Как работают и из кого состоят региональные контрольные комиссии? - раздел Философия, Антропология права В Нидерландах Существует Пять Региональных Контрольных Комиссий, Которые Пров...
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований должной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного числа членов, среди которых, во всяком случае, должен присутствовать юрист, являющийся председателем комиссии, врач и эксперт по вопросам этики. Таким образом, в каждом случае применения эвтаназии производится проверка с точки зрения юридической процедуры, с точки зрения медицинских норм и в отношении норм и ценностей, действующих в обществе. Комиссия выносит свое решение большинством голосов. Как председатель, так и члены комиссий назначаются Министром юстиции и Министром народного здравоохранения, благосостояния-и спорта на период в шесть лет.
Эти пять региональных контрольных комиссий действуют уже с 1 ноября 1998 г. В соответствии с новым законом региональные контрольные комиссии уже не должны более направлять свое авторитетное заключение по тому или иному случаю применения эвтаназии в Государственную прокурату-
Глава 15. Эвтаназия. 455
ру, если они считают, что требования должной тщательности при применении эвтаназии или при оказании помощи при самоубийстве были выполнены. Комиссии несут также ответственность за регистрацию вынесенных на рассмотрение случаев окончания жизни по просьбе пациента или оказания помощи при самоубийстве. Это не означает, что региональные контрольные комиссии взяли на себя функцию Государственной прокуратуры, поскольку они лишь высказывают свое мнение о соблюдении требований должной тщательности. Государственная прокуратура вправе подать запрос о расследовании во всех тех случаях, когда имеется резонное подозрение в совершении наказуемого деяния.
Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления? '
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассматриваться врачом как легитимная просьба о применении эвтаназии. Признание легитимности письменного волеизъявления имеет значение прежде всего тогда, когда врач принимает решение об удовлетворении просьбы о применении эвтаназии в том случае, если пациент уже не хочет устного общения. Письменное волеизъявление считается в этом случае хорошо взвешенной просьбой о применении эвтаназии. Однако наличие такого волеизъявления не освобождает врача от обязанности произвести свою оценку положения в свете требований должной тщательности при принятии решения об окончании жизни по просьбе пациента.
Все темы данного раздела:
Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнительного правоведения Института государст
Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI
Содержание
Глава 5. Философско-этическ
От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академического правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско
Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников.
Лао-цзы, VIв. до н. э.
Вынесенное
Менее жестко привязывает право к государству , в то время как в системе континентального права господствует право государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испытавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав человека, легально только государственное
Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, обращенную непосредственно к че
Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
внутри единой национальной или региональной "централизованных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает директор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ко
Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11.
2 На работы других
Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что начавшееся освобождение ч
Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической этнологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс
Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юриспруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глубинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с
Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко
Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун
Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота общественных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:
Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вышел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи
Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология права пошла, в основном, по пути юридизации социальной антропологии. Британская традиция социальной антропологии восходит к шестидесятым годам XI
Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико
Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важнейшим фактором биологической эволюции человека выступает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,
Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного человека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием выживания человека была его полная и
Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155
Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п
Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и личных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац
Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно определяемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ
Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстракции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-
182 Часть П. Становл
Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные составляющие. Сопоставительное и
Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо проводить различие между правом Индии, независимого государства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей
' Павленко Ю. В.
Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступлений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и
Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений
II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона.
2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем
III. Право на равенство и недопущение никакой дискриминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона.
2. Все люди должны получать равную плату за равный труд.
3. Никому нельзя отка
IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом.
2. Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать пр
XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять обществе
XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и создавать институты. и органы, предназ
XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием.Он должен не только регулярно получать заработанно
XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п
XXIII. Право на свободу перемещения и место жительства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выез
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причи-
1 Сол
Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и
Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразумевалось под этим загад
Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады.
2. А будет которой сын или
Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзистенциальную диалектику", в силу которой гуманизм переходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приводит к отрицанию человека.
Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и
Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового статуса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю
Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
2. Каждый имеет право на признание его п
Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до проблем генной инженерии. Мы
Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение изменений в линию клеток воспроизв
Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется трансплантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла
Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он
Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о применении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обращаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяются. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до
Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эвтаназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуществлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персонал также могут отказываться принимать участие в подготовке эвтаназии. Ни врачи, ни м
Как организована процедура регистрации случаев применения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453
Врач обязан ставить в известность муниципального патологоанатома о каждом случае неестественной смерти. В случае применения эвтаназии или оказания помощи пр
Каким образом производится запрос мнения независимого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра
Каким образом устанавливается, что речь идет о неизлечимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицинской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.
Может ли пациент из другой страны приезжать для осуществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия доверительных отношений между лечащим врачом и пациентом. Процедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос
Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовершеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или
458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
об ок
Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии международным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обязательству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр
Новости и инфо для студентов