рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Quot;Критика способности суждения" Канта

Quot;Критика способности суждения" Канта - Самостоятельная Работа, раздел Философия, Студентов по философии Эстетика К. Изложена В Первой Части Его "критики Способности Суждения&qu...

Эстетика К. изложена в первой части его "Критики способности суждения". Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, т.е. это "незаинтересованное удовольствие", доставляемое созерцанием формы предмета. Прекрасное у К. во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение. Высшим видом искусства К. объявляет поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала. В своей философии истории К. отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами. Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними. Важное место в социально-исторической философии К. занимали также проблемы войны и мира, а также установления состояния "вечного мира" между государствами. В трактате "К вечному миру" (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира. Учение К. представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином немецкая классическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось).

 

ИМПЕРАТИВ (лат.) – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства» (см. также "Золотое правило

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ – по Канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. Несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.

 

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц – ум. 27 янв. 1814, Берлин) – великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «наукоучением». Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я – понятие природы и материи; отношение между ними – понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность – Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это, прежде всего, совершенствование тела и духа и участие в общественных делах, ибо труд в духовном мире, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства.

 

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27 янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг – ум. 20 авг. 1854, Бад-Рагац, Швейцария) – нем. философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая в конце концов трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика.

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (род. 27 авг. 1770, Штуттгарт – ум. 14 нояб. 1831, Берлин) – выдающийся нем. философ; Свою весьма своеобразную философию Гегель считает завершением всей западной истории философии. Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (Кронер). Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза), но и как субъект (Фихте, Шеллинг). Гегелевскую систему можно считать .завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, – абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание», т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога – т. к. он является духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из .трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика – на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся по содержанию от первой. Развитие совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в неадекватную ему форму материальной природы и, т. о., создает противоречие. Принцип диалектического развития это движение, являющееся результатом противоречия. Подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т.е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою субстанцию как идентичную. Такую же эволюцию совершают формы «объективного духа», созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы. Над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа», т.е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только «созерцается», идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие); только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель – возвышение конечной сущности человека к бесконечному. Это единение с божественным разумом есть мистическая цель гегелевской философии. Но наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Результатом гегелевской системы явилось учение Карла Маркса. Диалектическое мышление Гегеля Маркс применил к политической экономии и философии истории. Значительным было также влияние Гегеля на историографию.

 

СНЯТИЕ, СНИМАТЬ (нем. aufheben) в диалектике Гегеля (в соответствии с многозначностью слова «снимать») поднимать на более высокую ступень, сохранять, а также уничтожать (отрицать). Полагаемое в тезисе снимается, т.е. отрицается, в антитезисе, а затем через отрицание отрицания снова выступает как полагаемое, но уже на более высоком уровне относительно принятого исходного пункта диалектического развития. Это приводит к синтезу, который, снимая тезис, сохраняет его в себе в более совершенной форме.

 

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его учителя - Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой - человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся в антропологию. Философия Ф. – антропологический материализм. Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие.

Тест8:

Вопрос 1:Представители Немецкой классической философии:

а) Л. Фейербах б) - Ф.Шеллинг
в) - О. Шпенглер г) - Г. Зиммель
д) - Н. Макиавелли е) - Б. Рассел

Вопрос 2:Немецкая классическая философия - преемница идей:

а) Возрождения б) Просвещения
в) - Реформации г) - Средневековья

 

Вопрос 3:Фамилия автора произведения "Критика чистого разума" - …

а) Л. Фейербах б) - Ф.Шеллинг
в) И.Кант г) Б.Рассел

 

Вопрос 4:Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные суждения, каждое из которых исключает другое" - …

а) противоречие б) противоположность
в) антиномия г) развитие

Вопрос 5:Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Всеобщая естественная история и теория неба" - …

а) политический б) творческий
в) докритический г) материалистический

Вопрос 6:Явление, данное в опыте, чувственном познании - …

а) ноумен б) вещь
в) феномен г) понятие

Вопрос 7:Категорический императив И. Канта развивает принципы…

а) морали б) - развития
в) - движения г) - познания

Вопрос 8:Субъективный принцип нравственности, по Канту -… .

а) свобода б) разум
в) долг г) истина

Вопрос 9:Фихте является последователем ...

а) Л. Фейербаха б) - Ф.Шеллинга
в) И.Канта г) Гегеля

Вопрос 10:Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма:

а) Кант б) - Фихте
в) - Гегель г) - Шеллинг

Вопрос 11:Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - …

а) наука б) диалектика
в) логика г) математика

 

Вопрос 12:Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей -… .

а) логика б) критика
в) аналитика г) диалектика

 

Вопрос 13:Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности - …

а) аналитика б) натурфилософия
в) естествознание г) гносеология

Вопрос 14:Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю - …

а) Божественная сущность б) Мировая Воля
в) Мировой Дух г) Абсолютная истина

 

Вопрос 15:Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - …

а) ноумены б) символы
в) феномены г) заблуждение

 

Вопрос 16:Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - …

а) история б) движение
в) эволюция г) развитие

Вопрос 17:Философия Фейербаха:

а) антропологический материализм б) - географический детерминизм
в) - субъективный идеализм г) - механистический материализм

Вопрос 18:Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов :

а) Кант б) - Платон
в) - Маркс г) - Декарт

Вопрос 19:Диалектика процесса познания и мышления людей называется:

а) субъективной б) - объективной
в) - трансцендентной г) - метафизической

 

Вопрос 20:Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития - …

а) продвижение б) снятие
в) возвышение г) затруднение

 

Вопрос 21:Категория диалектики парная категории "необходимое" - …

а) вероятное б) случайное
в) хаотичное г) закономерное

Вопрос 22:Ключевым моментом диалектической концепции является принцип...

а) противоречия б) - системности
в) - дополнительности г) - запрета

Вопрос 23:

Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени -

а) вероятности б) - историзм
в) цикличности г) -последовательности

Вопрос 25:Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту

а) ощущение б) рассудок
в) разум г) восприятие

Вопрос 26:Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении…

а) «человек человеку друг, товарищ и брат» б) «человек человеку волк»
в) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей» г) «человек человеку бог»

 

 

Вопрос 27:На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…

а) Л. Фейербах б) И. Кант
в) Ф. Шеллинг г) Г. Гегель

Вопрос 28:На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…

а) Л. Фейербах б) Г. Гегель
в) И. Кант г) Ф. Шеллинг

Вопрос 29:«Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», - считал…

а) У. Оккам б) Демокрит
в) Н. Макиавелли г) И. Кант

Вопрос 30:В философии Г.В.Ф. Гегеля изменения социальной действительности детерминируются…

а) демографическими факторами б) действиями выдающихся личностей
в) географической средой г) саморазвитием абсолютной идеи

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Студентов по философии

Пособие для организации самостоятельной работы... Студентов по... Тема немецкая классическая философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Quot;Критика способности суждения" Канта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тольятти
  ББК     Цветкова И.В. Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов по философии.   Данное пособие пре

Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческо

Структура философии
Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему пр

Периодизация философии
Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический п

Различные подходы к определению философии
Согласно Платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретическ

Вопрос 17. Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений - ….
а) общество б) природа в) процессы г) Вселенная   Вопрос 18:Уровень познани

Тема 2. Античная философия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. и характеризующихся определенным проблемн

Периодизация античной философии
Античная философия, включает эллинскую и эллинско-римскую. философию,. Эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до Р. X.) и классическую (аттическую) философию (Сократ, Платон, Арис

Тема 3. Древняя Индийская и китайская философия
  БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хар

Тема 4. Средневековая философия
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - стандартная периодизация - 5-15 вв., тысяча лет существования средневековой культуры. Первый этап средневековой христианской философии (наряду с христианс

Тема 9. Марксистская философия
МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Основную задачу своего творчества, М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы

Тема 11. Русская философия
Начальный период РУССКой ФИЛОСОФИи - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования во

Русская философия 19 века
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) - религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 - н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб Ро

Тема 12. Сознательное и Бессознательное как предмет философского анализа
СОЗНАНИЕ – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «

Тема 13. Философские проблемы познания и развития науки
ПОЗНАНИЕ– усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. В познании, т. о., содержится оценка,

Тема 14. Философская антропология
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Пл

Тема 15. Философские проблемы общества
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги