рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 1. Предмет и значение логики

Тема 1. Предмет и значение логики - раздел Философия, Логика     1.1 Основные Характеристики П...

 

 

1.1 Основные характеристики процесса познания

 

Логику обычно определяют как науку о правильном мышлении. Но мышление – сложный процесс. Оно имеет различные аспекты, которые исследуются целым рядом наук, к числу которых относятся психология, физиология, кибернетика, лингвистика, социология и др. Чтобы ответить на вопрос: что в мышлении является предметом изучения логики, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с тем, что представляет собой процесс познания.

В процессе познания мы можем условно выделить две «ступени» или два «уровня». Первая из них – это чувственная ступень познания. Познавать предметы и явления окружающей действительности мы начинаем с помощью органов чувств. В результате воздействия предметов на наши органы чувств (в том числе и в ответ на наши действия с ними) мы получаем ощущения. Ощущения – это отражение отдельных свойств, сторон, характеристик предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств: твердости, нагретости, цвета, запаха, звуковых проявлений и т.д. Ощущения составляют начало всего нашего познания. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия – отражение предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств в целом, правда, лишь с внешней их стороны. И, наконец, воспроизводя в нашей памяти прежние восприятия, мы имеем представление о предметах. Можно сказать, что представление – это, так же как и восприятие, целостный образ, но благодаря памяти имеющий более устойчивые черты. Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств. Более того, на основе своего чувственного опыта и имеющихся знаний человек может формировать представления о предметах, с которыми он не имел чувственных контактов, например, только по описанию. Процесс создания представлений такого рода называется творческим представлением или воображением.

Ощущения, восприятия и представления – это формы чувственной ступени познания.

Обычно чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях языка. Посредством языка происходит также и переработка чувственных данных, осознание специфики тех или иных предметов, выделение их сходств и различий, выявление и обобщение их связей и отношений с другими предметами. Этот процесс воспроизведения действительности в сознании человека с помощью языка, называют, в отличие от чувственной ступени, рациональной ступенью познания или ступенью абстрактного мышления. На этой ступени также выделяются несколько форм: понятия, суждения, умозаключения.

Выделение уровней познания является условным, поскольку в самом процессе чувственного отражения существенную роль играют уже имеющиеся знания, например, профессиональная принадлежность. Так, если люди разных профессий приходят в лес, то их восприятия этого леса оказываются различными: лесник, ботаник, охотник, художник или инженер по-разному увидят его. Художник отметит те детали, на которые не обратит внимания инженер или охотник, охотник увидит то, что останется незамеченным художником и т.д. С другой стороны, в процессе мышления, включая и самые высокие его уровни, человек постоянно опирается на чувственные образы, создаваемые нередко посредством воображения.

Чувственные данные играют для нашего мышления роль аналогичную той, которую играет пища для процесса пищеварения. При этом мышление также не только усваивает полезное, но и отбрасывает ненужное. При переработке чувственных данных мышление, проверяя их, отбрасывает то, что в наблюдениях не соответствует реальности: вроде сходящихся к горизонту железнодорожных рельс, переломленного в воде весла, погружающегося в море солнца и т.д.

Роль мышления состоит не только в переработке чувственных данных. Мышление, наряду с органами чувств, само является важным источником приобретения нового знания. При объяснении чувственно воспринимаемых явлений, например, горения, кипения и т.д., за счет работы мышления выясняется сущность этих явлений. При этом вводятся в соответствующие теории недоступные органам чувств объекты: молекулы, атомы, поля и т.д. Мышление создает объекты сугубо теоретического характера: абстрактные, идеализированные, идеальные и т.п. Благодаря этому, наряду с областями реальной действительности, предметы и явления которой существуют в пространстве и времени, возникают объекты, составляющие область идеальной действительности, которые изучают, так называемые, абстрактные науки, в частности, математика и логика.

Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и т.д. С помощью этих методов формируются понятия, высказывания (суждения), умозаключения, теории.

Анализ – мысленное разложение предметов на их отдельные признаки, отдельные части с целью познания частей как элементов сложного целого, установления связей между ними. Анализ в основном фиксирует различия между частями целого.

Синтез – мысленное объединение в единое целое выделенных и изученных с помощью анализа признаков, частей, результатом которого является представление их как системы. Синтез в основном вскрывает то общее, что связывает части, свойства и отношения в единое целое.

Сравнение – выявление сходств и различий между предметами.

Обобщение – объединение в одной мысли, под одним термином (словом, словосочетанием) множества предметов по их сходным чертам.

Абстрагирование – отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения.

К числу приемов и методов мыслительной деятельности относятся также операции с самими понятиями и высказываниями: обобщение и ограничение, деление и классификация понятий, доказательство и опровержение высказываний, выводы одних высказываний из других – умозаключения. Умозаключения играют важную роль для характеристики мышления как одного из источников познания. Они часто дают возможность выявить то, что недоступно непосредственно нашим органам чувств.

Пример. В механике известно, что у всякого тела, у которого плотность одинакова во всех частях его объема, геометрический центр и цент тяжести совпадают. У Земли, как показывают астрономические наблюдения, эти центры не совпадают. Это дает право – чисто теоретически, опосредованно – заключить, что плотность Земли не является одинаковой во всех ее частях.

У чувственной и рациональной ступеней познания имеется ряд существенно различающихся характеристик. Во-первых, различны формы отражения действительности на той и другой ступени (ощущения, восприятия, представления и понятия, суждения, умозаключения). Во-вторых, формы рациональной ступени познания (понятия, суждения, умозаключения) – это специфические языковые формы выражения получаемых в процессе познания знаний, тогда как формы чувственного опыта отнюдь не обязательно связаны с языком. В-третьих, чувственное познание является в основном пассивной формой отражения действительности. Чувственные данные человек получает нередко помимо своей воли, а иногда – вопреки желаниям. Процесс же познания на абстрактной ступени представляет собой волевую, целенаправленную деятельность.

Характерной особенностью абстрактного мышления, наряду с тем, что оно является опосредованным отражением действительности, выступает обобщенный характер отражения. Если на чувственной ступени познания мы имеем информацию об отдельных предметах и явлениях и лишь в некоторой степени достигаем обобщения различных предметов в представлениях, то на ступени абстрактного мышления всякое конкретное, отдельное познается на основе общего, т.е. на основе предварительного обобщения предметов тех или иных классов (металлов, растений и т.д.).

Пример. Так, чтобы понять, что представляет собой МГУ, мы должны, по крайней мере, иметь знание о том, что такое учебное заведение, высшее учебное заведение, университет.

Знания такого рода представляют понятия. В понятиях мы обобщаем предметы некоторого класса, т.е. множества качественно однородных в некотором отношении предметов. Обобщение достигается за счет выделения того общего, что характерно для предметов этого класса.

В рамках самого рационального познания также выделяют две ступени или уровня: уровень эмпирического познания (и знания) и уровень теоретического познания (и знания).

Эмпирический уровень рационального познания – это процесс (этап) мыслительной (и языковой) переработки чувственных данных, информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщении материала, получаемого посредством наблюдения. Здесь в форме высказываний фиксируются определенные связи, отношения между предметами, факты, указывающие на наличие или отсутствие тех или иных ситуаций. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления.

На этом уровне возможны также индуктивные обобщения наблюдаемых фактов, т.е. переходы от высказываний, фиксирующих наличие какого-то свойства у отдельных предметов какого-либо класса, к заключениям о присущности этого свойства всем предметам этого класса; на основе сходства предметов в каких-то признаках – к заключению о присущности предметам некоторых других свойств. Процессы этого рода представляют собой уже такие проявления активности мышления, которые выражаются в выходе его за пределы непосредственно данного нам в том или ином опыте. Однако это не выход за пределы чувственного материала вообще, за пределы того, что доступно наблюдению с помощью органов чувств. Таким образом, на эмпирическом уровне мы имеем знание фактов, их классификации, обобщение их в понятиях, гипотетические предположения относительно некоторых законов в наблюдаемой области – все это составляет эмпирический базис для построения тех или иных теорий.

Переход к теоретической ступени познания явлений реальной действительности связан, прежде всего, с проникновением нашего познания в сферы действительности более глубокие в сравнении с тем, что доступно органам чувств. Это выражается в проникновении в сущность явлений и в появлении в составе формируемых теорий объектов – молекул, атомов, электронов, электромагнитных полей, - а также их характеристик, недоступных чувственному восприятию. Для теоретической ступени рационального познания характерно то, что здесь включается деятельность мышления как особого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы той области действительности, которая является предметом изучения той или иной теории.

 

 

1.2 Предмет логики. Логическая форма и логическое содержание мысли

 

Говоря о логике как науке о формах правильных рассуждений, прежде всего, имеют в виду законы и формы правильных выводов и доказательств. При этом выделяется наиболее существенное в этой науке, поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важную роль в процессах теоретического познания. Однако уже у Аристотеля круг проблем логического характера является значительно более широким. У него анализируются не только основные формы мысли: понятия, суждения, - но и многие приемы познавательной деятельности. Учитывая это, точнее было бы определить логику как науку о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания.

При таком понимании этой науки в ней, наряду с формальной логикой, выделяются, по крайней мере, такие разделы, как логическая семиотика (исследование языка как средства познания), а также методология (изучение общенаучных методов и приемов познания).

Логика изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках. Наряду с исследованием законов и форм выводов и доказательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними. В исследовании языка как средства познания выясняются вопросы о том, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.

Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения тех или иных задач логико-познавательного характера. Причем, имеется в виду такое решение этих задач, которое обеспечивало бы достижение истинных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склонность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов. Предписания логики способствуют преодолению этих и других недостатков естественных рассуждений.

Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлено, в первую очередь, на выработку определенных требований и норм, предъявляемых к мыслительным процедурам.

Для уяснения специфики предмета логики и особенно специфики изучаемых ею законов необходимо уяснить понятия логической формы и логического содержания мысли.

Для начала рассмотрим понятия логической формы и содержания на примере суждения (высказывания). Возьмем два суждения: «Все металлы есть химически простые вещества» и «Если вода при нормальном давлении нагрета до 100о, то она закипает».

Конкретное содержание мысли в первом случае состоит, как видно, в утверждении о том, что каждый предмет, который мы характеризуем свойством металличности, облает свойством химической простоты, т.е. состоит из однородных атомов. Чтобы выявить логическую форму и логическое содержание этого суждения, надо отвлечься от того, каковы именно те конкретные предметы, о которых в нем что-то утверждается, и каковы именно те конкретные свойства, наличие которых у этих предметов утверждается. Отвлекаясь от того, что речь здесь идет о металлах, мы можем обозначить их переменной S, а вместо свойства «химически простое вещество» ввести переменную Р. Тогда вместо данного конкретного суждения получаем его логическую форму:

Все S есть Р.

Это выражение обладает определенным содержанием. А именно, в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством S, имеет свойство Р. Это содержание, которое представляет логическая форма высказывания, и называется логическим содержанием высказывания.

Для того чтобы выявить логическую форму второго из взятых нами суждений, надо также отвлечься от того, о каком именно определенном предмете в нем идет речь, т.е. от того, что утверждение относится именно к воде. Вместо этого возьмем некоторое обозначение отдельного предмета, например, а. Вместе с тем, заменим свойства «нагреваться при нормальном давлении до 100о» на Р1, а «закипать» на Р2. В итоге получим:

Если а есть Р1, то а есть Р2.

Логическое содержание состоит здесь в указании на связь между наличием одного свойства (Р1) у предмета и наличием другого (Р2).

Теперь рассмотрим два умозаключения. Первое:

Все люди смертны.

Сократ – человек.

Следовательно, Сократ смертен.

Мы хорошо понимаем, о чем идет речь в этом умозаключении. Нам известно, что такое «смертен», что такое «человек» и кто такой Сократ (древнегреческий философ). Соответственно, нам совершенно ясен и смысл посылок (суждений «Все люди смертны» и «Сократ – человек»). И, если мы согласны с тем, о чем говорится в посылках, то уже ничего не остается, как согласиться с заключением «Сократ смертен».

Второе умозаключение:

Все полиоксиантрахиноны – производные антрацена.

Ализарин – полиоксиантрахинон.

Следовательно, ализарин – производное антрацена.

Если вы не увлекаетесь химией, то вряд ли понимаете, о чем идет речь, и не знаете, что такое полиоксиантрахинон, антрацен и ализарин. И все же, скорее всего, вы считаете, что вывод сделан правильно. Вы чувствуете, что, если все полиоксиантрахиноны являются производными антрацена, а ализарин – полиоксиантрахинон, то об ализарине необходимо сказать, что он производное антрацена. Откуда эта необходимость? Почему мы можем совершать выводы, ничего не зная об их предметах?

Чтобы ответить на этот вопрос, заменим в приведенных умозаключениях слова на переменные:

Все люди (М) смертны (Р).

Сократ (S) – человек (М).

Следовательно, Сократ (S) смертен (Р).

 

Все полиоксиантрахиноны (М) – производные антрацена (Р).

Ализарин (S) – полиоксиантрахинон (М).

Следовательно, ализарин (S) – производное антрацена (Р).

И в одном, и в другом случае получим:


Все М есть Р.

S есть М.

Следовательно, S есть Р.

Как видим, убедительность этого умозаключения практически не изменилась после того, как мы убрали слова и вставили вместо них буквы. Мы с тем же чувством принудительности осознаем, что раз все М есть Р, а S есть М, следовательно S есть Р.

Именно поэтому, не зная, о чем говорится во втором умозаключении, мы были убеждены в правильности вывода. Дело в том, что от конкретного содержания слов, конкретного содержания терминов в данном случае ничего не зависит, а зависит от того, что осталось в схеме, т.е. от логической формы рассуждения. Это положение очень важно для всей науки логики. Оно было открыто основателем науки логики - Аристотелем, и может быть сформулировано следующим образом:

Правильность рассуждения зависит только от формы этого рассуждения.

И, следовательно, не зависит от содержания. Если мы сами, произвольно, без всякого принуждения приняли два суждения за истинные, то мы оказываемся вынужденными принять и третье, связанное с первыми двумя. Это происходит независимо от нашей воли как неизбежность или принудительность. Аристотель назвал эту черту нашего мышления «принудительной силой наших речей».

 

 

1.3 Формальное поведение и формальное мышление

 

Представим себе человека у светофора. Горит красный свет, но ни справа, ни слева и вообще нигде до горизонта машин нет. В этой ситуации есть две возможные линии поведения: идти или стоять. Наши душевные борения у светофора показывают, что в любой ситуации, где имеются более или менее разработанные правила, появляется возможность конфликта между поведением, следующим правилам, и непосредственными интересами людей. Там, где возникает такой конфликт, появляется возможность действовать двояко: 1) в соответствии с правилами, 2) в соответствии с непосредственными интересами, зачастую противоречащими правилам. На этом основании различают два типа поведения людей в ситуациях, где есть заранее фиксированные правила: формальное и антиформальное.

Формальное поведение – это внешние действия людей, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами.

Антиформальное поведение – это внешние действия людей, не соответствующие заранее заданным правилам.

Однако в жизни часто встречаются ситуации, в которых правила не заданы заранее. Поведение в таких ситуациях называется неформальным (содержательным).

Неформальное поведение – это внешние действия людей в ситуациях, в которых правила не заданы заранее.

Неформальное поведение – это поведение еще неопределенное. Если задать правила, по которым должны происходить действия, оно может стать как формальным, так и антиформальным. Чтобы установить, насколько важно формальное поведение в жизни современного человека и общества, найдем такие ее сферы, где есть более или менее четко фиксированные системы правил.

Самой очевидной областью формального поведения является область права. Законы – это и есть определенные правила, в которых определенные действия людей запрещаются или предписываются. А раз есть система заранее фиксированных правил, то возможно формальное, антиформальное и неформальное поведение. В данном случае формальное поведение – это следование законам. Именно такого поведения требует правовое общество. Принцип правового общества: «Если нельзя, но очень хочется или очень надо, то все равно нельзя». Таким образом, правовое общество – это общество, в котором максимально широко распространено формальное поведение.

Другой, не менее важной областью формального поведения, является нравственность. Нравственность есть ни что иное, как система норм-правил, предписывающих или запрещающих те или иные мотивы поступков. От права эта область отличается тем, что относится не непосредственно к поступкам, а к мотивам этих поступков и той санкцией, которая следует за нарушением этих правил. Право предполагает внешнюю санкцию государства. Нравственность – внутренние санкции совести (угрызения, раскаяние) и общественное осуждение. Однако нравственность сходна с правом в том, что она представляет собой систему заранее сформулированных, хотя и не так отчетливо выраженных, правил, которым можно следовать или не следовать. И нравственное поведение – это поведение, следующее правилам, а безнравственное поведение – это поведение, нарушающее правила, не соблюдающее их.

Областью формального поведения является также культура. Она выражается в виде тех или иных правил и их систем (норм культуры). Конечно, в отличие от права и нравственности, культура – это набор, так сказать, рекомендательных норм. Но, тем не менее, культура все равно представляет собой систему правил и, соответственно, область культурного поведения входит в область формального поведения.

И, наконец, еще одна важнейшая область жизни, имеющая непосредственное отношение к производству, - технология. Технология – это последовательность действий по преобразованию определенного исходного материала (сырья, информации и т.д.). Эта последовательность действий выстраивается в соответствии с правилами. Следовательно, технология также есть область человеческого действия, где существуют четко выраженные правила, которым можно следовать или не следовать. Рабочий, инженер, учитель и т.п., который следует предписываемым технологией правилам, производит нужный продукт по заданным параметрам, а тот, кто не соблюдает технологии, производит продукт, не обладающий заданными параметрами, а, значит, не нужный. Таким образом, в области технологии мы также сталкиваемся с формальным поведением, которое ведет к технологичному обществу и отличает его от общества нетехнологичного.

Рассмотренные области – право, нравственность, культура, технология – относятся к числу важнейших факторов нашей жизни, которые отличают цивилизованное общество. И во всех этих областях поведение, называемое правовым, нравственным, культурным и технологичным, представляет собой образцы формального поведения. Следовательно, формальное поведение в обществе, безусловно, желательно. Но каким образом его достичь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к понятию формального мышления.

Формальное мышление – это последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам.

Формальное поведение и формальное мышление связаны теснейшим образом: то, что вовне представляется в виде внешнего поведения, внутри оказывается мышлением.

В традиционном обществе, существовавшем в России и Европе до конца XIX – начала ХХ века, формальное поведение возникало под влиянием традиции, преемственности поколений. В обществе существовали устоявшиеся образцы следования праву, нравственности, культуре. От поколения к поколению передавались и определенные технологии, особенно в деревне. Такому механизму передачи образцов формального поведения присущ признак бессознательности. Каждое новое поколение заимствует типичные формы поведения, не подвергая их глубокому осмыслению. Это означает, что в традиционном обществе формальное поведение возникает, не будучи предварено формальным мышлением, а формальное мышление надстраивается над формальным поведением. В таком случае оно повышает степень сознательности следования правовым законам, правилам нравственности, нормам культуры и технологии. Это означает, что формальное мышление закрепляет способы поведения. Образованные слои общества, овладевшие формальным мышлением, постепенно формируют и более высокий уровень правового поведения, культуры, технологии и нравственности.

ХХ век принес в жизнь много нового и сделал жизнь гораздо динамичнее. В ХХ веке стали разрушаться как сами традиции, так и традиционные механизмы передачи образцов поведения, в особенности формального, поскольку формальное поведение не стимулируется непосредственным интересом. В современном мире формальное поведение более не распространяется автоматически. Главным средством образования структур формального поведения в наше время стало формальное мышление.

Но каким образом образуются сами структуры формального мышления? В структуре образования, начиная со средневековых университетов, от которых многое заимствовала классическая гимназия, всегда были дисциплины, которые заслуживают названия формальных из-за их почтения к правилам. Это, прежде всего – логика и латынь. Латынь – поскольку это мертвый язык, который можно изучать только по правилам, что приучало гимназистов мыслить формально, согласуясь не с языковыми стереотипами, почерпнутыми в общении, а только с правилами.

Однако, как теория формального мышления, формальная логика является первым и главным средством для формирования структур формального мышления. Логика – самое простое и доступное средство образования таких структур. Логика образует в нашем уме структуры формального мышления и стимулирует появление чувства совершенства формы действий.

 

 

1.4 Основные принципы формальной логики

 

Современное понимание закона логики возникло в рамках символической логики, согласно которой, закон логики описывает такие связи между суждениями, при которых получающееся из них сложное суждение истинно независимо от того, о чем говорят сами эти суждения: о столах, стульях, электронах, доброте, самопожертвовании, импрессионизме и т.п. Это положение можно выразить следующим образом:

Законы логики – это такие суждения, которые являются истинными только в силу своей логической формы, т.е. только на основании связи составляющих их суждений.

При этом было выяснено, что существует бесконечное множество законов такого типа. Мы подробнее рассмотрим их, когда будем заниматься вопросом о сложных суждениях и их истинности, познакомимся с таблицами истинности для сложных суждений. Пока же необходимо отметить существование такой трактовки понятия закона логики в противовес распространенному, идущему от традиционной логики, представлению о том, что в формальной логике есть три (по другому мнению – четыре) закона, которые называют «основными». Имеются в виду три закона – закон тождества, противоречия и исключенного третьего, сформулированные еще Аристотелем, и закон достаточного основания, введенный в логику Лейбницем.

Закон исключенного третьего Аристотель формулировал следующим образом: «Если мы имеем два противоречащих высказывания, т.е. таких, в одном из которых (А), что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается (не-А), то, по крайней мере, одно из них истинно». Иначе говоря, противоречащие высказывания не могут быть оба ложными.

Другой, также аристотелевский закон, - закон противоречия – может быть выражен так: из двух противоречащих высказываний А и не-А, по крайней мере, одно является ложным или, говоря иначе, противоречащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными.

Аристотель формулирует и еще одно важное требование к мышлению. Он говорит: «Если… у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно…». Т.е., рассуждая о тех или иных предметах или явлениях, необходимо выделять в них нечто качественно определенное, устойчивое, относительно тождественное, придавая, таким образом, словам, в которых выражаются мысли, определенное предметное значение. Это требование относится, в частности, и к нашим понятиям, которые должны иметь определенное содержание и сохранять свою определенность в процессах рассуждения (не допускать подмен одних понятий другими и смешения слов с различными значениями). Это требование получило в логике название закона тождества.

То, что называют законом достаточного основания, есть также определенное требование, необходимое условие правильности нашего мышления. Оно состоит в том, что в процессе познания можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании. Правда, ни сам Лейбниц, ни традиционная логика после него не выяснили, что именно есть достаточное основание для признания истинности некоторого высказывания. Поэтому требование Лейбница чаще всего приходится понимать как стремление к максимальному обоснованию (подтверждению) выдвигаемых и принимаемых нами утверждений.

Тем не менее, вопрос о достаточном основании утверждений, безусловно, обсуждается в науке вообще и в логике, в частности. Мы, как правило, стремимся к тому, чтобы наши суждения были обоснованы. Мы не верим прогнозам политологов и метеорологов, считая их недостаточно обоснованными, но верим нашим собственным оценочным суждениям, считая их обоснованными на том достаточном основании, что они были высказаны именно нами. Поэтому, по крайней мере, оказывается правомерным, разделить достаточные основания на объективно и субъективно достаточные.

Основания истинности (ложности) некоторого утверждения являются объективно достаточными, если предъявление этих оснований разумному субъекту убеждает его в истинности (ложности) этого утверждения.

Пример. Предъявление аксиом геометрии Евклида и соответствующих доказательств из этих аксиом убеждает любого разумного субъекта в истинности доказываемой теоремы. Поэтому аксиомы геометрии являются объективно достаточными основаниями для данной теоремы.

Пример. Предъявление примера Петра I в связи с суждением «Все великие люди низкого роста» в любом разумном человеке порождает убеждение в ложности этого суждения. Следовательно, суждение «Петр I – великий человек» является объективно достаточным основанием для признания ложности суждения «Все великие люди низкого роста».

Значение объективно достаточных оснований заключается в том, что они могут передавать другому человеку убеждение в истинности или ложности рассматриваемого суждения. Именно объективно достаточными основаниями, прежде всего, интересуются в науке, юридической практике и ежедневном общении.

Основания являются субъективно достаточными, если эти основания достаточны для признания истинности (ложности) утверждения некоторым субъектом, но недостаточны для признания его истинности (ложности) другими разумными субъектами. Объективно достаточные основания придают суждению статус знания или убеждения, субъективно достаточные основания – статус веры. Вера может быть убедительной для данного субъекта, поскольку в его личности, его духовном мире имеются достаточные основания для веры в соответствующие положения (например, положения религии), но она может быть неубедительной для другого субъекта, поскольку вера покоится на основаниях, не передаваемых в полной мере другому субъекту.

Нетрудно заметить, что в традиционной логике произошло смешение принципиально различных понятий – законы и принципы. Законы логики представляют собой объективные, независящие от человека связи между мыслями, например, между высказываниями, обусловленные их логическими содержаниями. Сами эти логические содержания являются отражением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений, имеющих место в реальной действительности.

Логические же принципы (требования) – это определенные установки, положения, к осуществлению которых человек должен стремиться, но которые, в конце концов, могут умышленно или неумышленно не выполняться.

Из перечисленных нами так называемых основных законов логики два первых – закон исключенного третьего и закон противоречия – действительно являются законами логики. Остальные два – лишь определенные требования.

Конечно, и каждый закон представляет собой требование к нашему мышлению, по крайней мере, требование рассуждать в соответствии с этим законом. Законы противоречия и исключенного третьего часто трактовались в логике именно как некоторые требования. Можно сказать, что из закона исключенного третьего вытекает одно из условий (и требование) определенности нашего мышления. Оно состоит в следующем: на всякий правильно поставленный вопрос о наличии или отсутствии у предмета тех или иных свойств, о наличии или отсутствии той или иной ситуации в действительности, необходим, в конечном счете, положительный или отрицательный ответ, т.е. принятие высказывания А или его отрицания – не-А (неверно, что А).

Из закона противоречия вытекает принцип непротиворечия: утверждая (принимая) некоторое высказывание А, не отвергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хочешь говорить ложного). Это – требование к человеку быть последовательным в своих рассуждениях. Нужно сказать, что требование непротиворечивости нашего знания является центральным в научном мышлении и обычно строго выполняется. При возникновении противоречия в том или ином процессе познания или в составе некоторого знания ученые всегда стремятся устранить его. Вместе с тем, появление противоречий в процессе познания отнюдь не редкое явление. Почти в каждой более или менее сложной науке возникают так называемые парадоксы, «антиномии» - противоречия определенных видов. Не свободна от них даже такая точная наука как математика (парадоксы теории множеств). Возникновение противоречий обусловлено зачастую сложностью, многосторонностью предметов, явлений, событий, их связей и отношений действительности.

Хороший пример того, как легко впасть в противоречие даже самому умному человеку, показывает И.С. Тургенев в романе «Рудин». Герой романа Пегасов, будучи человеком оригинального склада ума и особого склада характера, возмущается, что люди претендуют на наличие у них каких-то убеждений, носятся с ними, уважения к ним требуют. К нему обращается Рудин:

- Что же, по-вашему, убеждений не существует?

- Нет и быть не может!

- Это Ваше убеждение?

- Да!

- Вот Вам одно на первый случай!

Именно в силу того, что упомянутые нами законы логики в истории логики были истолкованы, прежде всего, как некоторые требования, в силу важности этих требований появилась их характеристика как основных законов логики. Пожалуй, целесообразно теперь назвать эти требования основными принципами логически правильного мышления и отнести к ним: принцип исключенного третьего, принцип непротиворечия, принцип тождества, как он изложен в соответствии с Аристотелем, и принцип достаточного основания.

 

 

1.5 История развития науки логики

 

Логика – одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце второго тысячелетия до нашей эры. Однако, если говорить о возникновении логики как науки, т.е. о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливо будет считать родиной логики Древнюю Грецию. Именно здесь в V-IV вв. до н.э. в период бурного развития демократии и связанного с этим небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Именно он в трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений: формы выводов из категорических суждений – категорический силлогизм («Первая аналитика»), сформулировал основные принципы научных доказательств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых высказываний («Об истолковании»), наметил основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах («О софистических опровержениях»).

Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделению логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами ораторского искусства, т.е. как часть практической риторики. Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеждать людей ценилось у древних греков исключительно высоко и стало предметом специального анализа в школах так называемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых, авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали называть людей, за плату производивших обучение искусству красноречия; они должны были научить умению убедительно защищать свою точку зрения и опровергать мнение своих оппонентов. Такого рода навыки предполагают не только умение красиво говорить, но и владение сложными механизмами мышления и, прежде всего, различными способами построения умозаключений, доказательств, опровержений, т.е. того, что и составляет основное содержание логики.

Фундаментальный характер логических изысканий Аристотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовершенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искаженное, просуществовало без особых принципиальных изменений до середины XIX века и получило название традиционной логики.

Вместе с тем, неверно было бы считать, что развитие традиционной логики не сопровождалось появлением новых идей, стимулирующих развитие ее теоретического и практического содержания. Некоторые существенные добавления к работам Аристотеля в различных формах выводов были сделаны представителями философской школы стоиков (II-III вв.). К сожалению, они не были известны до недавнего времени. Немало внимания уделяли проблемам логики философы средних веков. Многие полученные здесь результаты связаны с логическим анализом языка и понятием модальности. В основном, однако, исследования шли по линии детализации результатов Аристотеля, в особенности его учения о категорическом силлогизме.

Выдающимся событием в истории логики в новое время стало появление труда английского философа Ф. Бэкона «Новый органон», который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский «Органон» в качестве орудия познания. Критически оценивая значимость форм выводов, в которых используется уже готовое знание, Ф. Бэкон стремится разработать приемы исследования самой природы. Он положил начало разработке методов установления причинно-следственных связей в объективной действительности. Его учение об этих методах приобрело относительно завершенный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием «Индуктивные методы установления причинных связей».

Вопросами логики занимались и внесли определенный вклад в ее развитие многие видные ученые нового времени: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального характера, получивших интенсивное развитие в современной логике.

Начало нового этапа в развитии логики было положено трудами Дж. Буля, О. де Моргана, русского логика П.С. Порецкого. Принципиальное отличие этого этапа состояло в применении методов математики к исследованию логических связей, что привело к созданию специального раздела логики – алгебры логики, получившей завершение в трудах Э. Шрёдера. В дальнейшем, усилиями Г. Фреге, Б. Рассела – А. Уайтхеда сложился особый метод исследования логических отношений и форм выводов – метод формализации. Суть этого метода состоит в употреблении для описания структур высказываний, законов логики и правил вывода специально созданного в рамках логики формализованного языка. Применение этого метода открыло новые возможности этой науки и положило начало ее интенсивному развитию под названием «символическая логика».

В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания, в том числе и непосредственно связанных с рядом современных направлений практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой общей точки зрения в современной логике выделяют три больших раздела: символическую (формальную) логику, логическую семиотику и методологию.

Логические исследования в области методологии касаются разнообразных научных понятий и приемов познания, которые применяются в любом познавательном процессе на ступени абстрактного мышления: определение, классификация, построение и проверка гипотез, теория, доказательство и т.д.

Крупным разделом современной логики является логическая семиотика. Она занимается анализом естественных и искусственных языков. В этом разделе язык исследуется как средство познания действительности.

Наиболее фундаментальными среди всех разделов современной логики является символическая (формальная) логика – современное учение о дедукции, о многообразии форм, законов и правил выводов. Именно для этого раздела наиболее характерен упоминавшийся выше метод формализации. Конечно, современная символическая логика отличается от традиционной логики по многим аспектам. Тем не менее, по предмету познания – при его широком понимании – принципиальных различий между современной символической логикой и логикой традиционной нет. И та, и другая исследуют различные формы отражения действительности на ступени абстрактного мышления.

Для характеристики современного состояния логической науки следует отметить также тот факт, что каждый из названых выше ее разделов в свою очередь представляет разветвленную область знания. Так, например, символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую. Неклассическая же логика подразделяется также на интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопросов, релевантную логику и др.

 

 

1.6 Логическая культура. Значение логики

 

В аудиториях, на митингах и заседаниях, по радио, по телевидению нам часто приходится слушать ораторов, произносящих свои речи. Разные ораторы произносят их по-разному. Одни говорят хорошо поставленным голосом, другие – слабым или резким, одни приводят одну мысль за другой так, что, в конце концов, их главная мысль оказывается четко выраженной и глубоко обоснованной. Другие не могут четко выразить свою мысль, а, выразив, не могут построить для ее оправдания более или менее стройную систему аргументов и т.д.

Логику, в данном случае, интересует как раз умение культурного оратора четко выражать свои мысли и приводить уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также критиковать мнения и аргументы других людей. С одной стороны, секрет такого умения – в знании дела, о котором человек говорит. Но на практике часто можно убедиться, что одного такого знания недостаточно. Необходима логическая культура.

Чтобы ответить на вопрос: что такое логическая культура, обратимся к понятию культуры поведения и рассмотрим такую ситуацию. Допустим, один человек, прежде чем пропустить даму вперед, задумывается, есть ли такое правило поведения для культурного человека и, найдя его в своей памяти, пропускает даму вперед. Другой делает это автоматически, сообразно навыку, привычке, практически бессознательно. Какого человека мы назовем культурным? Конечно, второго. Таким образом, культура связана не столько с сознательно выполняемыми действиями, сколько с полубессознательными навыками, привычками. В применении к логике такую блестящую культуру иллюстрирует собой небезызвестный мастер дедуктивного метода Шерлок Холмс, который говорил: «Благодаря давней привычке цепь умозаключений возникает у меня так быстро, что я пришел к выводу, даже не замечая промежуточных посылок».

Итак, определим понятие логической культуры:

Логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

Если мы хотим быть логически культурными людьми, т.е. рассуждать быстро и правильно, а, значит красиво и убедительно, то нам следует познакомиться со стандартными правилами рассуждений. А это можно реализовать только одним способом – изучать логику.

Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способности тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. В этом случае недостаточно уже просто приобретенных мыслительных навыков, здесь необходимы уже и определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедур, а также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов.

Формируясь, прежде всего, под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Незнание ее правил чревато, по существу не меньшими неприятностями, чем неосведомленность в грамматике естественного языка.

Изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. В определенном смысле логика учит человека правилам мышления. Способность человека мыслить, схватывать связь явлений, находить их объяснение, делать обобщения – все это связывают нередко с интуицией, считая, что результаты познания возникают, как правило, бессознательно, в итоге некоторого озарения, научного наития, а основу научных открытий составляют один лишь природный дар и данное от рождения умение проникать в сущность явлений.

Конечно, нельзя отрицать значение всех этих факторов. В познании действительно большую роль играет интуиция. Но как показывает практика, сама интуиция оказывается гораздо более продуктивной в сочетании с хорошей техникой мышления. Кроме того, в познании часто возникают задачи такого рода, в которых интуиция просто неприменима. Она не способна, например, решить вопрос о совместимости или несовместимости условий функционирования того или иного агрегата, автоматического устройства. Недоступной для интуиции задачей является и извлечение следствий из большого количества высказываний, из множества данных, как это нередко бывает, например, в юридической или социологической практике.

Существенное значение имеет логика в педагогике. Задача педагогики не сводится, как известно, к сообщению слушателям какой-либо совокупности знаний. Здесь важна выработка навыков приобретения знаний, а также понимания изучаемого материала, что связано с определенной творческой деятельностью. Хороший учитель не просто требует решения задач, но и объяснения того, каким образом ученик приходит к этому решению, и поощряет поиски оригинальных, нестандартных решений. Вместе с тем, он требует максимального обоснования предлагаемых решений и его, безусловно, не должна удовлетворять ссылка на простую интуицию. Таким образом, важная задача педагога состоит в том, чтобы научить человека творческому мышлению. Но он не сможет выполнить такую задачу, не зная сам приемов такого мышления.

Важную роль играет логика в современной философии, психологии, лингвистики и т.д. В последнее время она находит применение, связанное с практической деятельностью: в качестве специального аппарата она применяется в теории автоматического управления, искусственного интеллекта, программирования и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности.

Однако еще раз подчеркнем, что изучать логику полезно не только специалисту в соответствующих областях деятельности, но и любому культурному, цивилизованному человеку, потому что:

- она позволяет приобрести умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления;

- она учит правильно говорить о действиях своего или чужого мышления;

- она дает нам умение строить убедительные аргументы и находить ошибки в рассуждениях оппонентов.

 

 

Вопросы для повторения

 

1. Охарактеризуйте ступени и формы процесса познания. Укажите их существенные различия.

2. В чем заключаются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования? Какую роль выполняют они в процессе познания?

3. Что является предметом науки логики?

4. Что такое «логическая форма» и «логическое содержание» мысли?

5. Какое поведение называется «формальным»? Почему цивилизованное общество невозможно без формального поведения? Раскройте связь формального поведения и формального мышления. Какими средствами образуются структуры формального поведения в традиционном и в современном обществе?

6. Сформулируйте основные законы формальной логики. Поясните их содержание на примерах.

7. Кратко изложите историю развития науки логики.

8. Какие знания и умения подразумевает логическая культура?

9. В чем заключается значение логики?


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Логика

Российской Федерации... Орловский государственный технический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1. Предмет и значение логики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ларина, Л. Ю.
Л25 Логика : учебное пособие / Л. Ю. Ларина. – Орел : ОрелГТУ, 2005. – 228 с.   В данном издании отражены основные разделы курса логики: предмет этой науки, ее значение и мес

Тема 2. Логический анализ языка
    2.1 Понятие знака. Смысл и значение знака   Основная задача логического анализа языка состоит в том, чтобы в

Тема 3. Формализованные логические языки
    3.1 Язык логики предикатов   Формализованный язык классической логики предикатов по существу является фрагме

Тема 4. Понятие как форма мышления
    4.1 Общая характеристика понятий   Понятие – самый простой элемент в структуре мышления. Мышление современно

Мышления
    5.1 Суждение. Виды суждений   Наряду с понятием к числу основных форм мышления относится суждение. Эта форма

Тема 6. Дедуктивные умозаключения
    6.1 Общая характеристика умозаключений   Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключ

Прямых умозаключений логики суждений.
  1. Условно-категорические – это умозаключения, в которых одна посылка – условное суждение, а вторая посылка и заключение – суждения категорические. Условно-категорические умо

Общая характеристика непосредственных умозаключений
  Непосредственные умозаключения – это умозаключения, в которых вывод совершается из одной посылки, являющейся категорическим высказыванием. К ним относятся превращение, обра

Превращение
  Превращение – это умозаключение, состоящее в преобразовании некоторого категорического суждения в противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного сужден

Обращение
  Обращение – это непосредственное умозаключение, состоящее в преобразовании категорического суждения в такое суждение, субъектом которого является предикат исходного, а предикатом –

Противопоставление предикату
Противопоставление предикату - это преобразование категорического суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом - субъект исходного суждени

Противопоставление субъекту
  Противопоставление субъекту-это преобразование категорического суждения, в результате которого субъектом становится предикат исходного суждения, а предикатом - поня

Тема 7. Правдоподобные умозаключения
    7.1 Умозаключения по аналогии   Выводы по аналогии – одна из форм правдоподобных выводов. Причем это одна из

Полная и неполная индукция
  В зависимости от того, перечислены ли в посылках все или не все элементы изучаемого множества, различают полную и неполную индукцию. Полная индукция относится к коне

Аргументации
    8.1 Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации Аргументация - это форма мыслительной

Виды аргументов
  1. Установленные общие положения. К ним можно отнести философские принципы, принципы рассматриваемой области науки, правила нравственности, нормы права. 2. Суждения, приним

Ошибки по отношению к аргументам
  В традиционной логике принято делить аргументы на аргументы «ad rem» («к существу дела») и аргументы «ad hominen» («к человеку»). Аргументы первого рода имеют отношение к обсуждаемо

Аргументации
    9.1 Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров   В процессе спора, дискуссии взаимно допол

Тема 10. Формы развития знания
    10.1 Вопрос как форма познания. Виды вопросов и виды ответов   В результате процесса познания человек приобр

Состав теорий
  В составе теорий выделяют обычно эмпирический базис – совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдения. Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составл

Истинность теорий
  Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, е практическая подтверждаемость. Основным и наиболее общим критерием истинности теорий является практика,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги