рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Опоры выбора

Опоры выбора - раздел Философия, Антропология мифа   Но Почему Даже В Условиях Искусственной Дрессировки, Когда Др...

 

Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­стейших каменных орудий труда у высших приматов? В значи­тельной мере объяснить принципиальную непреодолимость этого барьера для животных можно в связи с анализом феномена много­факторного абиологического выбора, о чем шла подробная речь в предшествующих главах.

"А затем выбрать из числа образовавшихся осколков наиболее пригодные для использования в качестве орудий", - рекомендует Ю.И.Семенов нашему гипотетическому предку, полагая, видимо, что выбор подходящего орудия среди десятка каменных осколков - это более или менее простая задача, принципиально решаемая на уровне животного интеллекта.

Однако в том-то и состоит суть дела, что выбор подходящего осколка - это совсем не просто. Это, между прочим, в не меньшей степени, нежели создание орудий труда, является сложнейшей в интеллектуальном отношении процедурой, которая предполагает способность к абстрактному моделированию будущего, основы­вающуюся на достаточно обширном опыте. Ведь чтобы выбрать

из множества осколков подходящий, необходимы какие-то осно­вания для такого выбора, некие точки отсчета, которые бы позволили судить о том, почему и чем один каменный обломок лучше или предпочтительнее другого. Но это те основания, кото­рые могут возникнуть лишь в результате какого-то культурного опыта и предполагают такой уровень интеллекта, который отсут­ствует у обезьяны.

В предыдущих главах уже шла речь о том, что никакое жи­вотное не способно осуществить выбор среди предметов, не имею­щих непосредственного биологического значения. Суть искусст­ва дрессировки, между прочим, в том и состоит, что биологичес­ки нейтральные факторы превращаются в биологически значи­мые через формирование условно-рефлекторной связи с подкорм­кой. Можно, конечно, предположить, что у предчеловека был некий Дрессировщик, который научил его выбирать из каменных осколков, но тогда мы будем вынуждены покинуть почву естест­венного анализа. А кроме того, никакой гипотетический дресси­ровщик не сможет сформировать у существа, находящегося на ступени вчерашнего австралопитека, способность к СВОБОД­НОМУ выбору из биологически равнозначных возможностей, без чего принципиально невозможна деятельность по изготовлению каменных орудий, предназначенных к дальнейшему использова­нию в каких-то практических целях.

Еще раз подчеркну, что животное обладает только одной сет­кой размерности в своих взаимоотношениях с окружающим ми­ром, и эту сетку создает иерархия биологических потребностей, заложенная на уровне генетического механизма. Поэтому шим­панзе может упорно долбить кокосовый орех камнем или с раз­маху бросать камень на кокосовый орех: результат такой дея­тельности имеет вполне определенную биологическую однознач­ность, связанную с извлечением из кокосового ореха вкусного содержимого. Иначе говоря, у результата этого действия есть вполне определенная биологическая размерность, и эта биологи­ческая размерность результата является тем самым учителем, или, точнее, тем самым "дрессировщиком", который может стимули­ровать шимпанзе ко все новым и новым попыткам раскалывания ореха с помощью камня.

Однако совершенно иным образом обстоит дело в случае, когда происходит обработка одного камня с помощью другого камня: какой бы результат ни получился, у него будет принципиально отсутствовать биологическая размерность. Поэтому любая наме­ренная обработка камня предполагает наличие некоторых искус­ственных, надбиологических схем, которые бы делали один ва­риант камня более предпочтительным, нежели другой.

Проблема культурного намерения, т.е. намерения, не имею­щего прямой биологической природы, состоит именно в том, что такое намерение всегда опирается на выбор из множества бесконечнофакторных возможностей. Следовательно, существо, кото­рое выступает с намерением разбить камень, - это существо, спо-

собное к выбору с опорой на внебиологические (=культурные) факторы. Однако такие внебиологические точки опоры, в свою очередь, могут являться только результатом некоторого культур­ного движения и не могут предшествовать возникновению каменной индустрии.

Иначе говоря, даже простое намерение разбить камень (не говоря уже о целенаправленном оббитии какого-то куска, что невозможно без мысленного предметного моделирования) пред­полагает способность того существа, которое это делает, осу­ществлять ВЫБОР из образующихся обломков. Однако это-то и представляет непреодолимую сложность даже для высших обезьян, поскольку такой выбор заведомо не имеет никаких био­логических точек отсчета, и потому должен быть опосредован некими искусственными ориентирами, т.е. должен иметь неко­торую опорную... мифологию, - скажем, мифологию утилитар­ности.

Проблема каменного орудия труда, а, вместе с тем, и пробле­ма человека состоит, таким образом, вовсе не в том, чтобы некое существо оказалось способно искусственно обработать какой-то обломок камня, а, прежде всего, в том, чтобы оно оказалось спо­собно ВЫБРАТЬ некий обломок камня среди сотен и тысяч дру­гих, т.е. чтобы оно смогло оказать предпочтение одному камен­ному обломку перед другими. А это, как показал весь предшест­вующий анализ, и является той задачей, способность к решению которой принципиально отличает человеческого сознание от пси­хики животных.

Скажем, когда шимпанзе обламывает ветку и с помощью зу­бов или рук очищает ее от листьев, чтобы доставать термитов из термитника, она не совершает при этом никакого выбора: она берет первую попавшуюся ветку, а, значит, не осуществляет никакого предварительного примеривания, не осуществляет никакого предварительного интеллектуального моделирования. И тем более это касается каменного осколка. Каменный осколок, какой бы он формой ни обладал, является вещью довольно бес­толковой в повседневной жизни высших приматов, и потому едва ли не единственная функция, в которой используются камни высшими приматами - это функция бросания, функция защиты от врагов. Однако принципиальная особенность такого исполь­зования камней заключается в том, что обезьяна не совершает никакого выбора из тех камней, которые валяются вокруг, а бро­сает первый попавшийся. Принципиально то же самое происхо­дит и в случае, когда шимпанзе с помощью камня разбивает ко­косовый орех: для этой цели используется именно первый попав­шийся, случайный камень, но ни в коем случае не камень, пред­варительно выбранный. Выбор из биологически равнозначного -это задача, которая в принципе не решается на уровне психики животного. Совершить выбор среди биологически равнозначных осколков камней способно только существо, обладающее созна­нием, т.е. уже человек.

В предыдущих главах было показано, что предельным осно­ванием любого надбиологического выбора может и должна яв­ляться некая искусственная сетка координат, некая система ус­ловностей, которая была нами названа первичной мифосемантикой, навязываемой человеком окружающему его миру. Как фор­мируется такого рода сетка мифологических условностей в про­цессе антропогенеза - интереснейший вопрос, и он будет доста­точно подробно рассмотрен на следующих страницах. Сейчас же важно подчеркнуть, что утилитарный выбор требует своего мифа не в меньшей степени, чем любо другой надбиологический вы­бор. Более того, утилитарный миф, упорядочивающий предметы окружающего человека мира под углом зрения возможности их утилитарного использования - это, пожалуй, одна из наиболее сложных в интеллектуальном отношении мифологических кон­струкций, поскольку она предполагает развитую способность к интеллектуальному прогнозированию и абстрактному моделиро­ванию.

Выбор каменного обломка на утилитарной основе - это выбор с целью его последующего орудийного использования в той или иной практической ситуации. Но, чтобы сделать такой выбор, человек должен осуществить сложнейшую в интеллектуальном отношении операцию примеривания того или иного обломка к гипотетической ситуации его практического использования. А это значит, что в процессе выбора человек должен производить свое­го рода предварительное интеллектуальное моделирование той ситуации, в которой данный осколок будет потенциально исполь­зован. Среди каменных обломков, которые могут иметь самые непредсказуемые очертания, нужно выбрать те, которые могут оказаться ориентировочно полезны при решении той или иной практической задачи. При этом, перебирая варианты, нужно осу­ществлять постоянную умственную примерку к возможным прак­тическим ситуациям, а, следовательно, удерживать в голове эти возможные многофакторные ситуации. А для этого, в свою оче­редь, нужно научиться среди бесконечного многообразия камен­ных обломков, бесконечного многообразия каменных поверхнос­тей, типов сколов и размеров выделять некие устойчивые формы, которые можно было затем целенаправленно искать на каменных развалах, или, тем более, искусственно формировать в процессе целенаправленной обработке камня.

Таким образом, любое примеривание предполагает наличие некоей размерности, опираясь на которую только и можно совер­шить акт выбора. А поскольку речь идет о биологически равно­значных предметах, такая размерность может быть только раз­мерностью культуры. Естественно, что хабилис, не имеющий куль­турной предыстории, принципиально не может обладать такого рода культурной размерностью, а, значит, у него нет и не может быть никаких оснований для выбора, как и у обезьян. И уж во всяком случае такого рода умственное примеривание хаотических обломков к каким-то практическим ситуациям, прикидывание на

глазок их потенциальных утилитарных возможностей и отбор на этой основе требует высокоразвитого интеллекта, а отнюдь не того примитивного сознания, с которым появляется на эволюционной арене Homo habilis. Перечисленный комплекс задач не только не прост, но и, пожалуй, представляет собой одну из наиболее слож­ных форм выбора, предполагающую высочайший уровень разви­тия абстрактного мышления.

Но даже если предположить, что Homo habilis чудесным об­разом обладал интеллектуальным потенциалом достаточным для совершения такого рода свободного выбора, совершенно очевид­но, что то предварительное интеллектуальное моделирование, на котором основан всякий утилитарный выбор, невозможно осуще­ствить доопытным образом. А это значит, что опыт по использо­ванию тех или иных обломков в качестве орудий труда должен... предшествовать факту их использования в качестве тех или иных орудий труда, что абсурдно.

Из всего сказанного и выходит, что утилитарность - это такое качество искусственных предметов, которое не может ПРЕД­ШЕСТВОВАТЬ их созданию, а может возникать лишь ВСЛЕД тому, что они уже созданы. А, значит, первоначальное основание выбора того или иного каменного обломка должно иметь не ути­литарные, а более условные мифологические основания. Утили­тарность не может являться наиболее ранним основанием мифосемантического упорядочения, не может являться предельным основанием процедуры выбора на самых ранних ступенях куль­туры, а, следовательно, обработанные рукой хабилиса предметы не могут быть целенаправленно изготовленными орудиями тру­да, исходно предназначенными к тому или иному утилитарному использованию.

Вообще говоря, если орудийная парадигма верна, и каменная индустрия в ее наиболее ранних образцах на самом деле является не чем иным, как производством орудий труда с сознательной целью их дальнейшего утилитарного использования, то это озна­чает, что создатель самых ранних, самых примитивных орудий труда уже обладал полноценным человеческим сознанием и вы­сокоразвитой моторикой руки. Но, таким образом, получается совершенно невероятная вещь, будто сам феномен человека яв­лялся исторической предпосылкой каменной индустрии и куль­туры как таковой, но никак не результатом длительного культур­ного развития. Таков неизбежный логический вывод из предпо­ложения, будто древнейшая каменная индустрия являлась инду­стрией по производству орудий труда. И в этом случае возникновение феномена человеческого сознания должно быть рассмотрено как своеобразное чудо, как некая сверхъестествен­ная флуктуация эволюции.

Одно из двух: или способность к искусственному целеполаганию в отличие от стремления к удовлетворению естественных биологических потребностей не дается человеку от рождения, являясь результатом культуры, и потому никак не может быть

рассмотрена в качестве предпосылки возникновения древнейшей формы каменной индустрии, или же мы оказываемся вынужде­ны вводить гипотезу Творца, несущего всю полноту ответствен­ности за возникновение самого феномена сознания. Ведь если мы предполагаем, что хабилис, живший более двух миллионов лет назад, создавал свои "галечные орудия" с сознательной целью их дальнейшего использования, т.е. с целью использования их именно в качестве орудий труда, - мы неявно предполагаем тем самым, что сознание предшествует самому феномену искусствен­ного орудия: мол, предчеловек, только-только начинающий со­вершать первые галечные сколы уже обладает сознанием. Но тог­да вопрос о природе сознания, явившегося в голову архантропа "из ниоткуда", становится вопросом о чуде, а само происхожде­ние человека - делом Божьего Промысла, возжигающего в голове некоего человеческого предка свет целевого сознания.

Таков базовый парадокс, связанный с возникновением фено­мена человека: сама возможность целенаправленного изготовле­ния орудий труда предполагает уже сформированное сознание; но что же в таком случае являлось источником его формирова­ния? И возможно ли найти разумный выход из описанного тупи­ка, если не ссылаться на чудо?

Похоже, что если такой выход и существует, то он должен быть связан с отказом от орудийной парадигмы, с отказом от представления о том, что древнейшая каменная индустрия - это индустрия по производству орудий труда. Во всяком случае, если предположить, что целенаправленная деятельность по изготовле­нию орудий труда возникает на достаточно развитых ступенях культуры, а каменная индустрия в ее самых ранних образцах является чем-то принципиально иным, а не деятельностью по изготовлению орудий труда, то это способно объяснить многие антропологические парадоксы, связанные с возникновением фе­номена культуры два с половиной миллиона лет назад.

Итак, попробуем взглянуть на совокупность антропогенетических данных под новым углом зрения. Попробуем допустить, что культура не утилитарна, не орудийна по своему происхожде­нию, и что древнейшее каменное производство как исторически первая манифестация феномена культуры является чем-то неиз­меримо более простым, нежели целенаправленная деятельность по производству орудий труда, и одновременно чем-то неизмери­мо более сущностным для понимания самого феномена культу­ры. Попробуем допустить, что утилитарность и орудийность - это позднейшее завоевание культуры, но никак не ее исходная точка. Но что же в таком случае могло явиться исходной, базовой точкой культуры? Замечу, что принципиальной особенностью этой гипотетической точки должна быть ее одновременная принадлеж­ность двум мирам: с одной стороны, эта наиболее элементарная форма культуры должна быть настолько проста, что ее существо­вание могло быть принципиально обеспечено морфофизиологией хабилиса. А, с другой стороны, это должно быть нечто поистине

фундаментальное для понимания самого феномена культуры, в том числе - в его наиболее развитых формах. Совершенно оче­видно, кстати, что утилитарность, орудийность не удовлетворяют ни первому, ни второму требованиям. Но что же в таком случае являлось этой таинственной исходной точкой культуры, полу­чившей свое предметное выражение, в частности, в феномене га­лечной индустрии?

Анализу этого принципиального вопроса и будут посвящены последующие страницы книги. Пока же еще раз зафиксирую прин­ципиальный вывод и одновременно предпосылку последующего анализа: если мы хотим остаться на позициях естественнонауч­ного подхода, следует признать, что обрабатываемые хабилисом камни не являлись сознательно и целенаправленно изготовлен­ными орудиями труда.

Существо с интеллектуальным потенциалом австралопитека принципиально не может изготавливать орудия труда. И, тем не менее, мы имеем безусловный археологический факт создавае­мой хабилисом галечной индустрии. Вывод из очерченного пара­докса может быть только один: обрабатываемые хабилисом галь­ки по своему первоначальному происхождению не являются ору­диями. Но чем же в таком случае они являются?

Об этом - в следующей главе.

 

1. См.: Археология Центральной Африки. М., 1988, с.36-41.

2. М.К.Мамардашвили. Классический и неклассический идеа­лы рациональности. Тбилиси, 1984, с.58.

3. Там же, с.59.

4. Там же, с.59-60.

5. Д.Джохансон, М.Иди. Люси: Истоки рода человеческого. М., 1984, с.236.

6. Там же, с.228.

7. См.: У.Брей, Д.Трамп. Археологический словарь. М., 1990, с.275.

8. История первобытного общества: Общие вопросы. Пробле­мы антропосоциогенеза. М., 1983, с.240.

9. Фарбер Д.А. Онтогенез мозговых структур. - В кн. Естест­веннонаучные основы психологии, М., 1978, с. 270.

10. Умственное воспитание детей раннего возраста. М., 1968, с.72.

11. Развитие личности ребенка. М., 1987, с.35.

12. И.Л.Андреев. Происхождение человека и общества. М., 1988, с.95.

13. Там же, с.241.

14. Там же, с.275.

15. См.: И.Л.Андреев. Происхождение человека и общества. М.,1988, с.96.

16. См. напр.: В.П.Алексеев. Становление человечества. М., 1984, с.149

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Опоры выбора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги