рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Эпоха Возрождения (Ренессанса) Охватывает Период С Xiv По Нач...

 

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, переворот в системе ценностей. В это время происходит секуляризация культуры, т.е. её постепенное освобождение от религии и церковной регуляции.

Это касалось и философской мысли. Например, натурфилософия (=философия природы как единого целого) носила антисхоластический и пантеистический характер. Пантеизм (греч. – «всебожие») – такое учение, которое прямо не отрицая бога, отождествляло его с природой.

Но главная черта культуры и философии Возрождения – её антропоцентризм, поскольку центральным предметом интереса становится человек. Человек рассматривается здесь как индивидуальность, как творец самого себя, как господин над природой. Общую устремлённость учения о человеке выразила идея гуманизма. Гуманизм – такой образ мышления, который рассматривает человека и его благо как высшую ценность, который утверждает его индивидуальность, самостоятельность, права и достоинство как личности, в том числе, его право на земное счастье, на наслаждение и удовлетворение всех потребностей.

Гуманизм Ренессанса стимулировал интерес к культурному наследию античности. Мыслители той поры – «титаны духа» - стремились выразить запросы своего времени через обращение к античной культуре и философии, как бы возрождали её. Но, обращаясь к античности, они создавали по существу, новое мировоззрение, приводившее к обожествлению как природы, так и человека.

Если средневековье относилось к античности как к авторитету, то Возрождение – как к идеалу, причём, эстетическому, т.к. философия того времени выступает в тесном содружестве с искусством. В культуре в целом доминирует эстетический аспект анализа реальности.

Новое философское мировоззрение разрабатывалось в трёх главных направлениях: 1) гуманистическом; 2) натурфилософском; 3) социально-политическом.

Первое направление разрабатывалось выдающимися гуманистами Возрождения. В отличие от официальных схоластов – теологов, занимавших кафедры университетов, гуманисты били публицистами, поэтами, риторами. Опираясь на разные учения античной философии, они переосмыслили место человека в мире, делая акцент на его деятельной, творческой сущности.

Так, Ф.Петрарка (1304-1374) считал главной добродетелью человека искусство быть свободным. Л.Валла (1407-1457), находившийся под влиянием эпикуреизма, считал: добродетельно то, что относится к инстинкту самосохранения и стремлению к удовольствию. В целом этика Валы носит индивидуалистический характер.

М.Фичино(1433-1457), придерживавшийся линии платонизма, утверждал: человек, стремясь к свободе, должен совершенствоваться, а тем самым возноситься к Богу. Наиболее выдающимся членом кружка Фичино был Пико делла Мирандола (1463-1494), В «Речи о достоинстве человека» он помещает человека в центр мира и отвергает церковную догму о том, что человек создан по образу и подобию Бога. Человек, по Пико, создаёт себя сам, определяя себе и место, и лицо, и обязанность в мире.

С XV в. на первый план в философии эпохи Возрождения начинает выдвигаться натурфилософская проблематика, что было связано с развитием естественных наук. Виднейшие представители натурфилософии Ренессанса – Н.Кузанский, Б.Телезио, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей. Но наибольший интерес в представляют натурфилософские идеи Н.Кузанского (ранняя натурфилософия) и Дж.Бруно (поздняя натурфилософия Возрождения).

Николай Кузанский (1401-1464) внёс большой вклад в развитие диалектического понимания бытия. Основная работа – «Учёное незнание», в которой он использует структурно-математический метод.

Христианский догмат о божественном триединстве Кузанский перерабатывает в диалектическое учение о Боге, мире и человеке. Исходя из пантеистического тезиса «Единое есть всё», он утверждает: природа, Вселенная производна от Бога как бесконечного единства, средоточия единства абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Переход от Бога как мировой потенции к миру есть постоянное развёртывание этого первоначального единства, этих божественных глубин, есть переход от единства к множественности. Мир – это как бы «манифестация» Бога, его вещный, физический облик и, таким образом, Бог присутствует во всех творимых им вещах.

Вселенная, будучи божественным творением, неотъемлемо присутствует в Боге. Бог же есть и центр (точка), и окружность Космоса, он везде и нигде, он «есть всё, но также и ничто», а потому, хотя мир и не бесконечен, но его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. «Бог во всём и всё в Боге» - вот итоговый тезис учения Кузанского.

Согласно ему, человек, выражая совершенство творения, ближе всего стоит к Богу и, в то же время, он – микрокосм, или человеческий мир. Его природа заключает в себе способность через развёртывание понятий (подобие божественного творчества) познавать бесконечность.

Дальнейшее развитие представлений Кузанского и астрономических воззрений Коперника нашло своё яркое выражение в творчестве Джордано Бруно (1548-1600). Основные сочинения – диалоги: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.

Логика его рассуждений идёт опять – таки по пути пантеизма: существующие в мире противоположности совпадают, образуя абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое. Но если так, то источник движения следует искать не вне мира, а в самом мире. То есть материя как «божественное бытие в вещах», и есть самодвижущееся бытие, в котором присутствует мировая душа и мировой разум. И весь мир предстаёт тогда как нечто живое (=гилозоизм).

Бесконечность Бога, одушевляющего материю, означает и бесконечность Вселенной, которая не сотворена и существует вечно. Отталкиваясь от Коперника, Бруно , однако, идёт дальше и утверждает: центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, п.ч. существует бесчисленное количество миров (ведь пространство бесконечно!) и у каждого из них – свой центр, своя звезда. Итак, природа есть «Бог в вещах», он находится в самой природе как её внутреннее деятельное начало, как душа Вселенной. Как видим, у Бруно, тяготеющему к материализму, Бог настолько тесно сливается с природой, что становится, по существу, её псевдонимом.

Таким образом, если у Кузанского природа погружается в Бога (мистический пантеизм), то у Бруно Бог отождествляется с природой, не существует вне материального мира (натуралистический пантеизм).

 

5.2. Социально – политическая мысль Возрождения.

 

Радикальное изменение мировоззренческих установок в эпоху Возрождения сказалось и на социально – философских и политических учениях. Вместо религиозного объяснения их основанием начинают выступать земные интересы человека и насущные практические потребности общества. Эти тенденции нашли наиболее яркое выражение в работах М.Лютера, Ж.Кальвина, Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы.

Большое влияние на становление нового философского мировоззрения оказала Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе XV-XVI в.в., которое носило, по существу, антифеодальный характер и приняло форму борьбы против католической церкви. В итоге в ряде европейских стран (хотя и разными путями) осуществляется переход к новой, протестантской церкви.

Начало Реформации положило выступление в Германии Мартина Лютера(1483-1546), теология которого содержала некоторые философские элементы. Лютер выступил против католической церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Первый его публичный демарш был направлен против индульгенций (95 тезисов, 1517г.).

В последующих реформаторских трудах он проводит следующие идеи: искупление грехов, спасение человека не зависят от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигаются чистой верой. Не нуждаясь в посредничестве «видимой» церкви, слабый, греховный индивид сам, непосредственным образом (с верой в Писание, в слово божие, как оно есть в Евангелии) обращается к Богу с просьбой о спасении.

Мир, согласно Лютеру – юдоль греха и страданий. Государство как орудие земного мира также отмечено его грехом. И тем не менее христиане должны терпеть мирскую несправедливость и подчиняться власти.

Вторая волна Реформации была связана с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564). В своём главном трактате «Наставление в вере» он, как и Лютер, утверждает: земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и т.п. При этом, однако, подчёркивается необходимость более активного включения христианина в земные дела.

Успешность в земной жизни связана с владением имуществом и его умножением. Важно только умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей. Таким образом, идеи Кальвина более смело и последовательно выразили интересы молодой буржуазии. По существу, это было начало протестантской этики как этики активного деяния.

Центром социальных теорий эпохи Возрождения становится государство, т.к. приходило осознание: только сильное централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщённость общества, а также защитить национальную суверенность перед лицом католического универсализма.

Так, стремясь к преодолению разобщённости, феодальных междоусобиц в тогдашней Италии, Никколо Макиавелли (1469-1527), опираясь на платоновское «Государство» и учитывая собственный опыт государственной деятельности, развивает учение о государстве и правилах политического поведения. Основные работы: «Государь», «Заметки о первых десяти книгах Тита Ливия» и др.

Государство, согласно Макиавелли, создано людьми, а не Богом. Оно существует для их общего блага, а потому государь должен исходить из реальных фактов, расстановки социальных сил, их имущественных интересов и интересов государственной целостности.

Поскольку государство возникает для обуздания человеческого эгоизма, верховный правитель должен действовать по особым правилам, присущим государству, ибо политика – автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости, судьбы. Политику определяют не религия и не мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Соответственно государь, не посягая на имущество и личную жизнь подданных, при необходимости, в интересах государства может прибегать к обману, насилию, жестокости, учитывая, что с врагами государства можно бороться двумя способами: 1) законами и 2) силой. Первый способ присущ человеку, а второй – зверю. Исходя из этого, Макиавелли утверждает, что политик должен уподобиться льву и лисе: лисе, чтобы обойти капканы, а льву, чтобы отпугнуть врагов.

Позже политику такого рода иезуиты подведут под формулу: «Цель оправдывает средства». Тем не менее учение Макиавелли реалистично отразило исторические условия своего времени и запрос на государственную власть антифеодального типа. При этом, анализируя разные формы государства, Макиавелли выделяет республику как наиболее правильное государственное устройство. Однако абсолютизм, согласно ему, более приемлем в тех случаях, когда государство нуждается в установлении порядка.

Рациональное политическое устройство общества представлялось многим мыслителям залогом счастья человечества. Однако, не видя перспектив для скорейшей реализации своих идей в существующих условиях, некоторые из них стали обращаться к жанру политической утопии, т.е. к разработке моделей идеального общества, соответствующего истинной человеческой природе и человеческому разуму.

Так, английский гуманист Томас Мор (1479-1555) в работе «Утопия» (= «место, которого нет»), подверг острой критике абсолютистскую организацию государства и частную собственность, разделяющую людей.

Одновременно Мор описывает жизнь на вымышленном острове Утопия, где все работают, существует демократическое правление, веротерпимость, общественная собственность на средства производства, справедливое распределение богатства…

Завершает Возрождение другая политическая утопия – «Город Солнца» итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639). испытавшего влияние идей Платона и Мора. Эта работа утверждает необходимость единства церковной и светской власти, общественной собственности на средства производства, всеобщего участия в труде, примата знания и воспитания.

В философском смысле творчество Мора и Кампанеллы значительно повлияло на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности, на философию Просвещения, теории утопистов XIX в. и марксизм.

В целом же философия Возрождения имела большое значение для преодоления средневековой схоластики и создания основ философии Нового времени.

 

6. Наименование темы: «Философия Нового времени»,лекция, отведен 1 час.

 

6.1. Теория познания в философии Нового времени.

6.2. Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги