рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура возделанной сексуальности

Культура возделанной сексуальности - раздел Философия, Антропология мифа   Итак, Положительный, Конструктивный Смысл Болезненных Фаллоце...

 

Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и это дает возможность осуществить СОЦИАЛЬНУЮ на-

правленность секса, смыслом которого отныне становится не сброс спермы в женщину во имя зачатия, а сложный обряд духовно-космического сексуального взаимодействия, что и становится впос­ледствии предметом религиозного обожествления.

Еще раз напомню, что фундаментальный сексуально-биоло­гический парадокс человека заключается в том, что это единст­венный живой вид, у которого существует проблема сексуальной несовместимости. А эта проблема, в свою очередь, связана с прин­ципиально различным развитием оргазма у мужских и женских особей, с феноменом несостыкованности оргазмов. Ведь "боги, как говорит Платон, снабдили нас членом непокорным и само­властным, который, подобно дикому зверю, норовит, побуждае­мый ненасытной жадностью, подмять под себя все и вся" 27. Однако мужская похоть - если она не возделана культурно - крат­косрочна, и вздыбленный член угасает тотчас после совершения вожделенного акта. А что такое два десятка коитальных фрик­ций для разбуженного женского организма? Способность жен­ских особей Homo sapiens к активным сексуальным контактам в любое время года, а не только в периоды течек сочетается в них с ориентированностью на пролонгированный и многократный ор­газм. А это требует от мужской особи некоторых надбиологических усилий по искусственному продлению коитуса. Иначе гово­ря, существует определенное несоответствие между природным стремлением женского влагалища к долговременному сексу и природным стремлением мужского фаллоса к сексу кратковре­менному. По-видимому, это противоречие и является одной из причин формирования ранних социально-матриархальных струк­тур организации вида Homo sapiens с ориентацией на искусствен­ную регуляцию сексуального поведения подростков и создание удивительного института инициации, совершенно незнакомого животному миру. Таким образом, случай человека - это случай, который оказывается связан с феноменом фундаментального не­соответствия мужской и женской сексуальной конституции.

Парадокс человеческой сексуальности - это парадокс, кото­рый может быть рассмотрен как важнейший стимул для возник­новения самого феномена культурной инициативы. И это должна была быть инициатива женских особей по отношению к самцам: инициатива по формированию у самцов особой способности во­левым образом управлять своим сексуальным поведением. И есть основания определить такой феномен волевого управления своим сексуальным поведением как первый собственно культурный фе­номен, как исторически первую манифестацию самой культуры. А культура секса оказывается первой формой человеческой куль­туры вообще.

Кстати говоря, сказанное позволяет понять природу матриар­хата как первой формы социально-культурной регуляции чело­веческого общества на протяжении почти что всей предыстории современной культуры. В самом деле, почему матриархат, поче­му главенство женщин, если главными производителями а также

главными хранителями всех культурных традиций на протяже­нии матриархата являлись мужчины, а не женщины? Ключ к загадке - все в той же проблеме сексуальности. Именно женские особи, носители особой - нетипичной для приматов - сексуальной потребности в пролонгированном коитусе должны были высту­пить с "инициативой культуры", суть которой на первых порах состояла не в чем ином, как в навязывании своим мужским парт­нерам некоего стиля сексуального поведения, не предопределен­ного их физиологическими потребностями.

Впрочем, именно мужские особи, отвечая на брошенный им вызов, должны были эту культуру создать и перейти от культуры сдерживания непосредственных физиологических позывов, от искусства управления своей сексуальностью к культуре в самом широком смысле этого слова. Таким образом, можно сказать, что феномен культуры возникает по женской инициативе, но... осу­ществляется при этом руками мужчин.

Впрочем, ту же самую фразу можно было бы отнести и к любой высокоразвитой форме культуры: культура чаще всего воз­никает по инициативе женщин, но делается при этом руками муж­чин, искушаемых противоположным полом и творчески субли­мирующих свою сексуальную энергию.

Итак, формирование у подростка культуры сдерживания не­посредственных сексуальных реакций может рассматриваться как первичная ячейка собственно социального. При этом именно жен­ские представители рода человеческого являются подлинными инициаторами становления этих элементарных структур социаль­ного, а сам процесс разрешения этого фундаментального проти­воречия между двумя типами сексуальности можно рассматри­вать одним из ключевых факторов антропогенеза. Ведь живот­ное, усмирившее свою сексуальную органику во имя сексуально­го удовлетворения особи противоположного пола - это и есть животное, сделавшее шаг на пути к тому, что мы именуем соци­альным. И тогда объяснение процесса формирования человечес­кой руки как процесса по формированию органа, способного за­местить фаллос и способного осуществить изощренное тактиль­ное удовлетворение женского организма уже не представляется излишне экзотичным и невероятным объяснением. А анализ инициационных обрядов, осуществляемых в первобытных сообщест­вах в отношении девочек, подтверждает сказанное.

Скажем, в практике аборигенов Австралии девочки не под­вергаются столь сложным испытаниям, которые выпадают на долю мальчиков. Правда, центром инициационных обрядов у девочек также являются их половые органы. Однако принципиальная направленность осуществляемых в отношении девочек операций оказывается прямо противоположной той, которую можно наблю­дать в инициациях мальчиков. Так, в некоторых племенах цент­ром обрядов является ритуальная дефлорация инициируемой де-

вочки, когда особо отобранные мужчины, к тому же состоящие с этой девочкой в дальних родственных отношениях, по очереди вступают с нею в половой контакт в торжественных церемони­альных условиях. Затем вытекающую из девочки сперму собира­ют и выпивают во время последующих обрядов, полагая, что эта сперма обладает магической силой.

Конечно, дефлорация - это тоже болезненно (хотя, разумеет­ся, и не настолько, как вырывание ногтей или подрезание пениса у инициируемых мальчиков). Но во всяком случае дефлорация, совершаемая опытными мужчинами (а не мальчиком, который впервые пытается применить орудие своего сексуального труда), - это дефлорация, которая позволяет девочке получить сексуаль­ное удовлетворение, испытать оргазм, почувствовать радость глу­бинного секса и стать сексуально разбуженной для встречи со своим будущим мужем.

Таким образом, если инициации мальчиков призваны, в ко­нечном итоге, к тому, чтобы затормозить и обуздать их свобод­ные сексуальные порывы, то инициации девочек, наоборот, на­правлены на то, чтобы как можно быстрее разбудить в девочке женщину, способную к глубоким и многократным оргазмам. Возможно, кстати, что это является одной из причин того, что первобытное общество не знакомо с феноменом аноргазмии - столь распространенного сексуального заболевания современных жен­щин.

Характерно, кстати, что ритуальная дефлорация девочки, когда один или несколько зрелых мужчин совершают с нею серию сек­суальных контактов, осуществляется в сопровождении таинствен­ных и разнообразных обрядов, способствующих тому, что эта сексуальная мистерия пробуждает у девочки своеобразное духов­ное измерение чувственности - то, что в древних цивилизациях было названо космическим эросом. После каждого очередного сношения девочку украшают ожерельями и браслетами, а ее тело раскрашивают смесью жира и красной охры. Затем она ненадолго появляется перед своим будущим мужем и вновь возвращается туда, где исполняющие священные роли мужчины снова вступа­ют с нею в половую связь. Так практикуется несколько дней, покуда ее женская чувственность не будет разбужена в макси­мальной степени. Характерно, что на всем протяжении этих об­рядов совершенно исключается возможность ее сексуального кон­такта с будущим мужем. Впрочем, вместо этого иногда ей во вла­галище вкладывают его обрезанную крайнюю плоть .

Правда после того как девочка оказывается сексуально разбу­жена, возникают новые проблемы - в частности, проблемы со сдерживанием ее разбуженной сексуальности, и на последующих этапах инициации оказываются возможны различные болевые приемы. Это могут быть, как и у мальчиков, рубцы, надрезы, татуировки, и т.д., - но безусловно в менее значительной степе­ни, нежели у мальчиков. Тем не менее, благодаря этим операци­ям, девочка как и мальчик научается управлять своей разбужен-

ной сексуальностью, т.е. научается служить не закону похоти, но закону племени, и, в частности, брачному закону. Кроме того это бывает связано с необходимостью формирования у девочки го­товности воздерживаться от сексуальных контактов во время мен­струальных кровотечений. Так, в племени гунвинггу менструи­рующей девушке рисуют между грудями Змею-Радугу (фалли­ческий знак; согласно мифу запах менструальной крови приво­дит Змею-Радугу в ярость - что и означает недопустимость сексу­альных контактов во время менструальных кровотечений), после чего девочка "подтягивается, схватившись за толстую ветвь какого-нибудь дерева, и висит на руках, а женщины, среди которых и ее мать, согласно обряду бьют ее по животу и по спине мешком из коры бумажного дерева, наполненным холодным речным песком. Этот обряд, как считается, способствует тому, чтобы менструа­ции не продолжались слишком долго и не начинались прежде­временно" . В чем смысл этого обряда? Вполне вероятно, что тем самым девочка осваивает запрет на секс во время менструа­ций.

Так или иначе, но благодаря инициационным обрядам и маль­чики, и девочки научаются управлять своей сексуальностью, на­учаются подчинять свой непосредственный сексуальный позыв социальному закону и благодаря этому преодолевают исходную дисгармонию своих сексуальных сценариев. В частности, у маль­чиков операция по укрощению фаллоса помещается в такой куль­турно-обрядовый контекст, что происходит развитие сексуальности вглубь. Ведь проходя болезненные инициационные испытания, мальчик подавляет в себе не сексуальность как таковую, а лишь то, что можно было бы назвать примитивной, некультурной сек­суальностью. А мальчик, обретший статус мужа, - это мужчина, овладевший искусством чрезвычайно изощренной сексуальнос­ти, способной доставлять женщине глубокое и многообразное сек­суальное удовлетворение с многократными оргазмами - незави­симо от того, совершается или не совершается при этом оплодо­творение. Он научается разнообразным способам сексуального поведения, искусству тактильных ласк, использованию руки в качестве искусственного фаллоса. Но что самое интересное - он обретает способность глубоко индивидуального сексуального по­ведения: во взаимоотношениях с особью противоположного пола он никогда не действует "по инструкции", но всегда находит, если можно так выразиться, индивидуально-творческие сексуаль­ные решения. Он научается чувствовать женскую потребность и приспосабливать свое сексуальное поведение к этой потребности. Откуда берется в нем эта удивительная творческая сексуаль­ная свобода, позволяющая ему уверенно доставлять полноценное сексуальное удовлетворение любой женщине, которая становит­ся его женой независимо от его выбора (еще раз подчеркну: поря­док совершения браков в первобытном обществе таков, что он практически исключает возможность свободного выбора партне­ров)? Ведь это тем более удивительно, что многочисленные сек-

суальные проблемы современной цивилизации наглядно показы­вают, насколько серьезна и глубока проблема сексуальной со­вместимости-несовместимости в современном мире. В самом деле: работают десятки тысяч психоаналитиков и сексопатологов, вы­пускаются тысячи книг, призванных обучить искусству любви, выпускается огромное количество видеопособий по этому древ­нейшему из искусств... И каков результат? Миллионы женщин, страдающих аноргазмией или вынужденных заниматься само­удовлетворением после совокупления с мужчиной, и миллионы мужчин, так и не научившихся, несмотря на все прочитанные по­собия, удовлетворять женщину. А это, в свою очередь, источник фрустрационного напряжения, тяжелых депрессий, агрессивных выплесков.

Удивительно, но никаких специальных сексуальных школ мы в первобытном обществе не найдем. И, тем не менее, прошедший школу инициации первобытный подросток не имеет никаких сек­суальных проблем. Как такое возможно? В чем тайна оргаизмической эффективности первобытного секса? Возможно, что ключ к решению загадки - в "наоборотном" функционировании мифо­логического запрета. Эффект наоборотности, по которой органи­зовано функционирование мифа в первобытном обществе настоль­ко существенен, что он заслуживает специального анализа.

Педагогика "наоборот"

 

То, что миф является, как бы это помягче выразиться, этичес­ки странным образованием, превосходно известно исследовате­лям первобытной мифологии. Возьмем ли мы мифы, обработан­ные письменной традицией и дошедшие до нас из глубины веков в напоминание об образе мысли, господствовавшем в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Древней Греции или Древней Индии, или же мы обратимся к мифоритуальной традиции, вы­ражающей культурную самобытность современных аборигенов, -возможно, первое, что бросится в глаза, это своего рода этичес­кая невменяемость действующих в них героев. И это странно, если исходить из того, что именно в мифе укореняются нормы социального порядка, и миф является высшей социально-этичес­кой реальностью древних обществ.

В самом деле, о какой высшей этической реальности можно говорить, если, например, боги Древней Греции только и делают, что совершают порочные и отвратительные деяния? Приведу в качестве примера описание поступков верховного олимпийского бога Древней Греции Зевса в изложении Роберта Грейвса.

"Только Зевсу - отцу небес - была подвластна молния, и лишь страх перед ее смертоносной силой делал послушным его сварли­вое и вздорное семейство, расположившееся на горе Олимп. Зевс определял пути небесных тел, устанавливал законы, приводил к присяге, пророчествовал. Когда его мать, Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила ему

жениться, Зевс, рассердившись, пригрозил овладеть ею. И хотя она тут же превратилась в ужасную змею, Зевс не испугался, и, сам превратившись в змея и образовав с ней один тугой узел, исполнил свою угрозу. Именно с этого начались его бесконечные любовные похождения" 30.

Итак, любовная деятельность Зевса начинается с того, что, обернувшись змеей, он овладевает собственной матерью, после чего начинается самый настоящий сексуально-кровавый разгул, когда Зевс непрерывно изменяет своей жене Гере с каждой по­нравившейся ему богиней, нимфой или смертной женщиной, причем нередко в момент совокупления превращаясь в какого-ни­будь дикого зверя. Тех же, кто смел ему отказать, он в гневе испепеляет молниями. Но самое поразительное при этом заклю­чается в том, что именно Зевс выступает в роли... верховного законодателя, санкционирующего те или иные нормы социально­го порядка!

Что же собой должно было представлять греческое общество, верховный бог и законодатель которого вел себя столь диким и необузданным образом? Не следует ли предположить, что в древ­негреческом обществе царил разгул социальной анархии, жесто­ких страстей и кровосмесительных связей? Любому, кто знаком с культурой Древней Греции, известно, что это было не так. И что, несмотря на дикие выходки греческих богов, само древне­греческое общество отличалось удивительной стабильностью и урегулированностью социальных связей.

А ведь не только верховный бог олимпийского пантеона, но и многие десятки других древнегреческих богов ведут себя совер­шенно аналогичным образом. Можно с уверенностью утверждать, что нет такого грязного и асоциального поступка (убийство, ин­цест, осквернение святынь), который бы не совершался героями мифологических сюжетов. Причем такого рода поступки - это отнюдь не периферия древнегреческих мифов. Они составляют основную канву мифологических сюжетов. Все, что только можно придумать самого грязного и асоциального, в мифе конденсиру­ется и самым настойчивым образом подчеркивается. А в резуль­тате мифы оказываются удивительно концентрированным средоточением садизма, психической невменяемости и всяческих сек­суальных патологий. И, что самое важное, настойчиво демон­стрируют эти формы отклоняющегося социального поведения не какие-то враги рода человеческого, не злодеи и негодяи, а... САМИ БОГИ, основатели космического порядка, тотемные предки че­ловеческого рода, а так же культурные герои.

"Мифические существа, боги и герои, благодетели человечес­кого рода повсюду совершают деяния злые, тиранические или постыдные с точки зрения людей" ", - подчеркивает М.А.Лифшиц. Всей своей властью гарантируя моральное поведение про­стых смертных, сами они живут "...в атмосфере постоянных на­рушений нравственного порядка" 32. Следовательно, можно ут­верждать, что весь мир человеческих взаимоотношений - тот

самый мир, который, казалось бы, требуется установить и узако­нить, миф буквально выворачивает наизнанку и оскверняет са­мым изощренным образом.

Но в чем же тогда состоял смысл этого и тысяч других мифов, составлявших естественный интеллектуальный горизонт нормаль­ного грека? Любой психоаналитик скажет: ритуальное проигры­вание или проговаривание неправильных, асоциальных моделей поведения чрезвычайно нужно всякому человеческому существу для того, чтобы освобождаться от их подсознательного гнета. Именно таким ритуальным проигрыванием асоциального и одно­временно освобождением от этого асоциального и занимается миф, если рассматривать его как психотерапевтическую реальность.

Еще раз напомню: в первобытном обществе миф - это не просто устный рассказ, созданный для услады слуха, но сложное ритуализованное действо, которое разыгрывают на протяжении многих дней и недель (а иногда на протяжении месяцев) все взрослые члены общества. Главные герои архаических мифов - это тотемные предки человека, ведущие подчеркнуто асоциальный образ жизни. Но что интересно: в процессе отправления мифологического ри­туала взрослые члены племени как бы идентифицируются со сво­ими тотемными предками, и в их обличье проживают странную, запрещенную жизнь. По сути дела, они вживаются в кровавые и мутные фантазии своего подсознания, осуществляя самые изощрен­ные ритуализованные убийства или вступая в кровосмесительные половые связи - с матерью и отцом, братьями и сестрами - и, тем самым... психологически освобождаются от подсознательного гру­за этих фантазий. Следовательно, миф - это ни в коем случае не руководство к действию. Он находится в совершенно иных, гораздо более сложных взаимоотношениях с человеческой повседневностью.

Снова обратимся за примером из детства. Когда пятилетний ребенок бегает по комнатам, таращит глаза и грозно кричит: "я страшный Волк, я сейчас всех съем!", - это менее всего означает, что он репетирует роль будущего садиста и убийцы. Совсем наобо­рот: он отыгрывает агрессию внешнего мира через игровую иден­тификацию с образом того, кто в его детском мифологическом со­знании является агрессором по преимуществу. И это имеет крайне важное значение для освобождения от потенциала агрессивности. Чем в большей степени агрессивен окружающий ребенка мир, тем в большей степени он пытается освободиться от своего страха че­рез игровую идентификацию с мифологическим образом агрессо­ра. И та же схема наоборотного управления поведением работает в мифологическом сознании первобытного человека.

Когда первобытные люди снова и снова ритуально проигрыва­ют свои кровавые и мутные фантазии, они отнюдь не становятся рабами и заложниками этих фантазий, а, наоборот, производят своеобразный акт психологического самоочищения в соответствии с некоей максимой, которую можно сформулировать примерно следующим образом: "Что позволено Тотему - то не позволено простому смертному". Принцип, который уже в эллинской куль-

туре был переформулирован в знаменитое: QUOD LICET JOVI. NON LICET BOVI. "Что позволено Юпитеру - то не позволено быку". Входя в пространство мифа и идентифицируя себя (игровым образом) со своим тотемным предком, человек архаических сооб­ществ отыгрывал комплексы, страхи и фантазии своего подсо­знания, перелагая их... на плечи своего Тотема (а впоследствии -на плечи своего бога). И уже затем, возвращаясь из мифа обрат­но, в реальный мир, он все эти страхи, комплексы и фантазии оставлял в том, параллельном мифологическом мире и обретал в своем повседневном существовании жесткие запретительные линии: нельзя в обыденной жизни быть собственным Тотемом, собственным Богом. Что позволено Юпитеру то не позволено быку. И, следовательно, хаос, царящий в мифе, выступает как... усло­вие порядка в реальной жизни.

Таким образом, первоначальная функция бога (Тотема как пра-бога) в человеческой культуре как раз и состоит в принятии на себя всего того, от чего человеку требуется очиститься. Бог -это своеобразный мусороприемник для психологических аффек­тов и комплексов. Бог в своих первоначальных культурных об­разах - это хранилище психических отходов человеческой жизне­деятельности - тех психических отходов, которые несут в себе повышенную опасность для социальной структуры общества. И это объясняет, почему первоначальные человеческие боги столь развратны, жестоки и чудовищны. Скажем, у древних греков даже олимпийские боги - это боги, ведущие абсолютно разнузданный образ жизни. Но память древнего грека хранит еще более архаи­ческие образы - образы хтонических чудовищ, которые господ­ствовали на земле до того, как на ней воцарились боги. Эти чудо­вища священны и омерзительны одновременно, и, похоже, что они напрямую ведут свое происхождение от тотемистических пред­ков первобытного человека.

Разумеется, Тотем - не бог; но именно в Тотеме скрывается тайна древнейших божеств. Первобытный человек не столько по­клоняется Тотему, сколько сосуществует с ним, как с вытесненной частью самого себя - мерзкой, развратной, распущенной. Он объ­ективирует в Тотеме все то, является асоциальным, и через риту­альный диалог с Тотемом, через ритуальную самоидентификацию с Тотемом освобождается от всего мерзкого и низкого в себе самом. Древние боги несут в себе черты Тотемов, но одновременно - и черты культурных героев, закладывающих основы культуры. Если Тотем не несет в себе ровным счетом ничего привлекательного, то древние божества - это единство чудовищного и прекрасного, от­вратительного и привлекательного. И только в религиях, возни­кающих на развитых ступенях цивилизации, Бог становится сре­доточием благодетели, и только благодетели.

Так или иначе, только Тотемы и древнейшие боги - это существа, которые принимают на себя людские грехи... в буквальном смысле слова, являясь средоточием всего того "греховного", т.е. асоциального, от чего пытается освободиться человек. И в этом -

тайна того страшного величия, которым обладает в жизни перво­бытного человека Тотем. Сама суть Тотема - это греховность как таковая; но это такая греховность, которая запрещает человеку быть греховным в его повседневной жизни. Тотем несет в себе грехи всего человечества - и тем самым он освобождает человече­ство от грехов. А отсюда легко понять, почему в развитых рели­гиях дьявол оказывается обратной стороной Бога: ведь суть пра-бога, Тотема - это грех как таковой, который позволяет и застав­ляет человека НЕ быть греховным. Иначе говоря, бог и дьявол имеют общего предка в истории культуры.

Итак, миф регламентирует и регулирует социальную жизнь человека не прямым предписанием "делай так как я!", а предпи­санием наоборотным: "я тебе запрещаю в повседневной жизни действовать по моему образу и подобию!". Но почему регулятивы мифа настолько сложны? Зачем им иметь такой - перевернутый -характер? Не легче ли было бы ограничиться прямыми запрета­ми и предписаниями: "делай так-то!", "не делай того-то!"?...

Пожалуй, ключ к этой загадке лежит в области педагогики. Известно, что прямые указания лишают человека права на свобо­ду и делают его рабом внешней регламентации. И если педагог огораживает своего воспитанника частоколом прямых предписа­ний и указаний, то он неизбежно провоцирует андеграундное поведение своего воспитанника. Ведь специфика личностного поведения заключается в том, что это поведение совершается во­преки каким бы то ни было исходящим извне предписаниям - в противном случае о какой личностности можно вести речь? Лич­ностное - это то, что не навязывается внешними стереотипами, а таинственным образом вырабатывается человеком изнутри само­го себя и представляет собой мир абсолютной единичности. Лишь в том случае, если налицо абсолютная единичность, можно гово­рить о собственно личностном.

Миф как раз и делает поправку на эту фундаментальную че­ловеческую особенность. Он самым подробным образом распи­сывает сферу запретного и в каком-то смысле даже искушает че­ловека этой сферой запретного; но при этом ни слова не говорит про то, КАК надо действовать и жить, предоставляя человеку широкую свободу самостоятельности. Фантазийное содержание мифа стимулирует воображение человека в сфере запретного, но одновременно накладывает жесткие запреты на самореализацию в данном направлении. И тогда поток перевозбужденной фанта­зии вынужденно направляется в совершенно новое русло - русло предметного творчества. Иначе говоря, происходит то, что еще Фрейд назвал процессом сублимации.

Я уже не раз отмечал фундаментальную особенность мифа: в нем все может быть всем. Мифологически мыслящий человек максимально раскрепощает свое творческое воображение, будит фантазию. Но тут же получает жесткий урок: "Так - нельзя. Это

прерогатива Тотема. В повседневной жизни должна господство­вать нефантазийная, строгая упорядоченность".

Но наличие запретной сферы при этом не бессмысленно. Живущий в правилах жесткого социального порядка человек все время имеет в виду этот запрятанный в мифологическое простран­ство потенциал абсолютной свободы "все может быть всем". И мир запретного становится, таким образом... тайным резервуаром творческих способностей человека.

Это вообще можно рассматривать как главное педагогическое изобретение мифа: он осуществляет социально-моральную регу­ляцию не путем прямых указаний и прямых запретов, а путем весьма специфического - наоборотного - регулирования. Вместо того, чтобы подробно и в деталях расписать, КАК НАДО строить социальные взаимоотношения, миф подробно и детально распи­сывает образцы того, КАК НЕ НАДО их строить. И не просто расписывает на словах, а заставляет человека этот свой странный сценарий запретного разыграть в лицах. И, тем самым... ввести жесткий запрет на исполнение этого сценария в повседневной жизни: QUOD LICET JOVI, NON LICET BOVI. Гениальная пе­дагогическая максима, позволяющая осуществить максимально эффективное табуирование человеческого поведения при сохра­нении у него максимального ощущения собственной свободы.

Миф словно отдает себе отчет в том, что одна из важнейших потребностей человеческой личности - это потребность в запретном. Запрет рождает желание. Запрет рождает интерес. Запрет рожда­ет протестное поведение. Запрет искушает. Поэтому миф посту­пает тонко и умно. Он предлагает подростку с головой погрузить­ся в сферу запретного и проиграть мир запретного в ролевой игре.

Во Времена Сновидений, - свидетельствует миф, - мальчики жили со своими матерями, а отцы со своими дочерьми (причем об этом не просто рассказывают, это показывают, надевая соот­ветствующие маски и ритуально изображая запретный секс мате­рей с сыновьями и отцов с дочерьми), но потом произошло... И разыгрывается некая мифологическая фантасмагория, в финале которой - либо кровавая драма, либо смерть. При этом запрети­тельная схема мифа работает очень убедительно и эффективно. Ведь она не унижает достоинство мальчика или мужчины и не уверяет его в том, что его желание спать со своей матерью или дочерью является чем-то мерзким, грязным и отвратительным, свидетельствующим о том, что он - выродок или негодяй, как это свойственно, нравоучительным формам педагогики. Напротив, она признает, что эти желания являются до какой-то степени естест­венными (вспомним, когда уже в XX веке это открытие сделает и напишет о нем Фрейд, это вызовет бездну негодования), поскольку тотемные предки человека действительно жили такой жизнью во "времена сновидений". А, значит, в этих желаниях нет никакой патологии, унижающей достоинство человека. Просто они идут от Тотема, а человек должен эти желания преодолевать, посколь­ку таков закон: QUOD LICET JOVI, NON LICET BOVI.

И именно в этом видится фундаментальный смысл того свое­образного диалога с Тотемом, который непрерывно ведет перво­бытный человек, подчеркивая, с одной стороны, свое тотемно-животное происхождение, а, с другой, настаивая на своем фун­даментальном по сравнению с Тотемом своеобразии. В том и со­стоит специфика ЧЕЛОВЕКА, что он не имеет права жить той же жизнью, которой жил его звероподобный тотемный предок. "Что позволено Тотему - то не позволено мне". Диалог со своим то­темным происхождением, в который вступает каждый представи­тель первобытного общества, это ритуал, позволяющий погрузить­ся в тотемоподобный мир своих вытесненных желаний. И очис­титься от этой своей физиологической зависимости с помощью ритуала. Таким образом, ритуал инициации оказывается не чем иным, как обрядом очищения человека от своей тотемно-животной природы во имя культурно-социальной идеи своего племени. С помощью обряда мальчик вытаскивает из себя те сексуальные желания, которые связывают его с миром тотемных, звероподоб­ных предков, и отсекает эти желания вместе с отсечением край­ней плоти. И тем самым он рождается "вторым рождением" -через перерезание (=обрезание)... пуповины фаллоса, связываю­щей его с тотемно-животным происхождением.

Что же дает такой педагогический ход? Как минимум, то, что первобытный человек не становится, подобно своему цивилизо­ванному собрату заложником многочисленных комплексов и вы­тесненных желаний, составляющих, как это выяснилось в XX веке, невротический фундамент современной культуры.

Первобытная культура по большому счету не невротична, и это свидетельствует о том, что ее педагогическая система по культур­ному возделыванию человеческой сексуальности чрезвычайно эф­фективна. А, с другой стороны, в повседневной жизни первобыт­ного человека практически отсутствует тяга к акультурным спосо­бам сексуального поведения, т.е. сами запреты, вводимые по па-оборотному сценарию, срабатывают чрезвычайно эффективно. Так, в повседневной жизни первобытного человека отсутствуют гомо­сексуальные ориентации, несмотря на то (или благодаря тому!), что "мужчинам приходится исполнять женские роли в различных священных обрядах и... символически изображать акт совокупле­ния с актерами мужчинами" 33. Тем более совершенно немыслимо для первобытного человека осуществлять в повседневной жизни сек­суальные контакты со своей дочерью или сыном. Чего совершенно нельзя сказать о людях современной цивилизации, которая зачас­тую как раз в области сексуального поведения предлагает странную смесь сексуальной разнузданности и сексуального невротизма.

Но это - только одна из сторон поразительной эффективности педагогики мифа. Другая сторона - та, что за человеком сохраня­ется огромное пространство индивидуальной свободы, индивиду­ального выбора. Миф не навязывает какую бы то ни было модель поведения, но ДРАЗНИТ запретной моделью, и притом предла­гает человеку самому сформировать позитивную альтернативу.

При этом запрет является максимально жестким и даже жестоким. Он пугает и держит в напряжении. И потому педагогика мифа воистину сурова. Но одновременно с этим она сохраняет за чело­веком огромные возможности свободного выбора и даже свобод­ного конструирования своей конкретной модели поведения, и, прежде всего, сексуальной модели поведения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура возделанной сексуальности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги