рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов - раздел Философия, Антропология права Период Разложения Общинно-Родового Строя, Обычно Опре­деляемый (С Разными Нюа...

Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащему ритуалу. Утверждение новых институтов властвования сопровождалось перекрытием основ­ных каналов участия рядовых соплеменников в самоуправлении. Лишь позднее разросшиеся управленческие структуры ранне­го государства потребуют возрождения самоуправленческих начал хотя бы на низовом, общинном, уровне... :

' См.: Гекертон Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. М., 1993 (1-е изд. СПб., 1876).


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 171

Утверждение единоначалия вождя входило в конфликт с традициями общинного самоуправления, с суверенитетом коллектива. Создавалось своеобразное двоевластие: на одном полюсе — органы общинного самоуправления, опирающего­ся на кровнородственные, общинные, тотемические связи, на свои мононормы, с другой — вожди, стремящиеся к со­зданию своей клановой, военной, ритуально-корпоративной организации в противовес стесняющим их инициативу общин­ным структурам и общинному праву. Если общинное само­управление было более демократичным, то вождистско-кор-поративная организация публичной власти давала более эф­фективные средства принуждения и насилия, что обеспечивало подчас лучшие условия жизнеобеспечения разросшимся общ-ностям — племенам, конфедерациям племен.

Вместе с тем явление вождеств не должно оцениваться однозначно как исключительно свертывание общинной де­мократии, хотя эта тенденция и преобладала. В мировой на­уке высказывались и иные мнения. Явно идеализируя роль вождей в общественном прогрессе позднепервобытного обще­ства, Дж. Фрэзер считал эту роль решающей. "Едва лишь племенем перестают управлять нерешительные, раздирае­мые внутренними противоречиями, советы старейшин и власть переходит к одному сильному и решительному чело­веку, оно начинает представлять угрозу для своих соседей и вступает на путь захватов, которые на ранних ступенях ис­тории нередко благоприятствуют общественному, промышлен­ному и умственному прогрессу". Следуя этой логике, он ут­верждает далее, что именно деспотические правители дава­ли больше "свободы мыслить и решать свою судьбу... чем в свободной по видимости жизни дикарей, у которых личность от колыбели до могилы заключна в прокрустово ложе на­следственного обычая'". Итак, "прогрессивное насилие" и-"бес­сильная демократия" — тема извечная, но к предмету наше­го исследования имеющая второстепенное отношение. , •

Период вождеств, если правильно опознать его в много­образии догосударственных форм организации власти, инте-Ресен прежде всего сочетанием двух начал, демократическо­го и авторитарного, в социальной жизни обществ, в которых

' Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. С. 60.


172 Часть П. Становление "человека юридического"

углублялись имущественная дифференциация, общественное разделение труда.

Благодаря богатству русского языка возможно терми­нологически развести два качественно различных этапа в со­здании надобщинных потестарных структур, вводя термины "главарство" и "вождество"1. Употребленный нами в преды­дущих разделах для обозначения формы властвования в эпо­ху позднеродовой общины термин "главарство" применим именно благодаря оттенку этого понятия как "неформально­го" лидерства, т. е. лидерства, не обросшего иными институ­тами властвования, кроме ритуально-обрядовых (сакраль­ных) атрибутов власти.

Сложнее уточнить определение персонификации влас­ти в эпоху, именуемую в марксистской литературе эпохой "военной демократии". Обычно для обозначения институтов властвования в предгосударственную эпоху современные ис­следователи пользуются введенным Э. Сервисом и впослед­ствии разработанным X. Дж. Клессеном термином "чифдом" (вождество)2, воспринятым востоковедами (Л. С. Васильевым, Н. Б. Кочаковой)3, частично историками (В. И. Гуляевым,

' Исчерпывающее исследование по этой теме: Крадин Н. Н. Вожде­ство: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 11—61. См. также: Першиц А. И. Вождество // Свод этногра­фических понятий и терминов. М., 1986. Вып. 1.

2 См.: Service E. Origins of the State and Civilisation. N. Y., 1975. P. 15—16;

Ciaessen Н. J. М. The Early State: A Structural Approach // The Early State. The Hague. 1978. Справедливости ради напомним, что авторство идеи выделить особую роль вождей в процессе становления институтов власти принадлежит Г. Мэну: Maine Н. S. Lectures on the Early History of Institutions. Lecture V. "The Chief and His Order". N. Y., 1874.

3 Отошлем к работам наиболее активного сторонника этого понятия Л. С. Васильева: Васильев Л. С. Становление политической администра­ции (от локальной группы охотников и собирателей к протогосудар-ству— чифдом) // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 172—186. Он же. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983. С. 32—40: Бо­лее нюансированную терминологию ("вождь", "старейшина", "бигмен") предлагает П. Л. Белков: Белков П. Л. Племя и вождество: К определе­нию понятий // Племя и государство в Африке. М., 1991; Он же. Соци­альная стратификация и средства управления в доклассовом и пред-классовом обществе // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993; Он же. Вожди и бигмены // Ранние формы политической органи­зации: От первобытности к государственности. М., 1995. С. 126—139.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"______173

В М. Массоном, А. М. Хазановым), этнографами (Л. Е. Куббе-лем, С. А. Токаревым), предпочитающими употреблять тер­мин "вождество" (иногда— "главарство"), но пока отвергае­мым или игнорируемым большинством юристов-историков (Т. В. Кашанина — одно из немногих исключений).

При изучении периода вождеств следует учитывать слиш­ком широкий смысл, вкладываемый многими исследователя­ми в термин "вождь". Известный африканист А. С. Балезин, как и П. Л. Белков, считает такую широкую трактовку "реа­лией колониализма", ибо "этим же унифицированным тер­мином колонизаторы обозначали различные местные виды и даже типы традиционных властей — от наследственных пра­вителей раннеклассовых государств до общинно-родовой вер­хушки потестарных обществ, — которых в большинстве случа­ев никак нельзя назвать "вождями"1. (Автор — А. С. Балезин — считает, что термин "вождь" применим лишь к традиционным, т. е. доколониальным, институтам власти.) Другой африканист Н. Б. Кочакова считает, что "чифдом — это доклассовое полити­ческое образование, где а) господствуют территориально-род­ственные связи и намечающаяся социальная иерархия типа "пра­вители—управляемые" основывается на иерархии родов (или скрыта под ней); б) правящий слой в экономическом отношении не вполне отделен от массы общинников: ни дань, ни данничес­кие подарки не являются систематическими; нельзя сказать, что этот слой живет целиком за счет отчуждения части приба­вочного продукта; в) отсутствуют органы насилия; г) существу­ют средства интеграции населения чифдома: это наличие цент­рального руководства, которое, однако, не имеет аппарата, и общая идеология, способствующая цементированию чифдома"2.

Большую роль в утверждении власти военного предво­дителя, вождя играли военные походы, переселения3. Пе-

См.: Балезин А. С. Африканские правители и вожди в Уганде. М.г 1986. С. 7—8. Ср. с: Белков П. Л. Вожди и бигмены. С. 132.

Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986. С. 14. К ее выводам близки и выводы британских исследователей: African Systems of Kingship and Marriage. L., 1950.

О типе "предводителя каравана" см.интересное исследование:

Demolin Е. Comment la route cree Ie type social. Vol. 1. P., 1950. P. 71—73. cm. также: Мельникова Е. А. Меч и лира. Гл. 1. М., 1987.


172 Часть II. Становление "человека юридического"

углублялись имущественная дифференциация, общественное

разделение труда.

Благодаря богатству русского языка возможно терми­нологически развести два качественно различных этапа в со­здании надобщинных потестарных структур, вводя термины "главарство" и "вождество"1. Употребленный нами в преды­дущих разделах для обозначения формы властвования в эпо­ху позднеродовой общины термин "главарство" применим именно благодаря оттенку этого понятия как "неформально­го" лидерства, т. е. лидерства, не обросшего иными институ­тами властвования, кроме ритуально-обрядовых (сакраль­ных) атрибутов власти.

Сложнее уточнить определение персонификации влас­ти в эпоху, именуемую в марксистской литературе эпохой "военной демократии". Обычно для обозначения институтов властвования в предгосударственную эпоху современные ис­следователи пользуются введенным Э. Сервисом и впослед­ствии разработанным X. Дж. Клессеном термином "чифдом" (вождество)2, воспринятым востоковедами (Л. С. Васильевым, Н. Б. Кочаковой)3, частично историками (В. И. Гуляевым,

' Исчерпывающее исследование по этой теме: Крадин Н. Н. Вожде­ство: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 11—61. См. также: Першиц А. И. Вождество // Свод этногра­фических понятий и терминов. М., 1986. Вып. 1.

2 См.: Service E. Origins of the State and Civilisation. N. Y., 1975. P. 15—16;

Claessen Н. J. М. The Early State: A Structural Approach // The Early State. The Hague. 1978. Справедливости ради напомним, что авторство идеи выделить особую роль вождей в процессе становления институтов власти принадлежит Г. Мэну: Maine Н. S. Lectures on the Early History of Institutions. Lecture V. "The Chief and His Order". N. Y., 1874.

3 Отошлем к работам наиболее активного сторонника этого понятия Л. С. Васильева: Васильев Л. С. Становление политической администра­ции (от локальной группы охотников и собирателей к протогосудар-ству— чифдом) // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 172—186. Он же. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983. С. 32—40: Бо­лее нюансированную терминологию ("вождь", "старейшина", "бигмен") предлагает П. Л. Белков: Белков П. Л. Племя и вождество: К определе­нию понятий // Племя и государство в Африке. М., 1991; Он же. Соци­альная стратификация и средства управления в доклассовом и пред-классовом обществе // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993; Он же. Вожди и бигмены // Ранние формы политической органи­зации: От первобытности к государственности. М., 1995. С. 126—139.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 173

В, М. Массоном, А. М. Хазановым), этнографами (Л. Е. Куббе-дем, С. А. Токаревым), предпочитающими употреблять тер­мин "вождество" (иногда — "главарство"), но пока отвергае­мым или игнорируемым большинством юристов-историков (Т. В. Кашанина — одно из немногих исключений).

При изучении периода вождеств следует учитывать слиш­ком широкий смысл, вкладываемый многими исследователя­ми в термин "вождь". Известный африканист А. С. Балезин, как и П. Л. Белков, считает такую широкую трактовку "реа­лией колониализма", ибо "этим же унифицированным тер­мином колонизаторы обозначали различные местные виды и даже типы традиционных властей — от наследственных пра­вителей раннеклассовых государств до общинно-родовой вер­хушки потестарных обществ, — которых в большинстве случа­ев никак нельзя назвать "вождями"'. (Автор — А. С. Балезин — считает, что термин "вождь" применим лишь к традиционным, т. е. доколониальным, институтам власти.) Другой африканист Н. Б. Кочакова считает, что "чифдом — это доклассовое полити­ческое образование, где а) господствуют территориально-род­ственные связи и намечающаяся социальная иерархия типа "пра­вители—управляемые" основывается на иерархии родов (или скрыта под ней); б) правящий слой в экономическом отношении не вполне отделен от массы общинников: ни дань, ни данничес­кие подарки не являются систематическими; нельзя сказать, что этот слой живет целиком за счет отчуждения части приба­вочного продукта; в) отсутствуют органы насилия; г) существу­ют средства интеграции населения чифдома: это наличие цент­рального руководства, которое, однако, не имеет аппарата, и общая идеология, способствующая цементированию чифдома"2.

Большую роль в утверждении власти военного предво­дителя, вождя играли военные походы, переселения3. Пе-

'.См.: Балезин А. С. Африканские правители и вожди в Уганде. М., 1986. С. 7—8. Ср. с: Белков П. Л. Вожди и бигмены. С. 132.

2 Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986. С. 14. К ее выводам близки и выводы британских исследователей: African Systems of Kingship and Marriage. L., 1950.

3 О типе "предводителя каравана" см.интересное исследование:

Demolin Е. Comment la route cree Ie type social. Vol. 1. P., 1950. P. 71—73. См. также: Мельникова Е. А. Меч и лира. Гл. 1. М., 1987.



Часть II. Становление "человека юридического"


 


реселение саксов в Британию в конце V в. — один из таких примеров. Саксонская хроника сообщает, что в 495 г. в Бри­танию прибыли саксы, предводительствуемые двумя "елдер-менами" (старейшинами) Кедриком и Цинриком. В 519 г. они уже становятся королями западных саксов. У. Стабс с пол­ным основанием считал, что "новые короли — это короли тех народов, которыми они предводительствовали во время завоевательных походов'". Скандинавские, особенно исланд­ские, саги и баллады также дают огромный (и, к сожале­нию, совсем не обобщенный историками права) материал о героизации военных предводителей и укреплении их власти2. Скальдический поэт Гуннлауг Змеиный Язык в своей "Драпе об Адальраде" восклицает:

Англов князь, что ангел, Яснится всем в яви. Рады биться роды, В рати Адальрада3.

Для нас период вождеств интересен тем, что оправдан­ные вождем приказы порождают новый тип права, которое шведский историк права Э. Аннерс называет "командным пра­вом": "Необходимое руководство племенем для защиты его от внешних врагов или, наоборот, для организации нападения на внешнего противника осуществляется вождем племени. Возможно, что такой вождь одновременно был и верховным жрецом, обеспечивающим исполнение общего для всего пле­мени религиозного культа. Занимаемый таким вождем выс­ший военный пост обеспечивал ему право отдавать военные приказы и возможность поддерживать требуемый уровень дис­циплины. Из этого командного права вытекало примитивное военно-уголовное право, распространявшееся, например, на такие проступки, как предательство, трусость в бою, дис­циплинарные преступления (неповиновение) и т. д."4 Представ-

' Stubbs W. The Constitutional History of- England in its Origins and Development. Vol. 1. L., 1896. P. 72.

2 См.: Стеблин- Каменский М. И. Мир саги. Л., 1984. С. 32—43 (фрагмент о "сагах о королях"); Он же. Баллада в Скандинавии // Скандинавская баллада. Л., 1978.

3 Цит. по: Поэзия скальдов. Л., 1979. С. 50.

4 Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 12. См. также:

Cheater A. (ed.). The Anthropology of Power. L., 1999.


Глава 4, Человек "общинный" и "государственный" 175

ляется, однако, что нормотворчество вождя не ограничива­ется "командным правом", а захватывает мало-помалу дру­гие сферы жизнедеятельности социума, помимо военной.

У народности апатани Восточных Гималаев именно на период вождеств приходится становление светских, т. е. не­религиозных, судов — неформальных советов уважаемых людей: "Решения советов, касавшиеся, например, наказа­ния преступников, заранее обговаривались с участием пред­ставителей заинтересованных деревень и родов. В крайних случаях споры заканчивались ритуальными сражениями. Непосредственные виновники конфликта в них участия не принимали, а выплачивали компенсацию семьям убитых или раненых. Такие сражения прекращались после первой про­литой крови (чем не прототип состязательного процесса на­шего времени? — А. К.). Если спор не затрагивал групповых интересов, сторонам предоставлялось решать свои проблемы любыми методами"1. Так, если мужчина и женщина одного рода (а род у апатани считался экзогамным) желали поже­ниться, то, принеся в жертву быка, они могли жить вместе.

Феномен "вождеств" как регулятора социальных отно­шений давно привлек внимание отечественных исследовате­лей. По традиции, идущей от М. М. Ковалевского, институт вождей рассматривался не столько сквозь призму "патриар­хальной теории", сколько как институт властвования, отве­чающий определенному уровню развития производительных сил. Так, М. М. Ковалевский отмечал: "Изменения в порядке замещения должности вождя сопровождаются постепенным расширением его юрисдикции, в ущерб юрисдикции народ­ного собрания и совета старейшин. Сосредоточивая мало-по­малу, как в своих руках, так и в руках образовавшегося с течением времени при его дворе служилого сословия, зако­нодательные, административные и судебные функции, на­родный старейшина приобретает тем самым возможность об­наруживать решительное влияние на изменение обычного

Березкин Ю. Е. Вождества и акефальные сложные общества: дан-йые археологии и этнографические параллели // Ранние формы по­литической организации: От первобытности к государственности. М., 1995. С.72.


176 Часть II. Становление "человека юридического"

права в направлении, благоприятном разложению общинно­го землевладения"1.

Продолжая эту традицию, М. О. Косвен, исследовав ин­ститут "главарства" (его термин) австралийских аборигенов, пришел к выводу, что австралийский вождь — главарь — "является лишь ставленником экономически господствующей группы геронтов. Выходя из их среды, он остается с ними целиком связанным, им подчиненным, лишь их представи­телем"2. В этих условиях объяснимо использование струк­тур самоуправления для обеспечения экономического гос­подства верхнего возрастного слоя общинников. К таким же выводам приходил и К. М. Тахтарев, отмечавший также по­стоянный и организованный характер власти у австралий­ских племен3. И оба этих исследователя, и С. А. Токарев, исследовавший феномен главарства у меланезийцев4, отмеча­ли сильно выраженный геронтократический характер вождеств у народов Австралии и Океании, когда старшинство в роде, превосходство возраста, знания, навыков становятся опреде­ляющим фактором лидерства при сохранении институтов об­щинно-племенного самоуправления.

Не покидая тихоокеанского региона, обратимся к исто­кам возникновения феномена вождеств в недрах самоуправ­ленческих структур. Вначале, как показывают, например, этнографические данные об острове Ниуэ в Тихом океане, власть принадлежала выборным, а не наследственным вож­дям, а сами их полномочия были ограниченными. На другом острове, Ротума, большая роль отводилась советам вождей и военачальников, а также правителям отдельных округов, на

' Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и послед­ствия его разложения. М., 1879. С. 10.

2 Косвен М. О. Первобытная власть // Революция права. 1929. № 2. С. 101. Интересно сравнить вывод М. О. Косвена с выводами классика современной антропологии А. Рэдклифф-Брауна: Radcliffe-Brown A. R-The Social Organisation of Australian Tribes. Sydney, 1931; Idem. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952.

3 См.: Тахтарев К. М. Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм. Ч. 1. Л., 1924. С. 223—224.

4 См.: Токарев С. А. Родовой строй в Меланезии // Советская этногра­фия. 1933. № 3—6.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 177

которые делился остров. Подобная же система самоуправле­ния существовала на других, относительно изолированных малых островах. Такие общества американский ученый И. Гол-дмен предложил называть "открытыми" в отличие от иерар-хизированных и стратифицированных сословных обществ островов Тонга, Самоа и других более крупных островов1.

Исследовав социальную организацию полинезийцев до­колониального периода при переходе от позднего общинно-родового строя к классовому ("племенной сословно-кастовый строй"), Н. А. Бутинов отмечает: "Управление хозяйствен­ной, социальной и духовной жизнью осуществляют главы до­мохозяйств, вожди общин и вождь племени, а также перио­дически созываемые советы домохозяйств, советы общин и совет племени. В совет домохозяйств входят главы малых се­мей, в совет общины — главы домохозяйств, в совет племе­ни — вожди общин, в совет союза племен — вожди племен"2. Таким образом, круг участников процесса управления ста­новится все более узким. Это уже время отделения управлен­ческих функций от производства материальных благ; дуализма племенных мононорм (одни для знати, другие для рядовых об­щинников); создания самостоятельного управленческого слоя в лице вождей, жрецов и членов их семей, живущего за счет грабительских войн, принудительных работ общинников и при­своения прибавочного продукта. Рядовые общинники уже не допускаются к управлению общиной, не говоря о племени, к тому же преклонение перед "божественной силой" вождя, магическими чарами жреца, страх быть жестоко наказан­ным или принесенным в жертву по любому поводу, бесчис­ленные табу и запреты лишали общинника попыток к само­стоятельности в общественном поведении. Уже первые путе­шественники, первооткрыватели островов Океании, прежде всего Дж. Кук, оставили свидетельства культа вождей, со-гфовождавшегося жестокими обычаями вплоть до человечес­ких жертвоприношений и имевшего целью беспрекословное ^юдчинение общинников власти вождя, распоряжавшегося и

^ См.: Gold-man I. Ancient Polynesian Society. Chicago, 1970. Бутинов Н. А. Социальная организация полинезийцев. М., 1985. С. 11.


,178 Часть II. Становление "человека юридического"

их жизнями, и их имуществом. По мнению новозеландского ученого Дж. Беллвуда, "это была деспотическая система феодального типа, характерная для большинства архаичес­ких цивилизаций — ранний вариант государственной систе­мы'". Крайним выражением этого деспотизма была монопо­лия каннибализма вождя, позволявшая ему поедать не толь­ко пленных, но и собственных соплеменников...

Африканский материал дает множество типов вождеств, вырастающих из родоплеменных самоуправленческих струк­тур. Общей чертой многих из них является формирование родственно-территориальных кланов — линьяжей, на осно­ве которых создаются потестарные образования, выдвигаю­щие своих вождей. (Такие образования получили у исследо­вателей название "сегментов", а состоящие из них общнос­ти — сегментарных обществ2.) Как правило, в этих обществах еще нет постоянно действующего аппарата власти и ярко выраженной иерархии родоплеменной знати, самоуправлен­ческие начала еще не вошли в острый конфликт с авторитар­ными поползновениями лидеров. Пример такого общества дает этническая группа тив в Нигерии. Исследователи свидетель­ствуют: "У тив различаются: а) выдающиеся люди, имена ко­торых служат, в частности, для определения линьяжей; б) лю­ди, пользующиеся "престижем" благодаря материальному преуспеванию и щедрости; в) "политические руководители", которые не занимают никакого поста, но принимают учас­тие в делах, касающихся всего общества"3. Видимо, именно из этих лиц впоследствии рекрутируется управленческий слой в обществах, в которых углубление социального и имуще­ственного неравенства зашло уже довольно далеко4. .

, Примером общества, в котором "политическая власть" выделялась наполовину в виде узаконенных возрастных, во­енных, обрядовых групп, обретающих властные функции,

' Беллвуд Дж. Покорение человеком Тихого океана. Пер; с англ. М., 1986. С.389.

2 Более подробно см.: Хлопин И. Н. Сегментация в истории первобытно­го общества // Вопросы истории. 1968. № 8.

3 История Тропической Африки. Пер. с франц. М., 1984. С. 73.

4 См., например: /sard М. Gens du pouvoir, gens de la terre: les institutions politiques de 1'ancien royaume de Yatenga. P., 1985.


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 179

могут служить этнические группы Восточной Африки до при­хода колонизаторов: "У нанди и кикуйю-камба в Восточной Африке социальная организация основана на иерархии воз­растных классов, облеченных военными, политическими и правовыми обязанностями и непосредственно участвующих в управлении обществом, тогда как кланам и линьяжам от­водится второстепенная роль. В подобных обществах может со временем установиться сильная централизованная власть'4. Лишь в эпоху военных походов власть вождей приобретает сильно выраженный авторитарный характер. В мирное же время структуры общинного, племенного самоуправления продолжают играть роль основного института управления.

Использование структур общинного, племенного само­управления для самовыдвижения вождей не везде носило характер насильственной узурпации этих структур претен­дентами на роль вождя. Карл Йеттмар, западногерманский исследователь народностей Гиндукуша, описывает заслужи­вающую внимания схему преобразования институтов общин­ного самоуправления народности кати (Нуристан) в вожде-ства2. Самоуправление разросшихся общин требовало допол­нительной организации, поэтому образуются общественные единицы по территориальному признаку grom — "первич­ные поселения", в каждую из которых входило по 50 муж­чин вместе с их родственниками. Эти мужчины направляли по одному представителю в орган исполнительной власти, в совет —иге. "Урэ должны были следить за соблюдением обыч­ного права. Вопрос в том, как проявлялась воля территори­альной общины при решении проблем внутренней и внешней политики за пределами, ограниченными положениями этого права, остается спорным"3. Один из исследователей, Дж. Ро-бертсон, на которого ссылается К. Йеттмар, считал, что су­ществовала своего рода двухпалатная система с советом по внешним и советом по внутренним делам, при этом человека, Устраивавшего "праздник заслуг", допускали сперва в совет по внешним делам в качестве "джаста" ("старейшины"), а

' История Тропической Африки. С. 74.

См.: Йеттмар К. Религии Гиндукуша.Пер. с нем. М., 1986.С. 33—45. 3 Там же. С. 43.


180 Часть II. Становление "человека юридического"

затем в качестве "мира" ("князька", "царька") в совет по делам внутренним, в который входили и жрецы селения. И "джасты", и "миры" выдвигались как по своим военным, ораторским способностям, так и с помощью дорогостоящих "престижных пиров"'. Во время военных походов мужей ос­тавшиеся женщины избирали мира — женщину. Словом, во­енные успехи и богатство позволяли использовать органы общинного самоуправления для выдвижения вождями без осо­бого насилия и принуждения. Интегрирующим механизмом, обеспечивающим сплоченность на более высоком, чем селе­ние, уровне, были, помимо родственных связей, линьяжей, общая религия, общие обычаи, тотемы, мифы2.

Следует подчеркнуть, что в период вождеств резко сни­жается роль рядового общинника в судопроизводстве (эту функцию берут на себя вождь или совет вождей): наряду с контролем над перераспределением собственности и таких ресурсов, как земля и вода, отправление правосудия и нор-мотворчество становятся важным инструментом осуществ­ления власти вождя и окружающей его аристократии3. Для выполнения этих и других религиозно-культовых (организа­ционных, военных) функций вождя создается подчиненный ему "аппарат управления", все более отчуждающий рядово­го общинника от управления, но сохраняющий до поры до времени его статус свободного общинника.

' Французские авторы Ж. Дави и А. Морэ считают, что соперничество в раздаче пищи и подарков ("потлач") являлось "ценной коррективой к на­следственному праву" (Davy D., Moret A. Des clans aux empires. L'organisation sociale chez primitifs et dans 1'Orient Ancien. P., 1923. P. 10. См. также: Rivers W. H. R. Kinship and Social Organisation. L., 1968). . ,

2 Особенно наглядно этот процесс просматривается на африканском материале. См., например: Кочакова H. Б. Аристократия: Традицион­ные правители — носители "священной" власти // Механизмы поли­тической власти в странах Западной Африки. М., 1991.

3 Т. В. Кашанина дает оригинальную типологию вождеств по видам деятельности: теократические вождества, носящие очевидный храмово-теократический характер; военные вождества, имевшие ярковыраженный военно-иерархический характер, и тропико-лесные вождества, ориенти­рованные на хозяйственное освоение территории (см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999. С. 31).


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 181

Как обычно, подведем общие итоги анализа феномена вож­деств. Если в условиях родовой общины единственным претенден­том на лидерство оставался старейшина рода (на стадии материн­ского рода — прародительница), то с возникновением территори­альной организации круг претендентов расширяется не только за счет большего числа входящих в нее старейшин родов, но и пред­водителей кланов, линьяжей, жрецов, хранителей тотемов и даже, как мы убедились, лекарей, знахарей, кузнецов. Возникнове­ние имущественного неравенства включает в этот круг канди­датов в лидеры и более зажиточных соплеменников. Создается новая социальная иерархия: не тотемическая, не кровнород­ственная, а иерархия богатства и социального лидерства. Она находит свое отражение и в нормативной системе: появляется, например, институт наследования. Наследование имущества по отцу ведет к дальнейшей индивидуализации власти, ее персо­нификации. Далее, как мы видели, вступают в действие и раз­нообразные региональные особенности способов утверждения личной власти: это и выдвижение старших по возрасту, и сак­рализация вождей, завоевавших тотем, и право сделать его своим символом власти в Австралии и Океании, и сложная си­стема чередования у власти лидеров кланов и линьяжей в Аф­рике, и узаконение лидерства победителей соревнований в пре­стижных дароприношениях и пиршествах в восточных обществах. Особое значение имела институционализация половозрастных, военных, обрядовых групп ("мужские союзы"). При всем разно­образии форм утверждения вождеств как антипода коллекти­визма общинно-племенного самоуправления, их особая роль в процессе появления "индивидуализированного" права несомненна.

Вождества — это уже первый шаг в строну создания государства с особым, отделенным от социума, аппаратом управления, строящимся чаще всего на началах единонача­лия. Это также период, когда раздвоение правового бытия человека, его личных прав и его общественной статусности получают окончательное оформление.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вождества: конфликт личного и коллективного интересов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная и

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155 Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како- 182 Часть П. Становл

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей ' Павленко Ю. В.

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги