Книга первая. Логика эмоций.

Предисловие. 5

Часть 1. Эмоции.. 7

Естественный отбор. 7

Кора мозга. 11

Пластичность мозга. 16

Безусловные рефлексы.. 18

Ощущения. 21

Чувственное восприятие. 23

Эмоции и состояние «хорошо - плохо». 24

Главный принцип поведения. 30

Бихевиоризм и когнитивная психология. 36

Эмоциональный компьютер. 38

Виртуальный опыт.. 43

Фантомы мотиваций и желаний. 49

Условные рефлексы и модель расширения образа. 58

Инстинкты.. 68

Обобщения без осознания. 71

Систематизация опыта. 84

Осознание, экспликация, объяснение знаний. 88

Страх и предвкушение. 92

Эмоции. 96

Усовершенствованный эмоциональный компьютер. 102

Обобщения и эмоции. 105

Названные эмоции. 110

Исходные и производные эмоции. 112

Планирование. 115

Эмоции и мимика. 125

Основа социальных эмоций. 128

Недостающее звено эволюции. 132

Функциональные эмоции. 137

Любовь. 141

Фазы любви. Трансформация эмоций. 143

Предопределенность человеческих эмоций. 147

Часть 2. Красота.. 152

Смысл слова «красота». 152

Классическое представление о красоте. 153

Суть красоты.. 159

Гармония. 160

Красота человека. 172

Понятная красота. 172

Сексуальность. 175

«Загадочная» красота. 191

Красота голоса. 204

Обратная сторона красоты.. 205

Красота композиции. 209

Красота бабочки. 211

Красота информации. 215

Красота речи. 218

Красота фразы.. 221

Красота повествования. 233

Приемы создания красоты повествования. 237

Красота в музыке. 245

Искусство. 249

Часть 3. Юмор. 257

Конкуренция групп и иерархия. 257

Социальный статус. 260

Эмоция «смешно». 266

Смех. 275

Целесообразность осмеяния. 278

Шутка. 279

Персонализация смешного. 282

Юмор. 286

Анекдоты.. 287

Неприличный юмор. 289

Путаница эмоций. 290

Теории взаимодействия смыслов. 293

Остроумие по Фрейду. 297

Заключение. 299

 

Предисловие

Мышление и его тайны настолько давно интригуют исследователей, что у многих невольно сформировалось убеждение вечности этой пьесы. Часто звучит фраза: «Современная наука очень многое узнала о строении мозга и происходящих в нем процессах, но пока далека от понимания сущности мышления». Иногда для яркости образа приводят историю, которая произошла много лет назад в Тбилиси на первом симпозиуме по искусственному интеллекту. Организаторы симпозиума были увлечены идеей искусственного воссоздания человеческого мозга, и им казалось, что они близки к реализации своей мечты. Они пригласили на симпозиум одного из виднейших физиологов того времени, специалиста по «естественному» мозгу академика Бериташвили и развернули перед ним захватывающую перспективу моделирования мозга и вскрытия всех его тайн. Иван Соломонович слушал молча и внимательно. В конце симпозиума энтузиасты-кибернетики спросили его, что он думает о предложенных перспективах. И Бериташвили ответил. «Я старый человек, и моя юность пришлась еще на дореволюционный период. В это время публиковалось много порнографических романов. Их отличительной особенностью было то, что писали их, в основном, старые девы, чья бурная фантазия не была ограничена их личным опытом».

Психология и философия описывают мышление, не объясняя того, как это реализуется мозгом. Они подмечают общие закономерности и строят теории исходя из придуманных ими терминов. Нейрофизиология опирается на опытные данные. Она изучает структуру мозга, свойства нейронов, прослеживает пути распространения сигналов, делает выводы о функциях определенных участков мозга и их взаимодействии. Но она упирается в «предел отслеживания». Начиная с определенного уровня, наблюдение за активностью отдельных нейронов уже не позволяет ничего сказать о происходящих информационных процессах. Кибернетика пытается моделировать мозг, не имея ни четкой психологической концепции, ни сформировав хоть сколько-нибудь законченного представления об информационных процессах реального мышления.

Собственно, то, что изучение мышления оказалось на стыке наук, и приводит к появлению «бурных фантазий» там, где исследователям приходится «играть на чужом поле». Но задача в том и состоит, чтобы из всего множества идей создать такую теорию, которая позволит заполнить интервал между нейрофизиологическими и психологическими знаниями. Про мозг известно настолько много, что обилие фактов маскирует спрятанные за этим базовые принципы. Маскирует настолько удачно, что многие начинают склоняться к мысли о невероятной сложности не только самой конструкции мозга, но и всех принципов, лежащих в ее основе. Но история познания всегда повторяется, и правильный ответ непременно оказывается неожиданным и простым.

Ценность всякой теории определяется: простотой, непротиворечивостью по отношению к известным данным и границами ее объясняющего эффекта. Иногда шутят, что Бог создал наш мир так, что из этих трех достоинств создатель теории может выбрать любые два. Когда есть хотя бы подозрение, что выполняются все три, это уже настолько интересно, что может рассматриваться как покушение на Божий промысел. Именно такое покушение мы и собираемся сделать. Нам предстоит убедиться, что существует несколько очень простых идей, которые в сочетании позволяют объяснить, как же устроен человеческий разум. Объяснить не отдельные его свойства, а все: что есть эмоции, какова природа красоты, гармонии, юмора, суть языка, как происходит мышление и что же это, в конце концов, такое – мышление. Мы не просто введем новые термины, позволяющие по-иному поговорить о мышлении, а постараемся дать понимание того, как смоделировать все процессы, свойственные реальному мозгу. Мы попробуем сделать это так, чтобы Оккам был нами доволен.

Уильям Оккам в XIV веке сформулировал принцип, который в упрощенном виде гласит: «Не следует множить сущее без необходимости». Интересно, что сам Оккам так доказывал существование Бога: дескать, его наличие объясняет все наиболее лаконичным и рациональным образом.

Итак, вызов брошен.

Часть 1. Эмоции