В ХI — ХVII вв.

 

1. в конце X в. вместе с принятием христианства особое развитие получает письменность, в связи с этим изменяется тип культуры, которая становится религиозно – православной и книжной

2. традиционные идеи получают письменную фиксацию

3. стремление к всеобъемлющему охвату действительности

4. отсутствуют произведения чисто философской литературы – мысли и фрагменты философского содержания рассеяны в самых разнообразных по тематике и жанровой принадлежности сочинениях

5. развитие отечественной культуры и формирование философской мысли по существу можно рассматривать как единый процесс

6. традиционный для философии круг проблем формировался древнерусскими мыслителями не на языке науки, а на языке художественных образов и понятий

7. в более или менее чистом виде философская проблематика присутствует в переводных с греческого текстах (Иоанн Болгарский «Шестоднев», «Изборник 1073 года»; Иоанн Дамаскин «Источники знания»; Филипп Пустырник «Диоптра» и т.д.)

8. онтологические вопросы – в произведениях, затрагивающих основы бытия и раскрывающих природу материального (природного) и духовного (божественного) начал

9. представления об иерархической сущности бытия: Бог – ангел – душа, причем сам принцип небесной иерархии перенесен на природу: человек – животное – неорганический мир

10. смягченная (по сравнению с Византийской) противоположность материального и идеального начал бытия

11. стремление к гармонизации бытия

12. человек – связующее звено материального и духовного начал; равно присущ и греху и благодати

13. в философском идеализме Руси «небесное» не вытесняло из поля зрения конкретного переживания бытия – натурфилософское переживание действительности

14. гносеология (теория познания) исходила из двуединой природы человека:

плоть = чувствование

духа = разумное начало = способность к абстрагированию

15. требование – доводы разума не должны идти вразрез с христианскими догмами

16. допускался теологический рационализм – т.е. индивидуальные особенности восприятия и возможность различного толкования одних и тех же положений религиозных текстов

17. соотношение глобального хода истории с историей различных стран и народов (от сотворения мира к его концу)

18. мыслители не ограничивались описанием событий, а стремились к их обобщению

19. древнерусские авторы позволяли себе недопустимое с точки зрения религиозного канона прославление языческих князей

20. мыслители особое внимание уделяли выяснению скрытого (символического) и полезного (прагматического) значения исторических явлений