рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фаллические мотивы культуры

Фаллические мотивы культуры - раздел Философия, Антропология мифа   Итак, Миф - Это Целая Вселенная, Которая В Своих Истоках Оказ...

 

Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством которого осуществляется диалог первобытного человека с окру­жающим его предметным миром и создается то, что можно было бы назвать культурной сущностью человека.

Впрочем, те мифологические механизмы культуры, которые были описаны в предшествующих главах, вовсе не лежат на по­верхности. На поверхности же лежат так называемые священные предания, которые на протяжении тысячелетий транслируются из поколения в поколение народами всех континентов, и которые представляют из себя смесь иррационального абсурда, откровен­ной жестокости и изощренного секса. Идет ли речь о мифологии, уже трансформированной историей цивилизации, или же о мифо­логии девственно-первобытной, - знакомство с нею всегда оставля­ет ощущения более чем странные. Абсурд, жестокость и нравст­венная распущенность - таковы три основных составляющих у аб­солютного большинства мифологических сюжетов. Каким же об­разом столь странная реальность мифов решает описанные выше задачи культурного диалога? И как вообще соединить описанные в предшествующих главах тонкие механизмы культуры с той гру­бой фактурой разнузданности, жестокости и абсурда, которые столь часто составляют внешнюю канву мифологических повествований?

В ближайших главах я попробую ответить на этот вопрос, и попробую доказать, что первобытный миф может быть интерпре­тирован как грандиозный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ механизм куль­туры. Тот механизм, посредством которого произошло своеоб­разное возделывание человека из животного в процессе антропо­генеза. И попробую доказать, что все странное, абсурдное, жес­токое и разнузданное содержание архаической мифологии есть, с одной стороны, следствие, а, с другой - предпосылка работы это­го педагогического механизма.

Начнем с анализа, возможно, наиболее загадочной стороны любой исторической мифологии - ее сексуально-фаллической нагруженности.

То, что сексуально-фаллические мотивы весьма и весьма объ­емно представлены в любой без исключения исторической мифо­логии - факт хорошо известный. Тем не менее, этот факт остается обычно на периферии теоретического анализа, если не считать психоаналитической традиции с ее достаточно односторонней интерпретацией соответствующих фактов. Однако есть основа­ния полагать - и этому будут посвящены страницы трех ближай­ших глав - что сексуально-фаллические мотивы архаической ми­фологии являются важным ключом к пониманию того, каким образом возникает сам феномен мифа, и того, каким образом возникает сам феномен человеческой культуры.

Почему практически все древние цивилизации - зачастую со­вершенно независимо друг от друга! - создали многочисленные религиозные культы, центром которых являлись мужские и жен­ские гениталии, а также сам момент священного коитуса? Во многих древних религиях центральный бог совершенно недву­смысленным образом отождествляется с мужским детородным органом, и именно фаллос является объектом культового покло­нения в этих ранних религиозных системах. Последующий анализ покажет, что подобное отождествление бога с фаллосом является глубоко не случайным и является проекцией наиболее глубоких и сущностных мотивов первобытной мифологии, являющейся живым арсеналом для древних религиозных систем.

Позволю себе в этой связи краткий обзор древнейших куль­тур под этим, весьма специфическим, углом зрения.

Европейскому человеку, имеющему за плечами две тысячи лет истории христианства, может показаться совершенно неестест­венным тот факт, что древнейшие формы культурной манифеста­ции бога являлись глубоко сексуализированными формами. Ведь одна из стратегических тем христианской религии - это тема глу­бокого противопоставления духовного и плотского. Однако одна из самых поразительных вещей, связанных с древнейшими рели­гиями - идет ли речь о религиях египетских, шумерских, гречес­ких или индийских, - заключается в том, что все они в значи­тельной степени были проникнуты идеей обожествленной сексу­альности, т.е. представляли собой странную смесь, если не ска­зать ТОЖДЕСТВО плотского и духовного. И весьма изощрен­ные здания религиозных конструкций, построенных древними цивилизациями, были густо замешаны на весьма откровенной сексуально-фаллической тематике, а оргии духа, творимые в древ­них храмах, находились в сложной гармонии с сексуальными оргиями. Причем последние рассматривались в качестве подлинного источника культово-религиозного экстаза.

В свое время Мишель Монтень, пытаясь хоть как-то объяснить "беспутство" языческих религий, допустил в этой связи весьма примечательную ошибку. В своих знаменитых "Опытах" фран­цузский философ, не скрывая своего изумления сексуальной ори­ентированностью древних религий, попытался представить секс в храме как усмирение похоти перед молитвой. При этом ему и в

голову не приходит, что в языческом храме телесное и духовное, сексуальное и божественное не разделены, не противопоставле­ны друг другу, а являются, в сущности... тождественными.

"В былые времена насчитывалось до полусотни божеств, по­кровительствовавших этому делу и обязанных всячески его пес­товать; а был и такой народ, который, чтобы смирять похоть тех, кто приходил помолиться, содержал при своих храмах девок и мальчиков, дабы ими мог насладиться всякий, и всем вменялось в обязанность сначала сблизиться с ними, и лишь после этого можно было присутствовать при обряде богослужения" '.

Похоже, однако, что Монтень ошибается. Вся суть оргаистически-ритуальных действий в древних храмах, возможно, в том и заключалась, что в них не "плоть усмиряли перед молитвой", а непосредственно через сексуальное действо осуществляли рели­гиозный диалог. Сам духовный диалог с богом носил в этих хра­мах подчеркнуто сексуализированный характер, и это удивитель­ное тождество сексуального и божественного носило поистине универсальный характер в языческом мире, а, следовательно, свидетельствует о сверхзначимом характере сексуальности в пред­ставлении всех без исключения языческих народов. Если хрис­тианство достаточно однозначно связало сексуальность с животной природой человека, то все без исключения языческие религии слов­но исходят из предположения, согласно которому именно в своей сексуальности человек наиболее фундаментально отличается от животных, и согласно которому момент храмового сексуального совокупления есть именно тот момент, когда человек вступает в контакт с божественным.

Так, самые ранние из найденных глиняных фигурок месопотамских жрецов - это выраженные изображения фаллосов 2. А в шу­мерских храмах богини Инанны публичный половой акт на алтаре являлся священным действом, в котором человек ВОЗВЫШАЛСЯ до уровня бога, и храмовые прислужницы вовсе не похоть удовле­творяли, а через сексуальный контакт осуществляли связь челове­ческого с божественным. И.Зейберт в книге "Женщина на древнем Ближнем Востоке" так писал об этом феномене: "То, что в сфере влияния христианской религии считалось "греховным", а именно, половое удовольствие, в древневосточных религиях связывалось с самой природой. Половое соединение считалось культовым священ­ным действием и в своем сакральном значении не предполагало ничего непристойного или аморального" 3.

Подтверждение сказанному - множество клинописных табли­чек, на которых изображается акт совокупления на алтаре - сово­купления, именуемого современниками не иначе как "возвыше­нием сердца". Сексуальный акт как высшая точка СВЯЩЕННО­ДЕЙСТВИЯ был нормой религиозной жизни в шумерских хра­мах. А знаменитые вавилонские "иеродулы", т.е. те храмовые девушки, через тело которых осуществлялся прямой контакт с богами, это именно служительницы культа, а вовсе не храмовые проститутки, как их по невежеству называют.

Феномен священного полового акта, представляющего собой апофеоз религиозно-культовых мистерий, характерных для куль­тово-культурной жизни древних цивилизаций, существовал у всех без исключения древних народов, подчеркивают исследователи -и у хеттов, и у греков, и у египтян, и у древних евреев.

Возможно, одно из наиболее ярких свидетельств такого рода дает культура Древней Индии, где до сих пор предметом покло­нения в шиваитском культе является каменный фаллос ("линга"), поднимающийся из каменного основания, символизирующего женские половые органы ("йони"). При этом священный камен­ный фаллос - это не что иное, как половой член главного шиваитского божества, самого Шивы, а священное каменное основание, из которого поднимается каменный фаллос - это половые органы супруги Шивы, богини Парвати. Таким образом, непосредствен­ным предметом поклонения в шиваитском культе является боже­ственный коитус, т.е. момент священного совокупления между Шивой и Парвати.

Но что при этом особенно важно, так это то, что священный "линга" - это не просто фаллос Шивы, но и олицетворение Шины (сам Шива нередко изображается в виде огромного фаллоса), и, вместе с тем - олицетворение творческого начала культуры. Мо­мент божественного коитуса, момент священного совокупления между Шивой и Парвати рассматривается шиваитами как акт высшей духовности, акт высшей концентрации и реализации твор­ческой природной энергии. Не случайно' именно к могучему фал­лосу своего верховного бога апеллируют шиваиты, стремясь под­черкнуть древность и мощь своей религии.

Весьма характерный пример такого рода аргументации нахо­дим в шиваитском мифе о споре между Брахмой и Вишну за право почитаться творцом всего сущего. Спор разрешается сам собой, когда перед спорящими богами возникает пылающий фал­лос Шивы необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну превращается в кабана и спускается под землю, а Брахма превращается в гуся и взлетает на небо, но оба оказы­ваются не способны достичь цели. И тогда они приходят к согла­сию, что именно Шиву следует признать величайшим из богов. Таким образом, именно божественный фаллос оказывается выс­шим и окончательным аргументом при доказательстве мудрости и величия самого бога.

В целом индуизм рассматривает храмовую сексуальность как сакральное действо, ведущее человека к духовному озарению и соединению с силами Космоса, а само духовное просветление ассоциируется здесь с оргазмом.

Точно так же подчеркивают сакрально-космическое значение совокупления тантрические религии, где точка соединения муж­ского и женского половых органов рассматривается как точка соединения человека с Космосом. Сексуально-религиозное само­выражение человека в момент соития - суть точка наивысшего напряжения творческих духовных сил человека в тантризме.

Совершенно однозначно доминируют фаллические культы и в Древнем Китае эпохи Ин и Чжоу (второе тысячелетие до н.э.), о чем свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные фалличес­кие символы. Так, фундаментальные для древнейшего китайского мировоззрения категории "инь" и "ян" - это не просто "темное" и "светлое", "пассивное" и "активное", "женское" и "мужское", но и буквальное обозначение женских и мужских половых органов. А поскольку взаимодействие "инь" и "ян" - это наиболее глубокое космическое взаимодействие в китайской модели мира, то можно утверждать, что для древнего китайца весь мир - это фундамен­тальный половой акт, гигантский коитус, ритмическое соприкос­новение женских и мужских гениталий. Не удивительно поэтому, что древнейшая для китайского самосознания философская идея "дао" как стратегическая идея пути развития всего сущего во Все­ленной, оказывается также глубоко сексуальна по своей сути, и, в частности, представляет собой не что иное, как идею ритма сексу­ального совокупления. Вместе с тем, парная к "дао" категория "дэ" (благодать) - суть категория сублимации, категория потенци­ального источника сущего. "Дэ" - это младенец, которому "...неведомо соитие самки и самца, но детородный уд которого под­нят, что означает предельность цзин" 5, говорится в "Дао дэ цзин".

Характерно, далее, что один из ключевых терминов даосской философии "цзин" (исходное значение: "отборный, очищенный рис") - это одновременно и "семя" (в том числе и мужская спер­ма, и "женское семя"), и "дух" (а вместе с тем и универсальная оплодотворяющая энергия, и высшая разумность, и разумная справедливость). Характерен афоризм: "Когда ЦЗИН наполняет глаза, они ясно видят" 6. А поскольку "цзин" - это "сперма", которая одновременно - и суть, и смысл, и канон, данный афо­ризм можно перевести так: "Когда СМЫСЛ наполняет глаза, они ясно видят". Но ни чуть не меньше оснований перевести его и так: "Когда СПЕРМА наполняет глаза, они ясно видят..." Поэ­тому, скажем, и название знаменитой книги "ДАО ДЭ ЦЗИН" лишь весьма условно может быть переведено традиционным "Канон пути и благодати". В не меньшей степени это звучит как "Сперма дао и дэ" или "Смысл совокупления и потенции"...

Впрочем, удивительным семантическим богатством отличают­ся и другие термины древнекитайского языка, что приводит к чрезвычайно интересному феномену скрытой сексуальности всей древнекитайской лирической поэзии, когда внешне невинное опи­сание природы могло одновременно являться... описанием сексу­ального совокупления. В частности, подчеркивают исследовате­ли, всякий раз, когда описывалась ниспадающая с небес влага -скажем, дождь или роса, это "...являлось по сути своей откро­венным физиологизмом - обозначением акта семяизвержения" 7. Кроме того "природное мужское начало мог воплощать и ветер, проникающий в расщелины, ущелье или другое углубление в земной коре, считавшееся местом сосредоточения женственного. Заместителем углублений в земной коре выступало искусственно

замкнутое пространство - дворец, чертог, дворик. Эта модель была впоследствии реализована в даосской терминологии, где матка обозначается посредством бинома "чжун гун" - "срединный дво­рец". Производными от указанного термина сочетаниями явля­ются поэтические эротизмы "сюань сюй" - "сокровенная обитель" и "чжун тан" - "срединный чертог" - влагалище и матка" *. А широко распространенный в китайской поэзии образ лотоса свя­зан, между прочим, с тем, что сам лотос является для древнего китайца "своего рода моделью коитуса: розовый ("Ян") среди воды ("Инь")", а "семена лотоса записываются тем же иерогли­фом, что и семя-сперма ("цзин")" э.

Впрочем, богатство семантических ассоциаций для слов, обо­значающих мужские и женские половые органы, а так же момент сексуального совокупления и сперму, характерно и для других древних языков, и это является прямым следствием того, что сек­суальный акт переживается древним человеком как сакрально-космогонический процесс, а отнюдь не в том узко-физиологичес­ком смысле, к которому тяготеет представление о сексуальности, свойственное для современной культуры.

С безусловным обожествлением фаллоса мы встречаемся в древ­неегипетской культуре. Вот как пишет об этом Мишель Монтень: "Египтянки на празднике вакханалий также носили на шее его деревянное изображение, сделанное весьма искусно, большое и тяжелое, каждая по своим силам, и, кроме того, на статуе их главного бога он был настолько большим, что превосходил свои­ми размерами его тело" |0. И последнее не удивительно, если вспом­нить ту роль, которую играет фаллос в теогенезе египетской куль­туры. Мифологически история Древнего Египта происходит под знаком мастурбирующего бога Атума-Ра-Хепри. родоначальника египетских богов и царских династий. В папирусе Бремнер-Ринд этот верховный бог Древнего Египта, создатель всего сущего так характеризует самого себя: "Я тот, кто совокупился со своей ру­кой, кто сожительствовал со своей дланью [до тех пор, пока] семя не попало ко мне в рот. И выплюнул я Шу и изрыгнул Тефнут" ". Таким образом, мастурбация великого бога с последующим загла­тыванием собственной спермы являлась для древнего египтянина своеобразной точкой отсчета для истории богов и людей. Впрочем, то, что для древних египтян космическая суть мира - совокупление, отчетливо видно и из многочисленных рисунков, структурирую­щих картину мира в виде акта совокупления Земли и Неба, где бог Земли Геб прорисовывается с отчетливо вздыбленным фаллосом. А Осирис - ключевая фигура древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, научивший людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руды, врачевать и строить города, устанавливать культы, - то есть фактически бог культуры как таковой, однозначно отождествляется с фаллосом в "Книге мертвых". Вместе с тем, будучи оскоплен, Осирис стано­вится царем Подземного царства '2.

Божественное отождествление фаллоса с самой культурой без­условно представлено и в древнегреческой мифологии. Достаточ­но напомнить, что Афродита, персонифицирующая идею эстети­ческой гармонии в структуре древнегреческого Космоса рождает­ся из кровавой пены, возникающей на поверхности моря после того, как Кронос выбрасывает туда отрубленный фаллос своего отца Урана. И не удивительно, что фаллическая сущность чело­века становится предметом непрестанных размышлений древне­греческих философов. В частности, Пифагор рассматривал спер­му, как прямое порождение мозга, а душу - как производное спер­мы. Многие другие философы, - от Левкиппа до Аристотеля - так или иначе склонялись к мысли, что сперма - это и есть матери­альная субстанция души, либо кусочек души 13. А знаменитые греческие споры о стихиях, лежащих в основе всего сущего (с чего, как известно, вообще начинается древнегреческая филосо­фия), представляли собой как бы различные интерпретации самого феномена фаллоса: "влажное" - это сперма; "твердое" - это эрегированный фаллос; "воздушное" - это духовная сущность кои­туса; "огненное" - это энергия соития. И не случайно В.В.Розанов, известный своей склонностью к нетривиальным суждениям, на вопрос "За что Вы любите античность?" отвечал: "за то, что сам ее воздух пронизан ароматом мужского семени!" и.

Что касается собственно русской ментальности, то и здесь нельзя не вспомнить, что ключевая фигура восточнославянского пантеона, бог солнца Ярило - это так же глубоко фаллическое божество. "Значение корня "яр" - животная похоть, плотская лю­бовь и оплодотворяющая сила. "Яриться" - иметь похоть..." .

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фаллические мотивы культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги