Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки - раздел Философия, Антропология права Внутри Единой Национальной Или Региональной "централизованных" Пра...
внутри единой национальной или региональной "централизованных" правовых систем"1, — такое мнение высказывает директор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тиш-ков, один из самых активных сторонников развития этой отрасли науки2. Более того, в пылу увлечения антропологической проблематикой некоторые этнологи высказывают не совсем (и даже совсем не) бесспорную идею о том, что "антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии"3.
Здесь мы вплотную подходим к определению юридической антропологии.
Изучение общественного бытия человека на различных стадиях его эволюции и в различных географических зонах требовало собственного предмета и собственной методологии исследования. К истории развития юридической антропологии мы обратимся позже, а сейчас постараемся свести воедино несколько определений юридической антропологии.
Пионер внедрения этой дисциплины в учебные курсы французских университетов Норбер Рулан дает такое определение в карманном издании своего учебника "Юридическая антропология":"Юридическую антропологию можно определить как дисциплину, которая путем анализа письменного или устного слова, практики и системы представительства, изучает процессы, юридизации, свойственные каждому обществу и стремится выявить их внутреннюю логику"4. В этом определении акцент сделан на познавательной стороне юридической антропологии с точки зрения выявления причинности появления илиразвития тех или иных правовых установлений.
Более емкую, на наш взгляд, характеристику дает юридической антропологии академик В. С. Нерсесянц в своем предисловии к русскому переводу другого учебника Н. Рулана:
Все темы данного раздела:
Сведения об авторе
Ковлер АнатолийИванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнительного правоведения Института государст
Человек в системе традиционного права.-.-——.————194
VI
Содержание
Глава 5. Философско-этическ
От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академического правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско
Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издаватьзаконов и распоряжений, тем большебудет в стране воров и разбойников.
Лао-цзы, VIв. до н. э.
Вынесенное
Менее жестко привязывает право к государству , в то время как в системе континентального права господствует право государственное.
Почему же так случилось, что именно в странах, испытавших на себе влияние идей Французской революции, и прежде всего в самой Франции, этой колыбели прав человека, легально только государственное
Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, обращенную непосредственно к че
Quot;Юридическая антропология — наука о человеке как
1 Тишков В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология: Закон и жизнь: Сб. статей, М., 2000. С. 10—11.
2 На работы других
Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
нях и эволюции, но не абстрактно, как "вещь в себе", а применительно к отдельному человеку. Пафос российской юридической антропологии виделся также и в том, что начавшееся освобождение ч
Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической этнологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс
Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юриспруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глубинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с
Рулан Н. Указ. соч.С. 30.
52 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
с окружающим миром,так и внутреннюю жизнь замкнутых всебе человеческих общностей, ко
Там же. С. 16—17.
56 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
онитем самым оказалинеоценимую услугу правоведению,обогативего знанием фун
Quot;Антропологический ренессанс" в юриспруденции во второй половине XX века и его последствия
Довоенные годы прошлипод знаком поворота общественных наук к человеку, когда основнымвопросом философии,социологии, других наукстало:
Американская антропология права
В 1941 г. в издательстве университета штата Оклахома вышел фундаментальный труд*, посвященный праву индейцев шей-енов — событие самопо себе значи
Британская социальная антропология
Как уже отмечалось выше, британская антропология права пошла, в основном, по пути юридизации социальной антропологии. Британская традиция социальной антропологии восходит к шестидесятым годам XI
Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико
Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важнейшим фактором биологической эволюции человека выступает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,
Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного человека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием выживания человека была его полная и
Стронин А. История общественности. СПб., 1885, С. 219—220.
Глава 4. Человек "общинный" и "государственный" 155
Преобладание элементов "представительного начала" над прямым демократизмом, усиление влияния п
Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и личных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац
Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно определяемый (с разными нюансами) как период вождеств, — это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малозначащ
Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстракции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-
182 Часть П. Становл
Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные составляющие. Сопоставительное и
Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо проводить различие между правом Индии, независимого государства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей
' Павленко Ю. В.
Мир "ли" и "фа" китайца
Однажды (а точнее, в 1958 г.) в одном из своих выступлений Мао Цзэдун изрек: "Мы не можем управлять массами посредством права. Никто не в состоянии помнить всего, что написано в гражданском и
Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы, могли бы, жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений
II. Право на свободу
1. Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона.
2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлем
III. Право на равенство и недопущение никакой дискриминации
1. Все люди* равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защгмпу Закона.
2. Все люди должны получать равную плату за равный труд.
3. Никому нельзя отка
IV. Право на справедливость
1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом.
2. Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать пр
XII. Право на свободу совести, мысли и слова
1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять обществе
XIV. Право на свободу собраний
1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и создавать институты. и органы, предназ
XVII. Статус и звание трудящихся
Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием.Он должен не только регулярно получать заработанно
XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и п
XXIII. Право на свободу перемещения и место жительства
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выез
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причи-
1 Сол
Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и
Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "захон русский". Что подразумевалось под этим загад
Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинить наказанье
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матер-не убийство казнить смертию же безо всякия пощады.
2. А будет которой сын или
Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзистенциальную диалектику", в силу которой гуманизм переходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приводит к отрицанию человека.
Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества. — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и
Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового статуса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю
Общие принципы
1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
2. Каждый имеет право на признание его п
Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до проблем генной инженерии. Мы
Quot;Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение изменений в линию клеток воспроизв
Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется трансплантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла
Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он
Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о применении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обращаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяются. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до
Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эвтаназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуществлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персонал также могут отказываться принимать участие в подготовке эвтаназии. Ни врачи, ни м
Как организована процедура регистрации случаев применения эвтаназии?
Глава 15. Эвтаназия- 453
Врач обязан ставить в известность муниципального патологоанатома о каждом случае неестественной смерти. В случае применения эвтаназии или оказания помощи пр
Каким образом производится запрос мнения независимого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него вра
Как работают и из кого состоят региональные контрольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований должной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи
Каким образом устанавливается, что речь идет о неизлечимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицинской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.
Может ли пациент из другой страны приезжать для осуществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия доверительных отношений между лечащим врачом и пациентом. Процедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос
Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовершеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении автаназии или
458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
об ок
Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии международным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обязательству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр
Новости и инфо для студентов