рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220. - раздел Философия, Антропология права Глава 4. Человек "общинный" И "государственный"...


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155

Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния племенной вер­хушки, военной дружины или тайных обществ в ущерб роли рядовых соплеменников в эпоху "военной демократии" суще­ственно видоизменяет процедуру управления, но самоуправ­ление не исчезает из социальной жизни общества. Генотип самоуправления видоизменяет формы своего воплощения, но содержащийся в нем генетический "код" саморегуляции об­щественного организма передается с социальным опытом из поколения в поколение. Эпоха "военной демократии" тем и интересна для исследователей, что в ней сочетаются как черты родообщинного самоуправления, так и черты возни­кающей надобщинной организации, приобретающей свой осо­бый интерес.

На этом этапе общественного развития уже племя вы­ступает универсальной социальной организацией. Характе­ризуя племенную организацию, Ф. Энгельс писал: "Эта про­стая организация вполне соответствует общественным усло­виям, из которых она возникла. Она представляет собой нечто иное, как свойственную этим условиям, естественно вырос­шую структуру; она в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возникнуть внутри организованного таким об­разом общества"1.

Среди многих исследователей утвердилось мнение о том, что племя — это формирование, процесс определенной эт­нической общности. Действительно, роль племени в станов­лении этноса чрезвычайно велика. Вопрос лишь в том, что первично, образно говоря, в этом процессе — племя как со­циальная организация, способствующая консолидации этничес­кой общности2, или этническая общность связанных ближним или дальним родством людей, испытывающая потребность в еди­ной социальной структуре, т. е. в племенной организации? Ю. В. Бромлей отмечает, что "племя не всегда обладало языко­вой и диалектной гомогенностью, хотя представление первобыт-

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 156.

См., например: Генинг В. Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970. С.59.


156 Часть II. Становление "человека юридического"

ных людей о "своем" языке выступало важнейшим показате­лем такой этнической общности"1.

Различия в определении племени либо как преимуще­ственно этнической общности, либо как прежде всего соци­альной общности связанных родовыми и иными узами людей не должны служить препятствием для рассмотрения племен­ного самоуправления как формы управления большим соци­альным организмом. Разница будет заключаться лишь в том, что в одном случае мы можем избрать в качестве структур­ной модели племенного самоуправления классическую схему "род—фратрия—племя", в другом — модель, включающую общину (чаще — соседскую, реже — родовую) как важней­шее структурообразующее звено этого самоуправления. Оче­видно, выбор должен зависеть не от приверженности к той или иной "школе", а прежде всего от рассматриваемого ре­гиона, коль скоро установлено, что имела место многоли-нейность социального и этнического развития первобытных обществ.

Выше уже подчеркивалось, что данные археологии, эт­нографии, истории, накопленные за последнее столетие, сви­детельствуют о большей пестроте, иначе говоря •—-многова­риантности социальных структур древнейшего общества, чем это представлялось в середине XIX в. Приведем один при­мер. Многие исследователи быта и социальной жизни остро­витян Полинезии сталкивались с тем, что опознать племя среди множества родов, общин и других племен непросто. Н. А. Бутинов пишет по этому поводу: "Можно, конечно, опираясь на труды Л. Г. Моргана об ирокезах, отличить племя (общность территории и управления) от рода (особенность про­исхождения и экзогамия). Но как отличить племя от части племени или от союза племен? Хорошо, если племя имеет свой особый диалект, как это было, например, у ирокезов Северной Америки. В Полинезии племя как социальный орга­низм редко совпадает с племенем — этнической общностью.

' Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 261. В другой своей работе он определяет племя как "макроединицу общественного разви­тия" в первобытном обществе подобно государству в классовом. См.:

Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии- М., 1981. С. 31.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 157

Как правило, этническая общность состоит из нескольким со­циальных организмов'4. Население всего архипелага говорит на одном и том же языке, однако это население делится на несколько племен, каждое с собственной территорией, соб­ственными органами самоуправления. Исходя из представле­ния о племени как "органе общественной надстройки", В. Ф- Геннинг дает свое определение племени: "Племя — это прежде всего организованная группа первобытного населе­ния, совместно владеющая некоторой территорией и имею­щая определенные органы власти и управления, которые ре­гулируют как отношения внутри самой группы, так и ее кон­такты с внешним миром"2. Определение В. Ф. Геннинга делает акцент на выделении "социального качества" племени, не иг­норируя существующих в нем родовых связей.

Система племенного самоуправления состоит, таким об­разом, из нескольких образующих подсистем — самоуправ­ляющихся общин и (или) родов. Такая двойная система само­управления позволяет, в принципе, подключить к нему мак­симальное число участников принятия решения: всех взрослых общинников, собирающихся на общее собрание, выборных старейшин общин, глав семейств и родов, совет общины (пле­мени). Однако реальное участие соплеменников в управле­нии племенем зависело от степени демократизма организа­ции этого управления.

Оговоримся сразу — мы не склонны идеализировать "зо­лотой век" человечества. Уже на ранних стадиях организа­ции самоуправления очевидно неравенство: не равны с дру­гими соплеменниками мужчины-чужаки или молодежь, не прошедшая обрядов посвящения, особенно бесправны у мно­гих примитивных племей женщины (напомним рассуждения Морганао "классах" мужчин и женщин!). Это неравенство отражается и на общественных функциях. Данные об австра-

Бутинов Н. А. Социальная организация полинезийцев. М., 1985. С. 11. Геннинг В. Ф., Павленко Ю. В. Институт племени как орган зарожда­ющейся политической надстройки // Фридрих Энгельс и проблемы ис­тории древних обществ. Киев, 1984. С. 65.



Часть II. Становление "человека юридического"


 


лийских аборигенах показывают зарождение такой племен­ной организации.

Рассеянные на большом пространстве тотемические

группы австралийских аборигенов не в состоянии отдельно от остальных групп обеспечить себя продовольствием в пре­делах собственного кормового пространства, особенно в -ча­стые периоды засухи; поддержание брачных отношений, воспитание молодежи (уже упоминавшиеся инициации); ох­рана и поддержание полезных обычаев и отмена ставших ненужными; обеспечение внутреннего мира и внешней бе­зопасности — удовлетворение этих и других потребностей может быть обеспечено лишь сообща, всем племенем. Об­щеплеменная организация продиктована, таким образом, элементарной жизненной необходимостью, а не исключи­тельно борьбой отдельных родов, групп или их предводите­лей за лидерство (вывод, который навязывали вульгарные

марксисты).

Племенное самоуправление, предполагающее какое-то

общественное начало и общественное самосознание, озна­чает определенную организацию власти, нормативное регу­лирование.

Человек, таким образом, попадает уже в более слож­ную систему нормативности: родовую, общинную и племен­ную норматику одновременно. Это предполагает уже более

высокий уровень знания этих норм.

Основой организации племенного самоуправления слу­жит разделение общественного труда как в хозяйственной жизни, так и в социальной сфере, когда требуется согласова­ние совместных действий общин, семейств и -иных трупп, согласование усилий по защите общих и частных интересов. Такая необходимость разделения труда, и общественного со­трудничества и руководства им вызывает к жизни по мень­шей мере три уровня принятия решения: общее собрание (или сход); совет старейшин; решения вождей, главарей, органи­заторов военных походов. Соответственно, можно выделить и

три уровня нормотворчества.

Уже в протоплеменной организации власти австра­лийских аборигенов можно обнаружить в зародыше три


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"______159

основные учреждения племенного самоуправления более высокой ступени общественного развития. Это общее со­брание (сходка) полноправных членов тотемических групп, совещание или совет старейшин, глав тотемических кла­нов и власть общего главаря, предводителя, который ру­ководит переходом на другую стоянку или военным похо­дом. Такая триединая система самоуправления как нельзя лучше отвечает условиям кочевого образа жизни, ибо по­зволяет "включить" тот или иной институт самоуправле­ния в зависимости от состояния (кочевого, оседлого, по­ходного) определенной общности, тяготеющей к племенной организации. Так, в момент стоянок или сходок на праздни­ки обретает силу общее собрание, оно являет собой не только суверенную власть, но и некую религиозную, язы­ковую общность объединенных общей судьбой людей, этой общности придается дополнительная сила путем коллек­тивного исполнения ритуалов и обрядов. Более подвижное состояние общности или же необходимость принять более быстрое ("оперативное") решение "включает" в управле­ние совет старейшин. Наконец, военно-походное состоя­ние естественно предполагает чье-то предводительство и единоначалие, когда основным субъектом управления выд­вигается вождь, главарь. Соответственно, каждый уровень управления наделен определенными правомочиями.

Более сложным по своей организации предстает пле­менное самоуправление полинезийцев1. Достаточно подроб­но изучена социальная организация архипелага Тонга, преж­де всего благодаря сведениям миссионеров, путешественни­ков, а также этнографов. На главном острове архипелага — Тонгатапу до прибытия европейцев обитали три независи­мых племени. В каждое племя, имевшее свою территорию, входило несколько поселений — общин, в каждую общину — несколько большесемейных домохозяйств, которые, в свою очередь, состояли из нескольких малых семей. Н. А. Бутинов

См. фундаментальный труд Р. Вильямсона: WilUamson R. W. The Social and Political Systems of Central Polynesia. Vol. 1—3. Cambridge, 1924.


160 Часть II. Становление "человека юридического"

подчеркивает специфику организации племенного управле­ния тонганцев: "В тонганском племени главную роль в обще­ственной жизни играли не роды, а сословия: эги — вожди, матабуле — их советники, муа — потомки и младшие род­ственники матабуле, туа — рядовые общинники, земледель­цы. Основой такой структуры был принцип генеалогического старшинства, регулирующий... личный состав сословий"1. Де­мократические традиции народных собраний уже фактачес-ки утрачены, сходка общинников созывается лишь для вы­слушивания распоряжений вождей; среди самих вождей сте­пень знатности определяется генеалогической близостью к вождю племени. В отличие от ирокезов, определяющих племя как потомство группы людей из разных родов, у тонганцев оно выступает уже как потомство одного человека или Бога. Столь же различно и распределение власти в этих полярных типах племен: у ирокезов оно происходило по принципу знат­ности родов, у тонганцев — по генеалогической линии. "Туи Тонга — подлинный вождь благороднейшего происхождения. И все его родственники таковы — ведь они происходят с неба"2, — гласит тонганское предание. Характерно, что в тон-ганских преданиях и мифах почти никогда не рассказывается о простых соплеменниках, в лучшем случае они составляют фон жизнеописаний высоких вождей племени. Вместе с тем весьма высок престиж вождей-ораторов, состоявших при высших вож­дях и исполнявших важную роль в племенных ритуалах.

Более демократична система племенного самоуправления у народов самоа, где совет общин выражал общественное мнение и был близок по своему значению роли советов ироке­зов. У племени кивай (Новая Гвинея) вообще не обнаружено общественной иерархии, по меньшей мере все мужчины рав­ны между собой, хотя и не признают авторитет пожилых людей3. Вообще, часто среди племен Австралии, Океании, как и у многих африканских племен, в условиях отсутствия соци-

' Бутинов Н. А. Указ. соч. С. 13—14. См. также: Токарев С. А. Происхож­дение общественных классов на островах Тонга // Советская этногра­фия. 1958. № 1,

2 Мифы, предания и сказки Западной'Полинезии. М., 1986. С. 239.

3 См.: Сказки и мифы папуасов кивай. 'М., 1977. С. 38—39.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 161

ального, имущественного неравенства весьма высок автори­тет стариков, что дает некоторым исследователям повод гово-пить о настоящей геронтократии среди этих племен. К этому вопросу мы вернемся ниже в разделе о "вождествах".

Несмотря на выделение знатных и богатых родов внут­ри племен или союзов племен, общинное самоуправление сохраняется особенно там, где родовые связи внутри общин прочнее. К этому феномену привлекает внимание Л. Г. Мор­ган, описывая Лигу ирокезов с ее "правительством", т. е. со­ветом предводителей (сахемов)1. Особенно важно отметить демократизм принятия решений, имеющих силу обязатель­ной нормы: "Чтобы постановление получило действенную силу, требовалось, чтобы все сахемы Лиги, облеченные пол­ной гражданской властью, были "одного мнения". Единогла­сие было основным законом. <...> Если, однако, все усилия добиться единогласия терпели неудачу, то дело откладыва­ли. Дальнейшее действие совета становилось в этом случае невозможным"2.

Племенные сходки, которые историки XIX в. именуют собраниями, вече и т. п., встречаются у большинства извес­тных истории и этнографии племен. Это и описанные Таци­том собрания древних германцев3, фолъкмоты (folkmott — народное собрание) англосаксов4, геретингсы (собрания воо­руженных воинов) лангобардов5, dal и airecht ирландцев6, скандинавские тинги7, сходы и народные вече швейцарс­ких общин8, пишто бечуанов, палавер племен Экваториаль­ной Африки9. Исследователями упоминаются также собра-

' См.: Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 47.

2 Там же. С. 64, 65. "

3 См.: Тацит. Германия. Гл. II,

( См.: Gomme G.-L. Primitive Folk-motts. L., 1880; Stubbs W. Constitutional

History of England. Vol. 1. L., 1896.

3 См.: Violet P. Histoire des institutions politiques et administratives de la

France. Vol. 1. P., 1890.

11 См.: D'Arbois de Jubainville М. Н. Les Assemblees publiques de

1'Irlande. P., 1880.

См.: Олъгейрссон Э. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и государство в Исландии. М., 1957.

а См.: Rambert Е. Etudes historiques et nationales. Lausanne, 1889. я См.: Cureaux A. Les societes primitives de Т Afrique Equatoriale. P., 1912.


162 Часть II. Становление "человека юридического"

ния по родовому признаку у хеттов', собрание, боеспособных воинов в древнем Шумере2, собрания рядовых свободных граждан "гоженъ", о которых известно из китайских древ­них источников3, народные собрания "сабха" или "самити", упоминаемые индийскими хрониками4. Не везде эти собра­ния проводятся регулярно — у одних племен они приурочи­вались к ежегодным культовым праздникам, к весенним "яр­маркам"; у других созывались в случае необходимости вы­нести важное решение, т. е. от случая к случаю.

Собрание соплеменников выступает как высший суве­ренный орган племени, выражение коллективной воли. Пе­рераспределение земельных и охотничьих угодий, пастбищ, охрана святилищ, решение споров между отдельными рода­ми и общинами, вынесение приговоров по тяжким проступ­кам (а часто и публичное исполнение этих приговоров), ре­шение о переселении в другие земли, наконец, вопросы ве­дения военных действий против враждебных племен — эти и другие полномочия народных собраний большинства извест­ных истории племен предстают как перенесение на разрос­шуюся организацию традиций общинного самоуправления. Характерной особенностью племенных собраний было сохра­нение почти повсюду принципа консенсуса, единогласия. Да и позднее, при вечевом строе, выражение одобрения криком или бряцанием оружия останется данью этой традиции.

Какова "нормативная" основа племенного самоуправления? С. Е. Хартланд считал, что "первобытное право в действитель­ности является совокупностью обычаев племени" (primitive law is in truth the totality of the customs of the tribe)3. Такой подход, видимо, дает слишком упрощенный ответ на поставленный нами вопрос, поскольку выделяет только одну, хотя одну из самых важнейших, составляющих первобытной нормативной систе­мы. Выше со ссылкой на Е.Н.Черных и А. Б. Венгерова мы

' См.: Иванов В. В. Происхождение и история хеттского термина "panku" — "собрание" // Вестник древней истории. 1958. № 1. С. 14.

2 См.: Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М.,1959. С.163.

3 См.: Рубин В. А. О народном собрании в древних государствах Восточ­ной Азии // Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

4 См.: Жидков О. А. История государства и права Древней Индии. М.,1963. С. 75.

5 Hartland S. Е. Primitive Law. Wash.; N. Y.; L., 1924. P. 5.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"______163

говорили о нескольких нормативных регуляторах в древних обществах: биолого-психологическом; брачно-семейном; корпо­ративно-групповом; мифолого-религиозном; правовом; мораль­ном. Очевидно, что на уровне племенного самоуправления всту­пает в действие большинство из этий регуляторов.

Универсальной формой выражения норм, на которых строилось племенное управление, остается обычай, "веко­вой обычай", по словам Ф. Энгельса. Однако было бы невер­но говорить о незыблемости этих норм. Сила племенного са­моуправления в том и состоит, что оно способно дать толчок нормотворчеству, отвечающему новым потребностям само­управляемой социальной системы. Именно племенные орга­ны управления принимают решения, могущие идти вразрез с существующими "вековыми обычаями", но освященные ав­торитетом собрания, племенного совета "старейших и муд­рейших", эти решения затем усваиваются общинниками как новые правила их поведения. Племенное самоуправление вы­ступает в этом случае как нормотворческий институт, как орган социального планирования и предвидения.

Трудно найти грань, отделяющую племенной совет, еще являющийся органом демократического общинного самоуправ­ления, и совет, предстоящий уже как орган властвования от­деленной от рядовых соплеменников группы. Одни исследова­тели изрядно потрудились, чтобы идеализировать этот инсти­тут родовой демократии, другие, чтобы увидеть в нем зачатки государственной власти. Во всяком случае, очевидно, что со временем совет старейшин племени превращается из органа самоуправления, которому по необходимости делегируются пол­номочия племенного собрания, в орган управления соплемен­никами, уже имеющий и осознающий свой собственный инте­рес и становящийся социальным "наростом" племенной общно­сти. "Только позднее эти молодчики становились членами особого класса'", — заметил К. Маркс в конспекте лекций Г. Мэна по истории институтов в том месте, где речь шла о возникно­вении племенной знати, главенствующей над зависимыми со­племенниками и имеющей уже свой собственный интерес.

Важнейшим инструментом подавления рядовых членов общины, племени формирующейся знатью была сама пле-

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. С. 382.


164 Часть II. Становление ''человека юридического"

менная организация, ее вековые традиции, жестокие обы­чаи, порабощающие отдельного человека вопреки (а быть может, благодаря) демократическим процедурам племенных и общинных сходок, шумным праздникам и красочным обря­дам... Личный интерес, все более остро осознающий себя, ищет выход в захвате лидирующих позиций в сохраняющей­ся коммуналистической организации общинно-племенного са­моуправления. Но сразу личный интерес выразить себя не в силах, необходима групповая солидарность объединенных еди­ным устремлением людей. В недрах общинно-племенных са­моуправленческих структур появляются микросоциумы: муж­ские (реже — женские) союзы, тайные общества, кланы, выражающие интересы отдельных групп соплеменников, стремящихся противопоставить себя остальной части племе­ни, общины. Воцаряется своеобразное двоевластие коллек­тивистского самоуправленческого и партикуляристского ав­торитарного начал, о чем пойдет речь ниже.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная и

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како- 182 Часть П. Становл

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей ' Павленко Ю. В.

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги