рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факторы развития общественного производства.

Факторы развития общественного производства. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Рассмотрев Экономическую Подсистему Общества...

 

Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам факт этого развития сомнений не вызывает. Заметим, что четкое отграничение этих факторов невозможно, т.к. они взаимопереплетаются, частично пересекаются, отражая детерминанты развития материального производства в несколько разных аспектах и ракурсах. Учитывая всю условность разделения этих моментов развития общественного производства, рассмотрим их более предметно. Это:

▪ непрерывный рост потребностей (личных и самого производства);

▪ научно-технический прогресс;

▪ взаимоотношение производительных сил и производственных отношений;

▪ взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни:

▪ влияние на материально-производственную сферу других сторон общественной жизни, особенно политико-правовой.

Наиболее глубокими источниками развития общественного производства являются экономические потребности людей и потребности развития самого производства, которое ориентировано, в конечном счёте, на удовлетворение потребностей человека и общества. В развитии общества отмечается объективная закономерность – непрерывный рост потребностей. Увеличение потребностей связано и с ростом народонаселения, и с изменением образа жизни людей. По мере развития общества возникают новые, более совершенные способы удовлетворения старых потребностей и новые, ранее не существовавшие потребности, которые становятся стимулом дальнейшего развития способа производства.

Нельзя забывать и о потребностях самого производства, т.е. о потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Отметим и то, что сами потребности, не только производственные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг.

Большую роль в развитии производства играет фактор научно-технического прогресса. Это связано с возрастанием роли науки и применением её достижений для совершенствования техники, производственных технологий, организации производства.

В XX в. происходит научно-техническая революция (НТР). Суть в том, что если в прошлом наука и техника развивались относительно самостоятельно, то современная НТР понимается как органическая взаимосвязь революции в науке и технике. Это – превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Этот процесс ведёт к созданию и внедрению таких технических устройств, которые вызывают качественные изменения в производстве, преобразовывают его энергетическую и вещественную основу, технологию производства.

Но НТР затрагивает и другие сферы общества, влияя через них на состояние и развитие общественного производства: поскольку изменяется характер труда и требования к работникам, требуются изменения системы образования и воспитания, управленческой деятельности и т. д.

Следующий фактор – взаимоотношение производительных сил и производственных отношений, которые меняются в ходе истории, представляя, в то же время, стороны единого целого – способа производства. Но они – разные стороны, изменяются не одинаково и играют разную роль в развитии общества. Каждая из этих сторон имеет определённую структуру и источники развития. Например, развитие производительных сил, происходит постоянно за счёт противоречивого взаимодействия всех образующих их компонентов – предметов труда, средств труда и рабочей силы. Главная детерминанта развития производительных сил – взаимодействие средств труда и рабочей силы.

Суть в следующем: специфика производства в каждую историческую эпоху определяется, прежде всего, уровнем развития техники, орудий труда. Не случайно исследователи различают эпохи истории (каменный век, бронзовый век, железный век) в зависимости от того, какими средствами труда осуществляется производство. С характером орудий труда связан уровень развития рабочей силы, поскольку смена техники требует новых трудовых навыков, производственного опыта. С появлением новых орудий труда возникают новые профессии. С другой стороны, изменение, совершенствование, модернизация орудий труда – результат творческой деятельности человека. Т.е. взаимодействие техники и человека (рабочей силы) является источником развития и техники, и рабочей силы.

Развитие производственно-производственных отношений также вытекает из взаимодействия их структурных элементов. Производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление тесно связаны и взаимодействуют друг с другом: противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением (потребительский спрос) составляют движущие силы развития всей экономической жизни общества.

В то же время, производственные отношения складываются в зависимости от достигнутого уровня производительных сил. Характер средств труда диктует необходимость определённых отношений между людьми. Так, переход от феодальных к капиталистическим производственным отношениям был подготовлен развитием производительных сил. При капитализме мануфактура, а затем машинная техника продуцировали капитализм свободной конкуренции, а затем государственный монополистический капитализм. И сегодня более высокий уровень производительных сил, обобществления труда обусловил появление транснациональных корпораций.

Динамику взаимоотношения двух сторон способа производства выразил К.Маркс в законе, который называют законом соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Согласно ему, производительные силы постоянно меняются в силу возвышения человеческих потребностей, а также диалектически противоречивого взаимодействия человека и средств производства. Производственные отношения более консервативны, т. к. их удерживает господствующий класс. Поэтому они меняются медленнее, начинают отставать от производительных сил и тормозить их развитие.

В результате возникает несоответствие между новым уровнем развивающихся производительных сил и существующими производственными отношениями. Достигая критической точки, это противоречие рано или поздно разрешается путём социальных революций и реформ, следствием которых является переход к новым производственным отношениям. Новые производственные отношения дают простор для дальнейшего развития производительных сил, а на этой основе прогрессивно развивается и всё общество.

Следующий фактор развития общественного производства – взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества. О содержании этих понятий уже шла речь выше. Теперь – о взаимодействии этих сторон. Главное здесь в том, что те объективные экономические условия, в которых действуют люди (экономические потребности и интересы, производительные силы и производственные отношения, экономические законы) отражаются в их сознании.

Экономическое сознание, влияя на поведенческие установки людей, их волю, цели, ценностные ориентации, мотивы, определяет характер и направленность их экономической деятельности, каковая, в свою очередь, становится важнейшей движущей силой развития производства. Марксизм правомерно считает, что наибольшим потенциалом преобразовательного воздействия обладают побуждения и настроения (например, недовольства существующей экономической ситуацией), которые приводят в действие большие массы людей – социальные группы, нации, народы.

При этом: в зависимости от того, правильно или неправильно экономическое сознание отражает и оценивает действительность, оно может служить как ускорителем, так и тормозом развития экономики. То же касается и объективных экономических интересов различных социальных групп и отдельных людей – то, что отражается на их материальной заинтересованности в результатах труда, в его производительности.

Можно говорить об истинной и ложной (иллюзорной) сознательной экономической заинтересованности в зависимости от того, насколько правильно отражены в ней экономические интересы людей. Отражая их более или менее адекватно, истинная заинтересованность позволяет субъекту действовать в соответствии с тем, что объективно в его экономических интересах. Ложная (иллюзорная) заинтересованность субъекта не соответствует его объективным экономическим интересам, отражает их в искажённом виде. Исходя из неё, субъект действует вопреки своим подлинным интересам.

Осознание объективных экономических интересов различных социальных групп, отдельных личностей и государства, их учёт и согласование, является центральным звеном сознательного, в том числе научного, воздействия людей на экономические процессы – то, что можно назвать проявлением рациональности, т.е. интеллектуального начала в экономической жизни общества. При этом следует учитывать, что общественная жизнь чутко реагирует на применение тех или иных экономических концепций, идей, моделей. Успехи японской экономики, например, вряд ли можно объяснить только спецификой национального характера, многое объясняется внедрением экономического мышления, нацеленного на жёсткую конкуренцию, особое внимание к подготовке кадров, обязательностью перед фирмой и партнёрами, коллективному обсуждению проблем, моральным стимулам и т.д.

На этом примере видно, что большая роль в рациональном воздействии на экономические процессы принадлежит разным сторонам общественной жизни – четвёртой группе факторов, воздействующих на развитие материального производства. Главный среди них – воздействие политико-правовой подсистемы общества: отношения собственности являются правовыми, а государство – важнейший регулятор экономики. В этой связи одним из важнейших является вопрос о степени влияния государства на экономику.

Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А.Смитом в XVIII в., предлагает полное невмешательство государства в экономическую сферу. Современные экономические концепции в этом вопросе не столь категоричны: государство, конечно, вмешивается в рынок через контроль над правовыми институтами. Государство должно: создавать хозяйственное законодательство и рынок денег; осуществлять борьбу с инфляцией и монополизмом; решать экологические проблемы; финансировать общенациональные программы; осуществлять более справедливое перераспределение доходов; в случае необходимости предпринимать антикризисные меры и т.п.

Однако вмешательство государства в экономику имеет пределы, нарушение которых может блокировать регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Более опосредованной оказывается связь экономической и духовной сфер общества. Тем не менее, на состояние и развитие экономики оказывают влияние массовая психология, культурные особенности и мировоззрение людей, в том числе, религиозное. М.Вебер, например, показал, что огромную роль для становления капиталистической зкономики сыграла протестантская этика: в протестантском мировоззрении профессиональный успех рассматривается как свидетельство богоизбранности человека, его предопределённости к спасению. Грехом является отсутствие работы, если она возможна. Как следствие, в странах, где доминирующей религией является протестантизм, утвердилась наиболее эффективная экономическая система.

Конечно, о прямом влиянии факторов духовного порядка на экономику говорить нельзя, однако они могут опосредованным образом стимулировать или, напротив, тормозить развитие экономической сферы.

Российскому обществу, чтобы войти в современный цивилизованный рынок, нужны такие условия, как: капитал; свободное предпринимательство, сопряжённое с ценностями социальной справедливости; неприкосновенность частной собственности; инновационные механизмы и современные высокоэффективные технологии, а также высокий профессионализм всех субъектов экономической, производственной, предпринимательской, финансовой и политической деятельности. Наши реалии последнего времени показывают, что крайне важными являются и правовые гарантии перечисленных выше условий.

 

 

20. Наименование темы: «Политическая жизнь общества: сущность, структура, трактовки», лекция, отведен 1 час.

 

20.1. Политическая жизнь общества: сущность, структура, трактовки.

20.2. Роль государства в политической жизни общества.

20.3. Политическое бытие общества и политическое сознание.

 

20.1. Политическая жизнь общества: сущность, структура, трактовки.

 

Прежде всего, важно выяснить, что изучает философия политики или политическая философия. Дело в том, что политическая жизнь общества изучается многими науками: политологией, политической социологией, политической психологией, политической географией и др., а также философией.

В отличие от других наук философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их целостности, взаимной связи и взаимодействии с другими сторонами общественной жизни – то, что становится предметом интереса такой отрасли знания, как политическая философия.

В общем выражении политикуможно определить как сферу отношений между общественными классами, нациями, слоями и др. историческими сообществами по поводу государственной власти и государственного устройства. Политика носит универсальный, всеохватывающий характер, так как способна воздействовать на любые стороны жизни общества посредством фактора политической и, прежде всего, государственной власти.

Таким образом, в центре политики оказывается проблема власти, ее завоевания, удержания и использования с целью сохранения определенной социальной системы и (или) ее изменения.

Являясь важнейшим элементом политической жизни общества, политическая власть, однако, не исчерпывает ее. Политическая сфера включает в себя следующие компоненты:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факторы развития общественного производства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги