Фаллос, творящий Ойкумену - раздел Философия, Антропология мифа А Теперь Обратимся К Примеру Конкретного Мифа, В Котором Действует Мифологиче...
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди аборигенов центральной Австралии и относящемся к корпусу тех мифов, которые связаны с обрядами подростковой инициации, посвящения во взрослое состояние.
В скобках замечу, что осуществленные в конце XIX - начале XX вв. полевые этнографические наблюдения за функционированием мифологического сознания аборигенов Австралии и Океании являются наиболее существенными в плане реконструкции феномена первобытного мышления, поскольку в этих исследования удалось отследить сознание, в минимальной степени искаженное соприкосновением с современной цивилизацией. К сожалению, далеко не всякие полевые этнографические исследования и наблюдения являются достаточно чистыми и добросовестными в этом смысле. Этим обстоятельством объясняется необходимость крайней осторожности в использовании современных этнографических данных для реконструкции феномена первобытного сознания. Приводимая ниже реконструкция австралийского культурно-демиургического мифа, опирается на этнографические данные Р.М.Берндт и К.М.Берндт 46.
Весь сюжет этого чрезвычайно обширного мифа посвящен описанию странствий некоего мифологического героя Юланы, который является не чем иным, как... пенисом, отделившимся от своего хозяина Ньираны, человека.
Все начинается с того, что Юлана (т.е. пенис, фаллос) отделяется от своего хозяина Ньираны, человека, и начинает самостоятельно путешествовать по окружающей местности. И первая особенность этого передвижения, на которую хочется обратить внимание, состоит в том, он передвигается, скрываясь в песке. Это очень существенно и показательно в плане соотнесения этого мифа с проблемами подросткового возраста. Подросток, у которого начинаются неуправляемые эрекции, как правило, стремится скрыть этот факт от окружающих: ему безусловно стыдно; но стыдно вовсе не в том специфически-нравственном смысле, который мы имеем в виду, употребляя термин "стыдно" в современной культуре. Ему стыдно постольку, поскольку он не может справиться с чем-то в самом себе. И вполне вероятно, что, проигрывая в ритуальном инициационном обряде эту скрытную позицию путешествующего фаллоса, подросток мифологически осознает нормальность этого нового обстоятельства своей жизни.
Главное содержание деятельности скрытно путешествующего Юланы заключается в том, что он постоянно преследует женщин - собственно говоря, это глубоко естественно, поскольку именно вид женщин вызывает у подросткового пениса непроизвольную эрекцию.
Итак, фаллос путешествует, преследуя женщин, а время от времени приобретает облик человека и пытается привлечь внимание различных женщин, вращая маленькую гуделку. Однако женщины пугаются и убегают. Либо пытаются всячески прогнать своего потенциального соблазнителя. И это так же проигрывается обрядовым образом: принципиально важно мифологически санкционировать для подростка тот факт, что, когда его гиперсексуальность еще только просыпается, она не имеет права на осуществление, покуда не будет совершена вся совокупность многомесячных инициационных обрядов: человеческая сексуальность, в отличие от животной, требует не просто физической, но и социальной зрелости. Почему? Ну, хотя бы потому, что в самом начале пубертата у подростка не сформированы те духовные измерения, которые делают человеческий секс полноценным и многомерным, а не поверхностной случкой по поводу продолжения рода.
Так, в одном из фрагментов этого чрезвычайно длинного и разветвленного мифа рассказывается о том, как Ньирана, хозяин Юланы (пениса), разбивает стоянку в районе гор Масгрейв, в "габи Анмангу", и укладывается там спать. Естественно, что при этом он думает о женщинах. А в это время неподалеку прогуливается Минма Мингари, Женщина-Горный Демон. Ньирана отчетливо слышит, как Минма Мингари мочится в "габи Галан", (чем, между прочим, "объясняется" и мифологически санкционируется факт существования в этом месте природного источника воды - типичный пример фаллической мифологической метки), и это вызывает естественную реакцию его пениса, который тут же обретает независимость, напрягается, вытягивается, и, зарывшись
в песок, начинает движение в сторону "габи Галан", где входит в Минма Мингари, как только та кончает мочиться.
Однако ту, судя по всему, совершенно не устраивает тот сексуальный сюжет, который ей обещает этот контакт. Поэтому она встает, прогоняет из себя Юлану, выпускает из своего заплечного мешка свору собак, которых она всегда носит с собой, и поет священную песню: "Собаки, кусайте пенис Ньираны, кусайте, собаки, кусайте..."
Смысл этого сюжета в контексте обрядов подростковой инициации (подробно об этом речь пойдет в следующей главе) можно интерпретировать так: женщине неинтересен краткосрочный секс-случка, и оттого она с помощью своих собак "воспитывает" подростковую сексуальность, воспитывает в инициируемом подростке способность удерживать свой первый сексуальный порыв.
После того, как собаки начинают кусать пенис (что в обрядовом отношении соответствует болезненным операциям обрезания и подрезания, практикуемым во всех первобытных обществах в отношении подростков), Ньирана начинает тянуть его к себе. Но собаки продолжают его кусать, и Минма Мингари преследует его, покуда они не добираются до места стоянки Ньираны в "габи Анмангу", где превращаются... в каменные валуны.
И это - еще одна фаллическая метка местности, касающаяся реально существующих валунов.
Если спросить представителя соответствующего племени: "Откуда взялись вон те валуны в габи Анмангу?", он спокойно и уверенно ответит: "Это собаки Минмы Мингари, которые преследовали пенис Ньираны и превратились в валуны!" И это будет, на его взгляд, единственный достойный и убедительный ответ на поставленный вопрос.
Зададимся вопросом: в чем смысл представленного в мифе странного превращения сексуально озабоченных героев мифа в каменные глыбы? Пожалуй, в общем и в целом - этот сюжет можно прочитать как своеобразную психоаналитическую метафору сублимированной сексуальности. Объясняет ли данный сюжет хоть что-нибудь в плане того, каким образом произошла данная группа валунов? Разумеется, нет. Но этот сюжет и не преследует такой цели. Но зато он санкционирует существование этой группы валунов. И санкционирует вполне определенным образом. Он предлагает некую фантасмагорически-эротическую драму, в которой подчеркивается, во-первых, то, что мужской половой член обладает самостоятельной жизненной силой, независимой от его обладателя. А во-вторых, группа валунов возникает не просто в результате того, что пенис Юлана вошел в Женщину-Горного Демона после того, как она кончила мочиться, а лишь после того, как собаки Минмы Мингари набрасываются на пенис и начинают его кусать.
Вполне возможно интерпретировать этот сюжет так: он обыгрывает тему обуздания свободных сексуальных желаний и формирования системы сексуальных табу. Следовательно, он явля-
ется мифологическим подтверждением и объяснением совокупности инициационных обрядов, в центре которых, как будет показано ниже, находятся болезненные физические операции над половыми органами инициируемых мальчиков и девочек. При этом сублимированная сексуальность оказывается источником той энергии поименования, которая заставляет человека давать имена всему окружающему миру, а поименование, в свою очередь, оказывается начальной точкой того, что будет впоследствии названо познанием.
В самом деле, в описываемом процессе преследования, когда сначала пенис преследует женщин, а потом женщины преследуют и физически наказывают пенис, как раз и происходит поименование-рождение всей реальной топографической карты местности: различных скал, расщелин, источников воды и т.д. И всякий раз это происходит по одной и той же схеме: Юлана, отделяясь от своего хозяина, преследует каких-то женщин, а те от него отбиваются, и в результате этих странных сексуальных игр, которые никогда не заканчиваются полноценным коитусом, появляются различные существа и предметы: фиговые пальмы, различные предметы культа, орудия труда (которые тоже выступают в качестве предметов культа, как было отмечено выше), различные природные явления.
Ньирана продолжает всюду ходить за женщинами и думать о них. И всякий раз, когда он останавливается и мочится (разумеется, посредством пениса, который, как известно, физиологически амбивалентен, и оттого процедура мочеиспускания всегда сексуально нагружена в мифе), - на этом месте возникают горные источники. И вновь перед нами тема сублимированной демиургической силы пениса, возникающей в тот момент, когда он не удовлетворяет свое желание, и женщины остаются недоступными. В отвержении пениса женщиной - источник его деятельностной силы, его способности воплощаться в те или иные явления природы, то есть подлинный источник той энергии демиургического поименования мира, которую демонстрирует человек, создавая мир культуры как МИР ИМЕН о мире, или как МИФ МИРА. Блокированная сексуальная энергия - это и есть, согласно данному мифу, подлинный источник энергии культурного поименования, а, стало быть, источник самой культуры как таковой.
Вот Ньирана вступает в область песчаных холмов в районе хребта Петерман, где замечает женщину, толкущую в ступе травяные семена. Мимоходом замечу, что "толчение в ступе" - это так же глубоко сексуальный образ, символизирующий коитус (пестик - символ фаллоса, ступа - символ женского влагалища; достаточно одного взгляда на датируемые шестым тысячелетием до н.э. каменные ступки из Древнего Шумера, чтобы убедиться в этом) 47. Следовательно, женщина, толкущая в ступе, - это женщина, как бы приглашающая к соитию или дразнящая Ньирану. И поскольку Ньирана видит эту женщину, которая дразнит его посредством символической демонстрации сексуального акта, он
тут же возбуждается и начинает удлинять свой пенис. Однако бегающая вокруг женщины собака (опять собака!) принимает пенис Ньираны за... змею и набрасывается на него, рыча и кусаясь. Что касается самой женщины, то она тоже не остается в стороне, а бьет Юлану (пенис Ньираны) палкой-копалкой.
Оставшись с "носом", то есть с неудовлетворенным пенисом, Ньирана не отчаивается, и вновь отправляется на поиски женщин, и в районе Вириндьяры нападает на сестер Гунггаранггара. Он вытягивает свой пенис, а сестры в страхе сбиваются в кучу под защитой каменных глыб. И тогда Ньирана... пробивает своим пенисом трещину в скале, (эта трещина существует на самом деле и является священной) и просовывает туда пенис, пытаясь добраться до женщин.
И вновь сюжет, свидетельствующий о демиургической силе подавленного, неудовлетворенного пениса. Силе, позволяющей пробить расщелину в скале и оставить эту метку как свой фаллический знак многим поколениям людей. И снова, разумеется, речь идет о РЕАЛЬНОЙ топографии местности и о мифологическом санкционировании РЕАЛЬНЫХ природных феноменов. Лежащий с тех пор на этом месте черный камень - менструальная кровь женщин. Трещина в скале - результат сублимированной энергии пениса Ньираны. Множество других природных отметин в этом месте - также оставлены перевозбужденным и неудовлетворенным Юланой...
И снова Ньирана гонится за сестрами. Вот он затаился в скалах - и на камне остается отпечаток его ягодиц и спины (так "объясняется" факт действительно имеющих место вмятин на камнях). Он снова видит женщин и вытягивает свой пенис в их сторону, и в результате образуется ручей рядом с горным источником Вонггарин. Женщины снова пугаются, а раскачивающийся пенис Ньираны раскалывает скалу (!), - оставляя свою очередную демиургическую метку.
Здесь мощь фаллического образа достигает своего апогея: гигантский эрегированный фаллос, способный своими раскачиваниями расколоть скалу - отсюда рукой подать до древнеиндийского образа фаллоса-Шивы, величайшего из богов, который одновременно являлся и богом-созидателем, и богом-разрушителем, сексуальным символом древнеиндийской культуры - и великим аскетом. Фаллос, обреченный на аскетизм - вот глубинная сущность Шивы, восходящая к тем архаическим ролям фаллоса в культуре, которые заявлены в "драме" австралийского Юланы и которые являются зримым изображением феномена творческой сублимации сексуальной энергии.
Вообще отголоски темы фаллоса, превращающегося в камень или совокупляющегося с камнем, можно обнаружить во множестве исторических мифологий. Так, хорошо известен цикл фригийских мифов о Кибеле - богине, произошедшей из камня и ставшей предметом вожделения самого Зевса. При этом, что особенно важно в контексте сказанного выше, Зевсу так и не удается добиться ее
любви, и, потерпев неудачу, он извергает свое семя... в скалу, и в результате рождается ужасное двуполое существо Агдистис.
Н.С.Трубецкой, анализируя этот миф, указывает на его выраженный параллелизм с северокавказским богатырским эпосом. В частности, такого рода тема неоднократно возникает в ингушских преданиях. Н.С.Трубецкой приводит два мифа в записи Б.К.Долгата.
"Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень, и, глядя на нее, он пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Соска-Солса" 4S. "В одном месте был раздвоенный камень. Один молодой человек лег на этот камень и заснул; в это время мимо него прошла любимая им девушка; он ее увидел во сне и имел с ней сношение: семя его попало в трещину камня. Когда он встал, то камень сомкнулся и наверху образовалась шишка. Он спросил знающих людей: что это значит? Ему сказали, чтобы он всегда следил за камнем. Шишка все росла и на девятый месяц растрескалась, и оттуда вышло дитя. От него произошли Газдиевы и Базаркины" 4Э.
Нечто похожее обнаруживает Н.С.Трубецкой и в одном из осетинских мифов, где некий молодой человек желал овладеть девушкой, но та не позволяла ему это сделать. Однажды эта девушка постирала свои штаны и положила их сушиться на камне под солнцем. Молодой человек подошел к этим штанам и сбросил на них свое семя. От этого в утробу камня вошла душа. Через девять месяцев девушка разрезала камень и из него вышло дитя и.
На основании приведенных мифов Трубецкой делает вывод о том, что греческий "миф о рождении из камня, оплодотворенного мужчиной, был известен на Кавказе" 51. Однако приведенный выше миф австралийских аборигенов о приключениях Ньираны позволяет высказать предположение, что в мифе о фаллосе, оборачивающемся в камень или совокупляющемся с камнем, содержится нечто глубоко архетипичное, выражающее глубинную сущность самой человеческой культуры. Во всяком случае, тема неудовлетворенного мужского фаллоса, оборачивающегося камнем или вступающего в сексуальные взаимоотношения с камнем является настолько широко распространенной в мифологии самых различных народов, что это каменное оборотничество фаллоса никак нельзя считать чем-то случайным или возникающим в результате культурно-мифологического заимствования. Вполне вероятно, что за идеей фаллоса, превращающегося в камень, скрывается глубинная интуиция, касающаяся связи между сублимированной энергией фаллоса и самим феноменом каменной культуры, создаваемой первобытным человеком...
Впрочем, вернемся к Ньиране.
Женщины , несмотря на мощь явленного им фаллоса, продолжают сопротивляться и начинают бросать песок, выкрикивая: "Убирайся , пенис Ньираны!". Как ни странно именно это дейст-
вне оказывается для Юланы роковым. Ослепленный, пенис Ньираны уходит прочь, передвигаясь вниз по ручью под землей - и это именно то место, где ручей уходит под землю, а на скалах остаются следы от палок, принадлежавших женщинам. Наконец, пенис появляется из-под земли на некотором расстоянии от горного источника и там в очередной раз превращается в камень. И именно это место становится тем священным местом, на котором проводятся продуцирующие обряды, обряды любовной магии и обитают духи неродившихся детей. Камень, в который превратился, в конце концов, пенис Ньираны, обмазывают жиром и охрой. И это, опять же, чрезвычайно напоминает шиваитские культы, в которых основным предметом поклонения является каменное изваяние, представляющее собой фаллос Шивы (линга), поднимающийся из йони - священных женских половых органов. Это каменное изваяние также умащивают маслами и украшают цветами. А аналогичные культы каменного фаллоса можно найти во многих культурах Передней Азии и Средиземноморья 52.
Конечно, если мы смотрим на демиургическую деятельность фаллоса в первобытном мифе как на естественно-научную реальность, все, что мы можем - недоуменно пожать плечами. Потому что никакого объективно-естественного содержания в этой псев-додемиургической деятельности, разумеется, нет. И если австралийский абориген искренне верит и настаивает, на том, что вон та гигантская расщелина в скале образовалась во "Времена сновидений" из-за того, что эту скалу расколол пенис Ньираны в погоне за женщинами, - современный человек склонен счесть это либо откровенным розыгрышем, либо признаком слабоумия.
Но миф точен. Миф фантастически точен.
Просто он не об объективной реальности, а совершенно о другом. И это касается как описанного мифа, так и сотен тысяч других, рассыпанных в пространстве человеческой первобытности.
Ибо кроме естественнонаучного есть и другое, возможно, гораздо более важное, культурно-символическое измерение этой деятельности. Ибо это не есть мифы об объективном создании всего сущего. Это есть мифы о создании человеком СУЩЕГО ДЛЯ СЕБЯ - о создании мира своей, человеческой культуры. Мира, который центрирован укрощенным фаллосом, мира, который произведен укрощенным фаллосом, и мира, который заявляет свое принципиальное отличие от мира животных именно тем, что его фаллос - укрощен.
Первобытного человека менее всего интересует, каким образом В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ возникла та или иная расщелина в скале или какая-то другая природная отметина. Миф повествует совсем о другом: об абсолютной демиургической силе подавленного сексуального влечения. И в этом своем пафосе данный миф в высокой степени справедлив. Нелепость, ненормальность данного мифа иллюзорна. На самом деле он просто о другом. Так назы-
ваемые естественные причины происхождения окружающего мира (столь важные для человека, обремененного новоевропейским способом миропонимания) первобытного человека попросту не интересуют, и понятно почему. Они не имеют отношения к ГЛАВНОМУ в его жизни. А главным в его жизни являются странности собственного сексуального поведения, обремененного грузом таинственных социальных запретов.
И какое ему дело до естественных причин всего сущего, коль скоро эти естественные причины не имеют ровным счетом никакого отношения к болезненно-драматической проблеме СОЦИАЛЬНОГО взаимодействия между полами и ничуть не способствуют налаживанию этого взаимодействия! Разве знание естественных причин способно дать хоть какую-то помощь в понимании того, почему я не имею права на свободный сексуальный контакт по первому эротическому позыву, а должен следовать неким выморочным социальным нормам?
Таким образом, можно было бы с известной долей парадоксальности утверждать, что равнодушие первобытного человека к естественным причинам носит глубоко прагматичный характер. Он отсекает бессмысленные вопросы, ответ на которые ровным счетом ничего не может прибавить к его жизни, и изобретает те мифы, которые способны санкционировать некое СОЦИАЛЬНОЕ (=антибиологическое) качество его жизни.
1. Монтень М. "Опыты", кн.З, М.,1979, с.71.
2. См., напр.: История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1.Месопотамия. М., 1983, с.66-70, 102-103.
3. Цит. по: Е.Варидман. Женщина в древнем мире. М., 1990, с.252.
4. См. Дуглас Н., Слингер П. Алхимия экстаза. М., 1995.
5. Цит. по: Кобзев А.И. "Парадоксы китайского эроса". - В кн.: "Китайский эрос", М., 1993, с.12.
6. Там же, с. 14.
7. М.Е.Кравцова. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. С-Петербург, 1994, с.118-119.
8. Там же, с.119.
9. Там же, с. 124
10. М.Монтень, "Опыты", М.,1979, т.З, с.71.
11. Цит. по: Я.Липинская, М.Марциняк. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с.25.
12. См. "Мифы народов мира", т.2, с.267.
13. См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1986.
14. Цит. по А.Ф.Лосев. - Вопросы литературы, 1989, N10, с. 96.
15. А.С.Фаминцын. Божества древних славян. С-Петербург, 1995, с.227-228.
16. Дж.Фрезер. Золотая ветвь. М., 1984, с. 135.
17. См.: В.Иванов. Дионис и прадионисийство. С-Пб, 1994, с.63.
18. См.: Там же, с.138.
19. См: Там же, с. 211.
20. Лукиан. Избранное. М., 1987, с. 469-471.
21. Там же, с. 472.
22. Там же, с. 477.
23. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.1978, с.270.
24. Дж.Фрезер. Цит.пр., с.136.
25. Иванова Л. А. Утварь к ритуалам культа ямса у абелам Новой Гвинеи в коллекции фонда Н.Мишутушкина-А.Пилиоко. - В кн.: Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986, с. 44.
26. Путилов Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. М., 1980, с. 314-315.
27. Путилов Б.Н. Земледельческий труд - обряды, мифология, фольклор (по материалам Новой Гвинеи). - В кн.: Ранние земледельцы: Этнографические очерки. Л.,1980, с.165.
28. Н.А.Бутинов. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и Северо-Западной Меланезии. - В кн.: Ранние земледельцы. Л., 1980, с. 122.
29. Там же.
30. Там же, с.121. л s 31. Там же, с. 122. ,t
32. Там же, с.121. *
33. Там же.
34. См.: Дж.Фрезер, Цит. пр., с. 137.
35. См.: К.Леви-Строс. В травяной лавке мифов. - В кн.: От мифа к литературе. М.,1993, с.11-12.
36. Я.Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.,1991, с.96
37. Цит. по: У.Мастере, В.Джонсон и др. Мастере и Джонсон о любви и сексе, в 2х тт., т.2, Спб, 1991, с.171.
38. См. об этом: М.А.Дерягина, М.Л.Бутовская. Этология приматов. М.,1992, с.138-139.
39. См.: Новоженов Ю.И. Статус-секс и эволюция человека. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1991 с.37.
40. Там же, с.23.
41. См. Л.А.Файнберг "У истоков социогенеза" М.,1980.
42. См. напр., Берндт P.M., Берндт К.Х. "Мир первых австралийцев. М.,1981, с.33-46.
43. См.: Ф.Роуз. Аборигены Австралии. М.,1989, с.166.
44. Ермаков И. Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя. М., 1923, с.192.
45. Там же, с.210.
46. См.Берндт Р.М, Берндт К.Х. Мир первых австралийцев, М.,1983, с. 180-183.
47. См. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций. Часть 1.Месопотамия. М.,1983, с.66-67.
48. Цит. по: Н.С.Трубецкой. Избранные труды по филологии. М., 1987, с.347.
49. Там же. 50. См.: Там же. 51. Там же, с. 348. 52. См."Мифы народов мира", т.2, с.56.
ГЛАВА 2.
ПЕДАГОГИКА УКРОЩЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему вид
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Космос эпоса
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядо
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов