рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От советской системы к постсоветской Конституции

От советской системы к постсоветской Конституции - раздел Философия, Философия права Утвердившаяся В Условиях Социализма Тоталитарная Система Как Тип И Форма Орга...

Утвердившаяся в условиях социализма тоталитарная система как тип и форма организации коммунистической партийно-политической власти — это неэтатизм, не чрезмерное развитие государственного начала, как нередко считают, а нечто прямо противоположное — тот крайний антиэтатизм и антиюридизм,который подменил надлежащие государственно-правовые формы и принципы организации и осуществления публичной власти и препятствовал их возникновению.

Неверные представления по этому кругу вопросов (смешение всякой политизации общества с его "огосударствлением", отождествление любой сильной власти с государственной, приказных функций — с правотворчеством, тоталитаризма — с этатизмом и т. д.) связаны, в конечном счете, с непониманием и игнорированием сущности и смысла внутреннего суверенитета государства, т. е. того, что государствоэто суверенная (верховная, всеобщая и правовая) форма организации и осуществления публично-политической власти.

Тоталитаризмво всех его вариантах и проявлениях — это как раз отрицание данного принципа суверенности государства, подмена государственных форм и внутренне, необходимо связанных с ними всеобщих правовых норм, процедур и т. и. иными (экстраординарными, опирающимися на прямое насилие или угрозу его применения) политико-властными структурами, институтами, нормами. Свою неполноценность тоталитаризм как узурпация и извращение суверенной власти компенсаторно прикрывает выхолощенными, по преимуществу вербальными конструкциями и формами, имитирующими государственно-правовой порядок. Но эта внешняя государственно-правовая атрибутика (все эти традиционные государствен-

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву 367

ные названия партийно-властных учреждений, юридические наименования принудительных актов и т. д.) не меняет сути дела. И именно тоталитаризм, а не этатизм, как ошибочно принято считать, является радикальным отрицанием права и государства, прав и свобод личности, независимости гражданского общества, которое полностью политизируется, лишается самостоятельности, разрушается и "поглощается" тоталитарной системой.

Тоталитарная система реального социализма оказалась несовместимой со свободой, правом, государственностью. Так называемое "отмирание" государства и права при "полном коммунизме", предсказанное марксистско-ленинской идеологией, на самом деле предстало как отрицание действительных государственно-правовых норм и институтов (включая и разделение властей) уже при социализме и их подмена приказными актами и карательными учреждениями пролетарско-коммунистической диктатуры. Реальная политическая власть оказалась безраздельно у коммунистической партии, а разного рода квазигосударственные формирования (представительные, исполнительные и судебные) полностью зависели от партийных решений и носили фасадный характер.

Руководящая роль коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата исключала саму возможность разделения властей.Здесь, как, впрочем, и в других отношениях, социалистическая практика полностью опиралась на коммунистическую доктрину. Так, уже Маркс в своем анализе опыта Парижской коммуны обосновывал необходимость соединения в одном учреждении законодательной и исполнительной власти1. Это положение защищал и Ленин: "Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим, в одно и то же время законодательствующим и исполняющим законы"2.

Диктатура пролетариата(с ее антипарламентаризмом, отсутствием разделения властей, отрицанием прав человека, господством силовых норм и т. д.), согласно марксистско-ленинской доктрине, должна была сохраниться до "полного коммунизма". Другой "государственности" для социализма, кроме партийно-классовой диктатуры, этой доктриной не предусматривалось.

Чтобы освободиться от дискредитированного в условиях сталинского террора понятия "диктатура пролетариата", в начале 60-х годов правящей коммунистической партией было выдвинуто положение о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству.Однако как само это положение, так и его закрепление в брежневской конституции 1977 г. носили декларативный характер, поскольку оставались нетронутыми по существу все прежние

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17. С. 345.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 46.

368 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства!

базисные и надстроечные структуры диктатуры пролетариата воглаве с монопольно правящей КПСС. 1

Эти структуры партийно-политической диктатуры (под назва-; нием "административно-командная система") фактически сохраня- ли свою силу и позиции также и в годы перестройки,пока под 3 напором демократических сил не оказались вынужденными пойти I на ряд уступок: первые, относительно свободные выборы в Советы, i частичная реформа высших представительных и исполнительных! органов, формирование (правда, не вполне демократичным обра- зом) постоянно действующего Верховного Совета СССР, введение института Президента СССР (соответственно — Верховных Сове-; тов и президентов в союзных республиках), некоторые, весьма незначительные изменения в судебной системе, отмена конституционного положения (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) о руководящей; и направляющей роли КПСС.

В 1988 г. XIX Всесоюзная конференция КПСС декларировала,,? что "считает делом принципиальной важности формирование co- циалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти"1. Однако это, как и многое другое в области политических, экономи- ческих, правовых и национально-государственных преобразований, осталось декларацией о намерениях. Вопреки таким декларациям-реальный опыт социализма (включая и опыт перестройки) убеди-1 тельно доказал несочетаемость социализма с правовым государством, адекватность социализму лишь тоталитарной партийно-коммунистической формы организации политической власти.

Социализм может быть лишь таким, как он исторически ело- i жился в реальной действительности, каким мы его знаем по его ; марксистско-ленинско-сталинской модели.(с господством социали-Ч стической собственности, диктатурой, монополией партийной власти, приказным планом, диктатом имперского центра над квазису-1 веренными республиками, насильственными методами управления; хозяйствования и т. д.). Стать другим действительный социализм! (если его не путать с так называемым "шведским социализмом", т. е.щ реформированным капитализмом с социальными услугами и свое- образной "данью" в пользу несобственников) в принципе не может.

Всякое движение к праву, к свободе личности, к признании людей субъектами права собственности на средства производстЕ к рынку, гражданскому обществу, к правовому государству (с раз! делением властей и т. д.) неизбежно означает выход за рамки со) циализма.Отсюда и неудачи квазиреформ перестройки под руко водством КПСС (с ее ориентацией на "совершенствование" социа лизма с "коммунистической перспективой") и постоянное сопрс тивление со стороны прежних правящих партийно-политически

1 Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988. С. 122.

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву

структур всем сколько-нибудь радикальным преобразованиям сложившегося строя. Это сопротивление нашло свое концентрированное выражение в августовском (1991 г.) военно-коммунистическом путче с целью возврата к прежнему социализму.

В целом начатый в годы перестройки процесс преобразований был рассчитан на модернизацию социализма, придание ему "человеческого лица" и т. д. (в духе идеологии и лозунга тогдашних реформ: "Больше социализма!").

Однако характер и логика преобразований в перестроечные и постперестроечные годы наглядно и убедительно продемонстрировали, что демонтаж тоталитарных структур прошлого по сути дела — вопреки замыслу и целям "отцов перестройки" — означает одновременно и преодоление самого социализма.

Существенную роль в процессе постепенного отхода в годы перестройки от идеологии и практики социализма сыграли ослабление цензуры, развитие начал гласности и свободы общественного мнения, официальное признание идеологического и политического плюрализма, многопартийности и свободы общественных объединений, ослабление роли и полномочий союзного центра и усиление самостоятельности союзных республик, автономных и административно-территориальных образований, допущение различных несоциалистических форм хозяйствования и рыночного оборота, первые шаги в области "разгосударствления" социалистической собственности и признания многообразия форм собственности на средства производства.

Количество этих и других перестроечных мероприятий постепенно переросло в явное и очевидное для всех антисоциалистическое качество.

В условиях демонтажа системы партийно-политической власти КПСС появились реальные возможности для формирования и укрепления суверенной государственной власти в союзных республиках. Центробежное движение в направлении к национально-государственному суверенитетустало решающим фактором в процессе преодоления роли и значения общесоюзного центра как олицетворения и последнего бастиона всей прежней тоталитарной системы власти в СССР.

Заметной вехой в этом процессе стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. В Декларации подчеркива-. лась решимость создать в России демократическое правовое государствос разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивалась в ней и необходимость принятия новой Конституции России.

Продвижение по этому пути было значительно ускорено после краха августовского путча 1991 г. и последовавшего за ним распада

370 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

СССР (декабрь 1991 г.) и образования вместо бывших союзных республик новых суверенных государств.

Послеавгустовские преобразования в России приобрели- качественно новый характер и по существу были уже нацелены на выход за рамки социализма и переход к постсоциалистическому строю(с общей ориентацией на отношения, институты и нормы, характерные для современных западных стран). Об этом свидетельствуют основные мероприятия и нормативные акты того периода, в частности, роспуск прежних структур КПСС, развитие начал идеологического и политического плюрализма и многопартийности, дальнейшие шаги по пути формирования системы разделения властей, закрепление института частной собственности, осуществление приватизации и т. д. Особо следует в этом ряду выделить "Декларацию прав и свобод человека и гражданина" (принята 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР), которая в основе своей соответствует современным международным стандартам и тому уровню требований, который диктуется идеей и принципами правового государства.

Многие из названных положений нашли в той или иной форме (в виде соответствующих поправок, дополнений и изменений) свое нормативное закрепление в продолжавшей действовать Конституции РСФСР 1978 г. Однако такое частичное обновление старой Конституции брежневского времени не сняло остроту проблем, диктовавших необходимость принятия новой Конституции. Действовавшая Конституция страдала существенными внутренними противоречиями: наряду с отмеченными новыми положениями она содержала целый ряд старых положений, восходивших к идеям и принципам прежней советско-коммунистической системы и не согла-суемых с требованиями разделения властей, парламентаризма, правового государства, с задачами проведения радикальных экономических реформ, продвижения к рыночному хозяйству и гражданскому обществу.

В рамках действовавшей Конституции новые правовые нормы(по существу — постсоциалистические) пришли в столкновение со старыми неправовыми и антиправовыми нормами(с нормами социалистического времени и происхождения).

За такими противоречиями между старыми неправовыми нормами и новыми правовыми нормами Конституции, за столкновени- 1 ем праваи неправовогозакона внутри частично обновленной Кон-Д ституции, стояла противоположность прокоммунистических и ан-, тикоммунистических сил, интересов, идей. Это и сделало невоз- можным разрешение данных коллизий наличными конституцией- но-правовыми средствами. Принятие новой, постсоветской Консти- туции и в целом дальнейшие шаги по преодолению социализма C в сложившейся ситуации фактически невозможными.

Глава 2. Преодоление тоталитаризма: путь России к праву 371

Антагонизм сторонников и противников советской системы принял (в политическом измерении) характер борьбы различных ветвей власти,в которой антисоветское и антисоциалистическое начало и перспективу развития (а следовательно, и путь к праву и новой, правовой Конституции) олицетворяла и защищала исполнительная власть во главе с Президентом России, а советскую систему — представительная власть во главе с Верховным Советом РСФСР, претендовавшая на верховенство над всеми властями и апеллировавшая к антиправовым по своей сути положениям продолжавшей действовать старой, социалистической Конституции. Миротворческие усилия разнородного по своему составу Конституционного Суда России (с определенным креном в сторону устаревших положений действовавшей Конституции) не разрешили конфликта.

Кризис власти в сентябре-октябре 1993 г. принял конфронта-ционный характер и вылился в Москве в малую гражданскую войну между сторонниками и противниками советско-социалистической системы. В результате силового решения этого кризиса Россия вступила в постсоветский период своего развития.

События того времени продемонстрировали всю хрупкость первых ростков права и правовой государственности в России. Вместе с тем эти события показали, что идеи отхода от социализма и движения к новому экономическому и правовому строю пользуются достаточно сильной социальной и политической поддержкой. Данное обстоятельство во многом и предопределило развитие событий не в сторону старого тоталитаризма или нового варианта авторитарной власти, а в направлении к более прочной конституционно-правовой конструкции государственной власти, которая могла бы стабильно и эффективно функционировать в складывающихся трудных и напряженных условиях постсоветского и постсоциалистического строя.

В этой связи весьма показательно, что Указ Президента Российской Федерации "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. № 1400 по существу ориентировался на ценности конституционализма и правового государства, предусматривал правовой путь и способ принятия новой (постсоветской и постсоциалистической) Конституции, формирования нового парламента и т. д.

Реализация этих положений, принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и демократические выборы в Федеральное Собрание привели к качественно новой, более развитой и более прочной правовой и политической ситуации. В этих условиях сам процесс постсоциалистических преобразований, становления новой правовой системы и правовой государственности в России приобрел необходимые конституционно-правовые основания,характеристики и ориентиры.

372 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия права

Российской академии наук Академический правовой университет... В С Нерсесянц... Философия права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От советской системы к постсоветской Конституции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нерсесянц В. С.
Н54Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 656 с. ISBN 5-89123-098-4 Настоящий учебник посвящен философии права. В нем освещаются общие проблемы

Предмет философии права
Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах

Философия права в системе наук
Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика фи-лософс

Право как формальное равенство
Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объе

Право как свобода
С принципом формального равенства связано и понимание права как формы общественных отношений. Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных от

Право как справедливость
Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя с необходимостью и справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что

Типология правопонимания
Вопрос о том, что такое право, имеет для философии права такое же фундаментальное значение, как и вопрос "что такое истина?" для философии и человеческого познания в целом. Ведь и в случа

Понятие права: многообразие определений и единство понятия
Анализ принципа правового равенства свидетельствует о внутреннем единстве и общем смысле формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы индивидов, всеобщей справедливости. Эти смысло

Человек как правовое существо
Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познан

Бытие и существование права
Бытие права — это качественно определенное бытие формального равенства, которое (исходно и по определению) имеет смысл лишь как равенство свободных и в таком своем качестве и всеобщем значении иден

Формы существования права
Подмена правового закона неправовым законом означает, что место правовых форм и явлений занимают соответствующие фабрикации произвольного закона. Так, правовая норма подменяется нормой закона, прав

Либертарно-юридическая аксиология
Последовательное преодоление недостатков естественноправо-вого подхода (в сфере юридической аксиологии так же, как и в вопросах юридической онтологии и гносеологии) ведет не к позитивизму и легизму

Гносеология юридического правопонимания
Предметная сфера правовой гносеологии — это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и услов

Гносеология легизма
Воснове лигистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установл

Общее благо как категория права
Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum сотгфте" (общее благо)

Проблема общего блага в постсоциалистической России
В России понятие общего блага в его правовом (и государственно-правовом) смысле и значении не получило, за редким исключением, сколько-нибудь широкого распространения, не стало заметной и значимой

Взаимодействие права с другими социальными нормами
Равенство, будучи принципом права, имеет, разумеется, важное значение и с точки зрения всех иных (неправовых) видов социальных норм, всех других типов социальной регуляции, но (и в этом — суть дела

Уравниловка
Социалистическая "уравниловка" — сложное явление. В ней множество взаимосвязанных компонентов, аспектов и граней, порожденных внеэкономической и внеправовои ситуацией реального социализма

Дозволения и запреты в праве
В отличие от ограниченной меры дозволений и широких запретов, диктуемых уравниловкой, правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на д

Правовое государство: история идей и современность
Правовое государство — как определенная философско-пра-вовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных

Права и свободы человека и гражданина
Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несв

От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права
Право и государство, согласно марксистскому историко-мате-риалистическому учению, являются надстроечными явлениями (формами), обусловленными базисными (производственными, экономическими) отношениям

Концепция буржуазного "равного права" при социализме
Уничтожение частной собственности и обобществление ее объектов еще не дает искомого коммунистического потребительского равенства. Это, по марксистским представлениям, произойдет потом, при полном к

Quot;Свобода" без права: негативная природа коммунизма
Логика коммунистической "экспроприации экспроприаторов"! и освобождения от господства капитала такова: раз общество при! капитализме делится на частных собственников-эксплуататоров! (влад

Мера "равенства": общепринудительный труд вместо права
Сохранение буржуазного "равного права" при социализме, согласно марксизму-ленинизму, необходимо, как мы видели, лишь для распределения предметов индивидуального потребления. Это "пра

Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности
Широко распространено представление, будто обезличенность, "ничейность", отчужденность от конкретных людей, "огосударст-вленность" — это какие-то искажения, "деформации&quo

Право как меновое отношение: некролог о праве
Для большинства советских марксистских авторов послереволюционного времени классовый подход к праву означал признание наличия т. и. "пролетарского права". Такое представление, сформировав

Метаморфозы правопошшания в русле большевистской политики
20-е и первая половина 30-х годов (вплоть до совещания 1938 г. по вопросам науки советского государства и права) отмечены борьбой различных направлений правопонимания в советской юридической науке.

Новое "правопонимание" в отраслевых науках
Общетеоретические споры о правопонимании по-своему преломлялись и развивались в отраслевых юридических науках. Так, разделяя тезис Пашуканиса о "критическом пересмотре буржуазных конс

Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности
В истории советского правопонимания особое место занимает проведенное Институтом права АН СССР печально известное Совещание по вопросам науки советского государства и права (16—19 июля 1938 г.). Ег

Официальная позиция
Определение 1938 г. и соответствующее "правопонимание" стало на все последующие годы официальной и общеобязательной позицией и парадигмой для всей советской юридической науки, а все откло

Широкий подход к праву
Уже с середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользо

Либертарная концепция права
В60-е и особенно в 70—80-е годы "узконормативный подход" постепенно терял свое прежнее значение и позиции. Заметно активизировался отход от официального "правопонима

Альтернативы постсоциализма
Мы все сегодня, на Востоке и на Западе, — современники больших изменений во всемирной истории. Прежний миропорядок и, можно сказать, само направление всемирно-исторического развития опреде

Проблема "конца истории": возможен ли послебуржуазный тип права?
XX век — время практической реализации и проверки социалистической идеи, одной из самых значительных во всей истории человечества. Теперь, к концу века, по Европе уже бродит призрак постсоц

Цивилитарное право и гражданская собственность
. Природа коммунизма как идеи и как практики (в виде реального социализма XX в.) такова, что его действительно (социально-исторически) можно преодолеть и оставить в прошлом лишь адекватным

Новые ориентиры прогресса права и свободы
В контексте объективно-исторической возможности перехода от социализма к цивилизму все остальные варианты преобразования реально сложившегося социализма неизбежно предстают как отклонения от вектор

Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории
Социализм как переходный строй между капитализмом и цивилизмом— таков тот всемирно-исторический контекст, в рамках которого только и можно адекватно уяснить координаты российской и

Традиции и опыт государственно-правовых преобразованийв России: актуальные уроки
В ходе становления в России постсоциалистического права и государства приходится одновременно решать большой комплекс старых и новых проблем, связанных с тяжелым наследием самодержавного и тоталита

Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство
Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления радикальных политических и

Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и действительность
Новая Конституция Российской Федерации — одно из важных достижений на пути России от тоталитаризма к правовому строю. Само наличие новой Конституции, ее правовые идеи и нормы, ее положения о правах

Дике и номос: в поисках начал справедливости
Уже во времена "гомеровской Греции" (конец II тысячелетия до и. э.)1 эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное

Демокрит
Представление о законе и государстве как искусственном результате причинно-обусловленного, естественного (небожественного) развития человеческого общества впервые высказывается и развернуто обоснов

Софисты
Поиски естественных основ права и закона в самой природе человека и человеческого общества были продолжены в V—IV вв. до и. э. софистами. Софисты были глубокими и смелыми новаторами в обла

Аристотель
Большое внимание рационально-теоретическому анализу права и закона и их социально-политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384—322 гг. до и. э.). Аристотель предпринял

Человеческие (государственные) законы,согласно такой концепции, должны соответствовать общему закону (естественному праву).
Фатализм общего, мирового закона (естественного права) по существу фатально предопределяет, согласно концепции стоиков, и все человеческие политико-правовые явления и отношения, в том числе и госуд

Цицерон
С позиций естественного права философское учение о праве, законе и государстве весьма основательно разработал Цицерон (106—43 гг. до и. э.). В основе права, согласно Цицерону, лежит присущ

Фома Аквинский
С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226— 1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и

Там же. С. 74.
Глава 3. Философия права Нового времени Необходимым отличительным признаком любого права, подчеркивает Гроций, является его обязывающая сила."Во всяком случае, — з

Фрэнсис Бэкон
С обоснованием новых философско-правовых идей в области теории закона выступил Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Отвергая схоластику и спекулятивный априоризм, он защищал и развивал эмпирический

Ние гражданскому, закону — одно из требований естественного закона.
В целом Гоббс дает следующее определение гражданского закона:"Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство уст

Монтескье
Значительный вклад в развитие философии права и государства внес Ш.Монтескье (1689-—1755). Основной предмет философско-правовых исследований Монтескье и главная ценность, отстаиваемая в ни

Собщественно-политическим целым (народом) все ясно. Как же в соотношении с этой тотальностью обстоят дела с правами и свободами индивида?
Здесь в ответах и подходе Руссо отсутствует необходимая, требуемая правовой природой и смыслом проблемы, определенность. С одной стороны, Руссо говорит о "полном отчуждении каждого из

Венно-божественного закона отвергал вообще все позитивные законоуложения.
Согласно Галлеру, "вечный, неизменный, установленный Богом порядок состоит в том, что тот, кто сильнее, господствует, должен господствовать и всегда будет господствовать"1.

Общая характеристика
Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII в.1. "Наше отношение к западной науке, — писал русский юрист конца XIX в. — начала XX в.

Б.И. Чичерин
Б.И. Чичерин (1829—1904) — выдающийся русский юрист и философ права. В его богатом и разностороннем научном творчестве значительное внимание уделено философскому осмыслению проблем права и

И.И. Новгородцев
И.И. Новгородцев (1866—1924), во многом как и Чичерин, в своих политических и правовых воззрениях, в понимании права и государства, соотношения личности и государства разделял основные идеи индивид

B.C. Соловьев
Значительный интерес представляет философско-правовая концепция B.C. Соловьева (1853—1900) — выдающегося представителя русской философской и религиозной мысли. В трактовке Соловьева право

НА. Бердяев
В центре творчества И.А. Бердяева (1874—1948), одного из крупных русских религиозных философов XX в., стояла проблема свободы.Он называл себя "сыном свободы" и подчеркива

Неокантианские концепции философии права
Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер(1856—1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, фо

Неогегельянские концепции философии права
В начале XX в. заметно растет интерес к учению Гегеля и все чаще повторяется мысль о необходимости "обновления" гегельянства, возврата к "подлинному" Гегелю, перехода от Канта к

Чистое учение о праве Г. Кельзена
Чистое учение о праве Г.Кельзена (1881—1973) представляет собой теорию позитивного права, разработанную с позиций логико-аналитической юриспруденции. Критикуя традиционное правоведение XIX—XX вв. и

Тельность (в формальном, а не в фактически-содержательном смысле) правовой формы (права как формы).
У Кельзена же в силу отсутствия принципа права правовая форма(т. е. вся нормологически описываемая сфера долженствования) оказывается совершенно пустой, бессодержательной (

Концепции "возрожденного" естественного права
"Возрожденное" естественное право: традиции и обновление.Прозвучавшие в начале XX в. на разных европейских языках, включая и русский, призывы к "возрождению естестве

Экзистенциальная философия права
Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Х

Онтологическая концепция права Р. Марчича
Онтологическая трактовка права содержится в философии права австрийского юриста Р. Марчича.Поясняя смысл своего подхода, он писал: "Я представляю строгую онтологию права и при

Неопозитивистская концепция права Г. Харта
Правовая теория Харта развита в русле аналитической юриспруденции, которая восходит к Бентаму и Остину. Отходя от определения права Остином как "приказа суверена",

Тел./факс (095) 921-62-95. E-mail: norma@norma-verlag.com Internet: www.norma-verlag.com
Подписано в печать 29.11.04. Формат 60x90/16. Бумага типографская. Гарнитура «Журнальная» Печать офсетная. Усл. печ. л. 41,0. Уч.-изд. л. 45,7. Доп. тираж 6000 экз. Заказ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги