рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Память в камне

Память в камне - раздел Философия, Антропология мифа Это Чрезвычайно Важно, Чтобы Ситуация, В Которой Происхо­дит Первичный Галечн...

Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо негативным) напряжением - только в этом случае содержание, скрывающееся за случайным сколом, станет содер­жанием воистину сверхзначимым, и будет не просто естественным образом всплывать при взгляде на соответствующий скол, но и будет (впоследствии) специально храниться в виде соответствую­щего, случайно сколотого камня, а так же специальным (праритуальным) образом вызываться к жизни. Только в том случае, если камень со сколом окажется ценным и даже сверхценным, у праче­ловека может в конце концов возникнуть потребность в его специ­альном хранении и в особом (пракультовым) к нему отношении. А ведь только в том случае, когда сколотый камень становится пред­метом хранения и трансляции из поколения в поколение, можно говорить о его собственно культурном измерении.

Понятно, что на этом этапе речь может идти не об утилитар­ной, а исключительно о мифологической, знаковой ценности ско­лотого камня - о ценности тех переживаний, которые ассоцииру­ются с данным сколотым камнем. И сколотый камень становит­ся, соответственно, значим именно потому, что он оказывается способен вызвать к жизни эти переживания.

Итак, все начинается со случайно расколотого галечного камня в контексте той или иной экзистенциально значимой ситуации. Выше была предложена гипотеза о переживаниях в связи с фрустрационными напряжениями в условиях несовпадения сексуаль­ных стратегий мужских и женских особей, однако вполне веро­ятна и иная этиология экзистенциально значимых переживаний, "запечатлеваемых" в расколе каменной гальки. Важно, чтобы в принципе состоялся фрустрационный выплеск энергии, и чтобы этот фрустрационный выплеск энергии оказался направлен. на камень с гладкой галечной поверхностью. При этом расколотый камень вовсе не является сознательной меткой, а представляет собой всего лишь следствие выхода той или иной формы крайне­го эмоционального напряжения: производимый скол не пресле­дует ровным счетом никаких сознательных целей. Первоначаль­ные сколы делались вовсе не затем, чтобы сознательно сохра­нить некий образ переживания, но просто освобожденная кисть прямоходящих антропоидов позволяла совершать такого рода действия по раскалыванию камней - действия, абсолютно незна­комые их предшественникам, - и вопрос заключался лишь в том, какие жизненные ситуации могли провоцировать этих антропои­дов на такого рода действия.

Впрочем, эмоциональная этиология первичных каменных рас­колов - являлись ли они сублимированным выходом подавленной сексуальности или же имели иной энергетический источник - не так уж важна. Тем более, что сам по себе расколотый камень не несет в себе ни грана культуры, и вовсе не является культурным знаком, т.е. вовсе не выступает меткой в момент своего раскола. Меткой его делает не раскол сам по себе, а лишь ПОСЛЕДУЮ­ЩИЙ КОНТЕКСТ - контекст, в котором происходит узнавание некогда сделанного скола. А это происходит далеко не сразу, и относится далеко не к каждому раскалываемому камню, а только к тем, на поверхности которых можно идентифицировать некогда оставленный след, и только для тех существ, которые обладают достаточным уровнем психического развития, чтобы осуществить такого рода идентификацию.

То, что первичное пракультурное измерение расколотого кам­ня возникает лишь тогда, когда сделавшее этот раскол существо обладает способностью идентификации, способностью узнава­ния сделанных им некогда случайных каменных осколков, пред­ставляется очевидным. Только этом случае некий осколок кам­ня начинает вызывать некоторые ассоциативные воспоминания тех переживаний, которые сопровождали ситуацию раскола. А это, между прочим, тот уровень психического развития, кото-

рый существенно превышает возможности шимпанзе, но зато вполне вероятен для существа с уровнем развития Homo habilis. Те 200 кубических сантиметров прибавки, которые имел мозг хабилиса по сравнению с мозгом нормальной обезьяны (за счет, заметим, развития лобных долей), свидетельствуют, в частнос­ти, о появлении у этого существа неких новых психических функций и возможностей, не знакомых его предшественникам. И вполне вероятно, что уровень развития хабилиса уже позво­лял осуществлять идентификацию расколотых когда-то камней. Причем не просто идентификацию, а идентификацию, которая могла становиться своеобразным пусковым механизмом для сложных ассоциативных цепей и основой формирования фено­мена дальней памяти или культурной памяти - памяти, опираю­щейся на искусственно создаваемые материальные носители. А именно в этом и состояло самое начало того радикального про­рыва, который привел к возникновению человека и человечес­кой культуры.

Бродяжничающий антропоид (а бродяжничество - это нормаль­ное состояние высших приматов), обнаруживал на них оббитые им некогда в каких-то фрустрационных ситуациях гальки, кото­рые запускали в нем сложный ассоциативный механизм и актуа­лизировали переживания, значимые в какое-то давнее время. Ес­тественно, что эти гальки становились для него сверхзначимыми, сверхценными, или, что в данном контексте одно и то же, куль­турно значимыми, культурно ценными. Они оказывались нагру­жены тем, что можно было бы назвать элементарной мифосемантикой - неким избыточным, надпредметным содержанием, содер­жанием долговременной эмоционально-ассоциативной памяти. И постепенно (а это "постепенно" могло охватывать многие сотни тысяч лет) возникала потребность в ХРАНЕНИИ этих особых, мифосемантических галек, а в последующем - и потребность в их сознательном скалывании в новых экстремальных ситуациях.

В этом-то, возможно, и состояла суть произведенной хабилисом революции. Он действительно начал производить галечные сколы, но производить вовсе не с целью утилитарного использо­вания полученных обломков, а без всякой цели, но с несомнен­ным смыслом, каковым могло быть, снятие фрустрационного напряжения и одновременно обуздание свободной сексуальной энергии мужских особей с последующим формированием у них качественно новой сексуальной стратегии. А уже своеобразным побочным результатом этой первичной скалывающей активности стало возникновение того, что можно было бы назвать меточной индустрией, когда некоторые сколотые камни начали выступать в качестве носителей тех или иных значимых переживаний, а, следовательно, носителей первичной мифосемантики.

Когда некоторые расколотые камни начинают играть роль мифосемантических следов, т.е. начинают выполнять роль ме­ток, это есть не что иное, как первая позитивная форма бытия культуры. Однако и в этом случае вряд ли можно вести речь о

возникновении, так сказать, сознательной меточной деятельнос­ти, определяемой потребностью сохранить нечто сверхзначимое с помощью специально оббитых галек. В том-то и состоит пара­докс культуры, что она возникает и длительное время существует вполне бессознательно, не "для того, чтобы", а "потому, что...". И лишь неизмеримо позднее, уже на развитых ступенях социаль­ности, о которых пойдет речь ниже, возникает специальная ме­точная деятельность в процессе которой человек оказывается спо­собен оставлять сознательные зарубки на память.

Так или иначе, но в развитых формах древнейшей каменной индустрии олдувайского человека постепенно складывается та­кое положение, когда каждая обработанная галька становится не чем иным, как своего рода напоминанием о той или иной экстре­мальной ситуации и, в какой-то степени, носительницей тех пере­живаний, которые оказались связаны с этой ситуацией. Иначе говоря, галечный камень, обработанный рукой прачеловека, ста­новится ЗНАКОМ, способным вызвать к жизни, способным актуализовать те переживания, которые сопровождали некогда эту фрустрационную ситуацию.

Специально подчеркну: такого рода знак-напоминание вызы­вает воспоминания не просто об объективно пережитом, но некий СУБЪЕКТИВНЫЙ образ пережитого. Первичный культурный знак метит не сами события, но ПЕРЕЖИВАНИЯ этих событий, и взгляд на соответствующий меточный камень вызывает к жизни воспоминания об ощущениях, воспоминания о переживаниях. Любой знак-метка вызывает прежде всего чувственные ассоциа­ции: достаточно бросить один взгляд на оставленную метку, что­бы актуализировался чувственный образ пережитого. Причем этот чувственный образ актуализируется сам собой, без какого бы то ни было специального усилия со стороны человека, которому попадается на глаза соответствующая метка.

Между прочим, такого рода актуализация образов пережито­го с помощью каких-то предметов безусловно характерна и для высших животных, а вовсе не является каким-то исключитель­ным изобретением человека. Скажем, собака, увидевшая пред­мет, принадлежавший ее умершему хозяину, начинает скулить и тосковать. Тем более способность к актуализации прошлых пере­живаний с помощью предметов характерна для высших прима­тов. Актуализация переживаний - это как бы проживание заново тех чувств, которые были когда-то испытаны в той или иной экс­тремальной ситуации. Другое дело, что животным не знакома какая бы то ни было форма собственной предметной деятельнос­ти, в которой происходило бы (хотя бы и неосознанно) запечатлевание их переживаний. Прорыв хабилиса заключался именно в том, что он впервые в истории эволюции создает феномен ис­кусственного предмета, и уже созданные хабилисом искусствен-

ные предметы (сколотые гальки) становятся объективно носите­лями каких-то сверхзначимых чувств и переживаний.

С другой стороны, еще раз подчеркну, что сама по себе меточ­ная деятельность так же не является специфически человеческим изобретением: меточная деятельность как таковая хорошо извест­на в животном мире. Животные помечают ареал своего обитания, используя для этого естественные выделения и ориентируясь по­том по этим оставленным меткам. Эти пометки нужны животным как знаки той территории, которая ими уже освоена и одновре­менно как определенные сигналы для других особей: для кого-то эти сигналы будут сигналами угрозы, для кого-то - сигналами сексуального призыва. Таким образом, благодаря этим пометкам создается совершенно своеобразная система ориентиров на мест­ности для того, кто эти пометки оставил и для тех, с кем посред­ством этих пометок осуществляется заочная коммуникация. Однако эти естественные пометки не несут в себе ни грана избы­точной мифосемантики, поскольку они метят территорию, а во­все не те или иные ''переживания" животного, и потому исполня­ют исключительно сигнальную функцию, играя роль особого сиг­нального средства коммуникации.

Я указываю на эти два фундаментальных этологических фак­та - факт способности высших животных к актуализации своих переживаний с помощью предметов и факт способности этих животных к особого рода меточной деятельности - как на факты, которые свидетельствуют о принципиальной возможности возник­новения у существ, находящихся на ступени хабилисов, той со­вершенно особой формы меточной деятельности, которая, с, одной стороны, имеет производящий, а, с другой, - мифосемантический характер, когда обработанный предмет несет на себе не просто след скола, но след некоего экзистенциального переживания, каковое и становится первичным содержанием мифа. Таким об­разом, у хабилисов происходит как бы соединение двух указан­ных этологических фактов в одной точке, в результате чего и возникает феномен долговременной эмоциональной памяти, опи­рающейся на искусственно создаваемые культурные знаки.

Но, таким образом, если идея целесообразно-утилитарного происхождения древнейшей каменной индустрии находится в несомненном противоречии как с логикой, так и с фактами, то принципиальная возможность актуализации каких-то пережива­ний с помощью искусственно создаваемых предметных меток со­вершенно не противоречит интеллектуальным и психическим воз­можностям существ с уровнем развития хабилисов. И, как бы это ни выглядело парадоксальным, но деятельность по изготовлению утилитарных орудий оказывается... неизмеримо более сложной в интеллектуальном отношении деятельностью, если сравнивать ее с деятельностью по изготовлению знаков. И потому именно знаковое, а не утилитарное производство оказывается историчес­ки первой формой культуры как таковой. Каждая сколотая галь­ка представляет собой не что иное, как первичную знаковую ре-

альность культуры, и эта первичная знаковая реальность имеет заведомо надутилитарный характер.

Прачеловек, осуществляющий обработку галечных камней с помощью сколов, не преследует никаких утилитарных целей. Он скалывает гальку совершенно произвольным, нецелесообразным образом, вовсе не предполагая какое-то дальнейшее утилитарное применение полученного произведения. Но в конечном результате получается так, что он оставляет метку, и объективный смысл этой метки заключается в том, что она становится хранительницей некоей тайной мифосемантики (а, значит, и своего рода прасловом).

Впрочем, долгое время оставленные хабилисом метки явля­ются метками исключительно для оставившего их существа, но отнюдь не метками для других. Иначе говоря, первоначальная мифосемантика сколотых галек не имеет ровным счетом никакого социального, коммуникативного измерения. И лишь спустя многие сотни, а то и тысячи поколений сколотая галька становится пред­метом социальной коммуникации, когда "автор" того или иного скола научается с помощью жестов и звуков (вот она, первичная матрица для последующего ритуала!) делать эту метку значимой для других. О том, как это происходит - подробная речь впереди; сейчас же важно заметить, что человеку, впервые создающему каменную индустрию, вовсе не приходится в момент обработки камня выстраивать никаких интеллектуальных проекций в буду­щее, не приходится примериваться ни к какой деятельности, в которой бы ему пришлось использовать полученный результат. Он обрабатывает камень совершенно нецелевым образом, и его устраивает ЛЮБОЙ характер сколов на поверхности гальки. А поскольку его деятельность не опосредована утилитарной целью, постольку производимые им сколы могут носить достаточно про­извольный, достаточно хаотический характер, и эта деятельность оказывается вполне доступна существу с интеллектом хабилиса. И, таким образом, парадокс хабилиса, обозначенный в предше­ствующих главах, оказывается принципиально разрешен.

Во всяком случае, многое в феномене древнейшей каменной индустрии становится понятным, если принять принципиальную гипотезу: галечная индустрия вовсе не являлась орудийной инду­стрией, и генетический смысл галечных псевдоорудий вовсе не в их утилитарном использовании. Если рассматривать эти наиболее древние свидетельства предметной активности человека в качест­ве семантических меток, в качестве первичных знаковых систем, а не в качестве простейших орудий труда, оказывается возмож­ным объяснить многие их таинственные особенности.

Становится понятным и то, почему создатели древнейшей каменной индустрии предпочитали использовать в качестве осно­вы именно гальки, причем гальки преимущественно из желтого кварцита (на их поверхности отчетливо видна структура произ­веденных сколов), и почему олдувайского человека почти не ин­тересовали весьма разнообразные по своим формам негалечные камни (на их поверхности искусственный скол не виден, так как

смешивается со сколами естественного происхождения), и поче­му каждая искусственно обработанная галька обладала своим неповторимым рисунком сколов, (поскольку каждая галька не­сет свою мифосемантическую информацию, она просто обязана обладать своим индивидуальным рисунком сколов), и почему количество искусственно обработанных галек в олдувайской куль­туре так велико (для практических нужд могут потребоваться считанные десятки, а вот на роль меток - практически неограни­ченное количество), и почему на протяжении полутора миллионов лет эти псевдоорудия не прогрессируют (коль скоро они не ути­литарны, естественно, что поиск и естественный отбор наиболее эффективных в утилитарном отношении форм не происходит).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Память в камне

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги