рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методологические основы антропологии права

Методологические основы антропологии права - раздел Философия, Антропология права На Неизбежное Различие Методологий Юридической Эт­нологии И Юридической Антро...

На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще всего проводит свое исследование на материале одного или нескольких (чаще всего близких друг ДРУ^Т) этносов. Юридическая антропология, напротив, по своей природе нацелена на межкультурный (географический и исторический) подход, сравнивая правовые системы раз­личных обществ и прибегая при этом к различным методам исследования, часто отличным от методов юридической эт­нологии. Однако отметим прежде всего общие методологи­ческие исходные позиции обеих дисциплин-

Прежде всего необходим отказ от собственных нацио­нальных (в широком смысле этого слова) предрассудков: изу-

' См.: Rouland N. Anthropologie juridique. Ch. 4. "Methodologie". P.,1988(к сожалению, в русском переводе его книги пришлосьпожертвоватьименно этой главой — и, как оказалось, напрасно).


Гпява 1. Проблематика и методология юридической антропологии 29

чая иное общество самым большимзаблуждением было бы счи-тять его недоразвитымпо отношениюк собственному обще-ству. К. Леви-Строс в своей блестящей книге"Первобытноемышление"'1 показал, насколько интересен внутренний мир людей так называемых примитивных обществ: каждое дерево, каждое насекомое, каждый предмет одушевляются ими, с ними ведется постоянный диалог; в памяти аборигенов Океании ты­сячи преданий и легенд своих предков; аборигены Австралии обладают столь сложной системой родства, чтоее до конца не расшифровали компьютеры Сиднейского университета. Неиз­вестно еще, чей внутренний мир богаче — европейского (американского) клерка, живущего по схеме метро—работа— телевизор—постель, либо мир африканского охотника, ежед­невно рискующего жизнью и поэтомуособо остро восприни­мающего ее. Очевидно,что оба они просто разные.Так вот,способность признать праводругого бытьдругим, понять логи­ку этой "инаковости" и естьпервая заповедь какэтнолога, таки юриста. Для юриста, ничего иного в стадии студенчества не изучавшего, кроме римского и европейского права, это осо­бенно важно: антропологическое видение права дает ему шанс увидеть все удивительное разнообразие правовых систем в мире.

Пополнение этой заповеди возможно лишь при условии знания "языка" изучаемого предмета — языка если не вегопрямом (этнолингвистическом) значении, то в значении ка­тегорий и понятий, которыми оперирует мышление людей, принадлежащих данному этносу или данному типу общества. Далее, необходимо мобилизовать свои знания и свое вообра­жение, чтобы погрузиться во время, к которому мы проявля­ем интерес. Наконец, надо с особой тщательностьюотобрать источники информации, дабы не потонуть в них2.

Но это, возразят нам, исходные точки отсчета, общие Для многих гуманитарных наук. Это так, но применительно к нашему предмету они имеют особое прикладное значение. Скажем, как понять логику общества, в котором господству­1 См.: Леви-Строс К. Первобытное мышление. Пер. с франц. М., 1994.

2 Отсылаем к работе: Леви-Строс К. Структурная антропология. Гл.XVII.

Место антропологии среди социальных наук ипроблемы, возникаю­щие при ее преподавании". М., 1985. С. 305—364.


30 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки

ет устное право, ведь наша юридическая культура веками является письменной культурой?

Ниже мы подробнее рассмотрим общинную модель об­щественных отношений, в которой господствует устное пра­во. Сейчас же нам важно уяснить, что устноеправо пред­ставляет собой особый способ общения между людьми. Наря­ду с регулированием степени родства посредством брачных обменов и регулированием хозяйственной деятельности пу­тем обмена товарами и услугами, устное право, регулирую­щее общественные и личностные отношения, в конечном счете выступает тем интегрирующим элементом, который связует воедино как малочисленные, так и многотысячные человеческие общности, упорядочивая их внутреннюю жизнь и внешние отношения с другими общностями.

С методологической точки зрения нам важно распознать это право. Позже мы поговорим об этом подробнее, а пока укажем лишь на формы, в которые облекается устное право-Прежде всего это различного рода запреты — табу, генотип современного правового запрета. Как и в счастливом детстве каждого из нас, в эпоху "детства" человечества важнейшим интрументом правового воспитания был окрик "нельзя!". Ру­дименты табу разбросаны в современной жизни повсюду, они пришли к нам из древности, пройдя через освящение биб­лейских заповедей, сур Корана или индусских сутр. Затем это мифы. и легенды, в которых зачастую отражаются отно­шения родства и социальная структура так называемых сег-ментарных обществ, т. е. обществ, состоящих из определен­ных групп-сегментов. Это присущий любому народу эпос — собрание легенд о подвигах предков, способствующих осо­знанию человеком своей принадлежности к определенной об­щности. Блестящие примеры такого эпоса: киргизский (точ­нее, кыргызский) эпос "Манас" и карело-финский "Калева­ла". У австралийцев и африканцев этническую и клановую принадлежность человека, а следовательно, правовую связь с этносом и кланом определяет тотем — священный сим­вол, утрата которого равносильна утрате правового статуса целой определенной общности людей (вспомним почти мис­тическое отношение военных к полковому знамени). Важ­нейшими источникамипо изучению механизма социализа­ции индивида служатпословицы и сказки: в них подчас на-


Гпава 1. Проблематика и методология юридической антропологии 31

гпядно проступает источник того или иного правового уста­новления (скажем, обычай хоронить вместе с воином его коня, пабы избежать дальнейших споров о принадлежности после­днего), Свидетельством персонализации статуса человека яв­ляются его имя и фамилия, а у восточных славян еще и отчество. Не случайно переход человека из одного состоя­ния в другое — рождение, замужество, смерть — сопровож­дается присвоением имени, сменой фамилии или наречением другим именем (например, у многих народов не принято име­новать умершего по имени, которое переходит новорожден­ному, покойному же присваивается новое имя, типа "тотко-торыйпокинулнас").

В добавлениек указанным источникам устного правасовременныйантрополог, этнолог или юрист прибегает и к более сложной методологии — изучению институтов, непо­средственно связанных, скажем, с урегулированием конф­ликтов или с санкциями (так называемый институциональ­ный анализ устного права).Яркий пример — изучение ин­ститута суда или судьи в различныхобществах. Однаконередко институциональных характеристик явно недостаточ­но: они либо утрачены, либо искажены последующими мо­дификациями или неверными интерпретациями предыдущих исследователей. Остается одно — включенное (полевое) на­блюдение поведения людей, служащих объектом исследова­ния. Все выдающиеся ученые-антропологи прибегали к это­му методу: наш знаменитый соотечественник Н. Миклухо-Маклай много лет прожил у папуасов Новой Гвинеи, да и сейчас каждый уважающий себя и свою профессию этнолог стремится попасть в экспедицию (это, увы, не всегда пони­мают начальники от науки, постоянно урезающие расходы на экспедиции). Конечно, проводя включенное наблюдение с це­лью исследовать модели правового поведения, исследователь Должен сконцентрировать свое внимание именно на правовом или квазиправовом аспекте жизни изучаемого объекта, неред­ко жертвуя бьющим в глаза экзотизмом. (Изучающие юриди­ческую антропологию студенты нередкона семинарах пуска­ются в описание внешней стороны того или иного обряда, макуя его внешние детали, забываяза этим увлекатель-нЬ1Мснятием показать суть, правовой первоисток этого об-


32 Часть I, Антропология права как отрасль правовой науки

Наконец, вершиной методологии изучения проявления права является исследование как сферы правового регулиро­вания, так и средств правового регулирования. Так, является аксиомой, что в обществах с недостаточно развитыми произ­водительными силами очевидно гипертрофирована правовая регуляция воспроизводства самого человека: с ем ейно-брач­ные отношения, филиация родства, отношения внутри сооб­щества по половозрастным категориям и т. д. Что касается агентов и средств правового регулирования, важно выделить из них приоритетные и подчиненные: в одних случаях — это отношения господства и подчинения, в других — это отдель­ные агенты правового регулирования: вожди, судьи; сред­ства регулирования тоже бывают разные — от обрядов ини­циации до оглашения новых правил на сходке общинников.

Выше мы оговорились: наряду с общей для этнологов и юристов методологией исследования антропоправовых явлений у юристов по необходимости есть и свои собственные методы исследования, как есть они, естественно, и у этнологов.

Современный уровень развития сравнительного право­ведения позволяет утверждать, что граница между так назы­ваемым современным (читай: европейским) правом, основан­ным на текстах конституций, кодексов и законов, и традици­онным правом, основанным на религии и нравственно-этических установках, не является непреодолимой. Признание правово­го плюрализма как в мире в целом, так и в рамках сложноор-ганизованных обществ делает необходимым применение срав­нительного метода исследования правового бытия человека разных эпох и разных географических зон с целью более адекватного представления о современном homo juridicus. Сравнительное правоведение давно уже освоило методы макро- и микросравнения, это избавляет нас от необходимо­сти их детального рассмотрения1. Напомним только, что срав-

1 Отсылаем к работам: Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. От теории сравнительного метода к на­уке сравнительного права. М., 1993. С. 47—50; Он же. Сравнительное правоведение. Тема 2. ''Методология сравнительного правоведения", М., 2000: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. Гл. III, "Ме­тодология сравнительного правоведения". М,, 1996; Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Пер. с нем. Глава "Метод сравнительного права". М., 1995. С. 46—75.


Глава 1. Проблематика и методологияюридической антропологии33

нение на макроуровне обычно применимок сравнительномуисследованию правовыхсемей: романо-германской, семьи общего права, мусульманской и т. п. Микроуровень характе-пен для сравнительного исследования какого-либо институ­та (например, брака и развода, залога и т. п.) или даже от­дельных норм материального или процессуального права.Нов обоих случаях необходимо выполнить ряд условий для по­лучения объективно значимых результатов- Во-первых, не­обходимо признатьуниверсальность правовых категорий^ применяемых к объектам сравнения. Скажем, если вы изучаете институт семьи, то необходимо применять поня­тие семьи к ее различным формам — моногамной и полигам­ной, многочисленной и так называемой "нуклеарной", гете­рогенной и гомосексуальной. Только в этом случае мы дости­гаем познания универсальности правового бытия человека независимо от форм, подчас "анормальных", этого бытия.

Вторая проблема, которую решает юрист-антрополог, это выбор поля исследования, точнее, его границ, географи­ческих, исторических, тематических. Поясним на примере анализа систем родства. Если мы интересуемся географичес­кими различиями форм родства, то лучше взять за объект анализа систему родства обществ общинного типа (скажем, в Юго-Восточной Азии) и обществ городского расселения. В пер­вом случае преобладают отношения кровного родства, часто по материнской линии, во втором — родства по отцовской линии с сильным фактором характера расселения и порядка наследования имущества. В историческом плане нас будут интересовать правовые формы матрилинейного и патрили-нейного рода и вытекающих отсюда степеней родства. В те­матическом плане у нас большой выбор: от способов обмена молодежью брачного возраста до статуса сирот. Если нас, к примеру, заинтересовала участь сирот в различных обществах, то мы с удивлением обнаружим, что это понятие присуще так называемым современным цивилизованным обществам, в т^о время как в традиционных обществах оставшиеся без ро­дителей дети автоматически усыновляются родственниками

отца или матери и приобретают статус полноправных детей со всеми вытекающими последствиями, в томчисле с точки

зрения приобретения правна наследство.


34 Часть I. Антропологияправа какотрасль правовой науки

Объект и характер антропологического исследования в юриспруденции задаются целями исследования. Скажем, нас интересует проблема правового плюрализма. Забегая впе­ред, отметим работы супругов фон Бенда-Бенкманн, голланд­ских исследователей, известных российским антропологам. По мнению Ф. фон Бенда-Бенкманна, существуют три изме­рения переменной права, которые должны учитываться при проведении так называемого транскультурного правового срав­нения. Учитывая, что каждое общество обладает одновре­менно правом "общего" назначения, выражаемым абстракт­ными предписаниями (такому-то правонарушению соответству­ет такая-то санкция), и правом "конкретным" (такой-то факт влечет за собой такие-то последствия), то первая составля­ющая — это признанная обществом распространимость об­щего права: каждое общество институционализирует свое право на различных уровнях, этому правилу особенно при­вержены западные общества. Вторая переменная касается сте­пени ограничения общим правом автономии членов общества:

здесь сталкиваемся с извечной проблемой добровольного со­гласия членов общества на определенные ограничения своей автономии с целью обеспечения общественного блага, при этом разные общества решают эту проблему по-разному. Третья пе­ременная оценивает степень интенсивности связей между "об­щим" и "конкретным" правом: в некоторых обществах нередко случается так, что "конкретное" право не очень-то жестко привязано к праву "общему", что нормативные предписания не всегда обеспечены с точки зрения всеобщей обязательности их исполнения (думается, россиянам понятно, о чем речь...).

Здесь мы подошли к ключевой методологической про­блеме антропологии права, да и всего современного право­ведения в целом: что брать за первооснову правового бытия человека — норму или процесс? Н. Рулан считает это про­блемой идентификации права*. По сути, речь идет о том, руководствоваться ли испытанным временем нормативистс-ким подходом, исследуя прежде всего в традициях позити-

' См.: Рулан Н. Идентификация права: нормативный ипроцессуальныйанализ // Юридическая антропология. С. 43—50.


Г пава 1. Проблематика и методология юридической антропологии35

визма норму, выраженную в законе, либо пойти по более зыбкому, но более приближенному к конкретной жизни пути анализа процесса применения нормы, т. е. избрав функцио­нальный подход. Например, у этнолога В. В. Бочарова нет сомнений: "Современная антропология права исследует обыч­но-правовые системы, в первую очередь, в функциональном плане, изучая их место и функции в конкретной культуре, а также процесс межкультурного правового взаимодействия"1. С ним можно было бы согласиться, если действительно ог­раничить предмет юридической антропологии изучением фун­кционирования систем обычного права, где норма в ее пози­тивном смысле имеет второстепенное значение, но совре­менные правовые системы — более сложное явление, во многих из них доминируют традиции писаного права, к ко­торым человек успел приспособиться. Кстати, глубокий зна­ток обычного права М. А. Супатаев придерживается иного мнения. Для него понимание права как явления культуры "не исключает возможности выявления собственно юриди­ческой характеристики права, специфических критериев, позволяющих выделить из общей массы культурных явле­ний юридические"2. Он считает, что технико-юридические качества и признаки права несводимы к формальной опреде­ленности и регулятивности, что с правовыми нормами вхо­дят в конкуренцию нормы политические, нравственные и др. — и делает вывод, который мы полностью разделяем: "По-видимому, граница между правовым и неправовым проходит не там, где ее склонны проводить мы с нашим современным (во многом близким римскому) правосознанием. В действи­тельности же скорее можно предположить, что норма и процедура в праве настолько едины и неразделимы, что наиболее правильным представляется избрать именно этот признак в качестве критерия права, не растворяя после­днее в некоем неуловимом и "общем" чувстве права"3. По-

1 Бочаров В. В. Указ. соч. С. 29. 2 Супатаев М. А. О пониманииправа // Юридическаяантропология:

Закон и жизнь:Сб. статей. М.,2000. С. 45.

3 Там же, С. 46.


36 Часть I. Антропология права как отрасльправовой науки

зднее мы убедимся,что на разных этапахи вразных изме­рениях правового бытия человекана первоеместо выступа­ет то та, то другаясторона права и поэтому вряд ли методо­логически оправданно их противопоставление.

Наш замечательный юрист Р. 3. Лившиц (светлая ему память), одним из первых в отечественной науке обосновав­ший взгляд на право как на средство общественного согла­сия и социального компромисса, рассматривал правовые нор­мы и правовые отношения в прочном единстве как нераз­рывные части правовой материи, в которых роль права в обществе получает практическое воплощение. При этом он все же подчеркивал, что нормы и отношения — разные про­явления права'. Просто их надо рассматривать в комплексе, не противопоставляя одно другому. Удивительно ясно мыс­лили наши учителя.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методологические основы антропологии права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная и

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155 Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како- 182 Часть П. Становл

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей ' Павленко Ю. В.

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги