рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Древнего Китая.

Философия Древнего Китая. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Культура Древнего Китая, В Лоне Которой Формировалась Его Фил...

 

Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармоничного целого, обращение к гадательной практике – магическому общению с духами посредством гадательных книг и костей. Китайскому мышлению присущи также представления о цикличности времени, о сходстве устройства человека и окружающего его мира – природы и космоса.

Одно из приоритетных периодизаций китайской философии – её деление на хронологические периоды по порядку смены правящих династий. Это философия:

периода Чуньцю (VIII –Vв.в.до н.э.) – Чжаньго (V-III в.в.до н.э.);

эпохи Хань (II в.до н.э. – II в.н.э.);

послеханьская средневековая философия (III – X в.в.).

Философия периода Чуньцю – Чжаньго. Ведущее произведение этого периода, лежащее у истоков философской культуры Китая – «И – Цзин» - «Книга перемен» (VIII – VII в.в.до н.э.). Она обозначила переход от мифологического к философскому познанию мира и его изменению за счёт взаимодействия двух начал – Ян (мужское, светлое, активное) и Инь (женское, тёмное, пассивное). Их чередование есть путь – дао = путь всех вещей и всего мира.

Диалектика Ян и Инь проявляется в их динамических взаимопереходах, в симметрии вращения, что иллюстрируется древним китайским символом – знаком Великого Передела. Пара Инь и Ян – великий лейтмотив всей китайской культуры. Из их взаимодействия возникает 5 первоэлементов или движущих начал – дерево, огонь, земля, металл, вода.

Эти представления связываются с судьбами людей и общества: Китай, также определяемый волей Неба – Поднебесная, а его правитель – Сын Неба. От того, как правитель Китая исполняет волю Неба, зависит порядок и в мире людей, и в Космосе – Дао.

В 221 г.до н.э. осуществился приход к власти династии Цинь, объединившей Китай в единую империю. Столетие, прнедшествовавшее династии Цинь, было периодом противоречивого перехода Китая к феодальному обществу, что дало мощный импульс расцвету философской мысли. Поэтому эпоху Чжаньго именуют временем соперничества «ста школ». Главные из этих школ (цзя):

конфуцианство – школа служилых людей – жу цзя;

даосизм – дао цзя;

школа моистов – мо цзя;

легизм (школа законников) – фа цзя;

школа инь – ян и пяти элементов (натурфилософы) – инь-ян цзя;

школа имён (номиналистов) – мин цзя.

Школа служилых людей – конфуцианство. Его основоположник – Конфуций (551-479 до н.э.), взгляды которого отражены в книге «Лунь-юй». Главная для него категория – небо = синоним судьбы и силы, обеспечивающей порядок в природе. В человеческих же отношениях этот порядок обеспечивает традиция, религиозный ритуал, этикет – «ли», т.е.нормы общественного поведения. Поэтому воспитание благородных мужей означает приобщение к «Жень» - человечности (« не делай другим того, чего не желаешь себе» и другие нравственные правила Конфуция). Главной основой жень выступает сяо – сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим, в том числе, по положению.

«Благородный муж» для Конфуция – не только этический, но и политический идеал. Стремясь соответствовать этому идеалу, правитель должен управлять на основе добродетели и своим примером учить подданных должному поведению. Правительственная деятельность должна начинаться с «исправления имён» (чжен-мин): каждый должен следовать своему призванию, положению, обозначенному в именовании (статуса, должности) и соответственно действовать и поступать.

Даосизм. Основателем считается легендарный мыслитель Лао-цзы (VI-V в.в. до н.э.). В центре его учения – категория дао – первоначало мира безличный мировой закон, путь, по которому следует вся природа и человек. Путь – Дао = беспредельный и непознаваемый исток бытия, одновременно и пустой, и неисчерпаемый, и безымянный и обладающий именем, и бездействующий, и делающий всё и т.д. Так действует Дао, обеспечивая постоянное взаимодействие противоположностей и их переход друг в друга.

В результате мировой порядок не зависит от воли человека, а постичь путь (дао) и получить благодать (дэ) можно только при помощи слияния с дао, освобождения от желаний и страстей, смирения, покоя, благородного недеяния.

Моизм – по имени основателя Мо-цзы (около 475-395 до н.э.). Критикуя Конфуция в зрелый период творчества, он утверждал: в противовес покорной воле Неба, люди должны стремиться улучшить существующий порядок, утверждая нормы человеколюбия, долга и взаимной выгоды.

Легизм (от лат.-закон) – школа законников (Шан-Ян, Шень Бухай и др.). В борьбе с кнфуцианством они утверждали: политика несовместима с нравственностью; поддерживая порядок в стране, нужно исходить не из нравственных качеств людей, а из законов, а вместо убеждения применять силу принуждения, ибо людьми движет эгоизм и противостоящие друг другу интересы.

А потому, чтобы избежать всеобщей вражды, государство должно вмешиваться в общественные отношения, поощряя законопослушных и карая провинившихся на основе законов. Перед законом все равны, кроме правителя, который является единственным творцом законов. Созданная легистами концепция деспотического государства просуществовала до начала XX столетия.

Школа инь-ян и пяти элементов ярко представлена в учении Цзоу Яня (III в. до н.э.). Согласно ему, в основе Вселенной находятся диалектически связанные и сменяющие друг друга 5 элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Сменяемости элементов соответствует и сменяемость правления династий в обществе: каждая династия правит под знаком определённого элемента.

Учение номинализма (школы имён) получило распространение в IV-III в.в.до н.э. в творчестве Хуэй Ши и Гунсунь Луна, которые сосредоточились на логико – гносеологических исследованиях и, главным образом, на вопросе о соотношении понятий-имён (мин) и реальных вещей. После III в. номиналисты утратили влияние, поскольку их проблематика считалась далёкой от практики.

В дальнейшем развитие китайской философии характеризовалось усилением влияния конфуцианства, особенно в период династии Хань. Большую роль в этом сыграл философ и политик Дун Чжуншу (179-104 до н.э.), который обновил конфуцианство, включив в него некоторые положения легизма и других школ и придав ему теологический характер.

Постепенно в Китае вызревала идейная оппозиция школе Дун Чуна в лице Ян-Сюна, Лю-Аня и особенно Ван Чуна (27-100 н.э.), радикального философа – материалиста, умелого полемиста, высоко оценённого только в XX в.

В послеханьский, средневековый период развития китайской философии происходит и усиливается полемика между проникшим в Китай буддизмом (принял впоследствии форму чань-буддизма), с одной стороны, и , с другой – даосизмом и конфуцианством, которые, в свою очередь, полемизируя и влияя друг на друга, трансформировались в неодаосизм и неоконфуцианство.

В XX в.китайская философия прошла через стадии «вестернизации», реконструкции традиционной философии (особенно неоконфуцианства) и триумфа марксизма, который к 1949 г. принял форму маоизма.

 

 

3. Наименование темы: «Античная философия», лекция, отведен 1 час.

 

 

3.1. Общие особенности и периодизация античной философии.

3.2. Развитие философских учений периода античности:

а) ранняя древнегреческая философия;

б) классическая философия Древней Греции;

в) поздняя греко-римская философия.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Древнего Китая.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги