Орудийный барьер - раздел Философия, Антропология мифа То, Что Способность К Утилитарному Использованию Предметов - Весьма Непроста...
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма длительный период, в течение которого он активно манипулирует с различными предметами окружающего его культурного мира, но манипулирует ими весьма странным на взгляд взрослых образом - в абсолютном несоответствии с внутренней логикой этих предметов, в абсолютном несоответствии с тем, для чего эти предметы предназначены. Он ломает эти предметы, грызет, обсасывает, облизывает, трясет, бросает с размаху на пол и совершает массу иных - нелепых и бессмысленных на взгляд взрослых - операций. Правда, при этом он оставляет на них своеобразные неосознанные метки, которые становятся в дальнейшем важной основой ориентировки в мире культурных символов - своего рода авторской точкой отсчета для освоения различных культурных шифров. И есть все основания полагать, что, если бы у ребенка не было этапа доутилитарного манипулирования предметами, он бы не сумел в конце концов освоить их утилитарное измерение.
Так или иначе, но проходит немало времени, прежде чем этот ребенок становится готов к освоению внутренней (и, в том числе, утилитарной) логики предметов - той логики, которая зашифрована в них культурой. И это дает основания думать, что утилитарный подход к предмету, предполагающий возможность рационально-полезного использования последнего отнюдь не является наиболее простым культурным подходом. Прежде чем ребенок научается обращаться с предметом как с утилитарным, он проходит длинную культурную дистанцию, когда осваивает этот пред-
мет как знаково-символический, нагружая его своими собственными, личными смыслами и переживая его как интимно-знаковую реальность.
Впрочем, ситуация годовалого ребенка, приступающего к освоению предметной утилитарности, относительно проста: окружающие его взрослые постоянно предлагают ему устойчивые схемы или модели действий с теми или иными предметами, предлагают некие образцы и стереотипы поведения в мире предметов, насыщенных культурной семантикой, и ребенку остается всего лишь освоить и воспроизвести эти образцы культурных действий в виде своего рода предметного ритуала. И потому на первых порах ребенок осваивает и воспроизводит то или иное предметное действие не потому, что ему понятен его утилитарный смысл, а просто потому, что такова священная ритуальная схема, подсмотренная им в мире взрослых. Скажем, ритуал обращения с ложкой: ребенок на первых порах пользуется ложкой не потому, что ему понятен ее утилитарный смысл, а потому, что такова ритуальная схема действий. И уж во всяком случае ему не приходится самому изобретать утилитарное назначение ложки, равно как и предметную схему действий с нею, - оно предъявлено ему в действиях взрослых как совокупность устойчивых культурных схем, которые просто воспроизводятся ребенком как норма своей собственной деятельности. Скажем, если ребенок берет в руки молоток и начинает им стучать по гвоздю, он тем самым ничего не изобретает, а просто воспроизводит схему действий, подсмотренную во взрослом мире.
И этим принципиально отличается ситуация человека, рождающегося в мир, уже насыщенный культурными схемами и образцами, от ситуации культурного первопроходца. Можно себе представить, насколько сложно положение того древнейшего человека, которому еще только предстоит задача изобретения базовых культурных образцов: ведь у него нет спасительного мира взрослых, демонстрирующих ему варианты культурных способов действий с теми или иными предметами. А, значит, сама задача создания тех или иных орудий труда, т.е. инструментов, предназначенных для какого-то практического использования, выглядит головоломно сложной.
В этом и состоит самое трудное: начать оббивать камни с предположением их дальнейшего орудийного использования. Не просто сделать случайный скол-метку, а сделать скол, опосредованный неким рациональным планом дальнейшего использования полученной поверхности. Уже в момент обработки камня у человека должен присутствовать образ дальнейших с ним действий, и совершая даже один-единственный скол, предчеловек должен иметь в виду ту деятельность, в которой будет принимать участие обработанный им камень, должен удерживать в голове некий второй план своего обрабатывающего действия, должен моделировать будущее. Но как можно моделировать будущее, если ты не имеешь никаких предварительных образцов действий, и все об-
разцы действий нужно изобретать здесь и теперь? Совершенно очевидно, что такого рода интеллектуальное моделирование выглядит совершенно нереальным для существа, еще не прошедшего самой элементарной школы культуры. А это значит, что исходной точкой культуры никак не может являться деятельность по изготовлению орудий труда, но должен являться некий принципиально более простой и одновременно более сущностный культурный акт.
Не случайно деятельность по изготовлению орудий труда представляет непреодолимый барьер даже для самых высокоразвитых животных. И это связано с тем, что даже самое простое - с точки зрения технологии его изготовления - орудие труда является сверхсложным образованием с точки зрения той УМСТВЕННОЙ СХЕМЫ, которая лежит в его основании. Казалось бы, чего проще: взять гальку и отбить от нее несколько кусков с помощью другого камня, чтобы получившийся осколок использовать с той или иной целью? С точки зрения физических усилий -пожалуй, да, это действительно не слишком сложно. Но почему в таком случае ни одна обезьяна даже в процессе дрессировки не может такой процедуре научиться? Да потому, что на самом деле это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО сверхсложная операция.
Во-первых, эта операция предполагает постоянное удержание в голове долговременной цели: "А зачем я это делаю?". Иначе говоря, наряду с ситуативным действием по откалыванию куска камня постоянно должно присутствовать в качестве второго плана некое гипотетическое действие, в рамках которого этот обработанный камень будет использован. Поэтому создатель орудия труда должен прогнозировать те действия, которые будут совершаться с помощью этого орудия, а это значит, что в основании даже самых простых орудий труда должна лежать некая мысленная модель, которая сама может быть лишь результатом некоего культурного развития, но никак не может ему предшествовать. И совершенно очевидно, что такое одновременное удержание в голове двух планов является сверхсложным в интеллектуальном отношении.
Во-вторых, производящий орудие труда предчеловек вынужден даже при осуществлении одного-единственного скола решать головоломную задачу выбора из бесконечнофакторной ситуации: как бить? с какой силой и под каким углом наносить удар? как удерживать камень при нанесении удара? по какому краю камня наносить удар, чтобы получить желаемый результат? Ведь никаких образцов, на которые можно было бы ориентироваться, нет; он - первопроходец, и какова должна быть последовательность его действий, чтобы получить, допустим, острый скол, он принципиально не знает: это еще только требуется изобрести.
Ну и, наконец, в-третьих, наш предчеловек должен уже на первых порах достаточно тонко управлять мелкой моторикой своей руки, чтобы осуществить эту целевую операцию и при том не причинить себе увечье. Нетрудно догадаться, что такая тонкая
моторика предполагает некую предварительную "школу", некую, так сказать, предварительную - и притом достаточно обширную -практику обработки камня, в течение которой пока еще не ставится целевых орудийных задач, но уже тренируется эта тонкая моторика и тонкая координация рук.
У маленьких детей такого рода предварительная тренировка тонкой моторики и координации рук осуществляется в принципиально игровой форме, когда ребенок не ставит перед собой никаких целевых орудийных задач, а осуществляет некие взрослые действия понарошку. Прежде чем начать пользоваться теми или иными культурными предметами и заложенными в них культурными схемами в целях решения каких-то практических задач, маленькие дети долгое время как бы тренируют моторику своих рук, воспроизводя схемы взрослого действия в игре - в форме своего рода обрядово-ритуального действия. Детская манипулятивная игра с предметами - это процесс, в котором действия не подчинены жесткой логике цели; оттого-то игра и оказывается своеобразной тренировочной реальностью по формированию такого уровня моторики рук, без которого пользование предметами в соответствии с их культурными схемами и одновременно для достижения каких-то практических результатов оказывается невозможно. Вначале ребенок осваивает чистую культурную схему ритуальным образом и лишь значительно позднее оказывается способен при помощи этой культурной схемы создавать нечто результативное.
Скажем, если бы ребенок в возрасте от двух до пяти попытался использовать культурную схему молотка в целях решения некоей задачи, предполагающей получение практического результата (допустим, попытался бы использовать молоток для сколачивания двух брусков настоящими гвоздями), у него бы не только ничего не вышло, но он, скорее всего, причинил бы себе травму. И это при том, что он с бесконечным удовольствием готов колотить игрушечным молотком по игрушечному гвоздю, удовлетворяясь при этом не реальным, а воображаемым результатом. Понятно, что двухлетка или трехлетка стучит игрушечным молотком по игрушечному гвоздю вовсе не потому, что он пытается этот гвоздь забить, а просто потому, что он воспроизводит некую схему действий, подсмотренную у взрослых. Но, тем самым, он, между прочим, тренирует моторику своих пальцев, моторику своих рук. И, очевидно, что ему требуется достаточно длительный период игры с моделями орудий, достаточно длительный период действий понарошку, прежде чем он окажется способен к той тонкой координации движений, которая позволит ему в конце концов осуществить настоящее действие с молотком. Это настоящее действие будет представлять из себя уже не просто воспроизведение некоей культурной схемы, но и реальное изготовление некоего продукта - скажем, в виде забитого гвоздя.
В еще большей степени сказанное относится к изготовлению какого-то реального орудия труда, сколь бы ни казалось это ору-
дне труда простым: немыслимо, чтобы некий архантроп, не вооруженный минимумом культурного опыта и не имеющий ни малейшего опыта обращения с камнем мог бы совершить искусственный скол с целью орудийного использования полученного обломка. Вероятнее всего предположить, что у ранних архантропов должен был существовать некий аналог такого рода игровых действий в отношении камня, прежде чем их руки оказались готовы к решению задач по целевой обработке камня. А если исходить из допущения, что самые первые обработанные камни - уже орудия, то это означает не больше, не меньше, что они уже созданы рукой с достаточно тонко координированной моторикой. Ведь целевое действие требует неизмеримо более тонкой координации движений и гораздо более тонкой моторики, нежели действие нецелевое.
Впрочем, не только изготовление орудий, но даже орудийно-утилитарное использование любого природного камня или костного осколка в целях получения того или иного результата требует от человека определенной культурной возделанности и определенного уровня развития интеллекта. Ведь проблема любого, даже самого элементарного орудийного использования камня заключается, например, в том, чтобы выбрать ту его сторону, которая может быть использована в качестве рабочего края. Но может ли такой выбор может осуществить человек со взглядом, не возделанным некоей культурной практикой? Ведь речь идет не о том, чтобы просто схватить камень и бросить его во врага, а в том, чтобы найти, выбрать ту грань каменного обломка, которая могла бы выполнить некую орудийную функцию.
Конечно, когда взгляд человека уже возделан культурой, ему не составляет труда увидеть принципиальную неравновесность различных краев каменного обломка, и выбрать тот край, который представляется наиболее подходящим для решения той или иной задачи. Использование произвольного обломка камня оказывается достаточно простой задачей для человека культуры. Но для существа, не имеющего за плечами культурной истории, это невозможная задача, поскольку предполагает выбор из практически бесконечного количества вариантов. Не случайно высшие приматы, демонстрирующие принципиальную способность к орудийному использованию палки, пасуют перед каменным обломком - ведь абсолютно непонятно, с какой стороны за него взяться. Чтобы научиться пользоваться каменным обломком в качестве орудия, человек должен сначала научиться культурно-дифференцированному восприятию граней этого осколка, и у него должны появиться веские основания для предпочтения одной стороны, одной грани другой. Иначе говоря, чтобы использовать каменный обломок, нужно иметь некую априорную культурную размерность. В онтогенезе ребенка такого рода априорная культурная размерность есть - она задана миром взрослой культуры. Но откуда ей взяться тогда, когда каменная индустрия только еще должна появиться на свет, и когда никакой предварительной культуры в принципе не существует?
Итак, утилитарность - это совсем не просто. Ни использовать, ни, тем более, создавать орудия труда, даже если это самые элементарные орудия труда, невозможно, не будучи культурно возделанным. Следовательно, орудийность не может быть точкой начала, а, тем более, предпосылкой культуры. Любая, даже самая элементарная орудийность может возникнуть только на основе некоей уже существующей культуры. Простейшая, казалось бы, операция - однократный скол камня - оказывается на поверку сверхсложной операцией, требующей недюжинного развития и интеллекта, и физиологии высшей нервной деятельности, и способности к тонкой координации движений. А отсюда следует, что способность к изготовлению орудий труда никак не может возникнуть на самой заре антропогенеза, а может возникнуть лишь в результате достаточно долгой антропологической эволюции под воздействием каких-то иных культурных факторов. Сознательная, целенаправленная деятельность по изготовлению орудий труда - это сверхсложный барьер, который принципиально не мог быть взят существом с уровнем развития хабилиса.
Между прочим, одним из радикальных условий преодоления этого барьера стало то, что созданный хабилисом феномен элементарной культуры (культуры, еще раз подчеркну, принципиально не орудийной) сам оказался мощным эволюционным фактором, и уже под воздействием этого фактора произошла мощная антропогенетическая революция, приведшая к появлению совершенно новых биологических видов: Homo erectus, Homo neander-talisis и Homo sapiens. Причем уже на этапе Homo erectus скачок был настолько существенен, что впору говорить о своего рода церебральной революции, произошедшей чуть более миллиона лет тому назад и приведшей к появлению на авансцене антропогенеза существа с объемом мозга от 900 до 1250 куб.см. Созданная хабилисом культура каменного производства оказалась мощным фактором антропогенеза, в результате чего на эволюционной лестнице появляется биологический вид со значительно более сложной организацией мозга и, следовательно, с качественно новыми интеллектуальными возможностями. Именно этот прямой наследник хабилиса и становится, судя по всему, первооткрывателем нового типа каменного производства - сознательного производства орудий труда. Но, чтобы этот скачок произошел, потребовалось более миллиона лет существования хабилисов и созданной ими каменной индустрии.
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему вид
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Космос эпоса
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядо
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов