Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
Основная проблематика западноевропейской средневековой философии. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».
Рассматривая Основную Проблематику Западноевропейской Среднев...
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Августин Блаженный (354-430), работы: «Исповедь», «О граде Божьем» и др. – к христианской религии пришёл уже в зрелом возрасте.
Бог, с точки зрения Августина – наивысшая сущность, он сотворил мир и продолжает его творить. При этом всё существует и проявляется благодаря божественной воле. Бог также – цель и причина всякого познания, просветляющая человеческую мысль и направляющая её к истине.
Бог – и причина всякого блага: Августин поднимает одну из главных проблем патристики – проблему теодицеи (оправдания Бога). Согласно ему, Бог – не источник зла, берущего свои истоки в злой воле первого человека, сделавшего своих потомков носителями первородного греха.
Человек, его внутренний мир – одна из главных тем Августина: душа человека бессмертна, близка Богу и состоит из триединства (подобие божественной троицы) памяти, ума и воли. Воля выше разума и только при полном подчинении своей воли воле Бога человек может стать подлинной личностью. Главный источник богопознания – вера. Вера для Августина – высший акт человеческой воли, прошедшей через тотальное сомнение, но в дальнейшем вера нуждается в разуме, поднимающем человека к постижению божественной сущности («Верую, чтобы понимать»).
Социально-политическое учение Августина представляет историю человечества как борьбу двух царств – божьего и земного. Намечая линейную схему исторического процесса, Августин показывает этапы, ведущие от грехопадения до Страшного Суда, когда праведники будут оделены от грешников и каждому воздастся по делам его. Назначение благого государства – служение церкви, направляющей мир земной к миру небесному.
В связи с обсуждением проблемы соотношения разума и веры в богопознании, в средневековой философии обозначились два подхода: 1) отказ от рационального познания и 2) признание способности разума наряду с верой участвовать в поиске спасительной истины.
Первый подход преобладал в основном в периоды патристики и ранней схоластики. Его представители – К.С.Ф.Тертуллиан, Б.Клервосский, Ф.Ассизский и д.р. Тертуллиан, например, утверждал: верить в то, что постижимо разумом, бессмысленно, а верить нужно в то, что выше человеческого разумения и потому не стоит искать логику в религиозных догмах. Т.е. вера несовместима с разумом, они – антиподы (Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно»).
В период схоластики намечается и другой подход, признающий за разумом определённые права. Так, Августин Блаженный сближает веру и разум. Но вера относится скорее к воле, чем к разуму. Акт воли должен предшествовать акту знания: человек должен сначала уверовать в Бога и только затем попытаться его познавать. Сходную позицию занимал Ансельм Кентерберийский, который тесно связывал философскую истину-разум и истину откровения – веру.
Ещё дальше в развитии принципа единства (гармонии ) веры и разума идёт выдающийся систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский(1225-1274) в своих работах «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Согласно ему, к познанию Бога можно придти двумя путями: 1) понятийно – рациональным (Итины разума как предмет философии) и 2) нерациональным – через веру (истины откровения как предмет теологии).
Эти пути, согласно Аквинату, не противостоят друг другу, ибо они:
▪ имеют единый предмет – Бога и созданный им мир;
▪ дополняют друг друга;
▪ созданы Богом как два необходимых источника познания;
▪ ведут к богопознанию и спасению души.
Отсюда – вывод: вера в важнейшие религиозные догматы может быть обоснована при помощи разума, но вера выше разума, который играет по отношению к ней служебную роль.
Руководствуясь принципом гармонии веры и разума и креационистски перетолковывая Аристотеля, Фома Аквинский выдвигает пять классических доказательств бытия Бога:
1) всё, что движется, движимо кем – то, это и есть перводвигатель, коим является Бог;
2) всё, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3) случайное зависит от необходимого, а первоначальной необходимостью является Бог;
4) всё, что существует, имеет различные степени совершенства, следовательно, должно быть высшее совершенство – Бог;
5) всё в мире имеет цель, или смысл – значит, существует разумное начало, которое направляет всё к цели – Бог.
С XIV в. учение Аквинского становится официальной доктриной римской католической церкви, а с середины XIX в. оно трансформируется в философию неотомизма.
Фома Аквинский глубоко разрабатывал многие проблемы, в том числе, важнейшую проблему средневековой схоластики – проблему соотношения общего и единичного. По решению этой проблемы развернулся знаменитый спор об универсалиях (от лат. – «общее»): обладают ли универсалии реальным существованием или нет? В этом споре обозначились две основные позиции: 1) реализм и 2) номинализм (от лат.- имя, наименование).
Представители реализма (И.С.Эриугена, Гийом из Шартра, А.Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально (до вещей) и в конечном счёте связаны с Богом, т. е. универсалии – идеальные начала в уме Бога.
Наиболее удобным для церкви оказался умеренный реализм Фомы Аквинского, который утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах как их сущности; 3) после вещей как понятия о них в человеческом разуме.
Представители номинализма (И.Росцелин, Р.Бэкон, У.Оккам, Д.Скот и др.) утверждали, что общее (универсалии) не может существовать самостоятельно. Реально существуют только единичные, конкретные вещи. Общее же существует в сознании человека как понятия о вещах. При этом крайние номиналисты считали универсалии только наименованиями предметов – звуком, словом, именем (И.Росцелин).
Крайности реализма и номинализма стремился преодолеть, например, П.Абеляр (1079-1142), разработав учение концептуализма, однако борьба этих двух направлений прошла через всё средневековье. Но в конечном счёте именно усиление позиций номинализма привело к саморазложению средневековой схоластики, благодаря, в частности: принципу, получившему название «бритвы Оккама» (понятия, не поддающиеся опытной проверке, должны быть удалены из науки), а также теории двойственной истины: необходимо признать наличие двух независимых истин: истины откровения – религии и истины науки, т.к. у них разный предмет: предмет науки – познание природы, а предмет религии – спасение души (Аверроэс, У.Оккам).
Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.
5. Наименование темы: «Философия эпохи Возрождения»; лекция, отведён 1 час.
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
С
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов