рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия психоанализа

Философия психоанализа - раздел Философия, ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Интерес К Проблеме Человека, К Внутреннему Миру Личности Нашел Весьма Своеобр...

Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в который ввели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия.

Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) создавал свою теорию на базе практической (по 8 – 10 часов ежедневно) врачебной деятельности. Психоанализ – это и разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры, изложенная им в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.

До Фрейда (в классической философии и науке) считалось, что главным регулятором человеческой жизни является сознание. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.

Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» - сфера бессознательного, представляет собой унаследованный человеком от животных предков глубинный слой психики, в котором коренятся основные жизненные инстинкты: инстинкт продолжения рода (источник сексуального влечения и сексуальной энергии – «либидо») и инстинкт самосохранения (источник агрессивного поведения человека). «Оно» - иррационально и аморально, руководствуется только принципом удовольствия, проявляется в бессознательных импульсах и влечениях человека.

«Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Я» - разумно и руководствуется принципом реальности, стремясь привести бессознательные импульсы «Оно» в соответствии с требованиями «Сверх-Я».

«Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества (правила поведения, нормы нравственности, идеалы и т.п.). «Сверх-Я» формируется в процессе воспитания и образования; это - «контролирующий и наказующий агент» в нашей психике, совесть человека.

Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», который пытается отрегулировать и разрешить «несчастное Я»:

- «Оно» под действием животных инстинктов как бы говорит: «Хочу!»;

- «Сверх-Я», ориентируясь на заложенные в него нормы нравственности, вопрошает: «Правильно ли это?»;

- «Я» пытается найти возможность согласования желаемого и должного так, чтобы и потребности личности были удовлетворены, и конфликт между «хочу» и «нельзя» был снят.

Человеческое «Я», таким образом, оказывается в тисках многообразных противоречий и подверженным троякой угрозе: со стороны аморальных вожделений «Оно», со стороны внешнего мира, который накладывает запрет на эти вожделения, и со стороны строгого «Сверх-Я» (чувство вины и угрызения совести). Итогом могут стать тяжелые душевные переживания, кризисы, неврозы.

Фрейд отмечал, что на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько сокрушительных ударов. Сначала - «космологический», нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной. Затем - «биологический», нанесенный Дарвином, показавшим, что человек – не «вершина божественного творения», а всего лишь ступенька в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, по Фрейду, удар «психологический», исходящий из учения о «несчастном Я», не являющимся хозяином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека, по Фрейду, беспрерывно потрясается конфликтами. Основным способом разрешения этих внутриличностных противоречий является процесс сублимации -преобразование сексуальной энергии человека в социально одобряемые виды деятельности, в том числе – в различные виды творчества. Кроме того, Фрейд выделил еще целый ряд защитных механизмов, снимающих конфликт между потребностями личности и осознанием невозможности их удовлетворить:

- рационализация – ложное интеллектуальное обоснование действия, совершенного под воздействием бессознательного импульса;

- вытеснение (забывание) – перенос в сферу бессознательного травмирующей человека информации;

- фантазия – иллюзорные представления о неосуществимых в реальности желаниях; испытываемые при этом реальные переживания снимают нервное напряжение; и т.п.

Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека, и соотнося это с ростом невротический заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется «совесть» буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности.

Концепция Зигмунда Фрейда вызвала неоднозначные оценки в обществе. Критики фрейдизма оспаривают не само учение о бессознательном и его роли в психической жизни, а стремление подчинить тёмным, разрушительным и агрессивным инстинктам всю сознательную жизнь человека, его деятельность, материальную и духовную культуру. Однако и последователи Фрейда – К.Г.Юнг, Э.Фромм, А.Адлер и др., стремясь отойти от крайностей биологизма, также отвергали идею однозначного предопределения человеческой жизни и культуры животными инстинктами.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский психиатр, разработал учение об «архетипах коллективного бессознательного», под которыми он понимал древнейшие психические структуры, возникшие на стадии формирования человеческого общества. Архетипы коллективного бессознательного выполняют функцию «грибницы», из которой вырастает и духовная жизнь отдельной личности, и вся человеческая культура. В качестве доказательства Юнг приводит факт сходных мотивов и образов во снах и галлюцинациях больных, в мифах, преданиях и сказках различных народов, отделенных друг от друга во времени и в пространстве. Архетипы, на которых базируется культура (особенно, литература и искусство) – это «мировое дерево», «мировое яйцо», «мудрый старец», «божественный младенец» и т.п. К числу важнейших архетипов, детерминирующих личность человека, Юнг относил:

-«тень» – «тёмный двойник» человека – вытесненные в подсознание неприемлемые черты характера или нравственные качества, наличие которых в себе человек не хочет признавать и скрывает от самого себя;

- «анима» (эмоциональное начало у мужчин, их способность быть терпимыми, нежными и пр.) и «анимус» (рациональное начало у женщин, их способность быть храбрыми, уверенными и пр.) – психологический «двойник» противоположного пола, обеспечивающий взаимопонимание между мужчинами и женщинами;

- «персона» или «маска» – «официальное», публичное лицо человека, которое он «надевает» при контакте с посторонними людьми, чтобы произвести благоприятное впечатление.

Особенно большое значение в жизни человека Юнг отводил архетипу «самость» («мое истинное Я»), представляющего собой интеграцию всех аспектов человеческой души, синтез всех архетипов. Постижение своей «самости» Юнг считал важнейшей задачей каждого человека, ибо только тогда личность сможет достичь душевной гармонии и самодостаточности. Добиться этого, согласно Юнгу, можно не ранее среднего возраста, поскольку необходим большой жизненный опыт, высокий уровень развития интеллекта, постоянство и настойчивость в «работе над собой», духовные искания и глубокие размышления. Только постигнув свою «самость», личность обретет способность к полной самореализации (впрочем, большинству людей, полагал Юнг, это недоступно).

Эрих Фромм (1900 – 1980), немецкий философ, социолог, психоаналитик дополнил учение Фрейда идеями экзистенциализма и марксизма. Его концепция «экзистенциальной дихотомии»,изложенная в работе«Душа человека» (1964), базируется на двойственной, биосоциальной сущности человека, который является единственным живым существом, знающим «своё будущее, которое есть смерть». Человек как биологический организм принадлежит природе, но наличие у него сознания, социального начала, делают его чуждым природному миру. Потребность в достижении гармонии с самом собой и внешним миром приводит человека к необходимости выбора одного из двух возможных способов поведения:

- либо «регрессивное» («архаическое») поведение – рецидив к животному мироощущению, к «невинной совести хищного зверя» (Ф.Ницше), что позволяет сбросить с себя груз ответственности за содеянное, избавиться от чувства вины (участие в военных операциях, коллективных оргиях и прочих действиях, разрешающих убийство, насилие и другие нарушения норм нравственности);

- либо «прогрессивное» поведение – достижение чувства гармонии с собой и миром через подавление животных инстинктов и максимальное развитие своих человеческих качеств; достижение, так сказать, «абсолютной человечности» (к этому типу личности Фромм относил, например, всех основателей мировых религий, которые своим поведением так отличались от окружающих, что получили статус «святых»).

Таким образом, Фромм отошел от фрейдистского, чисто биологизаторского подхода к человеку. Называя свое учение «гуманистическим психоанализом», Фромм пытался показать, что основной подход к изучению личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Подлинной ценностью человека Э.Фромм считал способность к любви, ибо только любовь дает ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение характера человека и его личностных характеристик, появляется привязанность к другим людям и к миру, уважение к жизни, что способствует переходу человека от эгоизма к альтруизму и гуманизму («Искусство любить», 1956).

Распространение психоанализа во всем мире, как в области теории, так и в терапевтической практике, стало бесспорным и очевидным фактом. Фрейдизм и неофрейдизм становятся предметом все большего внимания со стороны социологов, философов, специалистов в области философии культуры.

 

Философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, марксизм и психоанализ – наиболее влиятельные философские направления ХХ века. Но ими не исчерпывается панорама современной философии: религиозная философия, аналитическая философия, феноменология, философская антропология, постмодернизм, - об этих и других философских школах современности можно прочитать в учебной и дополнительной литературе.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Государственное образовательное учреждение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия психоанализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие   Санкт-Петербург   УДК 1(075.8)   Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; п

Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда со

Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие

Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разд

Мировоззренческая функция
Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, во

Методологическая функция
Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией. В каждой сфере человеческ

И типы философских концепций
Вся история философии представляет собой столкновение различных точек зрения, взглядов, концепций. Едва ли найдется такая философская проблема, вокруг которой не разгорались бы споры между мыслител

Субъективный и объективный идеализм
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности). С глубокой древности в философии было выделено два типа

Сенсуализм, рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разде

Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения? 2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки. 3) Чем философское мировоззрение отли

Философские концепции Древнего Востока
  Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить

Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и Зап

Философия Древней Индии
  Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э

Философия Древнего Китая
Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характер

Конфуцианство
Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа I

Даосизм
Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая

Моизм и легизм
Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в V в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название

Истоки и специфика античной философии
Античной философией (лат. antiquus – древний) называют философские учения, которые развивались в древнегреческом, а затем древнеримском обществе с конца YII в. до н.э. до начала VI в. н.э. (Официал

Ранняя греческая философия (досократические школы)
Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сиц

Античный атомизм
  Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимал

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель
В V веке до н.э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший

И неоплатонизм (III в. до н.э. -VI вв. н.э.)
  Эллинизм(греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся

Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIV в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская фил

Патристика. Августин Аврелий
Патристика (лат. patres – отцы) термин, обозначающий совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главн

Средневековая схоластика. Фома Аквинский
Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулирова

И философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к антично

И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрениекак характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчест

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отноше

Новоевропейской философии
В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской филос

Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политический и общественный деятель, выдающийся ученый и философ первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового в

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала фило

Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.Сенсуализм

Философия французского Просвещения XVIII в.
Просвещение –чрезвычайно сложное и неоднозначное явление в культурной и общественной жизни целого ряда стран XVIII столетия (Франции, Германии, России, Америки). Термин «просвещени

Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика? 2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) – крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных фило

Вопросы для самоконтроля
  1) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода – «докритический» и «критический»? 2) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма? 3) Ч

Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фрид

Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основа

Философия прагматизма в США
Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными предс

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральным понятием в учениях представителей этого направления является п

Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция»

Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке

Философские идеи в русской литературе ХIХ в.
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тют

Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
Философия в России конца XIX - начала XX века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Её специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу рус

Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно раз

Учение о бытии
  Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера котор

Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни

Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (переме

Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы

Детерминизм и закономерность
Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.
Динамические закономерностихарактеризуют поведение изолированных объектов и позволяют установить точную связь между его состояниями, то есть, когда данное состояние системы однозна

Сознание как философская проблема
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - с

Проблема возникновения сознания
  Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельност

Сознание и язык.
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением со

Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и друг

Гносеология
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносео

Субъект и объект познания
  Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы чел

Чувственное и рациональное познание
Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философ

Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Н

Специфика научного познания
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельн

Структура научного познания
  В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (кла

Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории

Вопросы для самоконтроля
  1) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека? 2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите

Философская антропология
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в уп

Биологическое и социальное в человеке
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы

Основные факторы антропогенеза.
Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука ут

Сущность человека и смысл его бытия в мире
Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоре

Проблема свободы
  Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах: - во-первых, о том, что его жизнь и

Основные подходы и концепции
Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,

К коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад.

Основные сферы общественной жизни
Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К

Стадиальная и цивилизационная концепции
Представление о том, что в обществе происходят изменения, возникло ещё в глубокой древности, и было чисто оценочным: развитие общества воспринималось как простая последовательность событий. Только

Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм? 2) Какую роль в развитии общества играют природные фа

Цикличность и линейность исторического развития
Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда иде

Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Обще

Перспективы современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным

Вопросы для самоконтроля
1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории? 2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества. 3) В

Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги