В его определении подчеркивается, что «единственным свойством материи с признанием которого связан философский материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Определение материи как объективной реальности, первичной по отношению к реальности субъективной, к сознанию, называется гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание материи как субстанции. И в таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно, ибо сознание есть особое свойство высокоорганизованной материи (человека), возникшей в ходе ее длительного исторического развития.

Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количественном и качественном плане: ни одно из свойств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует вечно, переходя из одной формы в другую. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух- - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Таким образом, в самом широком выражении материю можно определить как философскую категорию, означающую первооснову материального бытия.

Онтологическое понимание материи в марксисткой философии, будучи тесно связано с развитием научной картины мира, учитывает усложнение представлений о строении материального бытия. При этом выделяются некоторые всеобщие, универсальные, атрибутивные (существенные) его свойства. К ним относят:

٠ системность (упорядоченность, организованность);

٠ внутренняя активность (движение, изменение, развитие);

٠ пространственно – временная форма существования, информативность (способность содержать в себе определенный объем информации).

В отношении первого свойства. Системность материального мира означает единство его внутренней расчлененности (структурности) и организованности. В результате он предстает как система систем: систем объектов, систем свойств, систем отношений и связей. Современная физика выделяет два основных способа существования материи: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, поля – энергия.

В материи, существующей в виде вещества, в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу с их уровнями, а высшим этапом в развитии живой природы считается сложноорганизованная социальная жизнь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современное понимание бытия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги