рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные вехи развития философской мысли

Основные вехи развития философской мысли - раздел Философия, Русская философия XI – XX веков 1. Формирование Философско – Богословской Мысли И Преподавание Философии В Ки...

1. формирование философско – богословской мысли и преподавание философии в Киево – Могилянской и Славяно – Греко – латинской академиях

2. развитие философии «ученого монашества», традиции исихазма (митрополит Платон)

3. философские идеи в старообрядчестве

4. возникновение и развитие светской философии

- социально – философские и этические взгляды идеологов Петровских реформ (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир)

- «корпускулярная философия» М.В. Ломоносова

5. становление университетской философии

6. антропологические идеи в русской философии (Г.С. Сковорода, А.Н. Радищев) = ид6еалы европейского периода Просвещения

 

 

- В. Н. Татищев(1686-1750)

 

- М. В. Ломоносов(1711-1765)

 

- Г. С. Сковорода(1722-1794)

 

- А. Н. Радищев(1749-1802)

Киево – Могилянская академия

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила. Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования. В коллегии изучались церковнославянский, русский, греческий, польский языки, а основным языком обучения был латинский. Студенты воспитывались в православном духе. Изучалась отечественная и мировая история, литература, поэзия, философия. Здесь также преподавались нотное пение, катехизис, арифметика, риторика, богословие. Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. В коллегию принимали детей всех сословий. В XVII веке Киево-Могилянская академия имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. Студенты могли учиться и дольше, учитывая то, что академия была высшей школой. Студенты имели право учиться в ней, сколько желали, без возрастного ограничения. Студентов не наказывали и не отчисляли за учёбу, учитывалось их тяжёлое материальное положение и болезни. Предоставлялась возможность оставаться на второй, и даже, третий год в том же классе. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Преподавателей для коллегии вначале готовили в университетах Европы, а в скором времени коллегия готовила их сама. Пётр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для существования и обучения. При нём было выстроено новое каменное помещение под школу. Оно существует и сегодня на территории Киево-Могилянской академии и известно как Трапезная или Святодуховская церковь. Умирая, Могила завещал коллегии большие средства и библиотеку, содержащую 2131 книгу, дома и дворовые постройки на Подоле, хутор Позняковский, сёла Гнидын, Процив и Ровно. В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила — это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело. Царским указом Петра I от 26 сентября 1701 года Киево-Могилянская коллегия получила статус академии, при ректоре Иосифе Крюковском.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

  • Апостол, Даниил Павлович
  • Выговский, Иван Евстафьевич
  • Дорошенко, Пётр Дорофеевич
  • Зотов, Конон Никитич
  • Иосаф Белгородский
  • Карион (Истомин)
  • Лазарь Баранович
  • Мазепа, Иван Степанович
  • Орлик, Филипп Степанович
  • Симеон Полоцкий
  • Полуботок, Павел Леонтьевич
  • Феофан Прокопович
  • Самойлович, Иван
  • Сковорода, Григорий Саввич
  • Скоропадский, Иван Ильич
  • Хмельницкий, Юрий Богданович
  • Шереметев, Борис Петрович

 

Заиконоспасский монастырь в Москве

(Славяно – Греко – латинской академия)

Славяно-греко-латинская академия,первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 под названием Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греческой академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации Славяно-греко-латинской академии принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику Сильвестру Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682, академия ставила целью подготовку образованных людей для государственного и церковного аппарата; ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей “благородных”). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а “блюститель” (ректор) — суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патр. Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики, в т. ч. Ф.П. Поликарпов-Орлов и И.С. Головин. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык. После преобразования Славяно-греко-латинской академии Стефаном Яворским (к. XVIII в.) гл. место в преподавании занял латинский язык. В 1687 в ней занималось 28 учеников, в следующем году — 32, позднее — больше. Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились многие представители столичной знати, приказного дьячества (сын дьяка Посольского приказа П.В. Лесников, кн. А.Д. Кантемир и др.), а также дети купцов, церковнослужителей и даже кабальных людей. Помимо русских, в ней учились греки, македонцы, грузины и т. д. Академию окончили М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский и др. С открытием в 1755 Московского университета значение Славяно-греко-латинской академии упало, а в ее преподавании большое место стало занимать богословие. В 1814 Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

 

 

Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади.
Гравюра нач. XIX века

Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день (12 января по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX—XXI веках — 25 января). Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля 1755 года. Граф Шувалов стал 1-м куратором университета, а Алексей Михайлович Аргамаков (1711—1757) — 1-м директором.

 

 

Вывод: характерной чертой мировоззрения эпохи становится про­возглашение идеи человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской обще­ственной мысли. Центральная проблема миропонимания мыслителей — человек, его сущность, место и роль в мире. Мыслители обосновали прин­ципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская философия XI – XX веков

Русская философия является составной частью мировой филосо фии В то же время она отлична от философии других стран и это от личие проявлялось на... Этапы развития русской философии Становление русской философии в ХI...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные вехи развития философской мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русская философия XI – XX веков.
Цель занятия –получить представление о формировании и развитии отечественной философской мысли с XI – XX вв., познакомиться с ее характерными особенностями и идейно – теоретическим

Этапы развития русской философии.
  1. Становление русской философии в ХI — ХVII вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. &n

Характерные черты русской философии.
  ♦ идеал цельности (це­лостности), рассматриваемый в единстве духовных сил человека: чувственных, эстетических, нравственных, религи­озных и р

В ХI — ХVII вв.
  1. в конце X в. вместе с принятием христианства особое развитие получает письменность, в связи с этим изменяется тип культуры, которая становится религиозно – православной и книжной

Основные вехи формирования философского мировоззрения Древнерусского общества
- 988– Крещение Руси   - появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии:

Философские идеи в культуре Московской Руси
  - 1453 г. – падение г. Константинополя   - «мировоззре­ния в красках» (развитие церковной живописи: А. Рублев «Троица»; новг

XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот период характеризуется переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Рас

Направления русской философии ХIХ - ХХ вв.
  ♦ савянофильство - А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин ♦западничество - П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги