Реферат Курсовая Конспект
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ - раздел Философия, Министерство Образования И Науки Рф ________________________________...
|
Министерство образования и науки РФ
__________________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)
__________________________________________________________________
Кафедра философии
Н.А. Селиверстова
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1 Предмет философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Специфика философского мировоззрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Структура философского знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Функции философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.5 Основные типы философских концепций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5.1 Онтологическая проблема: материализм, субъективный и
объективный идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм, сенсуализм,
рационализм и иррационализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: МЫСЛИТЕЛИ И ШКОЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Философские концепции Древнего Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1.1 Специфика древневосточной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1.2 Философия Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1.3 Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2 Античная философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2.1 Истоки и специфика античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы) . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2.3 Античный атомизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2.4 Классический период античной философии:
Сократ, Платон, Аристотель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.2.5 Философия эпохи эллинизма и римского периода античности:
Эпикур, киники, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.3 Философия европейского Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.3.2 Патристика. Августин Аврелий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.4 Философия эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры и философии . . . . . . . . . . . 56
2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая и
религиозно-философская мысль эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания . . . . . . . . . . . . . 61
2.5 Философия Нового времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
2.5.1 Социокультурные предпосылки
и специфика новоевропейской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
2.5.2 Эмпиризм Ф.Бэкона и механистический материализм Т.Гоббса . . . . . . . . . 66
2.5.3 Гносеологический рационализм:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:
Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
2.5.5 Философия французского Просвещения XVIII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.6 Немецкая классическая философия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.6.1 «Критическая философия» И.Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.6.2 Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
2.6.3 «Антропологический материализм» Л.Фейербаха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
2.7 Основные школы зарубежной философии XIX - XX вв.. . . . . . . . . . . . . . . 82
2.7.1 Философия марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.7.2 Философия позитивизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.7.3 Философия прагматизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
2.7.4 Философия жизни в Германии XIX века:
А.Шопенгауэр и Ф.Ницше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
2.7.5 Экзистенциализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
2.7.6. Философия психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
2.8 Русская философия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
2.8.3 Становление самобытной русской философии:
славянофилы и западники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
2.8.4 «Серебряный век» русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
2.8.4.2 Философия «всеединства» В.С.Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
2.8.4.3 Русская философия конца XIX – начала ХХ века. Русский космизм . . . .104
2.8.5 Советский период в развитии русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ . . . . . . . . . . . . . 107
3.1 Онтология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
3.1.1 Проблема бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
3.1.2 Философское учение о материи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
3.1.3 Движение как атрибут бытия; движение и развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
3.1.5 Универсальные связи бытия. Детерминизм и закономерность . . . . . . . . . 118
3.2 Сознание как философская проблема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
3.2.1 Проблема возникновения сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
3.2.2 Сущность и структура сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
3.2.3 Сознание и язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
3.3 Гносеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3.3.1 Субъект и объект познавательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3.3.2 Познавательные способности человека:
чувственное и рациональное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания . . . . . . . . . . . . . 137
3.4 Философия и методология научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
3.4.1 Специфика научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
3.4.2 Структура научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
3.4.3 Закономерности развития науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
3.5 Философская антропология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
3.5.1 Биологическое и социальное в человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
3.5.2 Основные факторы антропогенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
3.5.4 Проблема свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
3.6 Социальная философия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
основные подходы и концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
3.6.2 Природа и общество:
от эволюции к коэволюционному взаимодействию . . . . . . . . . . . . . . . . 164
3.6.3 Основные сферы общественной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
3.6.4 Проблема социального развития: формационная,
стадиальная и цивилизационная концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
3.7 Философия исторического процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3.7.1 История как объект философского анализа:
цикличность и линейность исторического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3.7.2 Проблема социального прогресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:
перспективы современной цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
ПРИЛОЖЕНИЕ Краткий словарь основных философских терминов. . . 185
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Основы философии» рекомендуется в помощь студентам всех факультетов для более глубокого освоения курса философии и успешной сдачи экзамена.
Философия входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин образовательной программы бакалавра Федеральной образовательной программы бакалавра, и соответствует ее основным требованиям.
Изучение философии направлено на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
-владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбора оптимальных путей их достижения;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Требования, которые предъявляются на экзамене по философии, предполагают наличие знаний, умений и навыков в объеме курса, содержание которого определено Федеральной образовательной программой и разработанной на ее основе кафедрой философии СПбГТИ (ТУ) учебной программой дисциплины «Философия».
В результате изучения философии студент должен:
Знатьосновные направления, проблемы, теории и методы философии; содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
Уметьформировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
Владетьнавыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; приемами ведения дискуссии и полемики; навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернативных точек зрения, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Учебное пособие «Основы философии» имеет своей главной целью помочь студентам подготовиться к семинарским занятиям, к промежуточным контрольным мероприятиям, к зачету и экзамену по философии. Оно особенно полезно тем студентам, которые в силу объективных обстоятельств пропустили часть занятий по философии и вынуждены осваивать пропущенный материал самостоятельно. Именно поэтому в конце каждой главы учебного пособия сформулированы вопросы для оперативного самоконтроля полученных знаний. Отвечать на них рекомендуется сразу после прочтения соответствующего раздела, а в случае возникновения затруднений в ответах необходимо вновь проработать данную тему или обратиться за разъяснением к преподавателю, ведущему практические занятия, обсудить эту проблему на семинаре или на консультации.
Значительную помощь в работе по изучению философии призван оказать «Краткий словарь основных философских терминов», без знания которых понимание философского текста затруднено, а иногда просто невозможно. Философия относится к числу дисциплин, имеющих специфическую и достаточно сложную категориальную базу, поэтому студентам необходимо обращаться к этому разделу всякий раз, когда в тексте встречается незнакомый или малопонятный термин. Для удобства работы термины в словаре расположены в алфавитном порядке.
Учебное пособие «Основы философии» не претендует на абсолютно полное раскрытие содержания программного материала. Оно призвано сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и сложных проблемах философии и стимулировать их интерес к изучению дополнительной литературы по актуальным и проблемным вопросам курса философии.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего они используют философское знание. К основным функциям философии относят мировоззренческую и методологическую.
Методологическая функция философии заключается в том, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности.
В различных видах деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор жизненных целей и способов их достижения. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни и понимание им смысла своего творчества.
Особенно важна методологическая функция философии в научном познании. К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и в чем ее отличие от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы и т.п. Все это – общеметодологические вопросы научного познания, без решения которых наука не может успешно ни существовать, ни развиваться. Союз науки с философией – необходимое условие прогресса научного знания.
Мировоззренческая и методологическая функции философии - основные, но ими не исчерпывается роль философии в жизни человека и общества. Так, философия может выполнять познавательную (гносеологическую) функцию, если мыслитель включил в состав своей философской концепции научные факты и теории. В революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий, философия выполняет эвристическую функцию, выступая в качестве методологического средства для определения путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Если в структуре конкретного философского учения содержится нравственная философия, то оно может выполнять воспитательную функцию. Помогая человеку понять себя, обрести смысл жизни, избавиться от страха перед неизвестностью будущего философия реализует свою гуманистическую функцию. Философское учение, в идеях которого выражаются интересы какой - либо социальной группы (класса, нации), ее отношение к общественным явлениям, политические программы ее действий по изменению действительности, выполняет идеологическую функцию. Последняя непосредственно связана с социальной функцией философии – ее способностью в каждую эпоху осмысливать главные проблемы общественной жизни, перспективы развития общества, ибо, по меткому замечанию Г.Гегеля философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».
Основные философские проблемы
Вопросы для самоконтроля
1) В чем состоит специфика древневосточной философии?
2) Какие понятия составляют основу индийского миросозерцания?
3)Чем отличаются ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии; перечислите основные из них.
4) Назовите основные идеи и принципы буддистской философии.
5) Что общего в концепциях конфуцианства и даосизма и чем эти философские системы отличаются друг от друга?
Античная философия
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите характерные особенности античной философии, отличающие ее от философии Древнего Востока.
2) Кто из философов-материалистов развивал идеи атомистики?
3) Кто из античных мыслителей считается основателем диалектики как учения об изменчивости мира?
4) В чем суть «сократического» поворота в античной философии?
5) Объясните, почему философия Платона считается образцом объективного идеализма?
Философия европейского Средневековья
Философия эпохи Возрождения
Общая характеристика ренессансной культуры
Гуманистическая, социально-политическая
Вопросы для самоконтроля
1) В чем специфика средневековой философии?
2) Что обозначают слова «патристика» и «схоластика»?
3) Каковы характерные черты философии Возрождения?
4) По каким направлениям развивалась философская мысль Ренессанса?
5) Назовите основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения.
Философия Нового времени
Социокультурные предпосылки и специфика
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия – вершина новоевропейской философии, одно из самых выдающихся и влиятельных явлений мировой философии, без изучения которого невозможно понять историю философии XIX и XX вв. К представителям этого направления относят таких философов, как И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах. Учения первых четырех мыслителей представляют собой целостные философско-идеалистические системы, пронизанные идеями диалектики. Л.Фейербах – материалист и критик немецкого классического идеализма. Особенно большое значение для развития современной философии имели концепции И.Канта и Г.Гегеля; неокантианство и неогегельянство представляют собой влиятельные философские течения современности. Именно поэтому учения этих двух мыслителей мы рассмотрим более подробно.
2.6.1 «Критическая философия» Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724 – 1804) – «кенигсбергский мыслитель», немецкий ученый и философ, считается основателем немецкой классической философии и создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма. В его творчестве принято различать два периода: «докритический» и «критический».
В «докритический» период (1746 - 1770) Кант основное внимание уделял философским проблемам естествознания. Он, например, разработал космогоническую гипотезу («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) об образовании Солнечной системы из рассеянных материальных частиц вследствие сил тяготения (образовавших огромное облако частиц), притяжения и отталкивания (породивших вихри частиц, а затем – их шарообразные сгустки, то есть, планеты).
Началом «критического» периода обычно считается 1770 г., когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Главными произведениями этого периода, принесшими Канту мировую известность, являются три работы, создание которых сам Кант определил как «коперниканский переворот в философии»:
- «Критика чистого разума» (1781), посвященная проблемам гносеологии;
- «Критика практического разума» (1788), посвященная вопросам этики;
- «Критика способности суждения» (1790), в которой анализируются эстетические проблемы.
В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором сумел соединить принцип сенсуализма (все содержание нашего знания проистекает из чувственного опыта) с идеями рационализма (разум – не чистая доска, а активный инструмент познавательной деятельности, содержащий априорные формы).
Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Самые общие понятия – это категории (причина и следствие, сущность и явление, закономерность и случайность и т.п.), представляющие собой «условия мыслимости» любых предметов и явлений. Категории – априорны, то есть, даны нам до чувственного опыта (лат.a priori – из предшествующего опыта).В отличие от «врожденных идей» Декарта, кантовские «априорные формы знания» – пустые, не заполненные никаким материалом логические формы мышления, данные нам изначально. Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления, «категориальный каркас», в который мы «укладываем» показания органов чувств. Априорные формы познания, упорядочивают и систематизируют ощущения.
Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знаниями. Ощущения – субъективны и хаотичны, а категории без ощущений (без содержания) – пустые формы. Как писал Кант, «мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы…Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание». Канту, таким образом, удалось совместить идею опытного происхождения всех знаний с идеей существования априорных «внутренних начал» мышления.
Совокупность априорных форм Кант назвал «трансцендентальным» слоем сознания, то есть, содержанием сознания, выходящим за пределы чувственного опыта (лат. transcendens – выходящий за пределы). Он выделил три вида познавательных способностей человека – чувственность, рассудок и разум – каждому из которых соответствуют свои априорные формы познания.
Априорные формы чувственного познания – пространство и время (то есть, субъект помимо своей воли весь материал ощущений располагает во временном и пространственном порядке), делающие возможным существование математики.
Термином «рассудок» Кант назвал способность познающего субъекта создавать общие понятия и суждения, то есть, определенным образом «обрабатывать», обобщать чувственное знание. Правила такой систематизации задают сами априорные формы рассудка – категории (причина и следствие, реальность, случайность, закономерность, возможность и пр.), благодаря которым в науке возможно существование теоретического естествознания (то есть можно не просто фиксировать явления, а, обобщив их, формулировать законы природы и создавать теории в области физики, химии, биологии и т.д.).
Термином «разум» Кант обозначил способность субъекта размышлять о мире как единстве всех явлений, о Боге как причине всего сущего, о душе как единстве всех психических явлений в человеке. Если разум попытается анализировать понятия «мир», «Бог» и «душа» так, как это стал бы делать рассудок с реально существующими природными явлениями, то он неизбежно придет к противоречиям – «антиномиям» (греч. antinomia – противоречие). Например, разум может сделать выводы о том, что «мир конечен» и «мир бесконечен», что «Бог существует» и «Бог не существует», что «человек свободен» и «человек несвободен» и т.п. Столь противоречивые выводы обусловлены тем, что «Бог», «душа» и «мир» – это не элементы объективной реальности, а априорные идеи самого разума. Благодаря наличию в нашем сознании априорных идей разума возможно существование философии.
В процессе познания априорные формы, будучи неустранимыми, как бы «накладываются» на чувственный опыт и «искажают» воздействия от реальных объектов. Поэтому Кант разделяет действительность на «мир явлений» – то, что нам дано в познавательном опыте и на мир непознаваемых «вещей-в-себе» – то, что нашему познанию недоступно. «Вещь-в-себе» это реальность как таковая, сущность явлений, источник нашего чувственного опыта, о которой мы знаем лишь то, что она существует.
Тезис о непознаваемости «вещи-в-себе» позволяет отнести Канта к агностикам. Но суть его учения не в отрицании познаваемости мира, а в четком разделении сферы, в которой адекватное познание возможно («мир явлений»), и области, о которой ничего определенного утверждать нельзя («вещь-в-себе»).
Этическое учение Канта изложено в трактате «Критика практического разума». Здесь Кант отмечает, что человек относится одновременно к двум мирам:
- как и любое природное тело – к «миру явлений»), где он подчинен внешней необходимости, природным закономерностям;
- как разумное существо – к миру «вещей в себе», что и позволяет человеку поступать свободно, зачастую игнорируя внешнюю необходимость, а свобода выбора, свобода волеизъявления – необходимое условие существования морали (нравственности).
Как моральный субъект человек руководствуется своим практическим разумом, в котором и следует искать мотивы всех его действий. Кант, помимо «нравственных» и «безнравственных» поступков, выделил еще третий вид поступков – «легальные» – поступки с «нулевой» нравственностью (например, прыжок спортсмена в воду). К «легальным» Кант предложил отнести все действия, связанные с выполнением профессионального долга, и поступки, вызванные корыстными мотивами. Истинно нравственный поступок, по Канту, абсолютно бескорыстен и даже может быть во вред себе (например, риск собственной жизнью ради спасения незнакомого человека). Размышляя об истоках нравственности, о том, какая сила может «блокировать» человеческий эгоизм и инстинкт самосохранения, Кант приходит к выводу, что это может быть только Бог. (Позже эта кантовская идея получит название «нравственное доказательство бытия Бога»).
Этика Канта рассматривает любого человека как самоцель, а не как средство достижения чего-либо (пусть даже всеобщего блага). Основной закон этики по Канту – это «категорический императив», который гласит: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Иначе говоря, поступать надо так, чтобы данный поступок мог стать примером (правилом поведения) для всех людей. Категорический императив – это внутреннее повеление человека, связанное с пониманием им своего нравственного долга.Именноспособность человека поступать нравственно, то есть без принуждения выполнять свой долг, доказывает наличие у человека свободы.
Кант, таким образом, отделяет нравственность от религиозного обоснования, в рамках которого моральное поведение предопределялось «страхом Божьим», заботой о «спасении» бессмертной души и т.п. Практический (нравственный) разум, полагает Кант, сам в себе содержит понимание того, в чем наш долг и не зависит от априорных идей теоретического («чистого») разума.
Иммануил Кант считается не просто первым немецким философом-классиком, а родоначальником периода, который не без основания называют вершиной развития философии Нового времени. Под влиянием «критической философии» Канта в Германии за очень незначительный срок (менее пятидесяти лет) возникает целый ряд фундаментальных философских систем.
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814), создавая философское «учение о науке», в своем главном труде –«Наукоучение» (1794), впервые сознательно разработал и обосновал концепцию субъективного идеализма. (Отметим, что Дж.Беркли, которого обычно называют основателем этого направления, пришел к субъективно-идеалистическим выводам случайно, до конца так и не осознав сущности своей концепции; см. 2.5.4).
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854),который прошел длительный путь философской эволюции от натурфилософии через трансцендентальный (эстетический) идеализм, «философию тождества», «философию свободы» к «философии откровения». Столь широкий разброс проблематики и смена мировоззренческих установок привели к тому, что в разные исторические периоды воспринимались различные аспекты философии Шеллинга. Шеллингианство сыграло большую роль в духовной жизни ряда европейских стран, особенно – Германии и России. Диалектические идеи Шеллинга оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.
Вопросы для самоконтроля
1) Почему Шопенгауэра называют «теоретиком вселенского пессимизма»?
2) Перечислите основные идеи и понятия «философии жизни» Ф.Ницше.
3) Как Вы думаете, почему «философия науки» сформировалась именно в рамках позитивистского направления в философии?
4) Кто был основателем философии экзистенциализма? Назовите основных представителей этой философии в ХХ веке.
5) В чем специфика трактовки сущности человека в философии психоанализа?
Русская философия
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите особенности и основные этапы развития русской философской мысли.
2) Какую роль в развитии русской философской мысли сыграли славянофилы и западники? Укажите основных представителей этих учений.
3) Назовите главные идеи философии всеединства В.Соловьева.
4) Перечислите главные философские идеи творчества Л.Толстого и Ф.Достоевского.
5) В чем сущность русского космизма? Назовите его основные направления и крупнейших представителей.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ
Онтология
Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое).
В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе.
Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Например, И.Кант (см. 2.6.1) относил пространство и время к априорным формам чувственного познания, трактуя их как компоненты внутренней структуры нашего мышления, позволяющие человеку упорядочить хаос ощущений и ориентироваться во внешнем мире. Экзистенциализм (см. 2.7.5) пространство и время ставил в зависимость от экзистенции человека, ссылаясь, в частности, на феномены «замедления» времени или его «остановки» при особых состояниях сознания (например, в «пограничной ситуации»).
Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.).
Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный.
При субстанциальным подходе (исторически первом) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей. Истоки данной концепции можно обнаружить уже в античном атомизме. Например, Демокрит, утверждавший, что «начала мира – это атомы и пустота», признавал пространство (пустоту) в качестве самостоятельной сущности как условие движение атомов.
В XVII веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений). Пространство Ньютон представлял как пустое вместилище для тел, а время – как идущие сами по себе «мировые часы», или как «чистую длительность», «ось времени», на которую можно «нанизывать» события.
Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца XIX - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированиюреляционного подхода к пространству и времени.Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. (Речь идет о так называемых «релятивистских эффектах» – уменьшение длины отрезка и замедления времени в объектах, скорость которых приближается к скорости света). В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной (происходит искривление пространства и замедление времени). Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия,или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют.
Реляционный подход привел к пониманию того, что в мире нет единого универсального пространства и времени, а в силу многообразия материальных объектов, существует многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени,в рамках которого предлагается различать:
- физическое пространство и время,присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи. Здесь используются не только классические представления о трехмерности пространства и одномерности времени, но и концепция четырехмерного пространства-времени (при объяснении явлений микромира), а также другие модели n-мерного пространства-времени.
- химическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы. Понятие «химическое время» включает в себя период существования химических веществ, скорость или периодичность протекания химических реакций, а также другие свойства химических явлений (например, «химические часы»). Химическое пространство характеризуется определенным расположением атомов и формой взаимодействующих молекул, определенной пространственной концентрацией химических веществ или группированием молекул и т. п.
- биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. Биологическое пространство-время неразрывно связано с пространством-временем неживой природы (физическим и химическим) и не может существовать вне него, но биологические процессы протекают в биологическом времени, а живые организмы находятся в биологическом пространстве. Биологическое пространство-время имеет свои особенные принципы организации. Существует пространство и время жизни организма; пространственная асимметрия строения живых организмов и их органов. В биотопе (части среды обитания биоценоза) существует определенная пространственная и временная организация жизни входящих в его состав организмов; той же особенностью обладает и вся биосфера Земли. В биологии давно используется понятие «биологические часы» – околосуточные ритмы, заданные извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
- социальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Они, с одной стороны, как бы вписывались в пространственно-временные структуры неорганического и органического мира: деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на развитие общества и на темпы социальных изменений влияют астрономические, геологические, биологические катаклизмы. С другой стороны, социальные пространство и время имеют особенности, которые отличают их от природных пространственно-временных явлений. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей и идеалов,то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности.Так возникаетсакральное пространство храмов, памятников, сакральное время религиозных праздников, особое пространство и время для работы и отдыха и т.д. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны (иначе говоря, социальные процессы носят нелинейный характер), поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п.
Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать:
- реальноепространство и времякак объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия;
- перцептуальное пространство и время – это субъективное восприятие человеком реального пространства и времени (лат.perseptio – воспринимать), причем восприятие это протекает в доступной для органов чувств человека форме (у других живых существ – иные способы восприятия и, следовательно, иные способы ориентировки в реальном пространстве и времени);
- концептуальные пространства и время – это многочисленные теории (концепции), которые разрабатывает наука и философия, изучая реальное пространство и время; это знание носит вероятностный характер, ибо истинность его в полной мере еще не установлена.
Таким образом, категории пространства и времени играют значительную роль не только в философии, но и в современном научном познании. Многочисленные формы их интерпретации свидетельствуют о сложности и противоречивости этих фундаментальных онтологических понятий.
Универсальные связи бытия
Вопросы для самоконтроля
1) Какие разновидности трактовки бытия существуют в философии?
2) Как соотносятся между собой понятия «движение» и «развитие»?
3) Чем отличается субстанциальное понимание пространства и времени от реляционного?
4) Чем детерминизм отличается от индетерминизма?
5) Назовите характерные черты закона как типа связи между явлениями.
Вопросы для самоконтроля
1) Перечислите основные познавательные способности человека.
2) Чем сознание человека отличается от психики высших животных?
3) Что такое интуиция, и какова ее роль в познании?
4) Как соотносятся между собой понятия «абсолютная истина» и «относительная истина»?
5) Какую роль в познании выполняет практическая деятельность человека?
Философия и методология научного познания
Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличаются понятия «человек», «индивид», «личность»?
2) Какую роль в человеке играют биологическое и социальное начала?
3) Назовите основные этапы и факторы антропогенеза.
4) Перечислите основные философские концепции, объясняющие сущность человека и смысл его бытия в мире.
5) Каково значение терминов «волюнтаризм» и «фатализм»? Приведите примеры соответствующих философских концепций.
Социальная философия
3.6.1 Общество как предмет философского анализа:
Философия исторического процесса
3.7.1 История как объект философского анализа:
Признание единства исторического поступательного развития привело к постановке вопроса об этапах общечеловеческой истории и критериях социального прогресса.
Краткий словарь
– Конец работы –
Используемые теги: Введение, философию0.049
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов