рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическое бытие общества и политическое сознание.

Политическое бытие общества и политическое сознание. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Философский Анализ Политической Жизни Общества Не Может Быть ...

 

Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание представляет собой систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами. Специфические особенности политического сознания:

• высокая степень выражения и отражения в нем социально-классовых интересов;

• активное влияние на другие формы общественного сознания.

Политическое сознание структурируется по разным основаниям.

 

Структура политического сознания.

 

           
 
 
   
   

 


Итак, в зависимости от того, кто является субъектом (носителем) сознания, различают массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Массовое сознание – реально действующее политическое сознание той или иной массовой общности людей, участвующее в политической жизни и влияющее на нее; важнейшим его проявлением выступает общественное мнение.

Групповое политическое сознание – обобщенное сознание конкретных больших (классы, социальные группы и слои) и малых (политические элиты, группы давления и т.д.) групп, связанных с политикой.

Индивидуальное политическое сознание – система знаний, мотиваций, ценностных ориентаций, обеспечивающих познание отдельным человеком политики и участие в ней через процесс политической социализации.

Обыденное политическое сознание – аморфное, несистематизированное, фрагментарное, подверженное эмоциональному воздействию духовное образование, устойчиво влияющее на поведение субъектов политики. Оно формируется стихийно, на основе жизненного опыта людей и в значительной мере – в итоге целенаправленного манипулирования со стороны политических организаций, СМИ, пропаганды.

Способом выражения обыденного политического сознания является общественная психология. Сюда входят такие факторы человеческой психики, как: чувства, инстинкты, привычки, стереотипы, которые формируются у граждан в условиях определенной политической культуры и которые выражают их отношение к деятельности государства, политических партий и лидеров.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как целостная, систематизированная совокупность взглядов, концепций, социально-политических идеалов, выражающая потребности и интересы определенных социальных групп и обосновывающая политические действия с целью реализации этих интересов.

Существуют разные трактовки политической идеологии: если для К. Маркса, например, идеология – это сугубо классовое явление, то для Т. Парсонса это – система ценностей данного общества, а для К. Мангейма – форма мифологизированного сознания, скрывающего истинное положение вещей и т.д. В каждом из этих подходов есть рациональное зерно, что видно из социального предназначения идеологии, которая:

• обосновывает и направляет внутреннюю и внешнюю политику государств;

• определяет цели и задачи классов, а следовательно, стратегию и тактику партий;

• стремится дать оценку тому или иному политическому режиму – апологетичную или критическую;

• способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей, лозунгов, побуждая их к определенным политическим действиям. Именно в этом мобилизующем, важнейшем для идеологии смысле Д. Белл говорил о ней как о «переводе идей в социальные действия».

Форма выражения политической идеологии – программы и уставы партий, конституции государств, теоретические выступления идеологов, политических деятелей и т.п. Каждая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды как средства распространения политических идей и другие формы политического воздействия на массы. То есть идеолого-теоретический и обыденно-психологический уровни политического сознания находятся во взаимодействии: политическая идеология воздействует на политическую психологию, рационализирует ее; учитывая в то же время массовые политические настроения, состояние политической психологии.

Востребованность идеологии социальной практикой знала взлеты и падения: эпоха Просвещения провозгласила рождение и значимость идеологий, но в середине XX в. американский футуролог Д. Белл заявил о конце идеологий (деидеологизации), ненужности их существования – мысль, которую подхватили другие американские теоретики: З. Бжезинский и Р. Бейли.

Иначе смотрит на эту проблему американский ученый Ф. Фукуяма (кн. «Конец истории и последний человек», 1992 г.), который утверждает, что с окончанием холодной войны мир подошел к повсеместному распространению западной либеральной демократии, которой нет идеологической альтернативы.

Однако социальная практика показывает, что старые «большие» идеологии уходят, распадаются на новые, более мелкие и между ними происходят сложные процессы трансформации, взаимопереплетения и взимоотталкивания. Среди них: либеральная, социал-реформистская, социалистическая, анархистская, консервативная, националистическая и т.д. Многие их них сегодня – с приставкой «нео». Например, явно неоанархистский потенциал приобретает в XXI в. движение антиглобалистов. Среди его ведущих идеологов – итальянец Тони Негри, именующий себя последним планетарным коммунистом.

При этом наиболее заметна роль в политической жизни современного общества либеральной, консервативной и радикальной идеологий. В чем суть этих типов идеологии?

Либерализм (от лат. – «свободный») – политическая идеология, исходящая из приоритета свобод и прав личности (на жизнь, свободу, собственность), которые можно реализовывать посредством развития демократии, разделения властей, политического плюрализма и верховенства закона (правового государства), отмены ограничений для свободного предпринимательства, невмешательства государства в экономическую, частную жизнь граждан, достижения консенсуса в решении важнейших политических проблем.

Изначально это была идеология молодого, стремящегося к власти класса буржуазии. Истоки либерализма относятся к XVII – XVIII в.в. Их можно проследить в работах Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др. Философская основа либерализма – прогрессистский оптимизм, рационализм, т.е. вера в безграничные познавательные возможности человеческого разума и разумное устройство общества на основе главной идеи либерализма – идеи свободы личности.

Но с конца XIX – начала XX в.в. начинает происходить пересмотр некоторых положений либеральной идеологии: в ней усиливаются идеи социальной справедливости и солидарности, увеличения роли государства в обеспечении индивидуального и общественного блага, в чем ощущается воздействие социал-демократических и умеренно-консервативных идеологий, которые, в свою очередь, испытывают влияние идей либерализма.

Консервативная и радикальная идеология – это критика либерализма справа и слева.

Консерватизм(от лат. – «сохраняю») – течение социально-политической мысли, которое исходит из приоритета индивидуальных ценностей, выступая за сохранение исторически сложившихся традиций, форм государственной и общественной жизни (семья, нация, религия, собственность и др.). Его принципы – порядок, стабильность, традиционализм.

Создателем политической философии консерватизма считается Э. Бёрк, книга которого «Размышления о революции во Франции» (1790) до сих пор воспринимается сторонниками консервативного подхода как «библия консерватизма». В его разработку внесли большой вклад также Л. де Бональд и Ж. де Местр. Возникновение консерватизма было обусловлено в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию, и в этом смысле данная идеология изначально имела антибуржуазный характер. Ее философская основа – понимание общества и государства как результата естественной эволюции, а не договора между людьми, обоснование полной зависимости человека от существующих отношений, мысль о несовершенстве человеческой природы и ограниченности человеческого разума, о врожденном неравенстве людей, сдержанное отношение к идее свобод для неразумных масс.

С конца XIX в. начинается эволюция консерватизма, в том числе под влиянием идей нового либерализма: им принимаются, например, принципы парламентаризма, роли рынка, свободной конкуренции и др., хотя и сегодня в сложном конгломерате идей консерватизма продолжает существовать и такая его разновидность, как традиционализм. Вместе с тем все большим влиянием пользуется такая его версия, как либертаризм, который окончательно оформился в первой половине XX в. Его идеологи – Ф. Хайек, Р. Нозик и др., сохранив внешнюю форму классического либерализма, придали ей консервативное содержание, то есть либерализм и консерватизм – некогда полярные позиции идейно-политического спектра, все больше оказываются в зоне пересечения ценностей и принципов друг друга.

Радикализм (от лат. – «корень») – социально-политические идеи и действия, направленные на коренное изменение основ общественного устройства, социальных отношений и институтов, в том числе политических – то, что означает разрыв с признанной традицией. Радикализм, возникнув в 30-х годах XIX в., поначалу выступал под буржуазно-демократическими лозунгами – «Свобода, равенство, братство». В дальнейшем радикализм изменяется, приобретая разное содержание в разных вариантах. Соответственно можно говорить о радикализме:

социально-политического толка (коммунистическая идеология в формах марксизма, большевизма, сталинизма);

националистического толка – фашизм, национал-социализм;

анархического толка.

На сегодняшний день каждая из этих идеологий существует в той или иной степени в разных организациях и движениях, в том числе и в России. В последнее время у нас много говорят об экстремизме. В связи с этим можно отметить следующее: в отличие от радикализма экстремизм обусловлен не целями политического действия, а применяемыми насильственными средствами.

Подытожим. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти.

Центр политической системы – государство, важнейшая характеристика которого – политический режим. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Основой правового государства является гражданское общество, социальная база которого – средний класс.

Для выстраивания политической системы современной России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

 

21. Наименование темы: «Правовая сфера жизни общества», лекция, отведён 1 час.

 

21.1. Право и правосознание.

21.2. Правовое состояние общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическое бытие общества и политическое сознание.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги