рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Патристика. Августин Аврелий

Патристика. Августин Аврелий - раздел Философия, ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Патристика (Лат. Patres – Отцы) Термин, Обозначающий Совокуп...

Патристика (лат. patres – отцы) термин, обозначающий совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое (философское) обоснование христианства. В развитии патристики выделяют три этапа: ранняя патристика, или апологетика(II - III вв.),классическая патристика(IV - V вв.)и поздняя патристика(VI - VII вв.).

1) Апологетика (греч. apologetikos - защитительный), главные представители - Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский и др. В этот период идет оформление христианского вероучения и его защита от многочисленных врагов; главная проблема – отношение христианства к «языческой» (античной) философии. Тертуллиан, например, считал ее «творением дьявола», всячески подчеркивая пропасть между верой и разумом. Ориген и Климент Александрийский, напротив, стремились показать совместимость христианства с «языческой мудростью» (главным образом со стоицизмом и платонизмом), привести библейское учение и греческую философию в единую систему. В частности, Климент Александрийский предлагал считать греческую культуру и образованность предварительной ступенью в процессе «воспитания» человечества Богом.

2) Классическая патристика -период формирования мировоззренческого и теолого-догматического стандарта всей последующей средневековой философии. Философской основой классической патристики становится неоплатонизм, а стремление рационально обосновать и интерпретировать основные христианские догматы породило наиболее острые проблемы:

- «тринитарная» проблема (единство и, одновременно, троичность Бога);

- «христологическая» проблема (сочетание в Иисусе Христе двух природ – божественной и человеческой, соотношение Бога-Отца и Бога-Сына и пр.);

- «антропологическая» проблема (вопрос о «Божественной благодати» и греховной природе человека: способен ли человек сам творить добро?);

- проблема теодицеи – «богооправдания» – (совершенство Бога и несовершенство сотворенного им мира, в котором наличествует зло) и т.д.

В классической патристике различают два направления: греко-восточное (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) и латинское, западное (Августин Аврелий).

Августин Аврелий (Августин Блаженный, 354 – 430) – наиболее яркий представитель не только классической, но и всей средневековой патристики. После смерти он стал почитаться как святой, поэтому в православии к его имени прибавляется титул «Блаженный», а в католицизме – «Sanctus». В трудах «Исповедь», «О граде Божием», «О троице», «О христианском учении» и др. Августин сформулировал почти все основные принципы христианской философии.

Августин вывел универсальную тринитарную формулу структуры личности Бога: «одна сущность – три лица» (воспринятую впоследствии всеми направлениями христианства). Бог у Августина – всемогущий нематериальный Абсолют, сотворивший природу из небытия и продолжающий постоянно творить, поддерживая ее существование лишь усилием Божественной Воли; стоит ему ослабнуть, и мир вновь «свернется в небытие».

Стремясь достичь максимального согласования христианского вероучения с философией Платона, Августин становится одним из создателей христианского неоплатонизма, трактуя платоновский «мир идей» как «мысли Бога до творения мира», то есть, как некий логический проект, божественный замысел, реализованный впоследствии при творении природы и человека.

Изучение окружающего мира Августин характеризует как «занятие чрезвычайно интересное, но чрезмерно пустое». Главный и единственный предмет достойный познания – Бог. Для его постижения человек должен «заглянуть» в свою душу, которая богоподобна, поскольку в ней присутствует «божественное единство» ума, памяти и воли. Эти три способности человеческой души позволяют достичь истинного счастья, понимаемого как познание Бога.

В работе «Исповедь», размышляя над вопросом «Как Бог творил Мир?» Августин впервые подходит к философской постановке проблемы времени. Он настаивает на субъективности наших представлений о времени: «в тебе, душа моя, измеряю я время». Такие понятия как «прошлое», «настоящее» и «будущее» отображают, по мнению Августина, не реальность вне человека, а состояния души: прошлое – это то, что сегодня помнит человек, настоящее – это его непосредственные созерцания, а будущее – это чаяния и надежды, которые живут в его душе в данный момент. «Три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу», заключает философ.

К проблеме времени, но уже в масштабах человеческой истории, Августин вновь обращается в работе «О граде Божием», где впервые, через анализ динамики исторического процесса, Августин поднимает проблему прогресса.Мыслитель выделяет два противоположных типа человеческой общности: «град земной» и «град Божий». «Градом земным» названа жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением ими своих материальных интересов, амбиций, стремлений; по определению Августина, - это жизнь, основанная «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу». «Град Божий» - это духовная общность людей, основанная «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В «граде земном», в делах человеческих, нет и не может быть никакого прогресса: из века в век наблюдается одно и то же: борьба за власть, войны, жажда наживы и т.п. Истинный прогресс возможен только в «граде Божьем», как нравственный прогресс в человеческих душах, которые преображаются под воздействием христианской веры. И если для древних народов, отмечает Августин, время – это «собака, кусающая свой хвост» (то есть бессмысленный круговорот событий), то для христиан, историческое время подобно «летящей стреле» (то есть обладает линейностью и направленностью), оно наполнено смыслом движения вперед, по пути нравственной эволюции, для встречи с Христом в момент его второго пришествия.

Существенным элементом концепции Августина является оригинальное решение проблемы теодицеи. Философ полагает, что зло как некая изначальная сущность в мире отсутствует. Бог заложил в основу мироздания только добро, однако последнее в природе может быть более или менее выражено, поэтому нехватку добра человек воспринимает как зло. Таким образом, зло не субстанционально и носит относительный характер. Кроме того, ответственность за зло в мире лежит и на действиях людей, которые зачастую неправильно использует дарованную Богом свободу.

Августин Аврелий оказал огромное влияние на последующее развитие христианской философской мысли. Для средневековой философии и теологии он был непререкаемым авторитетом, не имеющим себе равных вплоть до Фомы Аквинского.

3) Поздняя патристикахарактеризуется стабилизацией догматики, которая в этот период окончательно принимает форму непреложного канона. Наиболее значительный философ этого периода, теолог и поэт – БоэцийАниций Манлий Северин (ок. 480 – 524), которого иногда называют «отцом схоластики». Его переводы «Органона» Аристотеля и комментарии к аристотелевским текстам, собственные оригинальные философские сочинения (особо известен трактат «Утешение философией») явились основой средневекового аристотелизма периода зрелой схоластики. Считается, что именно Боэций отчасти придумал, отчасти впервые определил и ввел в литературный оборот такие термины как «субстанция», «эссенция», «атрибут», «дефиниция», «рациональный», «иррациональный», «натуральный», «формальный», «темпоральный», а также многие другие латинские термины, составляющие основу современного философского и научного языка. Не случайно сочинения Боэция в средние века служили одним из главных источников философской образованности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Государственное образовательное учреждение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Патристика. Августин Аврелий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие   Санкт-Петербург   УДК 1(075.8)   Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; п

Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда со

Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие

Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разд

Мировоззренческая функция
Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, во

Методологическая функция
Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией. В каждой сфере человеческ

И типы философских концепций
Вся история философии представляет собой столкновение различных точек зрения, взглядов, концепций. Едва ли найдется такая философская проблема, вокруг которой не разгорались бы споры между мыслител

Субъективный и объективный идеализм
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности). С глубокой древности в философии было выделено два типа

Сенсуализм, рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разде

Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения? 2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки. 3) Чем философское мировоззрение отли

Философские концепции Древнего Востока
  Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить

Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и Зап

Философия Древней Индии
  Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э

Философия Древнего Китая
Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характер

Конфуцианство
Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа I

Даосизм
Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая

Моизм и легизм
Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в V в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название

Истоки и специфика античной философии
Античной философией (лат. antiquus – древний) называют философские учения, которые развивались в древнегреческом, а затем древнеримском обществе с конца YII в. до н.э. до начала VI в. н.э. (Официал

Ранняя греческая философия (досократические школы)
Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сиц

Античный атомизм
  Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимал

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель
В V веке до н.э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший

И неоплатонизм (III в. до н.э. -VI вв. н.э.)
  Эллинизм(греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся

Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIV в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская фил

Средневековая схоластика. Фома Аквинский
Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулирова

И философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к антично

И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрениекак характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчест

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отноше

Новоевропейской философии
В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской филос

Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политический и общественный деятель, выдающийся ученый и философ первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового в

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала фило

Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.Сенсуализм

Философия французского Просвещения XVIII в.
Просвещение –чрезвычайно сложное и неоднозначное явление в культурной и общественной жизни целого ряда стран XVIII столетия (Франции, Германии, России, Америки). Термин «просвещени

Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика? 2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) – крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных фило

Вопросы для самоконтроля
  1) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода – «докритический» и «критический»? 2) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма? 3) Ч

Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фрид

Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основа

Философия прагматизма в США
Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными предс

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральным понятием в учениях представителей этого направления является п

Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция»

Философия психоанализа
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в

Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке

Философские идеи в русской литературе ХIХ в.
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тют

Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
Философия в России конца XIX - начала XX века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Её специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу рус

Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно раз

Учение о бытии
  Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера котор

Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни

Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (переме

Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы

Детерминизм и закономерность
Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.
Динамические закономерностихарактеризуют поведение изолированных объектов и позволяют установить точную связь между его состояниями, то есть, когда данное состояние системы однозна

Сознание как философская проблема
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - с

Проблема возникновения сознания
  Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельност

Сознание и язык.
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением со

Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и друг

Гносеология
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносео

Субъект и объект познания
  Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы чел

Чувственное и рациональное познание
Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философ

Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Н

Специфика научного познания
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельн

Структура научного познания
  В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (кла

Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории

Вопросы для самоконтроля
  1) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека? 2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите

Философская антропология
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в уп

Биологическое и социальное в человеке
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы

Основные факторы антропогенеза.
Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука ут

Сущность человека и смысл его бытия в мире
Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоре

Проблема свободы
  Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах: - во-первых, о том, что его жизнь и

Основные подходы и концепции
Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,

К коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад.

Основные сферы общественной жизни
Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К

Стадиальная и цивилизационная концепции
Представление о том, что в обществе происходят изменения, возникло ещё в глубокой древности, и было чисто оценочным: развитие общества воспринималось как простая последовательность событий. Только

Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм? 2) Какую роль в развитии общества играют природные фа

Цикличность и линейность исторического развития
Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда иде

Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Обще

Перспективы современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным

Вопросы для самоконтроля
1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории? 2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества. 3) В

Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги