Границы мозга - раздел Философия, Антропология мифа
Известно, Что В 50-60-Е Гг. Xx В. Среди Антропологов Была Вес...
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей род Homo от его животных предшественников. Речь шла о том мини-
мальном объеме головного мозга, наличие которого являлось бы необходимым (но, разумеется, не достаточным) признаком, определяющим возможность человеческого сознания. При этом указывался объем мозга в 750-800 куб.см.
В последующие десятилетия идея такой границы была подвергнута достаточно жесткой критике. И, в частности, эта критика была связана с открытием феномена хабилиса - существа с объемом мозга, колеблющимся от 550 до 750 куб.см., но при том несущего всю полноту ответственности за создание древнейшей каменной индустрии.
Вместе с тем, как бы ни были справедливы критические замечания по поводу возможности проведения четкой демаркационной линии между человеком и его предшественниками на основе сравнительных вычислений объемов мозга, нельзя не признать, что морфофизиологические параметры мозга являются одной из наиболее существенных характеристик представителей вида Homo sapiens и ключевым условием, обеспечивающим функционирование феномена сознания и, в частности, гарантирующим способность человека к целеполаганию и целенаправленной деятельности. И нельзя не признать, что человеческий мозг качественно отличается от мозга высших обезьян в том числе и по параметру объема.
Никто не спорит, что колебания нормы объема человеческого мозга чрезвычайно велики, и что на качество интеллекта не влияет, будет ли у человека мозг объемом в 1000 куб.см., или же в 2000 куб, см - хрестоматиен пример с мозгом Анатоля Франса, имевшим объем чуть более 1000 куб.см. И, тем не менее, нельзя не признать, что существует некий нижний порог объема мозга, за которым формирование нормального человеческого интеллекта принципиально невозможно. Этот-то нижний порог и составляют указанные 750-800 куб.см.
Подчеркиваю: речь идет исключительно о том, что определенный объем мозга (не ниже 800 куб.см.) является необходимым условием для функционирования человеческого интеллекта, но, разумеется, не достаточным. Сам по себе большой объем мозга ни о чем не говорит - достаточно указать на то, что мозг дебила или имбецила может быть вполне нормален с точки зрения объемных показателей, однако факт заключается в том, что этот мозг не способен обеспечить нормальное функционирование человеческого интеллекта. Поэтому методологически это есть лишь указание на то, что существует феномен нижнего порога, и что ниже определенной границы своего объема мозг не сможет поддерживать нормальную работу человеческого интеллекта. В частности, хорошо известно, что все больные микроцефалией, т.е. те, чей мозг во взрослом состоянии не достигает объема 800 куб.см., демонстрируют принципиальную неспособность к освоению интеллектуальных операций, характеризующих сознание человека.
Речь, таким образом, идет не о некоей гипотетической границе, по достижении которой мозг обезьяны будто бы автоматичес-
ки превращается в человеческий - естественно, что такой роковой границы быть не может, и сама по себе величина мозга не определяет факта наличия человеческого интеллекта. Речь идет совсем о другом: о том, что существует некая нижняя граница объема мозга, за пределами которой невозможно существование человеческого интеллекта. И если, скажем, будет обнаружен австралопитек с аномально большим объемом мозга в 900 куб.см., это ни в коем случае не будет означать наличие у него факта человеческого сознания. Но зато, если будет обнаружена взрослая особь ископаемого сапиенса с объемом мозга порядка 700 куб.см., это будет однозначно свидетельствовать о факте патологии и о том, что данная особь не обладала полноценным человеческим сознанием.
Кстати говоря, те же самые пороговые значения работают и в процессе развития мозга ребенка.
Известно, что человеческий ребенок рождается с непропорционально огромной головой, если сравнивать его с детенышами высших приматов. Вместе с тем, объем мозга новорожденного младенца находится далеко за границами нижнего порога нормального человеческого мозга, составляя примерно четверть его окончательного объема. Если принять за средний показатель человеческого мозга объем в 1400 куб.см., то приблизительный объем мозга новорожденного ребенка будет составлять порядка 350-400 куб. см., т.е. будет заведомо ниже тех значений, которые характеризуют объем мозга высших приматов. Однако уже к девятимесячному возрасту объем детского мозга достигает 50% от взрослого объема, т.е. приблизительно 700 куб.см., что соответствует верхней границе мозга Homo habilis, а примерно к году он составляет две трети своего окончательного объема, т.е. пересекает границу в 900-1000 куб.см. и уже соответствует параметрам вида Homo erectus. При этом, что особенно важно, рост объемных параметров мозга совершается за счет развития лобной, нижней теменной, височно-теменно-затылочной областей и сопровождается значительным усложнением дифференцировки различных формаций.
Разумеется, в чем-то эта параллель между развивающимся мозгом человеческого ребенка и развитием мозга в процессе антропогенеза является поверхностной и случайной. Вместе с тем, известный смысл в аналогиях между онтогенетическим и филогенетическим развитием все же есть, и они вовсе не так наивны, как это принято порою считать.
В самом деле, случайно ли то обстоятельство, что именно к году развивающийся мозг ребенка достигает тех объемных параметров, которые принципиально соответствуют показателям вида Homo erectus? Заметим: столь мощное увеличение объема мозга происходит в преддверии наиболее интенсивных процессов социализации, в преддверии того возраста, когда, собственно, только и начинаются процессы овладения ребенком образцами и стереотипами окружающей его культуры. Преодолев нижнюю порого-
вую границу того объема, который характеризует вид Homo sapiens, мозг ребенка оказывается принципиально готов к развитию по пути все большего и большего усложнения своих функциональных структур в процессе овладения культурными и социальными образцами. И хотя корреляция между мозгом ребенка, с одной стороны, и мозгом хабилиса или эректуса, с другой, носит заведомо условный характер, определенный смысл в проведении такой параллели безусловно есть.
Разумеется, сам по себе процесс увеличения объема мозга ни о чем не говорит. Крайне важен гот факт, что одновременно с процессом увеличения объема детского мозга происходит его возделывание с помощью тех социально-культурных форм деятельности, которые осваивает ребенок в процессе манипулятивного и игрового взаимодействия с окружающим миром. "Привяжите ребенка, не дайте ему играть, - и вы не получите из него человека", - заметил Мамардашвили. В частности, это означает и то, что у ребенка, полностью лишенного в раннем возрасте возможности игрового диалога с культурой, не сформируется нормальный человеческий мозг - не в смысле объема, а в смысле богатства и дифференцированности его функциональных структур, - и ребенок окажется дурачком. Во всяком случае, если вообразить такой чудовищный, садистский эксперимент, когда бы в течение первых трех лет жизни нормального ребенка держали в пустой темной комнате, без какого бы то ни было общения с миром взрослых, то было бы именно так. Впрочем, нечто похожее случается, как известно, в ситуации "маугли", когда ребенок, воспитываемый" в стае волков оказывается лишен возможности игрового освоения социально-культурных норм и образцов. При этом объем мозга, конечно, вырастает до нормальных человеческих значений, однако этот мозг оказывается не возделанным культурой, и это сделает невозможным его нормальное человеческое функционирование в дальнейшем: никакие обучающие стратегии уже не могут его спасти.
Однако, с другой стороны, когда ребенок развивается в нормальной социально-культурной среде, естественный процесс увеличения объема мозга в процессе младенчества и раннего детства безусловно выполняет роль порогового фактора, предопределяющего возможность или невозможность освоения ребенком теми или иными умственными операциями, характеризующими нормальную работу взрослого интеллекта. И с этой точки зрения чрезвычайно важным в методологическом отношении оказывается то обстоятельство, что способность к орудийному использованию тех или иных предметов ребенок демонстрирует только после того, как его мозг достигает значений мозга Homo erectus, а способность впервые создавать, изобретать какие-то орудия для решения тех или иных практических задач - это способность, которая возникает у ребенка еще позже, по мере приближения к возрасту младшего школьника, и это способность, которая, между прочим, также обеспечена определенным развитием мозга. Как
подчеркивают исследователи, ''к семилетнему возрасту кора больших полушарий, согласно морфологическим данным, становится в значительной степени зрелой. У семилетнего ребенка размеры поверхности большинства корковых зон составляют 80-90% соответствующих поверхностей взрослого. Уровня взрослого человека достигает у ребенка и развитие цитоархитектоники коры" '.
Вообще говоря, способность к простейшему орудийному использованию каких-то предметов в процессе решения тех или иных задач - это способность, которая возникает только в конце первого года жизни, когда ребенок впервые демонстрирует стремление "совершать результативные действия, не только воздействуя на предмет рукой непосредственно, но и опосредствованно, т.е. с помощью другого предмета" 10. Однако лишь в течение последующего года эта способность приобретает систематический характер, и потому можно с уверенностью утверждать, что второй год жизни ребенка - это уже возраст орудийной деятельности. Скажем, малыш в возрасте 15 месяцев уже способен использовать палку для того, чтобы попытаться достать игрушку из-под шкафа, а ребенок полутора лет пододвинет стул, чтобы выключить свет. Вместе с тем, ребенок этого возраста делает что-то исключительно потому, что это интересно здесь и теперь, но вовсе не потому, что это может привести к достижению какой-то отдаленной цели. Он не рассчитывает последствия тех или иных своих действий, а просто делает что-то - и смотрит, что у него получилось. Его мышление принципиально ситуативно, т.е. имеет дело с наличным набором предметов, и ребенок решает ту или иную практическую задачу путем перекомбинирования тех предметов, которые есть в визуальном пространстве данной практической ситуации. При этом он активно перебирает, перекомбинирует не только сами предметы, но и образцы действий с ними - те образцы действий, которые он отслеживает в поведении взрослых, и которые выполняют для него роль обрядово-ритуальных матриц. Это по сути своей НАЛИЧНЫЕ образцы действий, которые ребенок когда-то видел и принципиально умеет воспроизводить.
Иначе говоря, все, на что способен ребенок этого возраста -это на то, чтобы использовать какие-то знакомые ему предметы и знакомые ему способы действий в качестве средств решения той или иной жизненной задачи. К тому же происходит это использование исключительно посредством практического перебора вариантов. Скажем, если полуторагодовалому ребенку нужно достать закатившийся под шкаф мяч, а в его распоряжении находится несколько палок разной длины и толщины, причем только одна из них является подходящей и по длине, и по толщине, ребенок не сможет определить нужную палку, так сказать, мысленным образом: ему необходимо попробовать каждую из имеющихся в его распоряжении палок, причем в достаточно произвольном порядке. Точно так же он не может заранее сказать, какой образец действия может ему помочь в той или иной нестан-
дартной ситуации, и он перебирает разные образцы действий, усвоенные им в процессе обрядово-ритуального взаимодействия с миром взрослой культуры.
Однако даже в этом возрасте ребенок все еще не способен создавать, не способен изобретать авторские средства решения тех или иных задач. Так, ни одному двухлетке не придет в голову сделать, изобрести какое-то свое собственное вспомогательное орудие для достижения той или иной цели. И это понятно: изобретение, создание средств решения той или иной задачи ВПЕРВЫЕ требует способности к долговременному мысленному моделированию, когда некое отсутствующее средство приходится воображать "на кончике" возникшего затруднения, когда средство требуется впервые создать, изобрести "под потребность".
Правда, уже к концу второго года, как показал Пиаже, "дети переходят от решения задач по методу проб и ошибок к особому внутреннему экспериментированию с объектом, исследованию средств и способов решения задач" ". Однако чрезвычайно важно, что и в два, и в три, и в четыре года ребенок осуществляет свой мысленный эксперимент только с теми предметами, которые есть у него в наличии, и принципиально не обеспокоен поиском или изобретением средств решения трудной задачи за пределами того инструментария, который ему дан. Он демонстрирует способность использовать те или иные предметы в орудийной функции, но пока совершенно не способен какие бы то ни было орудия придумывать, создавать, изобретать.
Не странно ли в этой связи предполагать, что Homo habilis, чей мозг не превышает по своему объему мозг десятимесячного ребенка, уже способен заниматься... изобретением и изготовлением орудий труда, т.е. сознательной обработкой каменных галек под те или иные практические задачи? Элементарная логика заставляет предположить, что Homo habilis, обладающий мозгом в 550-750 куб. см. никак не годится на роль создателя орудийной индустрии, никак не годится на роль существа, способного к изобретению и целенаправленному производству орудий труда. Если исходить из предположения, что существует (при всех возможных оговорках по этому поводу) определенная корреляция между развитием мозга ребенка в онтогенезе и филогенетическим формированием феномена человеческого мозга в процессе антропогенеза, мозг хабилиса - это мозг, который может обеспечить разве что предречевую манипулятивную активность, может обеспечить лишь самые начальные стадии работы со знаковым пространством культуры и элементарное знаковое кодирование, но никак не сознательное целеполагание и не изобретение орудий труда "под задачу". Мозг, который способен обеспечить сознательное целеполагание, - это во всяком случае мозг, перешедший границу "мозгового рубикона", и претерпевший значительное функциональное усложнение на новой морфофизиологической основе и под воздействием процессов интенсивной культурной обработки.
А чтобы возник столь высокоорганизованный мозг в процессе антропогенеза, заведомо необходим некий разбег. Необходим особый - назовем его игровым, знаковым или обрядово-ритуальным - период культуры, в течение которого УЖЕ существует каменная индустрия, но эта индустрия ЕЩЕ не является целенаправленным производством орудий труда, а является чем-то принципиально иным. Абсолютно необходим ДООРУДИЙНЫЙ период культуры, доорудийный период каменного производства, в течение которого естественный отбор, совершающийся под воздействием "индустриального фактора", мог бы привести к возникновению существ с качественно новой по сравнению с хабилисом морфофизиологией мозга, способной обеспечить феномен целесообразного производства.
Представление же о том, что искусственно обработанные камни с самого начала обрабатывались с целью их последующего использования в качестве орудий, не оставляет пространства и времени для такого разбега. При таком подходе получается, что сложнейшая в интеллектуальном отношении деятельность по целенаправленному изготовлению орудий труда возникает как Минерва из головы Юпитера, и никакие ссылки на "постепенность" этого процесса не помогают, коль скоро утверждается, что те каменные предметы, которые два с половиной миллиона лет назад обрабатывал Homo habilis, с самого начала имели орудийное предназначение.
В том-то и состоит суть дела, что, прежде чем целенаправленное орудийное производство и орудийная деятельность станут возможны, требуется, чтобы под воздействием неких первичных культурных факторов (каких - об этом разговор впереди), имеющих принципиально неорудийную, принципиально неутилитарную природу, сформировался совершенно новый антропологический тип, главной особенностью стало было бы такое увеличение объема головного мозга, которое сделало бы возможным необходимое функциональное усложнение структур последнего.
Этот морфофизиологический скачок, эта церебральная революция происходит в течение, как минимум, миллиона лет. Именно столько длится эпоха господства хабилиса. Именно столько существует доорудийный период каменной индустрии. Именно столько времени потребовалось для того, чтобы созданная хабилисом галечная культура смогла выступить в качестве достаточно мощного фактора естественного отбора и привела к появлению существ, чей мозг почти двукратно превышал средние объемы мозга хабилиса и перекрывал нижнюю границу человеческой нормы - представителей вида Homo erectus, питекантропов, чьи морфофизиологические показатели однозначно свидетельствуют о том, что перед нами - люди.
Но чем же, в таком случае, являлась галечная индустрия, созданная хабилисом, и существовавшая в течение предшествующего миллиона лет? ЧТО производила эта индустрия, если производство орудий следует признать превышающим интеллектуальные возможности "хабилиса"?
Понятно, что ответ на этот вопрос крайне не прост, и, прежде чем предложить возможный вариант такого ответа, обращу внимание на некоторые подводные камни, которые, судя по всему, мешают сторонникам орудийной парадигмы увидеть ее логическую противоречивость.
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему вид
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Космос эпоса
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядо
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов