рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Современные Философские Концепции Рассматривают Созна...

 

Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, зависит главным образом от его мировоззренческих предпочтений.

Представители диалектико-материалистической философии, например, А.Г. Стиркин, предлагают выделять в структуре сознания три основных сферы:

٠ когнитивную (познавательную);

٠ эмоциональную;

٠ ценностно-волевую.

Когнитивную сферу составляют две основных познавательных способности человека: сенситивная (от лат. – «чувство», «ощущение») и рациональная (от лат. – «разум»). Сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний. Рациональная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, т.е. способность к понятийному мышлению, интеллектуальной деятельности. Именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Помимо этих двух компонентов в познавательную сферу входят внимание (способность концентрироваться на определенном объекте) и память (обеспечивает единство всех сознательных элементов). На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.

Элементами эмоциональной сферы сознания являются аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (радость, страх, печаль, восхищение, страдание и т.п.) и устойчивые длительные переживания – внутренние чувства и состояния (любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.) – то, что объединяется понятием «эмоции» (от франц. – «волнение»). Эмоция определяется как отражение в форме психического переживания жизненной ситуации и оценочного отношения к ней. Эмоции также участвуют в познавательном процессе, повышая или напротив, снижая его эффективность.

Ценностно-волевая сфера состоит из внутренних потребностей, интересов, мотивов, целей в единстве с духовными усилиями по достижению этих целей. Главный элемент этой сферы – воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей.

На иных основаниях строится концепция, выделяющая в структуре сознания не психологические, а ценностно-смысловые элементы, «предметности», на которые направлено сознание. В основе этой концепции лежит представление о сознании как единстве противоположностей «я» и «не‑я», сформулированное в немецкой классической философии, и понятие интенциональности (от лат. – «стремление», т.е. направленность, устремленность сознания на предмет), «непустоты» сознания, предложенное немецким философом, основателем феноменологии Э. Гуссерлем. Согласно ему, содержание «не-я» составляют ценности и смыслы, на которые ориентирован человек в повседневной жизнедеятельности. Каждая личность выстраивает собственную иерархию ценностей, в качестве содержаний которых, помимо собственного «Я», могут выступать:

٠ предметы объективного мира (вещи);

٠ собственное тело;

٠ другая личность («ты»);

٠ группа, с которой человек себя идентифицирует («мы») или из которой он себя исключает («они»);

٠ абсолютное, идеальное, совершенное.

Эти элементы можно рассматривать и как этапы становления индивидуального сознания. Кроме того, эта концепция, исходящая из понимания ценностной природы сознания, позволяет выделить в нем самосознание и соотнести его с сознанием.

Тема самосознания впервые прозвучавшая у Сократа, получила дальнейшее развитие в средневековой философской мысли, в познавательном аспекте – в философии Нового времени, затем в немецкой классике, далее – в экзистенциальной и феноменологической философии, а в рамках деятельностного подхода – в философии диалектического материализма.

Согласно ей, самосознание (чувство «Я») понимается как любое возможное самоотображение, соотносимое с отображением внешнего мира. Благодаря ему мы переживаем и осознаем себя как субъекта активности, как личность, как такую уникальную точку в мире, с которой мы соотносим все другие явления действительности. При таком подходе сознание следует рассматривать как единство самосознания – активности сознания, направленной на самоё себя и иносознания – сознательной активности, направленной на внешний мир. Фундамент самосознания – чувство «Я» является основой сознания. А поскольку самосознание является неотъемлемым компонентом любого сознательного акта, то в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания, т.е. самоотображение своих телесных ощущений, собственных эмоций, процесса мышления. Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя – ущербно – то, на чем настаивал еще Сократ, обращая призыв к человеку: «Познай самого себя».

Но наряду с тем, что мы осознаем в себе и в мире, в нашей психике (от греч. – «душа») присутствует и бессознательное начало – те психические процессы и состояния, которые нами на осознаются и закрыты для волевого контроля: безотчетные эмоции, автоматизмы, неосознаваемые установки и побуждения и т.п. И хотя представление о существовании неосознаваемого имеет длительную историю, но в теоретическом ключе проблема бессознательного была впервые разработана З. Фрейдом в начале XX в. Постулируя первичность бессознательного по отношению к сознанию, Фрейд предложил свою модель субъективной реальности, в структуре которой выделил три инстанции: «Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, «Я» - сфера сознательного и «Сверх-Я» - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

В отличие от Фрейда К.Г. Юнг настаивал на символической (а не биологической) природе бессознательного, которое структурировано в виде архетипов (букв. – «древних отпечатков»).

Таким образом, множество подходов к объяснению сознания указывает на сложность и неполную проявленность этого феномена. Но в любом случае невозможно отрицать его значимость в нашей жизни, поскольку сознание выступает величайшим инструментом познания (самопознания), ориентирования в мире (внешнем и внутреннем), оценки явлений действительности и самого себя, управления (самоуправления), планирования и предвидения, накопления знаний и т.д. – то, что позволяет человеку оставаться человеком, развиваться, реализовывать свои способности и возможности.

 

 

15. Наименование темы: «Познание, его возможности и границы», лекция, отведен 1 час.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги