рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Миф на тропе войны

Миф на тропе войны - раздел Философия, Антропология мифа   По Своей Сути Образование Есть Не Что Иное, Как Выход За Пред...

 

По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­ника, и которое представляет собой весьма своеобразный род интеллектуальной ограниченности, что достаточно подробно было проанализирована на страницах настоящей книги. Вместе с тем, образование - это вешка, знаменующая выход человека в про­странство исторического времени, когда впервые оказывается возможен феномен ДИАЛОГА между различными мифами и фе­номен исторической трансформации мифа в пространстве этого диалога.

Однако между возможностью диалога и фактом диалога - ог­ромная дистанция. Реальная история цивилизации - а это, как минимум, восемь тысячелетий - представляет собой не столько историю диалога между мифами, сколько историю ожесточен­ных столкновений между ними.

Доисторическое время - это время мирного сосуществования различных культурно-мифологических целостностей. Это время, когда один культурный миф, миф одного племени вполне равно­душен к факту существования других мифологических Вселен­ных, обладающих существенно иными топологическими характе­ристиками. Каждое племя создает свое, глубоко индивидуальное мифологическое пространство, создает свою мифологическую Вселенную, четко демаркируя свое культурно-видовое своеобразие по отношению к представителям других мифологических общностей. Любой человек тщательно поддерживает закон своего племени, и ему в голову не приходит соотнести свой миф с ми­фом другого племени.

Всевозможностный характер мышления первобытного чело­века, всевозможностный характер мышления маленького ребенка в любую историческую эпоху означает абсолютную, доходящую до равнодушия терпимость этих способов мышления к чужим, не совпадающим с их собственной позициям.

В сущности говоря, у всевозможностного мифа нет своей по­зиции, и оттого он не способен заметить чужую позицию - ее для него как бы не существует. Так, различные племена австралий­ских аборигенов существуют на соседних территориях, постоян­но пересекаются друг с другом, и, казалось бы, постоянно стал­киваются с многочисленными фактами несовпадающих мифологий. У них разные обряды, разные церемонии, разные мифологичес­кие герои - а, стало быть, и принципиально разные объяснения возникновения всего сущего - от природных явлений до конкрет­ных предметов на местности. Однако ни одному аборигену не приходит в голову обратить внимание на эти многочисленные факты несовпадения. То, что у другого человека другой миф - не только не удивительно, но и как бы незаметно для первобытного человека.

И точно так же маленький ребенок не слышит, что его собст­венные объяснения, его собственные мифологемы совершенно не совпадают с мифологемами и "объяснениями" других детей или взрослых.

"Моя мама - самая красивая!" - утверждает один ребенок. "И МОЯ мама самая красивая" - утверждает его товарищ. И первый спокойно соглашается со вторым, абсолютно не принимая во внимание, что одно суждение, как минимум, противоречит вто­рому. И так - в тысячах и тысячах каждодневных ситуаций. Сознание дошкольника существует по законам, для которых нет противоречий. Нет парадоксов. Нет проблем. Ведь проблемность предполагает рефлексию. А как раз ее-то у ребенка-дошкольника и нет. И оттого очевидное для взгляда образованного взрослого противоречие оказывается за границами внимания дошкольника.

Так и сознание первобытного человека демонстрирует своего рода абсолютную терпимость. Которая, впрочем, является на самом деле не терпимостью, а просто неспособностью заметить чужое.

Ни для ребенка, ни для первобытного человека "мира чужого" просто не существует. Точнее, возможен ФАКТ чужака, но зрение первобытного человека или маленького ребенка устроено таким образом, что оно не способно увидеть МИР чужого. Увидеть мир, построенный по иным законам, нежели мир собственный.

Но если первобытный человек не замечает противоречивости своего и чужого мира, то для древнего грека глубокое несовпа­дение своего и чужого явлено с предельной отчетливостью. Он четко знает: есть мир эллина - и мир варвара. И только первый из двух по-настоящему имеет право на существование.

Эллин смотрит на варвара с нескрываемым презрением и пре­небрежением. В отличие от первобытного дикаря, он знает о прин­ципиальном несовпадении ценностей ЕГО культуры с ценностя-

ми других культур. Он четко разделяет свое и чужое. И пробле­мы выбора для него не существует: свое обладает безусловным преимуществом перед чужим.

Если у первобытного человека факт существования чужого не вызывает ни малейшего напряжения: он его попросту не замечает, то для древнего грека чужое - ЕСТЬ, но смысл этого чужого в том, что оно принципиально ниже по рангу.

Впрочем, это отнюдь не исключительная позиция эллина. Представитель любой древней цивилизации занимает, в сущнос­ти, ту же самую позицию: жесткого отделения "своего" от "чужо­го" и высокомерного презрения к "чужому". И не случайно эпоха цивилизации - это эпоха государственности и войн.

Цивилизованное человечество - это человечество, которое впервые осознает несовпадение своего и чужого в силу появляю­щихся у него (благодаря институту образования) инструментов рефлексии. Однако еще долгое время его сознанию оказывается недоступна идея ДИАЛОГА своего и чужого. Оно обнаруживает чужое не как собеседника, но как мир чуждого, как мир врага. Возникновение мира цивилизации обозначено, таким образом, возникновением не только феномена школы, но и феномена не­терпимости в культуре, и именно это явление нетерпимости к чужому является наиболее яркой манифестацией совершившегося перехода от всевозможностного мифа к мифу избирательному, мифу невсевозможностному.

Чтобы лучше почувствовать суть совершившегося при этом интеллектуального переворота, вернемся к разговору двух вооб­ражаемых детей о своих мамах.

"Моя мама самая красивая!" - заявляет один. "Ничего подобного! Это МОЯ мама самая красивая!" -ВОЗРАЖАЕТ другой - и сжимает кулаки для потасовки.

Нравится нам это или не нравится в нравственном смысле, но это уже позиция школьника.

Позиция цивилизованного человека, способного отличить свое от чужого, и готового вступить в бой за правоту своего.

Конечно, как и в первом случае это пока еще не диалог. И даже совсем не диалог. Ведь диалог предполагает понимание чу­жого. Однако на этот раз собеседники уже отчетливо осознают несовпадение своих позиций. И за этим осознанием стоит целая интеллектуальная эпоха.

Это еще не диалог, но уже спор позиций. Спор позиций, воз­можный лишь на определенном уровне развития рефлексии. И потому это - шаг вперед в интеллектуальном смысле. Хотя и кро­вавый, как показывает история цивилизации, шаг.

Ключевая точка, с которой начинается время истории - это точка, в которой одна мифология оказывается явлена другой. Когда один миф научается видеть другой миф. Когда становится очевидным факт несовпадения мифологий и возникает необходи­мость выработать к этому какое-то отношение. Здесь мифологи­ческое оборачивается религиозно-идеологическим и становится

основой существования государств. И это именно та точка, в кото­рой человек выходит из состояния равновесной тождественности со своим мифом и переживает искушение чужим.

До сих пор главной ценностью его существования была цен­ность сохранения. Смысл жизни состоял в поддержании той ми­фологической традиции, которая тысячелетие за тысячелетием транслировалась десятками поколений, подтверждая культурно-видовую идентичность представителей данного племени. И оттого история была невозможна. Взгляд представителя данного племени был подчеркнуто равнодушен к тому, как смотрят на мир пред­ставители чужого племени. Мифы не сталкивались друг с другом, и даже не задевали друг друга, существуя как бы в параллельных реальностях. И оттого можно было с уверенностью сказать: все, что будет, уже существовало в прошлом.

И первую точку прорыва этой доисторической самотождест­венности человека следует определить как точку неудовлетворен­ности чужим.

Казалось бы: миф остается прежним. Остаются прежними обряды, ритуалы и традиции, гарантирующие культурную само­идентичность данной племенной общности. Изменяется только одно: миф утрачивает позицию принципиального равнодушия к факту существования других мифов. Миф наконец-то замечает факт существования других мифов и обнаруживает свою неудов­летворенность этим фактом. Миф начинает сравнивать себя с другим мифом, всячески демонстрируя позицию культурного высокомерия.

И это та точка, в которой у мифа возникает потребность, ко­торой у него никогда не было: потребность в экспансии, потреб­ность подчинения себе чужого мифа. Потребность САМО­УТВЕРЖДЕНИЯ по отношению к чужому мифу. У мифа возни­кает неудовлетворенность чужим мифом, не совпадающим с его собственным, и этот чужой миф становится для него предметом своеобразного вожделения: подчинить его себе и, тем самым, ут­вердить абсолютное преимущество СВОЕГО мифа.

И это именно та точка, в которой начинается собственно исто­рия, которая вся складывается как борьба миров.

Отныне миф перестает быть сферой человеческой культурной естественности, которой дела нет до того, что существует некая чужая естественность. Нет, отныне он любую чужую естествен­ность, чужой миф воспринимает как сферу неестественного, а, стало быть, воспринимает как нечто несовместное с самим собой.

Факт существования чужого становится предметом жесткого отторжения. Осознание того, что есть чужое, вызывает страх. Чужое начинает восприниматься как угроза. Возникает необхо­димость в особых инструментах, которые позволили бы своему мифу одержать полную и безоговорочную победу над чужим ми­фом. И тогда возникают религии, в которых мифы манифести­руют себя в храмах и статуях богов. И тогда возникают государ­ства, каждое из которых представительствует ту или иную ре-

лигиозную идеологию и посредством которых религии вооружа­ются для борьбы против чужих богов и чужих религий. Миф получает религиозно-государственное обрамление. Он становит­ся воинствующим мифом.

Возникают и умирают царства. Одна царская династия сме­няется другой. И все это сопровождается непрестанными войнами, которые никогда нельзя объяснить некой экономической целесо­образностью. Это всегда войны за самоутверждение одной госу­дарственной религии за счет другой.

Войны древнего мира - это воистину войны богов, когда выс­шим смыслом войны является вовсе не завоевание золота и рабов (любые военные трофеи здесь, скорее, символы победы, чем ее смысл), - а доказательство величия своего бога. И оттого глав­ным содержанием древнейших исторических летописей становятся именно войны, а ведение войн становится главнейшим достоин­ством любого древнейшего правителя.

Война, таким образом, оказывается подлинной завязкой ис­тории: ведь с наступлением эпохи войн возникает историческая интрига и историческая непредсказуемость. И это тот ключевой пункт, в котором возникает сама потребность в летосчислении. Это тот ключевой пункт, в котором у человека возникает потреб­ность в исторической размерности.

Таким образом, история начинается там и тогда, где и когда мифы начинают "меряться силами". История начинается там и тогда, где и когда миф становится идеологией. Когда происходит ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ столкновение мифологических схем. Когда возникает искушение один миф подчинить логике другого. Когда один миф пытается взять на себя ответственность за судьбу другого мифа. Когда миф выходит на тропу войны. Когда люди начинают умирать за идею. Когда идеология создает государство как ин­струмент своей агрессии против чуждых идеологий. Когда возни­кает феномен государственно-идеологического тоталитаризма.

И все это возникает в той точке, в которой возникает феномен образования.

Любое государство на заре цивилизации обслуживает какой-то миф - миф, возведенный в разряд государственной религии, го­сударственной идеологии. Оттого и происходит так, что самые ранние государства в истории цивилизации - это глубоко рели­гиозные, и, вместе с тем, тоталитарные государства. Это государ­ства, которые пытаются осуществить власть мифа. Подлинным сердцем любого древнего государства является религиозно-храмовый комплекс, в котором некая мифология пытается осущест­вить себя как абсолютную по отношению ко всем прочим мифо­логиям. А образование - это и есть тот особый институт, посред­ством которого религиозно-государственный миф пытается осу­ществить свое тоталитарное господство над личностью.

Естественно, что античный грек никогда не скажет: "все мо­жет быть". Он слишком прочно держится за ценности своей куль­туры. И хотя античная мифология плотно населена отзвуками

первобытной архаики и принцип "все может быть" весьма актив­но бытийствует в этих мифах, реальная жизнь древнего грека определяется совсем иными законами. Перефразируя А.Ф.Лосева, можно было бы сказать, что под роскошным покрывалом гречес­кого мифа скрывается чрезвычайно строгое рационалистическое мышление, и не случайно изобретение формальной логики ока­зывается одним из высших достижений древнегреческой ци­вилизации.

В частности, это означает, что древний грек безусловно и от­четливо знает слово "невозможно". Это человек, которому безус­ловно знаком закон исключенного третьего и ценность непроти­воречивого высказывания. И если первобытному человеку или маленькому ребенку совершенно незаметна противоречивость и непоследовательность собственных суждений, то мировоззрение древнего грека рационально простроено и не допускает смешения противоположного.

Если нецивилизованный дикарь просто не замечает факта не­совпадения ценностей, факта существования разных и несовпа­дающих между собою миров, то человек цивилизации, человек школы - а именно таковым является древний грек - не может не замечать этого факта, и, более того, для него этот факт является знаком войны. Войны за торжество СВОИХ ценностей над миром, в котором господствуют ценности ЧУЖОГО. Ибо уже не сущест­вует мира, в котором все возможно и все равно имеет право на существование. Ибо образованное мышление - это мышление, понимающее смысл формулы ''или - или". Ибо образованное мышление - это мышление, стремящееся к непротиворечивости. А поскольку оно еще не созрело для диалога с иным, оно предпо­читает унижение иного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Миф на тропе войны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги