рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет, стороны и функции социальной философии.

Предмет, стороны и функции социальной философии. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Социальная Философия – Относительно Самостоя...

 

Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом является философское учение об обществе (= понятие более узкое, чем понятие «социум», обозначающее всё, что имеет отношение к социальному, надприродному бытию), включающее познание качественного своеобразия общества, его структуры, возникновения, развития, будущности, а также места и роли человека в обществе.

Общество в широком смысле есть устойчивое самодостаточное объединение людей, связанных различными отношениями (родственными, экономическими, духовными и др.), на основе которых складываются различные социальные общности (род – племя, касты, сословия, классы и др.) и социальные институты. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, а также организации и нормы, созданные для регулирования и поддержания определённых общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.). Наиболее фундаментальные из них – государство, собственность, семья, право, наука, СМИ, система воспитания и образования.

Общество как сверхсложная, динамично развивающаяся система является объектом социального познания в лице множества социально-научных (экономика, социология, политология и др.), гуманитарных (история, культурология, правоведение и проч.) наук, а также социальной философии.

Сложность познания общественной жизни побуждает некоторых социальных мыслителей проводить резкую грань между науками о природе и науками об обществе, т.е между познанием социальным и естественнонаучным. Это характерно для такого направления западной философии, как неокантианство, которое возникло в 60-е годы XIX в. в Германии. Его представители, В.Виндельбанд (1848-1915) и Г.Риккерт (1863-1936) утверждали, что в развитии общества, в отличие от природы, нельзя обнаружить объективных закономерностей, т.к. каждое событие здесь уникально, имеет свою индивидуальную причину и потому доступно только ценностному рассмотрению.

Ценности же (по Риккерту: истина, красота, Бог, нравственность, счастье, «личная святость») есть некие надвременные принципы, абсолютные нормы, определяющие характер человеческой деятельности. Их источник недоступен нашему познанию. Именно ценности придают единичному факту неповторимое значение, т.к. люди интерпретируют их (ценности) по-разному. Поэтому познавать реальную историю общества можно только с точки зрения единичного, а не всеобщего, как это делается в естественных науках.

Из этого делается вывод: изучая общее, повторяющееся, закономерное в явлениях, естественные науки должны руководствоваться генерализующим (обобщающим) методом, а общественные науки (науки о духе) – методом идеографическим (индивидуализирующим).

Несмотря на свою идеалистическую направленность, неокантианство наметило интересные подходы к решению проблемы разграничения двух типов знания и положило начало новой отрасли философского знания-аксиологии.

Однако, в отличие от неокантианцев, многие социальные мыслители признают закономерный характер общественной жизни и, вместе с тем, указывают, что законы общества отличаются от законов природы. Это определяет следующие особенности социального познания:

▪ его объект – общество, социальные отношения и процессы, где взаимопереплетаются объективные и субъективные, материальные и духовные факторы;

▪ законы, изучаемые им, сложнее, чем законы природы, т.к. в обществе действуют люди со своими целями, т.е. здесь проявляется множество случайных причин, которые невозможно предвидеть; в результате законы общества носят неоднозначный, статистический характер;

▪ в нём частично совпадают объект и субъект познания, т.е. общество образуют люди, они же и познают общество, а это познание небеспристрастно, т.к. включает понимание и оценку социальных явлений и событий, их различную интерпретацию;

▪ оно имеет текстовый и диалоговый характер, т. к. опирается на анализ и трактование различных текстов (хроники, документы ит.д.) и предстаёт в знаково – символическом отражении;

▪ оно тесно связано с политической практикой, с идеологией, а потому в нём явно или неявно представлены разные социальные интересы, что опять-таки ведёт к различиям в интерпретации социальных явлений;

▪ в нём проявляют себя не только рациональные, но и внерациональные формы постижения явлений общественной жизни (вера, эмоции, амбиции и т.п.), т.е. не всё здесь «просвечивается» светом разума и не всё поддаётся однозначному и окончательному объяснению.

В силу этих особенностей в социальном познании больше возможностей для различного толкования одних и тех же явлений, более прочно в нём держатся различные иллюзии и заблуждения.

Как уже отмечалось, социальное познание внутренне дифференцировано по предмету своего исследования, т.к. общество является объектом изучения не только социальной философии, но и многих других общественных наук. Объект у них один – общество, а предметы и методы разные: каждая данная общественная наука изучает отдельную сторону социальной жизни или отдельную сферу человеческой деятельности. В отличие от них социальная философия изучает общество в его целостности, в единстве всех его сторон, в самой общей логике его исторического развития, т.е. это – социальная теория предельно высокого уровня обобщения.

Но между нею и другими общественными науками существует взаимодействие: с одной стороны, социальная философия опирается на другие общественные науки, обобщает их достижения, а с другой – она выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для других общественных наук, представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний.

Истоки социальной философии уходят в античность (Сократ и, особенно, Платон, который первым понял необходимость осмысления общества), но в относительно самостоятельную область теоретического знания она выделяется с 30-40-х г.г. XIX в. Это связано, в первую очередь, с творчеством О.Конта, который ввёл в оборот термин «социология». С него начинается полемика вокруг разграничения социальной философии социологии. Главное их различие в следующем: если социология активно использует эмпирические методы исследования (КСИ) и тесно связана с социальной практикой, то социальная философия, обобщая практику определённого этапа развития общества, решает его проблемы путём логического анализа. Кроме того, важную роль в этом анализе играет аксиологический момент, т.е. оценка значения социальных явлений с точки зрения различных норм, ценностей, идеалов.

В целом социальное познание включает в себя три стороны:

онтологическая, которая заключается в познании основ общества, о движущих силах и законах его развития, т.е. о разработке теоретических моделей общества, как особого, отличного от природного, вида бытия;

гносеологическая, связанная с выяснением того, каким образом должно осуществляться познание общественных явлений, каковы возможности, границы и методы этого познания, как соотносятся логика и интуиция, разум и вера, социальные факты и идеалы («правда-истина» и «правда-справедливость», по Михайловскому), т.е. как можно достичь наиболее адекватного понимания общества;

аксиологическая, которая касается уяснения ценностей культуры, их значения для истолкования социальных явлений с точки зрения общественного блага, справедливости, уважения прав человека, содействия общественному прогрессу и т.д. А поскольку эти оценки различаются в разных социально-философских теориях, то их изучение даёт более многостороннее и полное описание общества.

Эти стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Предназначение социальной философии проявляется в следующих её взаимосвязанных функциях:

мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношения между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях;

теоретическая: состоит в том, что социальная философия позволяет проникнуть в сущность социальных явлений и процессов, познавать и объяснять их на уровне предельно общей теории, т.е. системы универсальных понятий, идей, принципов с целью приближения к социальной истине;

методологическая: заключается в применении общих положений социальной философии для исследования отдельных явлений, процессов, сторон общественной жизни; в этом случае положения социальной философии играют роль общей методологии, общего ориентира для других социальных наук и социальной практики;

прогностическая: выражается в том, что положения социальной философии способствуют предвидению общих тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных последствий деятельности людей, т.е. позволяет обществу моделировать своё будущее (с 40-х г.г. XX в. в западной науке с этой целью выделяется особая область знаний-футурология).

Таким образом, социальная философия, изучая человека как социального субъекта, общество во взаимодействии его сторон, законы функционирования и развития общества, выступает важнейшей формой самопознания человечества, стремясь ответить на такие мировоззренческие вопросы, как: «Кто мы? Откуда? Куда мы идём?» (П.Гоген).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет, стороны и функции социальной философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги