рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общинная модель публичной власти и место человека в ней

Общинная модель публичной власти и место человека в ней - раздел Философия, Антропология права В Словах К. Маркса О Привязанности Первобытного Че­ловека К Своей Общине Подо...

В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная интеграция в свой соци­ум, в котором коллективная безопасность означала и безопас­ность личную. Никаких "личных" прав, кроме права на долю в добыче и права на домашний очаг, у первобытного челове­ка быть не могло — такой вывод напрашивается сам собой. И все же в свете новых данных археологии, этнологии и ^циальной антропологии этот вывод оказывается не таким уж бесспорным.

Вопрос о месте человека в общине, даже такой элемен-^рной, как первобытная, не праздный вопрос. Юриста-ант-



Часть П. Становление "человека юридического"


 


рополога интересует, в какой степени даже эта община спо­собна обеспечить определенную автономность личности, а сле­довательно, особенности ее правового статуса. Ведь и в более развитых обществах, вплоть до современных, баланс между публичным и частным интересом в праве во многом опреде­ляется именно автономностью личности, гражданского об­щества в общей системе социальных связей. Именно этот ин­терес побуждает нас докапываться до основ фундамента конст­рукции "человек—общество". Для начала зададимся вопросом, имеющим большое методологическое значение для нашего анализа: что первичнее: род или община?

Уже исследователи прошлого века Г. Мэн, И. Бахофен, Дж. Леббок, М. Ковалевский и другие, рассматривая генезис правовых и политических систем, подошли к пониманию того, что многие функции будущих социально-политических сис­тем и их институтов выполнялись родственными отношения­ми, семейной организацией, общинными связями. Это отме­чал и К. Маркс. Судя по конспектам книг этих авторов, К. Мар­кса интересовали именно социально-регулирующие функции первобытных структур'. Известно, что задолго до появле­ния трудов Л. Г. Моргана К. Маркс и Ф. Энгельс уже в "Не­мецкой идеологии" выделяли коллективистские начала пер­вобытной общественной жизни, основанной на коллективной собственности и совместном труде. К первобытным обществен­ным структурам Ф. Энгельс возвращался неоднократно, уточ­няя и развивая представления об этих структурах.

"Чем меньше развит труд, — писал Ф. Энгельс, — ...тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей"2. Мысль о доминировании родовых связей как основной детерминанты социального развития первобыт­ного строя долгие годы оставалась ведущей в марксистской истории первобытного общества и позволила опровергнуть немало идеалистических концепций первобытности. Однако в

' См. конспекты книг Г. Мэна "Лекции по истории институтов", Дж. Леб-бока "Происхождение цивилизации и первобытное состояние челове­ка", М. М. Ковалевского "Общинное землевладение, ход и последствия его разложения" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45). 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 26.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 141

последние десятилетия родовая теория", кажется, теряет монополию на истину. Открытия археологов и особенно эт­нографов позволяют со все большим основанием говорить о многолинейном социальном развитии первобытных общнос-тей различных регионов, о чем пойдет речь ниже. Отсюда и дискуссии сторонников "родовой", т. е. классической, и "об­щинной" теорий развития первобытного общества'.

В. Р. Кабо, ставя задачу "выявления в структуре перво­бытного социума его жизненного центра, средоточия соци­ально-экономических связей", считает таким институтом об­щину, в отличие от сторонников "родовой" теории. "Перво­бытная община, — по мнению В. Р. Кабо, — это естественно сложившийся коллектив, который возник одновременно с воз­никновением самого человеческого общества, с возникнове­нием производства, это форма организации совместного хо­зяйства первобытного общества"2. Это мнение разделяют не­которые другие этнографы и историки, считающие, что род в силу присущей ему экзогамии не может выступать в каче­стве единого производственного коллектива хотя бы пото­му, что включает в себя не только кровных родственников. Но такой подход не означает отрицания за родом регулиро­вания некоторых других сфер общественных отношений, помимо семейно-брачных. Безусловно, прав Ю. В. Маретин:

"Материалы мировой этнографии показывают, что эволю­ция (равно как и распад) родовых и общинных связей проте­кает далеко не всегда синхронно, и часто узы родства, пе­режитки родовых отношений оказываются более живучими, чем связи общинные"3.

Проблема "родового" и "общинного" подхода в исследо­вании социальных структур первобытности проявилась дав­но. Еще М. М. Ковалевский констатировал: "История застает

О спорах сторонников "родовой" и "общинной" теории см.: Данилова Л. В. Дискуссионные проблемы теории докапиталистических обществ // Про­блемы истории докапиталистических обществ. М., 1968; Архаическое об-Щество: Узловые проблемы социологии развития. Вып. 1. М., 1991. Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986. С. 5. Маретин Ю. В. Основные типы общины в Индонезии // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. С. 330.



Часть П. Становление "человека юридического"


 


главнейших представителей арийской семьи на той ступени их развития, которую можно назвать переходной от родово­го к общинному быту... Какую общественную единицу при­знать тем эмбрионом, из которого путем последовательного дифференцирования возникли известные нам в истории фор­мы общежития — род, семью или общину? — вот вопрос, которым в течение столетий не переставали и доселе не перестают задаваться исследователи древнейшей арийской культуры, одинаково — на западе и у нас"1. Сам М. М. Кова­левский видел разрешение этого вопроса в исследовании об­щественного устройства разных народов "в колыбели их раз­вития" без слепой привязки их к общественному устройству последующих эпох, поскольку любая общественная органи­зация в процессе своего развития претерпевает значитель­ную эволюцию и схожие "в колыбели" формы существенно разнятся на стадии их развития. , -

"Родовая теория" получила в нашей стране свое разви­тие в начале XX в. прежде всего в работах А. Н. Максимо­ва2, а затем в работах советских этнографов в 20—30-е гг.— П. М. Кушнера, Е. Ю. Кричевского и др. Так М. П. Жаков, по-своему трактуя мысли К. Маркса в первом черновике письма к В. Засулич, писал: "Первобытное человеческое общество было коммунистическим, но коммунизм его есть коммунизм родства"3. Концепции общественных функций рода нашли отражение в блестящих работах А. М. Золотарева по этно­графии народов Дальнего Востока4, в работах М. В. Крюкова о формах и системе родства китайцев5, в работах известно­го африканиста Д. А. Ольдерогге, в трудах Ю. И. Семенова, других авторов6.

' Ковалевский М. М. Первобытное право. Вып. 1. М., 1886. С. 1.

2 См.: Максимов А. Н. Теория родового быта. М., 1913.

3 Жаков М. П. К постановке генетических проблем истории доклассово­го общества // Из истории докапиталистических формаций. М.; Л.,

1933. С.77.

4 См., например: Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей.

Хабаровск, 1939 (особенно гл. 3 "Родовой суд").

5 См.: Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967; Он же. Системы родства китайцев. М., 1972. 8 См.; Советская этнография. 1958. № 1; 1969. № 6.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 143

Примем во внимание аргументы и сторонников "родо­вой теории" первобытности. "В первобытном обществе соци­альное родство было той основой, на которой строились са­мые различные формы общественной организации. Наиболее распространенной из последних была родовая"', — пишет •В. А. Шнирельман в академической "Истории первобытного об­щества". Напомним, что в современной отечественной перио­дизации первобытности наука различает раннепервобытную (по преимуществу родовую) общину охотников и собирателей и по-зднепервобытную (соседскую) земледельческую общину. Среди многих этнографов укоренилось мнение о том, что родовые 'отношения и производственные отношения идентичны. "Пер­вобытно-коммунистические производственные отношения были родовыми и никакими другими"2, — со всей категорич­ностью утверждает известный этнограф Ю. И. Семенов, хотя он же вынужден признать: "К настоящему времени настоя­тельной необходимостью стало создание новой целостной те­ории первобытности, которая бы согласовывалась со всем имеющимся фактическим материалом"3.

В чем все же преимущество позиций В. Р.Кабо, В. М. Вах­ты, Н. А. Бутинова и других сторонников "общинной теории"? В том, что, признавая за родом большое значение в каче­стве социально организующего и регулирующего институ­та, особенно на сравнительно поздних стадиях его развития (именно тех, которые застал Л. Г. Морган у ирокезов), они эместе с тем подчеркивают, что сущность рода как формы общественной организации — в регулировании прежде всего родственных связей: происхождение от общего предка, т. е. кровное родство, запрет вступать в брак в пределах рода (экзогамия). При всей важности этой функции рода, регули­рующей воспроизводство самого человека, роль общины го­раздо шире. Строясь на отношениях, основанных прежде всего на производственной деятельности, устанавливая об-

История первобытногообщества. Эпоха первобытной родовой общины.М., 1986. С.359. 2 Вопросы философии.1965. № 6. С. 171.

Семенов Ю. И. Проблема начального этапа родового общества // Про­блемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. С; 174.


144 Часть Постановление "человека юридического"

щинную экзогамию, но уже не только с целью пресечения кровосмешения, но ввиду необходимости укрепления межоб­щинных связей, община представляет собой единый соци­ально-экономический коллектив, состоящий из как минимум двух родов, семей, групп. Эту истину, впоследствии основа­тельно забытую, выразил еще в 1899 г. русский марксист Н. И. Зибер: "Не род создает общину, а община род"1. Такой методологический подход позволяет высветить более много­сторонне жизнь первобытных общностей и самого человека в ней, не замыкаясь на выявлении лишь кровнородственных связей, сколь бы важными они не считались. С точки же зрения предпринимаемого нами исследования такой подход представляется наиболее плодотворным.

Для чего мы углубились в такие теоретические дебри, казалось бы далекие от юриспруденции? Очевидно, для того, чтобы подчеркнуть: наряду с признанием важнейшей роли семьи, рода как регулятора жизни человека, мы должны все же признать и определяющую в конечном счете роль об­щинных структур в качестве института социализации чело­века и источника основного массива регулирующих бытие человека норм. Именно общинная организация, как мы сейчас убедимся, давала больше возможностей для развития инди­видуальных черт в психологии и сознании человека. Кроме того, родовая община продолжает играть по сей день важную роль в общественной жизни многих народов, в частности на­родов Севера2, независимо от того, хотят это признавать или нет федеральные чиновники и некоторые исследователи.

Совершенствование орудий труда в ходе так называе­мой неолитической революции, изменения в характере про­изводственной деятельности (переход к земледелию, ското­водству), эволюция собственности (переход от общинной к

' Зибер Н. И. Очерки первобытной экономической культуры. СПб., 1899. С. 331. Идеям Н. Зибера созвучны некоторые мысли П. Кропоткина об общинной взаимопомощи как факторе эволюции. 2 См., например: Айпин Е. Д. Родовая община как орган этнического самоуправления и хозяйственной деятельности коренных малочислен­ных народов Севера Российской Федерации // Обычное право и пра­вовой плюрализм. М., 1999. С. 66—68.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 145

семейной собственности) обусловили и создание более ста­бильных социальных групп с более четкой структурой. Боль­шинство общин переходит к оседлости, возрастает их внут­ренняя консолидация; община становится автономной соци­альной единицей, имеющей свои органы "властвования" (в научном обороте— "потестарные органы"), свои собствен­ные нормативные регуляторы.

Земледельческая (сельская) община характерна тем, что каждая входящая в нее семья получает свой земельный на­дел по числу работников или домов; в собственность семьи входит и жилище, скот, птица, огород; в общественной соб­ственности остаются пахотная земля, пастбища, леса, обще­ственные строения. Таким образом, существование двух ви­дов собственности, столкновение семейных (частных) и кол­лективных интересов требует создания иной, чем прежде, структуры управления и иных регулирующих норм. Именно на стадии возникновения сельской общины исследователи фиксируют и появление таких институтов самоуправления, как сходка (собрание) общинников, совет старейшин (глав семей), предводитель (вождь).

С переходом общины к оседлости общественная жизнь ее становится более разнообразной, приобретает системное состояние. В ней продолжают действовать два фактора, вы­деленные Ф. Энгельсом: "Разделение народа по признаку родства и общая собственность на землю'4, но на эти факто­ры накладываются еще и личный интерес, борьба отдельных групп, будь то семья, род или часть общины, за лучшие наделы, за ведущую роль в общественной жизни, например за право хранения общинных реликвий или отправления куль­товых обрядов.

Отметим еще одну тенденцию, присущую именно эпохе неолита, эпохе позднеродовой общины: самоуправление впер­вые приобретает иерархический характер, когда создаются органы управления и выдвигаются лидеры на общинном уров­не, в то же время на более низком уровне (уровне рода, семьи) сохраняются прежние органы управления по принци-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 329.


146 Часть И/Становление "человека юридического"

пу родства и старшинства. Между ними существует опреде­ленная подчиненность, но лишь в той мере, в какой это не противоречит интересам семей и родов.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству повсеместно ведет к укрупнению первобытных социумов, со­зданию целой иерархии отношений семей, родов, общин, пле­мен. Это наполняет их жизнь большей социальностью, но усиливающаяся "приватизация" общественного производства видоизменяет эту социальность: разделение труда провоци­рует "разделение интересов"1. Намечающаяся общественная дифференциация прослеживается на археологическом мате­риале, например на погребальных сооружениях (напомина­ем в этой связи о методе социальной реконструкции).

На этой стадии еще сохраняются начала демократизма в управлении. Повсеместно исследователями зафиксировано общинное собрание (сходка), решающее наиболее важные вопросы. Старейшины занимают свои должности по праву избрания и, как правило, могут смещаться, если их дей­ствия не отвечают интересам общинников.

Здесь хотелось бы сделать еще одно отступление, чтобы заострить внимание на проблеме, которая представляется од­ной из ключевых при рассмотрении характера управления в по-зднепервобытной общине, — проблеме лидерства, или главар-ства. Вопрос состоит в том, является ли лидерство на данном этапе социального развития, а именно на этапе соседской об­щины, фактом появления надобщинной власти или же лидер­ство сохраняет еще черты патриархального старшинства?

При анализе столь отдаленной эпохи, каковой является первобытно-общинный строй, трудно различить факты, яв­ления, присущие именно этой эпохе, и соответствующие аналоги более позднего времени, наложенные на матрицу первобытности и порождающие иллюзии. Одной из таких лож-

' См. комплексное исследование на эту тему: Ранние формы социаль­ной стратификации: Генезис, историческая динамика, потестарно-по-литические функции. М., 1993. См. также: Массой В. М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). Л., 1976; Павленко Ю. В. Раннеклассовые общества: Генезис и пути разви­тия. Киев, 1989; Казанов А. М. Социальная история скифов. М., 1975.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 147

ных аналогий при подходе к проблеме первобытно-общинно­го самоуправления может оказаться характеристика главар-ства в позднепервобытной общине как по преимуществу на-. следственной власти. Такими характеристиками пестрят ра­боты как зарубежных, так и отечественных этнографов и историков. Не претендуя на собственное истинное знание, сошлемся на мнение высококвалифицированного специалис­та по первобытности. В. А. Шнирельман, говоря о регулиру­ющей роли норм первобытной общины и значении обществен­ного мнения на общинных сходках, делает весьма ценное замечание (поэтому приведем его полностью): "И все же одного общественного мнения и норм коллективной морали оказывалось недостаточно для того, чтобы управлять обще­ством. В некоторых ситуациях нужны были люди, поддержи­вавшие эти нормы своим авторитетом или даже изменявшие их. Такого рода главари встречались еще в раннеродовом об­ществе, однако в неолите с развитием социально-экономи­ческих отношений и увеличением размеров и усложнением структуры отдельных общин их положение и функции суще­ственно изменились. У низших охотников и собирателей об­щины были относительно невелики и строились на основе ка­кой-либо одной родовой группы. Поэтому система управления ими не вызывала сколько-нибудь серьезных затруднений. Лишь единичные мужчины обладали здесь знаниями и опытом, необходимыми для руководства общиной. Как правило, ими оказывались самые старые мужчины, которых издавна при­нято называть "старейшинами". Так как большинство членов этих общин было связано кровным родством, власть сплошь и рядом передавалась между сородичами, что и породило ил­люзию существования здесь наследственного порядка переда­чи власти. На самом деле принцип формального наследования власти возник гораздо позже, в эпоху классообразования. Об этом свитедельствует тот факт, что его не было у ранних земледельцев и скотоводов, хотя в этот период начали скла­дываться предпосылки его формирования"1. К этой проблеме

История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общи­ны. М., 1986. С. 397—398. См. также: Семенов Ю. И. Экономическая этно­логия: Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.



Часть П. Становление "человека юридического"


 


мы обратимся еще раз при анализе структур племенного самоуправления и социальных структур периода вождеств и "военной демократии", т. е. начала эпохи классообразования. Сейчас же отметим для себя, что на стадии позднеперво-бытной общины главарство (в отличие от более поздних вож­деств) не отчуждено от общины, не носит наследственного характера, а следовательно, пока не подчиняет себе органы общинного самоуправления, не создает своих норм, но ви­доизменяет прежние нормы, пока исходя из интересов всей

общины.

Касаясь организации и нормотворчества соседской (зем­ледельческой) общины, рассмотрим отдельные ее региональ­ные формы на примере .народов Сибири и Дальнего Восто­ка, благо что у нас есть результаты наблюдений нескольких поколений исследователей.

Иртышские ханты, находившиеся к приходу русских на стадии позднепервобытной общины, селились укрепленными поселениями. Важным институтом управления были "бога­тыри", которых русский исследователь С. Патканов называ­ет по сложившейся традиции "князьями"1, но их роль воз­растала лишь в военное время, а в мирное время обществен­ной жизнью руководили старики, уточняет 3. П. Соколова2. Роль народного собрания выяснена недостаточно: тот же С. Патканов сообщает, что обозначение дома для проведе­ния собраний общинников переводится как "большой дом для сбора воинов и сватов" или как "гостевой дом"3.

Соседние с хантами селькупы (манси) имели организа­цию, сходную с древнегреческими фратриями. Роль фратрий заключалась в организации регулярных (дважды в год перед весенней ярмаркой и зимой) общих сборищ родов, в распре­делении общеродовых угодий, а при необходимости и в орга­низации военных походов4.

' См.: Патканов С. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по были­нам и преданиям // Живая старина. Вып. III. СПб., 1891.

2 См.: Соколова 3. П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. С. 108.

3 См.: Патканов С. Указ. соч. С. 102, 106.

4 См.: Соколова 3. П. Указ. соч. С. 150.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 149

Селившиеся вдоль Подкаменной Тунгуски и севернее ос­тяки (кеты) до появления русских имели разросшиеся роды во главе со старшинами'. К сожалению, их изучение нача­лось уже после того, как русская администрация приспосо­била к потребностям управления традиционную общинно-ро­довую организацию: формально соблюдается выборность стар­шин на устраивавшейся раз в три года общей сходке — суглане, на него возлагается сбор ясака и уплата долгов в казну; сохраняются и реликты общинного самоуправления:

осуществление старшиной судебных функций, сборы "родо­вых советов" из глав патронимии и отдельных семей2.

Патриархально-родовые отношения у многих народов Сибири заменяются территориально-общинными лишь к концу XIX в. под влиянием русского торгового капитала, интен­сивного роста имущественного расслоения. Тем интереснее сведения, которые можно почерпнуть из донесений русских служилых людей в XVII—XVIII вв. Много таких донесений собрано о народах, населявших Якутию3. Как и у описанных выше других народов, важную роль в тунгусской социаль­ной организации играли общинные вожди ("князцы" по рус­ской терминологии), а также "лучшие люди", которых рус­ские выделяли из так называемых "сродников", т. е. рядовых сородичей4. Но вождь не мог побудить "сродников" беспре­кословно ему подчиняться. По донесению русского сержанта Попова, тунгусы (эвенки и эвены) слушают своих вождей "ког­да хотят", "а ежели в чем только усмотрят проступок, то искореняют и убивают"0. Напротив, большим уважением пользу­ются старики и кузнецы, которые и после прихода русских были наряду с народным собранием основным звеном в струк­туре местного самоуправления. Устав 1822 г. "Об управлении

' См. подробнее: Долгих Б. О. Кеты. Иркутск; М., 1934.

См.: Алексеенко Е. А. Социальная организация кетов // Обществен­ный строй у народов Северной Сибири. С. 170—172.

См.: Мойное И. И. Некоторые данные о тунгусахЯкутского края.Иркутск, 1898; Анисимов А. Ф. Родовое обществоэвенков (тунгусов).Л., 1936.

См.: Тоголуков В. А. Социальная организация эвенков и эвенов // Общественный строй у народов Северной Сибири. С. 225. а Цит. по: Якутия в XVII в. Якутск, 1953. С. 202.


150________Часть II. Становление "человека юридического"

инородцев" даже придавал эвенкийскому собранию — сух-лену -— официальный статус, более того, распространял этот термин на так называемых "бродячих инородцев". Тон на сух-ленах (суглаках) задавали старики, родовые шаманы и куз­нецы — довольно любопытная триада...

Социальная организация якутов, эвенков и других боль­ших народов заимствовалась их соседями, малыми народа­ми, например жившие на Колыме и в районе нынешнего Верхоянска юкагиры усвоили многие обычаи и институты этих народов, и в их общественной жизни преобладали террито­риальные общинные связи.

Обширный материал собран о социальной организации на­родов Дальнего Востока1. Характерной чертой общинно-родо­вого самоуправления этих народов было то, что единствен­ный орган родоьой власти — совет стариков — был по своему характеру скорее судом, чем органом управления, причем суд этот руководствовался нормами обычая. На этот совет-суд при­глашались как все взрослые мужчины, так и пожилые жен­щины, особенно вдовы, и те, и другие имели право голоса2.

. Менее всего были затронуты влиянием соседних племен и народов населявшие Северо-Восток Сибири коряки, чук­чи, ительмены, эскимосы: у коряков, занятых охотой и ры­боловством, родовая организация была довольно развита3, в то время как у ительменов Камчатки к приходу русских только складывался патриархально-родовой строй и сохранялись пе­режитки матри&рхата4.

'См.: Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. СПб., 1883—1903;

Лопат-ПН И. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивос­ток, 1922; Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы. Хаба­ровск, 1933; Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей;

Сем Ю. А. Родовая организация нанайцев и ее разложение. Владивос­ток, 1959.

2 См.: Смоляк А. В. Социальная организация народов Нижнего Амура и

Сахалина в XIX — начале XX в. // Общественный строй у народов Северной Сибири. С. 290; Штернберг Л. Я. Указ. соч. С. 112, 504.

3 См.: Антропова В. В. Военная организация у коряков Крайнего Северо-Востока Сибири // Сибирский этнографический сборник. Т. II. М.; Л., 1957.

4 См.: Симченко Ю. Б. Особенности социальной организации палеазиатов Крайнего Cesepo-Востока Сибири (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы) // Социальная организация народов Северной Сибири; Вдовин И. С. Из истории общественного строя чукчей // Советская этнография.1948. ,№ 3.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 151

Достаточно далеко зашло к началуXX в. разложение патриархально-родового строя у ненцев, что наложило свой отпечаток на органы самоуправления. Звание старшины об­щины принадлежало кому-либо из родовой знати. В случае пресечения рода старшины или, что показательно, его ра­зорения, новый старшина избирался из наиболее зажиточ­ных общинников на сходе "лучших людей"1. Уже в XIX в. помимо старшин избирается предводитель всех ненцев, на­лицо эволюция в сторону надобщинной организации, т. е. пле­менной организации. Но одновременно сохраняется ежегод­ная выборность родовых старшин — отголосок прежних де­мократических традиций.

В сходных с народами Сибири условиях складывались формы социальной организации народностей американского Севера2, с тем лишь отличием, что переход к соседской об­щине происходил подчас непосредственно от материнского рода: сказалось влияние колонизации, которая обусловила подобный "скачок".

Наиболее развитым общинное самоуправление представ­ляется у якутов. Русский этнограф В. Л. Серошевский отмеча­ет большую социальную активность якутов, их пристрастие к шумным праздникам, сходам, танцам; "...одиночество ка­жется им тяжелым наказанием"3, — писал он. Общие дела решаются сходом, в то время как военные и мелкие судеб­ные дела, которые требовали быстрого решения, вершатся военачальником — тоеном. Должность тоена, по мнению В. Л. Серошевского, была наследственной, но допускались и его выборы.

Якутская сходка — высший орган самоуправления. Уча­ствует в сходе практически все население, хотя располага­ется оно строго по кругам: в первом кругу сидят самые энер­гичные, зажиточные, а также мудрые старцы (сесены —

См.: Хомич Л. В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966. С.155.

См.: Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов: От чатеринского рода к соседской общине. М., 1964.

Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб., ^б. С. 448.


152 Часть II. Становление "человека юридического"

арбитры); во втором сидят или стоят на коленях остальные хозяева; в третьем стоят молодежь, женщины, дети.

Решения якутского схода предварительно обсуждаются людьми первого круга, высказываться и вносить поправки имеет право каждый — и его терпеливо выслушивают; сами решения схода всегда принимаются по принципу консенсуса'. Примечательно, что русская администрация предоставила якутам местное самоуправление без особых изменений в его | традициях, внеся лишь повинность уплачивать налог (ясак), который, впрочем, взимался назначенными сходом сборщи­ками налога под контролем местных "князцов".

Якутское общинно-племенное самоуправление может быть отнесено уже к более высокой стадии общественного развития, когда появляется уже более высокая ступень об­щественной орагнизации — племя. На примере общинно-пле­менной организации якутов особенно наглядно просматрива­ется расширение полномочий предводителя — тоена — в ущерб полноправию народного собрания. Вокруг вождя в об­ществах, подобных якутскому, со временем образуется про­слойка "лидеров", включавшая, помимо родовой "знати" и ближайших родственников вождя, лиц, исполнявших жре­ческие функции или обладавших навыками обработки ме­талла (кузнецы) — своего рода первобытных "идеологов" и носителей передовой технологии. Этот процесс был подготов­лен начавшимся разделением труда, отчуждением доли при­бавочного продукта и части общинной собственности родовой l знатью2, общинной верхушкой при сохранении институтов ^ общинного самоуправления. '

Разложение первобытно-родового строя не везде вело к окончательной гибели соседской общины и полной ликви­дации институтов общинной демократии. Там, где частная собственность не входила в острейший конфликт с коллек­тивной собственностью (а это имело место, например, у мно-

1 См.: Серошевский В. Л. Указ. соч. С. 464—465.

2 М. М. Ковалевский называл это "установлением родового начала" в общественной жизни, появлением института наследования должности вождя (см.: Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. С. 9).


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"153

гих восточных народов, которые не пришли к частной соб­ственности на землю, даже к феодальной собственности), общинная организация оказалась весьма устойчивой. Исто­рическая, этнографическая наука открыла и множество "об­ществ, которые не могут быть отнесены ни к числу доклас­совых, ни к числу формируемых классовых"1, которые наши этнографы и востоковеды предлагают называть предклассо-выми обществами, или протокрестьянскими.

Соседская община длительное время сохранялась и в по­здних обществах, основанных на натуральном хозяйстве, прежде всего в обществах Древнего Востока. Известный вос­токовед И. М. Дьяконов, выделяя основные хозяйственные характеристики восточной сельской общины, определял ее и как гражданский коллектив, обеспечивающий права своих членов, прежде всего право на участие в управлении общи­ной, на взаимопомощь и на владение землей2. В дальнейшем мы вернемся к этому типу общинного самоуправления.

Итак, мы можем констатировать, что с дифференциа­цией труда людей далекого прошлого и с усложнением об­щинной организации у человека появляются уже определен­ные индивидуальные права, а именно право собственности (пока семейной) на жилище, скот, огород, впоследствии и на земельные наделы, право на участие в управлении делами общины через формы общинного самоуправления ("общин­ной демократии").

Эпоха "военной демократии"3 — заключительный этап в истории первобытно-общинного строя, эпоха трансформации институтов родовой и общинной демократии в органы, стано-

' Семенов Ю. И. Первобытная коммуна и соседская крестьянская общи­на // Становление классов и государства. М., 1978. С. 85.

См.: Дьяконов И. М. Общины на Древнем Востоке в работах советских исследователей // Вестник древней истории. 1963. № 1. С. 19—20.

Об истории утверждения в науке понятия "военная демократия" см.:

Ковалевский С. Д. К вопросу о понятии "военная демократия" // Сред­ние века. М., 1983. Вып. 46. С. 198—213; Ковлер А. И. Исторические формы демократии: Проблемы политико-правовой теории. М., 1990. С. 164—176; Косвен М. О. К вопросу о военной демократии // Пробле­мы истории первобытного общества. М.; Л., 1960. С. 241—262; Хмель­ницкий В. И. О понятии "военная демократия" // Советская этногра­фия. 1973. № 4. С. 66—75.

D ^Антропология права»


154 Часть II. Становление "человека юридического"

вящиеся над родообщинными самоуправляющимися струк­турами и отчуждающиеся от них, но подчас сохраняющие их внешнюю форму, что, естественно, затрудняет "опо­знание" тех или других среди огромного многообразия обще­ственных структур этой переходной эпохи.

Возрастающие размеры человеческих общностей, созда­ние надобщинных органов управления делают практически невозможным одновременное участие всех сородичей, сопле­менников в процессе самоуправления. Если понимать самоуп­равление как поголовное участие всего населения в управле­нии, то логично прийти к выводу, что его распространен­ность на общество прогрессивно уменьшается. К этому выводу приходил, например, А. Стронин: "В самом деле, можно ли вообразить большую степень самоуправления, как на Макла-евском берегу Новой Гвинеи у папуасов! Это есть самоуправ­ление, так сказать, безусловное, поголовное, или, говоря нынешними терминами, мирское. Родовое самоуправление, уже по самым свойствам рода, никак не может быть пого­ловным и, в самом лучшем случае, есть только самоуправле­ние младших родственников. Самоуправление же племенное еще больше стесняется и... органичивается советами одних старейшин... Другими словами, самоуправление в течение всех перипетий патриархальной эволюции постепенно все боль­ше и больше сосредоточивается, так что почти сближается с иноуправлением; а с другой стороны, оно все больше и боль­ше подымается снизу вверх, все больше и больше оставляя управляемых вне управления и тем снова приближаясь к ино-управлению"1. Истина заключается, видимо, в том, что само­управление предполагает не столько поголовное участие в нем членов самоуправляющейся общности, сколько наиболее полное отражение потребностей саморегуляции жизнедеятель­ности этой общности самой общностью, создающей для этого органы самоуправления, свобода действий которых пока не ограничивается извне. Иными словами, если ряд важнейших решений принимает круг избранных (в прямом и переносном смысле) лиц, то это все же свои соплеменники, т. е. границы племенной суверенности не нарушаются.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общинная модель публичной власти и место человека в ней

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155 Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како- 182 Часть П. Становл

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей ' Павленко Ю. В.

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги