Направления русской философии ХIХ - ХХ вв.

 

савянофильство - А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин

западничество - П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин

материализм - Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов

почвенники - Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев

религиозная философия - В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бер­дяев, П. А. Флоренский

философия ученых – естествоиспытателей – Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов

русский космизм - В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Фе­доров)

марксизм в России - Г. В. Плеханов, В. И. Ленин

 

 

«Русский марксизм»

«Русский марксизм» -отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность — в практической направ­ленности на решение задач, связанных с изменением общественно- политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов(1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материа­листического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противни­ком философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектиче­ского материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зре­ния выступают народные массы.

Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин(1870-1924). Он яв­ляется основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального раз­вития, связав их с практикой революционной деятельности, разработ­кой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обра­щается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризи­са в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение ма­терии, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма,исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимал­ся изучением политической системы, политической организации об­щества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в Рос­сии было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом эта­пе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую кри­тики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному че­рез противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в об­ществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной сво­боды. Конечной целью всей природной и социальной эволюции явля­ется достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей спра­ведливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

 

 

Вывод: