рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Homo juridicus индусской общины

Homo juridicus индусской общины - раздел Философия, Антропология права При Определениях Индусского Права Необходимо Прово­дить Различие Между Правом...

При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей

' Павленко Ю. В. Происхождение цивилизации: Альтернативные пути // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С. 125.


Глава. 5. Индусское право и конфуци.:анство 201

Британской Индии, и правом общншы,исповедующей инду­изм и имеющей своих последователей как в Индии (85% на­селения), так и в Пакистане, Бангладеш, Непале, Бирме, Восточной Африке, на островах Фииджи и т. д.' Уже в силу этого различия индусский homo jurudicus в историческом обо­зрении по преимуществу был и осг"ается "человеком общин­ным", только недавно начавшим приобретать правовые при­знаки "человека государственного".. Между этими двумя со­стояниями подавляющего большинстгва современных индийцев нет резкой границы. Этим и интере«сен для нас правовой мир индуса, как древнего, так и современного.

В своем очерке о праве индусе :кой общины Р. Давид пи­сал, что в отличие от христианства и иудаизма, постулиру­ющих равенство всех перед богом:, индуизм не делает ак­цента на индивидуальном статусе:: "Для него "человек" — простая абстракция, имеются лиш:ь "люди", разделенные с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систеему прав и обязанностей и даже мораль"2. К кастовой системе , казалось, заковывавшей человека в цепи предопределенных с рождения запретов и до­зволений, мы еще вернемся, а пока 1вслед за Р. Давидом отме­тим эту бросающуюся в глаза особеенность индусского права, наводящую на мысль об отсутствии: индивидуального статуса личности как таковой и о наделении ее определенной статус -•ностью только в силу принадлежности к определенной соци­альной группе. Обозначив эту "истингу", мы могли бы затем пе­рейти к анализу "трех источников :и трех составных частей" индусского права (дхарма — артха. — кома) и плавно завер­шить анализ приговором кастовой системе, с которой с перемен­ным успехом борются все прогрессивные люди Индии. Однако прежде хочется обратиться к тончайшему знатоку индийской философии Герману Гессе и его "Ле-тенде об индийском царе", устроившем состязание брахманов 'о познании истины:

' См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. со'ч. С. 330; Крашенинникова Н. А. Индусское право: История и современность. М., 1982. С. 12—21 ("Границы Действия индусского права"); Нерсесящ В. СС. Указ. соч. С. 468; Саидов А. X. Указ.соч. С. 311. 2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ, соч. С. 331.



Часть III. Право, культура, цивилизация


 


"Царь вновь и вновь возглашал о новом состязании, ис­пытывал мудрецов все новыми вопросами. Но чем усерднее были брахманы и чем больше речей звучало под сводами храма, тем сильнее чувствовал царь свое одиночество, тем сиротливее становилось у него на душе. И чем больше воп­рошал он и внимал ответным речам, кивая головой в знак согласия и одаривая достойнейших, тем нестерпимее жгла его сердце тоска по истине. Ибо ответы и рассуждения брах­манов, как он убедился, лишь вертелись вокруг истины, не касаясь ее, и никому из присутствовавших в храме не уда­валось проникнуть за последнюю черту"1.

Ни в коей мере не претендуя "проникнуть за последнюю черту" индуизма и индусского права, заметим для начала, что для индусского мировоззрения космический порядок, закон, обычай (обозначаемые, что показательно, одним по­нятием — puma) не совпадает с Истиной, основной катего­рией священных текстов Вед, древнейшей философской си­стемы (2—1 тыс. до н. э.)2. Иными словами, современный юрист сказал бы, что юридическое не совпадает с логическим. Что же тогда представляет собой индусское право и какое мес­то отводит оно человеку как индивиду?

Обратимся к работе Н. А. Крашенинниковой, признанно­го специалиста по индусскому праву и праву современной

' Цит. по изданию: ГессеГ.Паломничество в страну Востока: Рассказы.СПб., 1999. С. 221—222.

2 "Слово веда этимологически родственно русскому ведать, ведун и означает "священное знание". Такое знание включало в себя все све­дения человека того времени о богах и людях, о космосе и земле, о ритуале жертвоприношений, магических обрядах, социальной струк­туре, общественной и частной жизни, конкретных науках и поэзии. Это было одно общее, нерасчлененное знание, выражаемое с помощью Священной Речи, знание тайное, доступное только посвященным" (Ели-заренкова Т. Я. Вступительная статья // Да услышат меня земля и небо. Из ведийской поэзии. М., 1984. С. 7). Не менее 2 тыс. лет Веды существо­вали только в устной традиции, передаваясь от одного поколения жре­цов другому. Известны четыре Веды: Ригведа ("веда гимнов"), Самаведа ("веда напевов"), Яджурведа ("веда жертвенных формул") и Атхарваве-да ("веда заклинаний"), из них Ригведа самая древняя, первая ее руко­пись восходит к XI в., в ней 1028 гимнов-заговоров, мифологических сюжетов, служащих цели восстановить имеющий тяготение к хаосу кос­мический порядок. См.: Ригведа. Мандалы I—IV. М., 1989.



Глава 5. Индусское право и конфуцианство


 


Индии: "Индусское право — персональная система пра­ва. Понятие территориального права, рассматриваю­щее право как комплекс норм, не связанных ни с рели­гией, ни с родоплеменными обычаями, чуждо индус­ской общине" Она же подчеркивает (заострим на этом наше внимание и мы), что принадлежность к общине ин­дусов не является ни этнической, ни национальной, ее нельзя свести и к чисто конфессиональным признакам. Что исе тогда объединяло индусов с их поистине вавилонским столпотворением языков, региональных культур и тради­ций в единую общность? Этим связующим фактором была уникальная цивилизация, основой которой была единая ре­лигия, философия и культура, сплав, получивший назва­ние индуизма2.

В самосознании индуса религиозная составляющая была неотделима от культурной, социально-этической, правовой со­ставляющих. Поэтому, чтобы понять собственно правовые ус­тановки индуса, необходимо учитывать его философские взгляды, мировоззрение3 — на этой зависимости настаивает и Н. А. Крашенинникова: "Религиозно-философские концеп­ции пронизывали и всю сферу норм социальной регуляции (этику, право), которые, в свою очередь, были неотделимы от кастового строя"4. Установление этой зависимости подво­дит нас к неизбежной проблеме источников индусского пра­ва. Эту зависимость мы обнаруживаем уже в ведическом сти­хе — Гимне Соме:

' Крашенинникова Н. А. Указ. соч. С. 12. См. ее же работу: Право и религиозно-общинные отношения в Индии // Вестник МГУ. Серия "Пра­во". 1986. № 2.

2 См.: Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд. М., 1993; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ. М., 1977; Гусе­ва Н. Р. Индуизм: История формирования, культовая практика. М., 1977;

Древо индуизма: Материалы и исследования. М., 1999.

Здесь уместно привести объяснение первого президента Индии Дж. Неру:

'Философия не была исключительным достоянием узкого кругафилосо­фов и ученых мужей. Философия являлась важным элементом религии Масс. Она проникала к ним в упрощенной форме и создавалафилософскоеМировоззрение" (Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. С. 85).

Крашенинникова Н. А. Указ. соч. С. 14.


-204 Часть III. Право, культура, -цивилизация

Светоч правды, учитель правды закомоправ, знаток закона, царь Сома, ты — учитель веры.

(Гимны богу Соме.IX. 113, 4)'

Итак: правда (истина)—закон—вера. Закон где-то посере­дине. Не здесь ли ключик к пониманию правосознания индуса?

По представлениям индуизма в основе активной жизнеде­ятельности человека лежит триада: дхарма —добродетель, нрав­ственный закон, долг; артха — интерес, включая деловой ин­терес, польза; кама — удовольствие, наслаждение, любовь. Существует несколько способов выражения этой триады. Древ­нейший из них — смрити (дословно: "запомненное"), основан­ная на запоминании священных текстов традиция. Наиболее ран­ние смрити выражались в сутрах — прозаической форме запо­минания, а затем и текстуального воспроизведения. Более поздними и более сложными по форме были ишстры — напи­санные часто в стихотворной форме книги, содержащие нормы поведения людей, а также религиозно-ритуальные нормы. "Если в сутрах число норм юридического характера (естественно, в современном их понимании) было невелико, то в дхармашаст-рах картина существенно меняется: собственно юридические предписания здесь начинают доминировать"2.

Первенство в указанной триаде принадлежало дхарме как совокупности обязанностей, которым должен был следо­вать каждый индус согласно его социальному статусу (варке) и стадиям своего существования (ашрама). До современни­ков дошли около 20 дхармасутр и около 100 дхармашастр, самые известные из них — Законы Ману (ими обычно и ог­раничиваются учебники истории государства и права), а так­же шастры "Брихаспати", "Яджнавалкья" и.др.3 Поздней-

1 Цит. по: Да услышит меня Земля и Небо: Из ведийской поэзии. С. 49 (стихи даны нами в современной пунктуации).

2 Муромцев Г. И. Источники индусского права // Вестник РУДН. Сер. "Юри­дические науки". 1997. 1. С. 40. См. также: Derret J.,DuncanJ. History of Indian Law. Tubingen, 1972; Lingat R. Les sources du droit dans Ie systeme traditionnel de 1'Inde. Paris; La Haye, 1967; Idem. The Classical Law of India. Berkeley, 1973.

3 См.: Самозванцев А. М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991; Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича, предисловие Г. Ф. Ильина. М., 1992.


Глава 5. Индусское право и конфуцианство 205

щая шастра — Нарада — это уже завершенный юридичес­кий судебник, содержащий нормы материального и процес­суального права.

Из артхашастр до нас дошла "Артхашастра", состав­ленная в IV—III вв. до н. э. Каутильей, советником одного из царей династии Маурьев, этим древнеиндийским Макиавел­ли, впервые поставившим проблемы соотношения общего и частного интереса, морали и справедливости'.

Наконец, "Кама-сутра", самый известный широкой пуб­лике, особенно молодежи, трактат, по недоразумению счи­тающийся у европейцев лишь каталогом любовных позиций и неким путеводителем по экзотическому сексу. На самом деле это составленный не позднее VI в. н. э. брахманом Мал-ланагой Ватсьяяной дидактический, т. е. имеющий воспита­тельное назначение, текст, смысл и содержание которого отражает название его первой части: "Гармония в любви и чувственном наслаждении. Постижение этого искусства муж­чиной и женщиной"2. Приведем без комментариев лишь одну сентенцию из него: "От постижения искусств возникает благо­получие; пусть, однако, применяют их, сообразуясь с местом и временем, или же не применяют совсем"3. Сам Кама — бо­жество, олицетворяющее желание как творящую силу, час­то упоминается в индийском эпосе и лирике — "Махабхара-те", "Рамаяне" и др. Наука о каме — камашастра — состав­ная часть других древнеиндийских научных дисциплин.

Наконец, наш по необходимости краткий обзор религи­озно-философских источников индусского права был бы не­полным без упоминания о четвертой составляющей структу­ры индусского мировоззрения, именуемой мокша ("освобож­дение"). Мокша является антиподом дхармы, артхи и камы и означает отказ от мирских притязаний и активной жизне-

См.: Артхашастра, или Наука политики. М.; Л., 1959; Вигасин А. А., Самозванцев А. М. Артхашастра: Проблемы социальной структуры и Права. М.,1984.

Наконец вышел полный, с глубокими комментариями А. Я. Сыркина "еревод этого трактата: Ватсъяяна Малланага. Кама-сутра / Пер. с ^нскрита А. Я. Сыркина. М., 2000.

Там же. С. 24.


206 Часть III. Право, культура, цивилизация

деятельности с целью достижения высшей ашрамы (стадии бытия) —• отшельничества, размышления и соблюдения долж­ных обрядов (ашрама ванапрастха), а затем и отречения от мира, нищенствующего странничества (ашрама саннъясин}. В той же "Легенде об индийском царе" Г. Гессе царь с сияю­щим, как солнечный диск, челом "совлек с себя царские одеж­ды, покинул храм, покинул город свой и страну свою и от­правился нагим в леса, из которых никогда уже более не возвращался обратно..." Отражением мокши стал широко рас­пространенный в Индии обычай старцев покидать свой дом в предчувствии смерти и уходить в лес, в горы. (Уход из Ясной Поляны великого старца Льва Николаевича, тонкого знато­ка индуизма, видимо, должен восприниматься нами именно как стремление к отказу от мирских притязаний.) Мокша выступает своеобразным антиподом права в его мирском по­нимании, возводя в абсолют право собственного "Я" на лю­бой поступок, диктуемый убеждениями.

Влияние мокши на ведическую концепцию человека было огромным. Наиболее известные комментарии Веды — упани-шады (IX—VI вв. до н. э.), рассматривали материальный мир лишь как отражение духовного абсолюта, а жизненные цик­лы — как череду повторяющихся одних и тех же состояний, символом которых выступало вечно вращающееся колесо — чакра. Идея развития индивида была чужда упанишадам, социальные отношения получают свое выражение в квази­правовых нормах только в более поздних сборниках дхарма-шастр (Законы Ману) и в "Артхашастре".

Предопределенность бытия человека, его социального, а следовательно, и правового статуса является одним из ос­новных постулатов индуизма и заложена уже в ранних Ве­дах, в которых общество делится на четыре варны — варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледель­цев, скотоводов, ремесленников, торговцев) и шудр (низ­шие слои). Н. А. Крашенинникова отмечает: "Концепция "вар-нашрамы" — религиозно-морального и правового статуса индуса в зависимости от принадлежности его к конкретной варне — основа ортодоксального индусского права"1.

Крашенинникова Н. А. Указ. соч. С. 31.



Глава 5. Индусское право и конфуцианство


 


О происхождении варн существуют различные гипоте-зы1, нам же представляется достаточно объективной гипо­теза о генезисе варн из половозрастных группировок общин­ного строя, когда действовал групповой принцип счета соци­ального родства — "соционимов" (термин В. А. Попова)2. Анализ ведических текстов, прежде всего Ригведы, позво­ляет проследить эволюцию социальной структуры древне­индийского общества от архаических половозрастных групп, мужских союзов до оформления их в варны в более по­зднюю эпоху. Отметим также, что среди востоковедов-ин­дологов утвердилось мнение о том, что варна как соци­альный институт утвердилась ранее касты. Понятие касты охватывало и этнические (часто и "неарийские") группы, и профессиональные группы, и религиозные секты, и воинс­кие формирования. Каста как бы обозначала дифференциа­цию внутри варн. Н. А. Крашенинникова, говоря о "двойной иерархии" индусского права, уточняет: "Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязаннос­тей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права"3. Уточним, что индусское право допускало брак муж­чины, принадлежавшего к более высокой варне, с женщи­ной из низшей варны, однако мужчина из низшей варны не мог жениться на женщине из высшей варны. Такие сме­шанные браки порождали множество "смешанных каст" и так называемых джати — породненных семейных кланов (вспомним сложнейшие формы родства австралийских або­ригенов).

Одним из ярчайших свидетельств разделения статусно-сти индусов по варново-кастовому признаку являются так

См.: Касты Индии. М., 1965; Куиенков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983; Мозолин В. П. Личность, право, экономика современной Индии. М., 1979; Dumont L. Homo hierarchicus. Essai sur Ie systeme des castes. P., 1966.

См.: Кулланда С. В. Царь богов Индра: Юноша—воин—вождь // Ран-чие формы политической организации: От первобытности к государ­ственности. М., 1995; ср. с: Попов В. А. Ашантийцы в XIX в.: Опыт этносоциологического исследования. М., 1982.

Крашенинникова Н. А. Указ. соч. С. 39.


208 Часть III. Право, культура, цивилизация

называемые Законы Ману1, значительная часть гилок (ста­тей) которых закрепляют привилегии брахманов в ущерб другим варнам, особенно варны шудров. Чего стоит, напри­мер, такая шлока: "Все, что существует в мире, это собствен­ность {сва) брахмана; вследствие превосходства рождения имен­но брахман имеет право на все это" (Законы Ману, I. 100). Вместе в тем и в отношении брахманов, и в отношении других варн Законы Ману утверждают сложнейшую систему внутри-варновой дифференциации, означающую неравенство стату­сов уже внутри данной варны: так, даже среди брахманов луч­шими признаются знающие Веду, между знающими —при­знающие, между признающими — исполняющие, между исполняющими — познающие брахму (Законы Ману, I. 97). Брахман, приживший ребенка с шудрянкой, лишался брах-манства, а после смерти его ожидало низвержение в ад — Асамвриту (Законы Ману, III. 150).

Самая незавидная судьба определялась шудрам: "...только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением" (Законы Ману, I. 91). Удел шудров — щваврити, услужение. К статусу шудров часто приравнива­лись и рожденные от недозволенных смешанных браков. За­коны Ману дают детальную, если не мелочную, регламента­цию рода занятий и даже мест расселения каждой категории "не дважды рожденных" (см. шлоки X, 44—55). Но у них была все же одна "привилегия": они как-никак включались в кастовую организацию и обладали своим собственным ста­тусом, хотя и более низким, чем у других варн.

За пределами правопорядка и какого-либо охранного ста­туса пребывали "неприкасаемые" {"чандалы") и неарийские племена. Чандалы находились в полурабской, полукрепост­ной зависимости от общины, обрабатывали земельные наде­лы, вывозили нечистоты, ухаживализа скотом. В Законах

' На самом деле правильный перевод трактата "Манавадхармашастра" — "Наставление Ману о дхарме". Позволим себе привести авторитетное мнение редактора научного перевода Законов Ману Г. Ф. Ильина: "Это не свод действующего законодательства, а только крайне тенденциоз­ный (хотя и весьма авторитетный) сборник поучений о добродетели, к тому же составленный только одной из многочисленных брахманских школ, изучавших ведийские тексты" (Законы Ману. М., 1992. С. 12).


Глава 5. Индусское право и конфуцианство 209

Ману на них налагались многочисленные бытовые и риту­альные ограничения (шлоки III, 239; IV, 79; V, 85, 131 и др.). Без преувеличения можно сказать, что Законы Ману, как и другие "законы" Древней Индии ставили "неприкасаемых" вне сферы действия индусского права — яркий пример не­правового закона. Нормы такого "закона" затрагивают объект правовой регуляции лишь тогда, когда ограничивают его, объекта, правоспособность.

В отношении неарийцев, как не рожденных из уст, рук, бедер и ступней Брахмы и именуемых "дисъю" (см. шлоки X, 44—45), Законы Ману были категоричны: "Человека, ли­шенного варны ("варнапета"), неизвестного (или) нечистого происхождения, неария, (хотя) по внешнему виду подобно­го арию, можно узнать по его делам. Подлость ("анарьята"), грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязан­ностей обличают в этом мире человека нечистого по проис­хождению" (шлока X, 58)1. Через двадцать веков подобные обличения "неарийцев" прозвучат в стране, которую Гегель считал воплощением абсолютного ("германского") духа. Ре­зультат известен. Заметим от себя, что проблема "избранно­го народа" историей, увы, не закрыта.

Только статус "дважды рожденных", брахманов, кшат­риев и вайшиев можно с определенным основанием считать правовым. Именно в пределах строго очерченного правового пространства, в котором находились эти три варны, достиг­шие материального благосостояния касты могли надеяться подняться на одну-две ступеньки социального и правового статуса2. Именно применительно к каждой отдельной варне

С. В. Королев дает заслуживающий интереса комментарий: "В данном случае кастовая система должна была сдерживать действительные или потенциальные иммиграционные потоки по периметру индоарийской ой­кумены. Вероятно, о чем свидетельствует и последующая история Индо­стана, долина Ганга с незапамятных времен находилась в эпицентре пе­реселения народов. Все эти народы канули в вечность, лишь индоарий-ская цивилизация посредством своей социальной организации обеспечила себе прочное господство на субконтиненте" (Королев С. В. Апоретика прав человека: Против европоцентризма в юриспруденции. М., 1999. С. 12).

Н. А. Крашенинникова и А. А. Куценков в указанных работах приводят немало примеров стремления отдельных каст к повышению своего ста­туса как в судебной практике колониальной и независимой Индии, так и в ходе переписей населения, зачисления на службу, воинского призыва.


210 Часть III. Правд, культура, цивилизация

или касте дважды рожденных можно говорить о группо­вом правосознании, отражающемся ив индивидуальном пра­восознании (памятуя при этом, что правосознание всегда но­сит оценочно-волевой характер). Подобно Древней Греции, в которой правоспособностью наделялись свободные граждане, а женщины, метеки и рабы имели прогрессивно убывающие права и также прогрессивно возрастающие обязанности, ин­дусское общество отличает резко выраженная статусная диф­ференциация.

В современном праве Индии, как убедительно показала Н. А. Крашенинникова, воздействие индусского права встре­чается на каждом шагу. Закон о браке индусов 1955 г., уста­навливая условия недействительных и оспоримых браков, вы­нужден был закрепить религиозную процедуру заключения брака в качестве главного доказательства факта брака. Из­вестно, что индусское право не предписывает четко выра­женного согласия сторон на вступление в брак — тема, бес­конечно эксплуатируемая в индийских фильмах, где сюже­ты о насильно выдаваемой замуж девушке или о любви юноши из низшей касты к красавице из другой касты варьи­руются с удивительным постоянством. Баталии вокруг созда­ния "Индусского кодекса" шли вокруг проблемы: какие по­ложения традиционного индусского права, включая нормы Законов Ману и "Артхашастры", включать в новый кодекс... Словом, традиционное право в Индии отнюдь не является памятником правовой мысли, изучаемым только студентами юридических факультетов, это сама жизнь современной Ин­дии, дающей одних из лучших в мире специалистов в области компьютерных технологий.

Можно было бы на этом подвести итоги, но сомнения в их истинности, как и в начале очерка, не рассеиваются. Преж­де всего остается вопрос: поскольку варново-кастовая систе­ма ставила людей в явно неравное положение, закрепленное в индусском праве, почему же эта система оставалась незыб­лемой, неизменной в своих основах в течение трех тысяче­летий, почему не рухнула под напором социальных, "клас­совых", противоречий? Марксистское объяснение, опериру­


Глава 5. Индусское право и конфуцианство 211

ющее категориями разделения труда и частной собственнос­ти', опять же открывает только часть Истины. Ответ прихо­дится искать в самой древнеиндийской философии.

Перед лицом непостоянства и изменчивости материаль­ного мира, жизни и смерти, смены поколений система варн и каст была социальным символом вечности и постоянства, примиряла человека с Космосом, вселяла в него убеждение в справедливости своей судьбы (кармы) и веру в перерожде­ние после смерти. Социальный и (как производное) норма­тивный статус человека как бы отходит на второй план перед приоритетом духовных ценностей. С. В. Королев по этому по­воду отмечает "своеобразную гордость низшей касты, даже сознание определенной "избранности" как "последнего бас­тиона" индийской цивилизации на умозрительной границе с "царством адхармы"2. Невольно приходит на ум Ф. М. Досто­евский с его апологией "униженных" и "оскорбленных" — величие в уничижении.

Осознание "несправедливости" (на самом деле — пред­определенности) своего статуса как бара и как испытания перед новой жизнью, в этом, видимо, "тайна" философии жизни индуса, в полной мере проявившейся в более поздней вариации индуизма — буддизме, в котором достижение "про­светления", "прозрения" составляет основу жизненных уси­лий. Уже в раннем буддизме идеалом человека становится Архат — личность, призревшая все земные привязанности и подготовленная к "спасению в небытии". Как личности мы

"Разделение труда делает возможным —• более того, действитель­ным, — что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных ин­дивидов" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 30—31).

Королев С. В. Указ. соч. С. 13. В доказательство своего вывода автор ссылается на гарантии неуязвимости социального статуса шудр: "Для шудры нет преступления, в результате которого он делается изгоем, он не заслуживает посвящения, у него нет ни прав (исполнять) дхармы (дваждырожденных), ни препятствий к этому" (Законы Ману, X. 126). Кстати и в отношении неприкасаемых С. В. Королев дает интересную характеристику: "В самом нейтральном смысле неприкасаемость озна­чает самоотграничение от всего того, что может представлять потен­циальную угрозу для носителя личных или коллективных ценностей" (Королев С. В. Указ. соч. С. 15).


212 Часть III. Право, культура, цивилизация

непостоянны, преходящи, ненадежны, относительны — на-зидает один из буддийских канонов... Можно считать такую жизненную позицию "крайним иррационализмом"1, однако именно она является объективной реальностью жизненной позиции индуса.

На примере индуизма —• этой вечно живой религиозно-философской, культурной, правовой системы — мы убежда­емся в том, насколько сильное воздействие на социально-правовой статус личности и на ее правосознание оказывает целый комплекс факторов, которые мы условились обобщен­но называть цивилизацией. Путешествие в Китай высветит нам новые грани этой зависимости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Homo juridicus индусской общины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государст

Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI Содержание     Глава 5. Философско-этическ

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VIв. до н. э. Вынесенное

Менее жестко привязывает право к государству , в то вре­мя как в системе континентального права господствует пра­во государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испы­тавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав челове­ка, легально только государственное

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизо­ванных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает ди­ректор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко

Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11. 2 На работы других

Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что на­чавшееся освобождение ч

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко

Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун

Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота обществен­ных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:

Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вы­шел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи

Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология пра­ва пошла, в основном, по пути юридизации социальной ант­ропологии. Британская традиция социальной антропологии вос­ходит к шестидесятым годам XI

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че­ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная и

Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155 Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како- 182 Часть П. Становл

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступ­лений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений

II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть ни­какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отка

IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­дились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­тестовать пр

XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­ния, которые могут оскорблять обществе

XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­ной и политической жизни своей общины и создавать институ­ты. и органы, предназ

XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием.Он должен не только регу­лярно получать заработанно

XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­сульманскую страну и на свободный выез

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи- 1 Сол

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады. 2. А будет которой сын или

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной и

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физичес­кой и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его п

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение измене­ний в линию клеток воспроизв

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453 Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи пр

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация об ок

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги