Фактор времени: культура и ребенок - раздел Философия, Антропология мифа
Итак, Специфика Мифологии, Характеризующей Сознание До-Неолит...
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядочение окружающего человека мира.
Любой миф как система избыточных смысловых полей, которые создает человек применительно к предметам и явлениям окружающего его мира в целях упорядочения своего взаимодействия с этими предметами, дает человеку той или иной культуры твердое знание того, ЧТО в окружающем его мире является первичным, а что - вторичным, т.е. дает некую смысловую сетку координат (иллюзорную, мифологичную, условную, - но зато абсолютно надежную!), позволяющую ему легко совершать каждодневный многовариантный предметный выбор.
Однако первичность и вторичность для первобытного человека - это вовсе не вопрос о порядке появления на свет, вовсе не вопрос о порядке возникновения тех или иных вещей и явлений. Первобытный человек абсолютно равнодушен к вопросу о том, что было раньше, а что было позже. И оттого порядок восприятия первобытного человека является принципиально синхроничным: человек просто-напросто выбирает между рядоположенными предметами, имеющими - благодаря своей мифологической нагруженности - различную мифологическую ценность. Первично - не потому что раньше, а потому что предпочтительнее. Речь идет только об одном: о первичности субъективного выбора, о первичности предпочтения.
Разумеется, человек совершенно не обязан знать причин своего выбора, совершенно не обязан знать, почему он одно предпочитает другому. Но важно то, что он обладает этим абсолютно твердым знанием того, ЧТО в окружающем его мире является первичным, а что вторичным. И само собой разумеется, что это абсолютно твердое знание не имеет никакого отношения к тому, как обстоят дела на самом деле.
Таким абсолютно твердым знанием о том, что первично обладает ребенок. Заходя в огромный магазин игрушек, он безошибочно находит те, которые являются предметом его предпочтения. Многие тысячи игрушек, которыми забиты полки магазинов, он мгновенно упорядочивает с точки зрения "первичности" и "вторичности", и высшим мерилом этой первичности или вторичности выступает его субъективный интерес.
Само собой разумеется, что ребенка при этом нимало не интересует проблема объективной первичности, проблема того, какая из игрушек, находящихся в витринах магазина, появилась на свет раньше. Ему в голову не приходит интересоваться датой изготовления игрушки и выбирать игрушку, исходя из этой даты. Более того, если бы появился ребенок, который бы осуществлял свой выбор именно таким образом, отталкиваясь от даты происхождения игрушки, такого ребенка с полными на то основаниями можно было бы счесть ненормальным. *
Однако эпико-космогоническое мышление устроено именно так. Оно изобретает некую абсолютную точку отсчета (точку возникновения мира), и выстраивает мифологическое про-
странство как ЦЕПЬ СОБЫТИЙ, т.е. создает прецедент совершенно особого упорядочения феноменов окружающего мира: под углом зрения вопроса "а что было РАНЬШЕ?".
И это следует признать подлинной революцией.
Ни одно племя, живущее в условиях каменного века, не способно структурировать мир с помощью фактора времени, если понимать под фактором времени некоторую последовательность выстроенное™ событий, когда одно событие идет ПО СЛЕДУ другого, совершается ВОСЛЕД другому, но не наоборот. Что касается мифологии, упорядоченной диахроническим образом, т.е. мифологии, переконструированной в религиозно-мифологическом эпосе, то там появляется совершенно новое основание для выбора: последовательность событий.
Разумеется, речь не идет при этом о диахронии, предполагающей фактор времени или феномен истории в современном смысле этого слова. Хорошо известно, что последовательность событий, разворачивающихся в ранних эпосах и космогониях никогда не предполагает какую бы то ни было выверенность причинно-следственных связей. Если здесь и есть элемент каузальности, то он чрезвычайно неустойчив и постоянно ускользает. Но важно другое: то, что между разрозненными прежде мифами-событиями, которые знали только один род связи: синхронический, - выстраивается особый род связи, определяемый операторами "вначале" и "потом". И неважно, что этот ряд носит характер псевдопричинного, и одно мифологическое событие ставится впереди другого без всяких на то логических оснований, совершенно, так сказать, случайным образом. Важен сам факт появления этих операторов, важен сам факт, что прежде разрозненные мифы начинают распределяться относительно друг друга по принципу "впереди" и "сзади". А это и является в конечном счете основанием для того, что появляется некое общее космогоническое или теогоническое начало, и именно оно становится отныне высшей точкой размерности для всего сущего.
Правда, та временная сетка, которой пользуется эпико-космогоническое мышление, является совершеннейшей условностью. Создатели космогонических эпосов не знают объективного времени, и их представление о том, что появилось раньше, а что -позже, грешит полной и абсолютной субъективностью. Есть только одна инвариантная точка: что-то возникает из ничего. Все остальное - полнейший произвол.
То, что создателей космогонии менее всего волнует вопрос, а как "на самом деле" обстояли дела, совершенно естественно, поскольку их мышление продолжает оставаться мифоцентристским мышлением. И суть космогонического эпоса состоит вовсе не в том, чтобы разобраться в объективной сущности мира, не в том, чтобы упорядочить МИР, а в том, чтобы упорядочить МИФЫ, доставшиеся этому эпосу из глубокой архаики.
Но, таким образом, человек начинает пользоваться фактором времени весьма своеобразно. Он применяет этот фактор не к объ-
ективным, а к самым что ни на есть субъективным процессам. Первым объектом временного упорядочения оказывается миф. И сам образ времени возникает первоначально как образ упорядочения мифа, но не как образ упорядочения мира, не как образ упорядочения действительно происходящей истории. Вдоль условной временной оси "прошлое-настоящее" человек располагает не события реальной жизни, а совокупность своих мифологических представлений. Он создает мифологическую историю, историю мифа. И лишь по мере того, как укрепляется образ времени применительно к мифу, этот человек начинает встраивать в мифологическую историю какие-то действительные события. Историческая канва МИФОЛОГИЧЕСКИХ событий становится предельной опорой для событий действительных.
Так рождается образ исторического времени. Идея исторического времени рождается как некая абсолютная условность, абсолютная субъективность. Человек не "открывает" историческое время как объективную структуру сущего, а ИЗОБРЕТАЕТ идею времени как некий способ упорядочения своей мифологии. А затем переносит эту идею на совокупность событий, происходящих в объективной действительности, и начинает события своей реальной жизни рассматривать в размерности времени. И в этом состоит один из самых интересных парадоксов возникновения исторического мышления.
Похоже, что то же самое происходит в жизни маленького ребенка. Ведь вначале ему нет решительно никакого дела до объективного движения времени, до того, ЧТО в самой объективной действительности было раньше а что - позже. Для него существует огромный мир пространства, но практически отсутствует мир времени. Время для него абсолютно субъективно и ситуативно. Для него есть огромный мир "здесь и теперь", и почти недифференцированные образы прошлого и будущего. Время он воспринимает, скорее, психологически, чем исторически. К примеру, он знает, как мучительно долгое ожидание, он нетерпелив в ожидании приятных событий. Однако его нисколько не волнует проблема того, насколько те или иные, происходящие в его жизни события соразмерны во времени. Разумеется, он живет во времени, он ощущает время, но у него нет ни малейшего желания измерять свою жизнь с помощью времени - с помощью неких объективно-одинаковых промежутков, в которые с той или иной степенью интенсивности умещаются события его жизни.
Но дело не только в полном отсутствии интереса к хронометражу своей жизни. Существеннее другое: у него нет ни малейшего желания относится к своей жизни как к историческому процессу. Иначе говоря, нет ни малейшего желания отслеживать последовательности происходящих в его жизни событий. События его жизни приходят "ниоткуда" и уходят "в никуда", и ни одному ребенку дошкольного возраста не придет в голову выстраивать объективные цепочки событий своей жизни, ни одному ребенку не придет в голову вспоминать те или иные события своей жизни, пользуясь
меркой времени. Любое событие в жизни ребенка носит абсолютный, а не относительный характер, и вопрос "а что было раньше?" для него равно невозможен и бессмысленен. Ребенок-дошкольник не способен описывать реальные события своей жизни в их, так сказать, реальной исторической последовательности, и не испытывает ни малейшей потребности удерживать эту реальную последовательность происходивших событий.
Скажем, если попросить четырехлетнего ребенка рассказать о каком-то путешествии, из которого он только что вернулся, этот ребенок никогда не начнет рассказывать "с начала", и у него не будет ни малейшей потребности выстраивать хоть что-то, напоминающее реальную канву событий. Нет, его рассказ будет абсолютно произволен и хаотичен. Он будет делиться яркими впечатлениями, но будет при этом совершенно равнодушен к временному упорядочению этих впечатлений и будет демонстрировать абсолютное равнодушие к повествовательной фабуле.
Это то обстоятельство, которое достаточно подробно проанализировал в свое время еще Жан Пиаже, заметив, что дети 6-7 лет в своих рассказах абсолютно игнорируют необходимость кого бы то ни было порядка событий. На основании обширного экспериментального материала знаменитый французский психолог сделал достаточно однозначный вывод: "способность располагать по порядку рассказ и объяснения приобретается приблизительно в возрасте от 7 до 8 лет" IS. Что же касается детей более младшего возраста, то там дело обстоит принципиально иным образом. "Получается такое впечатление, - пишет Пиаже, - что объяснитель не интересуется "каким образом" происходят события, которые он излагает..., рассказ детей в гораздо большей степени подчеркивает сами события, чем связи временные (порядок) или причинные, которые их соединяют. (...) Ребенок хорошо знает сам, в каком порядке сменялись события или в каком порядке развертывается работа частей механизма, но в своем изложении он совсем не интересуется этим порядком и не придает ему никакого значения".19
Суть экспериментов, поставленных Пиаже, состояла, в частности, в том, что детям объяснялась работа крана, перекрывающего движение воды в трубке, и демонстрировался соответствующий рисунок, на котором в разрезе видно, что происходит, когда кран перекрывает движение воды в трубке, и что - когда движение воды в трубке оказывается перекрыто. После чего ребенок должен был транслировать это свое объяснение другому ребенку. Эти трансляции в изложении шести- и даже семилетних детей выглядели примерно так: "Видишь, этот кран, когда ручки прямо, вот так лежат, лишь у маленькой трубки есть дверь, и потом вода не может пройти, тогда вода не течет, дверь закрыта. Тогда, видишь, здесь ты находишь маленькую дверь, и потом вода идет в миску, и потом ручки вот так, и потом трубка вот так, тогда нет маленькой двери, вода не находит двери. Тогда вода остается здесь. Когда кран открыт, есть маленькая трубка, тогда вода проходит,
и потом ручки, ну вот, они лежат, между тем как трубка там прямо, ручки прямые, и трубочка лежит" .
Комментируя приведенное детское объяснение, Пиаже замечает, что на самом деле испытуемый все превосходно понял - это легко установить, задавая ему вопросы. Однако в представленном ребенком изложении "...порядок спутан до такой степени, что ничего нельзя понять. Даже слова "прямо" и "лежит" взяты в смысле, который изменяется с минуты на минуту" 21. Таким образом, делает вывод психолог, "...ребенок, рассказывающий о каком-то событии или описывающий какое-то явление, совершенно не обращает внимание на то, "каким образом" происходят эти явления" -г.
Сам Пиаже объясняет этот феномен "эгоцентричностью" детского объяснения: мол, самому ребенку понятно, но он не умеет ПРЕДЪЯВЛЯТЬ это свое понимание другому. Однако возможно, что проблема более глубока, и состоит в том, что до определенного возраста мышление ребенка если не атемпорально, то, во всяком случае, антиисторично: у ребенка отсутствует сама способность (и потребность) упорядочивать события с помощью фактора времени, если понимать фактор времени как объективную мерку, как объективную точку отсчета для соотнесения между собой различных событий.
Попросту говоря, до определенного возраста ребенок совершенно не склонен упорядочивать события во времени, и, в частности, не склонен смотреть на события своей собственной жизни как на события, находящиеся в объективно-временной взаиморасположенности Ведь упорядочение событий во времени, взгляд на события как на следующие одно за другим, причем следующие в одной, и только в одной последовательности - это крайне непростая в психологическом отношении задача. Мышление ребенка устроено так, что событие, которое произвело на него большее впечатление, воспринимается им субъективно как более близкое, и оттого ребенку представляется совершенно естественным рассказать вначале о нем. В его представлении о собственном прошлом отсутствует малейший намек на объективно-временную взаиморасположенность различных событий.
Чтобы упорядочивать ТАК, с ориентацией на объективно-временной порядок событий, ребенок должен покинуть свою собственную позицию (когда последовательность событий упорядочена с точки зрения их личной значимости для ребенка) и встать на позицию некоего объективно текущего времени.
Итак, проблема заключается в том, что не только в изложении для другого, но и для самого себя ребенок не склонен выстраивать какую бы то ни было событийно-историческую цепочку собственной жизни. И дело не в том, что, как пишет Пиаже, ребенок "...в своем ИЗЛОЖЕНИИ не интересуется порядком", а в том, что у него как таковая отсутствует потребность удерживать порядок происходящих событий в соответствии с их объективным положением во времени: работа на удержание такого рода порядка является для него бессмысленной и несущественной.
Не удивительно, что ребенок дошкольного возраста принципиально равнодушен и к общему взгляду на свою жизнь сквозь призму времени. Его собственная жизнь для него - это набор "историй", но полное отсутствие ИСТОРИИ как целостности, развернутой во времени. Он совершенно не способен самостоятельно отвечать на вопрос, что в его жизни было раньше, а что позже.
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему вид
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Космос эпоса
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов