Космос эпоса - раздел Философия, Антропология мифа
Вне Всякого Сомнения, Одно Из Сущностных Звеньев Описываемой...
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового способа упорядочения мира культурных символов. Отныне все мифологические события начинают нанизываться на единую векторную ось "прошлое - настоящее". И это точка, в которой возникает феномен сознания, которое можно было бы определить как "жреческое". Это сознание, являющееся по сути пред-философским, поскольку это первый случай, когда человек вступает в сознательный диалог с мифом.
В этой связи напомню, что в одной из ранних глав настоящего исследования, а именно, в главе "Языки мифа" мною был сделан принципиальный вывод о том, что на ранних ступенях становления человеческого мышления пространство мифа - это достаточно хаотичное нагромождение "мифов происхождения", которые перекликаются друг с другом, имеют общих героев и общие темы, но не имеют сколько-нибудь целостного сюжетного построения и не претендуют на такого рода построение. Смысл этих мифов не в том, чтобы представить сколько-нибудь целостную картину мира, а просто в том, чтобы создать систему избыточных семантических полей предметов и явлений окружающего человека мира. Но человек при этом не испытывает никакого дискомфорта оттого, что его мифология не выстроена в сколько-нибудь целостную систему: он просто не знает и не подозревает об этом, поскольку мифы первоначально не имеют словесной формы бытования, а представлены в системе обрядово-ритуальных действий. А, следовательно, это такое положение дел, в котором человеку нет нужды становиться философом, т.е. человеком, осуществляющим
некую рефлексивную деятельность по отношению к основаниям собственного сознания.
Жреческая позиция сознания (подчеркну: речь пока идет о жреческой позиции сознания, а не о жречестве как о социальном институте) - это позиция, которая предваряет позицию философскую. Ведь если человек растворен в своей мифологии без остатка, у него нет нужды становиться жрецом собственной мифологии, т.е. человеком, который пытается искусственно сохранить мир своего мифологического "Я". Наоборот, жреческая позиция это та, которая уже предполагает некоторый уровень дистанцирования. И потому жреческая позиция - это та, которая занимает промежуточное положение между позициями непосредственно-мифологической и философской. Жрецы ранних религий вовсе не пытаются встать в сознательную рефлексивную позицию по отношению к мифу, они просто пытаются выполнить работу по упорядочению и систематизации мифа; однако такого рода работа неизбежно дистанцирует миф и создает возможность для последующей рефлексии.
Доповествовательно-мифологический человек просто живет, живет в состоянии полного согласия и равновесия с собственным мифом, тогда как философ - это человек, который живет, мучась. Философ - это человек, который находится в состоянии подчеркнуто рефлексивного отношения к мифу: он не просто погружен в миф, но и обладает способностью видеть этот миф со стороны и испытывать чувство дискомфорта от того, что его мифология разрознена и разобщена. Иначе говоря, философ - это человек, который ставит вопрос о смысле, а суть этого вопроса как раз и состоит в неудовлетворенности качеством упорядоченности его мифологии.
Разумеется, было бы крайним преувеличением заявить, что создание эпосов - это уже по сути философская работа. Но, если напрячь слух, пожалуй, здесь можно будет обнаружить гул приближающегося состава - можно будет увидеть некоторые предзнаменования того, что будет в последующем названо философией, а пока можно было бы определить как своеобразную пара-философию или прафилософию.
В самом деле, попытка словесного описания мифологического пространства, попытка переконструирования мифов с помощью слов впервые создает почву для дискомфорта: возникает проблема некоей взаимной сюжетной или смысловой несостыкованности и несочлененности различных мифов происхождения. Здесь-то и возникает проблема создания общей рамки и единого смысла - та проблема, которая традиционно считается базовой проблемой философии. И потому проблема создания любого эпоса
- это по сути своей парафилософская проблема, поскольку это проблема создания множества искусственных сцеплений между разрозненными мифологическими сюжетами, проблема построения целостного здания повествования, имеющего общее начало и общий конец. И заняться решением этой задачи могли только
достаточно продвинутые в рефлексивном отношении люди, способные увидеть факт разобщенности мифов, обретших повествовательную форму. В этом и состоит, похоже, феномен раннего жречества. Впрочем, о тайне раннего жречества речь чуть позже.
Вне всякого сомнения, задача сведения разрозненных мифов воедино - это задача огромной интеллектуальной сложности, учитывая тот факт,
что мифология любого народа чрезвычайно объемна. Хорошо известно, что дошедшие до нас эпические сказания имеют в своем арсенале многие десятки тысяч строк - можно себе представить, сколь фундаментальная работа упорядочения производилась безвестными составителями этих эпосов в процессе их создания. И нет никаких сомнений в том, что сами мифы, становившиеся сырьем для этих эпосов, подвергались весьма существенному переконструированию в процессе эпосотворчества.
Естественно, что создание эпосов требовало не одного столетия и даже не одного тысячелетия, коль скоро их создание означало подлинную мировоззренческую революцию. Любой эпос предполагает некую отрефлексированную целостность мировосприятия и событийную простроенность ab ovo, "с самого начала". А, стало быть, предполагает идею начала всего сущего и идею времени как некоей, определенным образом организованной связи событий. Любой эпос предполагает некую событийную последовательность, предполагает, что все события мифологического корпуса взаимно организованы во времени - вещь, совершенно немыслимая для первобытного мифологического сознания в его наиболее архаических формах. В любом эпосе есть принципиальная сложенность, искусственная выстроенность событий.
Замечу, что племена, так и оставшиеся на ступени первобытности - это племена, не создавшие феномена словесно остраненной мифологии, и, соответственно, не создавшие эпических структур. Каждый "миф происхождения" так и остался у них существовать сам по себе, и уже только силами этнографов-наблюдателей мифология этих племен насильственно превращалась в более или менее упорядоченные словесные формы и более или менее систематизировалась в мифологических сборниках, где на первые места выдвигались "мифы происхождения" Солнца, Луны и человека, а на последующие определялось все остальное, хотя это вовсе не соответствовало внутреннему распорядку функционирования этих мифов в самих племенах.
Это обстоятельство, которое отмечают многие исследователи мифа: чем древнее мифология, тем в большей степени проблема происхождения имеет в ней локальный характер, тем в большей степени миф равнодушен к проблеме происхождения мира как такового. "Такое равнодушие к вопросам происхождения мира -признак чрезвычайной архаичности австралийских мифов, и однотипных с ними - папуасских..., некоторых палеоазиатских..." 1Э, подчеркивают исследователи. "Австралийское мышление мы застаем на той ступени мифотворчества, когда космогоническая
проблема еще не стоит перед человеком, когда отдельные разрозненные мифы еще не слились в пусть противоречивую, но всеобъемлющую систему, когда не сложился любимый народный тип героя-культуртрегера, демиурга. В многочисленных мифах австралийцев действуют серые, еще обезличенные, однообразные и нехитрые герои, появляющиеся только однажды, чтобы уступить место другим безымянным персонажам" 20.
Чем древнее, чем архаичнее мифология, тем меньше в ней мотивов, претендующих хотя бы на какую-то космогоничность, тем меньше в ней претензий на выстраивание целостной системы всего сущего. Это дает основания для допущения, что в наиболее древних своих формах, т.е. формах непосредственно ритуально-обрядовых, миф вообще не предполагал никакой космогонии, не предполагал никакой последовательности происхождения мира, да и вообще был глубоко равнодушен к самой проблеме происхождения мира.
Это, в общем и естественно, если исходить из предложенной выше гипотезы о семантической природе мифа. Если миф по своей сути есть развертка семантического кода к различным словам, организующим пространство культуры, а, значит, к словам, обозначающим вещную, предметную реальность окружающего человека мира; если, другими словами, миф есть средство семантического упорядочения взаимоотношений человека с предметами и явлениями окружающего его мира, - то должно быть очевидным, что миф в своих наиболее архаических формах должен быть глубоко предметным. Попросту говоря, первобытному человеку необходим миф Луны или Солнца а так же мифы сотен и тысяч конкретных вещей и предметов, потому что это единственная основа для упорядоченного с ними взаимодействия, и оттого такого рода предметные мифы оказываются принципиально возможными. Но как, с какой стати должен у него возникнуть миф "всего сущего" или миф "космоса" или миф "мира вообще"?
Напомню: человек поименовывает окружающий его предметный мир, и посредством этого поименования каждому предмету этого мира ставит в соответствие свой миф - а, значит, навязывает этому предмету некоторые искусственные, культурные, иллюзорные смыслы, и за счет этих избыточных смыслов оказывается способен упорядочить свой диалог с миром. Но само собой разумеется, что в окружающей человека среде нет предмета под названием "космос" или под названием "вселенная", и, в общем-то, достаточно нелегко (если не сказать - невозможно) найти хоть какие-то основания для того, чтобы уже на самой древней ступени развития первобытного сознания понятие космоса, вселенной или "всего сущего" появилось. И не менее трудно предположить, что у человека этого периода могло произойти самопроизвольное зарождение идеи времени и идеи развития - а ведь любая космогония предполагает и то и другое.
Впрочем, дело ведь не только в предположениях, но и в фактах. А факты свидетельствуют о том, что и идея космоса, и идея
времени, и идея развития - суть идеи, характеризующие эпический тип сознания, а, значит, идеи, рождающиеся на определенной, достаточно высокой ступени развития первобытного мышления.
В самом деле, вопрос о происхождении мира - это по сути своей философско-эпический вопрос, поскольку сама его суть заключается в том, чтобы стянуть в одну точку - точку всеобщего происхождения - все локальные мифы и найти для всех разрозненных мифов некое общее и универсальное основание. Вопрос о происхождении мира - это вопрос о той точке отсчета, или, быть может, точке опоры, опираясь на которую можно было бы структурировать принципиально гомогенное пространство архаической мифологии (гомогенное в том смысле, что все мифы в нем принципиально равновесны, никакой миф не является приоритетным) и сделать его тем самым негомогенным, неравновесным. А структурирование хаоса разрозненных мифологических повествований в эпически организованное целое есть по сути своей работа философского сознания. Сознания, способного поставить вопрос о начале сущего, и сознания, способного поставить вопрос о структурировании хаоса. Это еще, конечно, не философия как сознательно-рефлексивное строение картины мира, но уже проступающая тенденция стихийного философствования.
Эпос не гомогенен уже потому, что у него есть начало и конец. Эпос не гомогенен потому, что в нем представлена ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ происхождения и представлена временная несоразмерность различных событий. Эпос - это то, что ПО СВОЕЙ СУТИ предполагает космогонию как особую абстракцию происхождения всего сущего. Только после того, как мифы выстраиваются в ту или иную более или менее связную последовательность, оказывается возможным философский вопрос о тайне происхождения всего сущего, оказывается возможен вопрос о начале мира как такового - вопрос, который бессмысленно искать в наиболее архаических мифологиях, но который становится своеобразным правилом хорошего тона во всех мифологиях, прошедших эпическую обработку и попробовавших вкус цивилизации. И чем более развита культура, тем в большей степени отрывочные и разрозненные "мифы происхождения" сплетаются друг с другом в некую более или менее целостную систему, объединенную идеей последовательности событий.
На основании сказанного можно выдвинуть достаточно неожиданную гипотезу: идея хаоса как первоначально-неструктурированного состояния Вселенной и идея последующего космогенеза как упорядочения хаоса вовсе не является на первых порах мировоззренческой идеей, но является МИФОвоззренческой идеей. Иначе говоря, она представляет не столько идею генезиса самой вселенной, генезиса окружающего человека мира, сколько идею превращения в целое хаоса повествовательных мифов, идею превращения разрозненной повествовательной мифологии в космос эпического повествования.
Таковы основные звенья эволюции мифа в архаическом обществе - те звенья, которые подготавливают духовную почву для возникновения феномена цивилизации. От неявной формы существования мифа, от мифа спрятанного в обрядах и ритуалах как тайное семантическое поле сакральных слов, через повествовательное отчуждение мифологической семантики, через формирование мифологических нарративов, и, наконец, к эпосу, как определенным образом упорядоченной системе отчужденных мифов - таков путь, который в соответствии с предложенным анализом проходит миф в истории первобытного общества.
Впрочем, было бы явной неточностью сказать, что с появлением эпических форм происходит гибель мифа в его генетически исходных, доповествовательных формах, и что рожденный как полисемантическое измерение слова миф словом же - но словом, обретшим инструментальную форму существования, - оказывается в конце концов убит. Просто пространство существования мифа расширяется, и расширяются формы трансляции мифа в культуре. И каждая новая ступень развития мифа никоим образом не отменяет и не преодолевает старую.
Можно говорить о трехуровневом существовании мифа на развитых ступенях культуры. И, соответствующим образом, о троякой трансляции мифа на этих поздних ступенях.
Во-первых, продолжает транслироваться само семантическое пространство языка через систему обрядово-ритуальных действий с различными предметами культуры. Между прочим, этот механизм всецело сохраняет свои права и по нынешний день. И хотя обрядово-ритуальная практика современного человека мало похожа на обрядово-ритуальную практику человека первобытного, нельзя не заметить, что дети современной культуры усваивают семантическое пространство родного языка исключительно через устойчиво воспроизводимые ритуальные схемы повседневности, каковыми до отказа насыщена жизнь любого обыкновенного человека. Назовем эту форму трансляции мифа бытом. Именно в быте осуществляется подлинное и наиболее глубокое бытие мифа, и это именно та сфера, в которой культурный миф оказывается представлен наиболее полным и значительным образом. Одна беда: реконструировать миф, опираясь на мертвые предметы быта, невозможно. Его можно расшифровать лишь наблюдая за функционированием этих предметов в живой повседневной (= обрядово-ритуальной) практике.
Во-вторых, происходит трансляция повествовательной мифологии в виде рассказов, историй, сказок, назиданий, а так же ритуальных текстов, оторванных от обрядовой практики и превращенных в факт поэзии - всего того, что представляет собой отчужденную форму существования мифа. Назовем эту форму трансляции мифа литературой.
И наконец, в-третьих, происходит трансляция специальным образом упорядоченных систем мифов, и, в частности, особых,
сакрализованных эпосов, которые представляют собой не что иное как попытки представления повествовательной мифологии как некоей целостности. Назовем эту форму трансляции мифа религией.
Последняя форма трансляции мифа приобретает решающее значение на этапе цивилизации. Почему - об этом речь ниже.
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему вид
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядо
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов