рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2 - раздел Философия, А. А. Радугин ...

А. А. Радугин

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2.

 

 

«Хрестоматия по философии»: Центр; Москва; 2001

ISBN 5-88860-036-9

Аннотация

 

Часть 2. Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. В данном файле представлена вторая часть издания.

 

А. А. Радугин

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2.

Хрестоматия по философии учебное пособие Согласно Федеральному компоненту

К. МАРКС и. Ф.ЭНГЕЛЬС

    Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся…

Тема 10. Русская философия XIX – XX веков

 

 

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Итак, все на свете только относительно важно или неважно, велико или мало, старо или ново. “Как, – скажут нам, – истина и добродетель – понятия… Что составляет в человеке его высшую, его благороднейшую действительность? –… Ум без плоти, без физиономии, ум, не действующий на кровь и не принимающий на себя ее действия, есть логическая мечта,…

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Пренебрежение к антропологическому принципу отнимает у них всякое достоинство; исключением служат творения очень немногих прежних мыслителей,… Что касается до самого состава слова “антропология”, оно взято от слова… Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. Т. З.-М., 1951.– С. 234, 235.

Н. А. ДОБРОЛЮБОВ

Теперь уже никто не сомневается в том, что все старания провести разграничительную черту между духовными и телесными отправлениями человека напрасны… Укажем еще на замечательные факты, показывающие неразрывную связь,… Вообще, связь духовной деятельности с отправлениями мозга признана несомненною в сочинениях всех лучших и…

К. С. АКСАКОВ

Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в… Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины,… Итак, русский народ, отделив от себя государственный элемент, предоставив полную государственную власть правительству,…

А. С. ХОМЯКОВ

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд.Т.1. – 1878. – С.151, 152. Частное мышление может быть сильно и плодотворно только при сильном развитии… Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т. 1. – 1878. – С. 174.

В.С. СОЛОВЬЕВ

…Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово “философия”… …С нашей точки зрения, по которой мы признаем мышление только одним из видов… Соловьев В. Философские начала цельного знания // Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М., 1988. – С. 179 – 181, 227 – 229.

С. Н. БУЛГАКОВ

Булгаков С. Чехов как мыслитель. – М., 1910. – С. 8, 9. …Земное человечество есть одно из воплощений Софии… Булгаков С. Философия хозяйства. – Нью-Йорк, 1982. – С. 139.

П.А. ФЛОРЕНСКИЙ

Техническиевыражения и обобщающие формулы,словесные или символические, например, алгебраические, – такова первая пара соответственно связанных и… …Обиходный язык имеет, в большинстве случаев, известную степень вялости или… Флоренский П. Термин // Материалы и сообщения по славяноведению. – М., 1986. – С. 244-247.

С.Н.ТРУБЕЦКОЙ

Отсюда зависит внутреннее противоречие и двойственность всей душевной жизни человека. Полуживотное, полубожественное, сознание человека вечно… …Познание наше безусловно только по своей идее, по своему идеалу полной,… …Каждый индивид воспроизводит, представляетсвой род в своем собственном лице. Поэтому и самое сознание его, как…

С. Л. ФРАНК

Это первое. И с этим тесно связан и второйобъективный итог нашего духовного развития, который есть лишь другая сторона первого. Старое, логически… Франк С. Крушение кумиров. – Берлин, 1924. – С. 35-42, 44 -48.  

Н. А. БЕРДЯЕВ

…“Научная” философия есть философия лишенных философского дара и призвания. Она и выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Она есть продукт… Бердяев Н. И Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. – Париж,… Философия человечна, философское познание – человеческое познание, в ней всегда есть элемент человеческой свободы, она…

Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира

Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира

Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы, как бы… Шеллинг Ф. Философские письма о догматизме и критицизме // Сочинения: в 2-х… Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не противоположно ничто, а значит, ни небытие, ни…

Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания.

Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена… Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. Физика. – С. 80, 81. К понятию этой материи,или возможности, они (древние) пришли так же, как к понятию абсолютной необходимости только…

Движение есть способ существования материи.Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент. Всякий покой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения. Так, например, то или иное тело может находиться на Земле в состоянии механического равновесия, т. е. в механическом смысле в состоянии покоя, но это нисколько не мешает тому, чтобы данное тело принимало участие в движении Земли и в движении всей солнечной системы, как это ничуть не мешает по мельчайшим физическим частицам совершать обусловленные его температурой колебания или же атомам его вещества – совершать тот или иной химический процесс. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя – мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на другое, то поскольку оно переносит себя, поскольку оно активно, его можно рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является переносимым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлениями силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и ее проявления, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение.

Таким образом, лишенное движения состояние материи оказывается одним из самых пустых и нелепых представлений, настоящей “горячечной фантазией”. Чтобы прийти к нему, нужно представить себе относительное механическое равновесие, в котором (212) может пребывать то или иное тело на нашей Земле, как абсолютный покой и затем это представление перенести на всю вселенную в целом. Такое перенесение облегчается, конечно, если сводить универсальное движение к одной только механической силе. И тогда подобное ограничение движения одной механической силой даст еще то преимущество, что оно позволяет представить себе силу, покоящейся, связанной, следовательно, в данный момент бездействующей. А именно, если перенос движения, как это бывает очень часто, представляет собой сколько-нибудь сложный процесс, в который входят различные промежуточные звенья, то действительный перенос можно отложить до любого момента, опуская последнее звено цепи. Так происходит, например, в том случае, если, зарядив ружье, мы оставляем за собой выбор момента, когда будет спущен курок и вследствие этого совершится разряжение, т. е. будет перенесено движение, освободившееся благодаря сгоранию пороха. Можно поэтому представить себе, что во время неподвижного, равного самому себе состояния материя была заряжена силой, – это и подразумевает, по-видимому, г-н Дюринг, если он вообще что-либо подразумевает под единством материи и механической силы. Однако такое представление бессмысленно, ибо на вселенную в целом оно переносит, как нечто абсолютное, такое состояние, которое по самой природе своей относительно и которому, следовательно, может быть подвержена в каждый данный момент всегда только часть материи.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 59, 60.

Итак, несотворимость и неразрушимость материи и ее простых элементов, поскольку она состоит из них, а равно несотворимость и неразрушимость движения – это старые общеизвестные факты.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 65.

Уверенность, что кроме материального мира не существует еще особого духовного мира, есть результат длительного и трудного исследования реального мира, у compris также и исследование продуктов и процессов человеческого мира.

Энгельс Ф. Материалы к “Анти-Дюрингу”. – С. 346.

Итак, какого бы взгляда ни придерживаться относительно строения материи, не подлежит сомнению то, что она расчленена на ряд больших, хорошо отграниченных групп с относительно различными размерами масс, так что члены каждой отдельной группы находятся со стороны своей масс в определенных конечных отношениях друг к другу, а к членам ближайших к ним групп относятся как к бесконечно большим или бесконечно малым величинам в смысле математики. (213)

Энгельс Ф. Материалы к “Анти-Дюрингу”. – С. 395.

Современное естествознание вынуждено было заимствовать у философии положение о неуничтожимости движения; без этого положения естествознание теперь не может существовать. Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жиры и, наконец, сознание. Говорить будто материя за все время своего бесконечного существования имела только один-единственный раз – и то на одно лишь мгновение по сравнению с вечностью ее существования – возможность дифференцировать свое движение и тем самым развернуть все богатство этого движения и что до этого и после этого она навеки ограничена одним простым перемещением, – говорить – это значит утверждать, что материя смертна и движение преходяще. Неуничтожимость движения надо понимать не только в коллективном, но и в качественном смысле. Материя, чисто механическое перемещение которой, хотя и содержит в себе возможность требования при благоприятных условиях в теплоту электричество, химическое действие, жизнь, но которая в состоянии породить из самой себя эти условия, такая материя по терпела определенный ущерб в своем движении.Движение, которое потеряло способность превращаться в свойственные ему различные формы, хотя и обладает еще dynamis, но не обладает уже energia, и, таким образом, частично уничтожено. Но и то и другое немыслимо.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20.– С. 360, 361.

Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания. Мы наблюдаем ряд форм движения: механическое движение, теплоту, свет, магнетизм, химическое соединение и разложение, переход агрегатных состояний, органическую жизнь, которые все – если исключить пока органическую жизнь – переходят друг в друга, обусловливают взаимно друг друга, являются здесь причиной, там действием, причем общая сумма движения, при всех изменениях формы, остается одной и той же (спинозовское: субстанция есть causa sui прекрасно выражает взаимодействие). Механическое движение превращается в теплоту, электричество, магнетизм, свет и т. д.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 546.

Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая (214) мышлением. Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его. И действительно, мы видим, что в историческом развитии естествознания раньше всего разрабатывается теория простого перемещения, механика небесных тел и земных масс; за ней следует теория молекулярного движения, физика, а тотчас же вслед за последней, почти наряду с ней, а иногда и опережая ее, наука о движении атомов, химия. Лишь после того как эти различные отрасли познания форм движения, господствующих в области неживой природы, достигли высокой степени развития, можно было с успехом приняться за объяснение явлений движения, представляющих процесс жизни. Объяснение этих явлений шло вперед в той мере, в какой двигались вперед механика, физика и химия, таким образом, в то время как механика уже давно была в состоянии удовлетворительно объяснить происходящие в животном теле действия костных рычагов, приводимых в движение сокращением мускулов, сводя эти действия к своим законам, имеющим силу также в неживой природе, физико-химическое обоснование прочих явлений жизни все еще находится почти в самой начальной стадии своего развития. Поэтому, исследуя здесь природу движения, мы вынуждены оставить в стороне органические формы движения. Сообразно с уровнем научного знания мы вынуждены будем ограничиться формами движения неживой природы.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 391, 392.

Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением – перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно не отделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального.

Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезд и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо. Этот вывод стал неизбежным лишь только люди познали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как (215) эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несо-творимости и неуничтожимости движения.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 392.

Всякое движение состоит во взаимодействии притяжения и отталкивания. Но движение возможно лишь в том случае, если каждое отдельное притяжение компенсируется соответствующим ему отталкиванием в другом месте, ибо в противном случае, если каждое отдельное притяжение компенсируется соответствующим ему отталкиванием в другом месте, ибо в противном случае одна сторона должна была бы получить с течением времени перевес над другой, и, следовательно, движение в конце концов прекратилось бы. Таким образом, все притяжения и все отталкивания во вселенной должны взаимно компенсироваться. Благодаря этому закон неуничтожимости и несотворимости движения получает такое выражение: каждое притягательное движение во вселенной должно быть дополнено эквивалентным ему отталкивательным движением и, наоборот, или же, – как это выражала задолго до установления в естествознании закона сохранения силы, энергии прежняя философия, – сумма всех притяжений во вселенной равна сумме всех отталкиваний.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 393.

Но ведь нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение! Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом, люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие, движение как таковое еще не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения, такие слова, как “материя” и “движение”, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материя и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаем последнее, постольку мы познаем также и материю и движение как таковые. Поэтому, когда Нейли говорит, что мы не знаем, что такое время, пространство, материя, движение, причина и действие, то он этим лишь утверждает, что мы при помощи своей головы сперва создаем себе абстракции, отвлекая их от действительного мира, а затем оказываемся в состоянии познать эти нами самими созданные абстракции, потому что они умственны, а не чувственные вещи, всякое же познание, (216) по Нейли, есть чувственное измерение! Это точь-в-точь как указываемое Гегелем затруднение насчет того, что мы можем, конечно, есть вишни и сливы, но не можем есть плод, потому что никто еще не ел плод как таковой.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 550, 551.

Causa finalis – материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все вещества, хотя и существуют раздельно, сливаются в частную материю как таковую, действуя только как материя, а не согласно своим специфическим свойствам.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 558.

Движение и равновесие. Равновесие неотделимо от движения. В движении небесных тел движение находится в равновесии и равновесие _ в движении (относительно). Но всякое специально относительное движение, т. е. в данном случае всякое отдельное движение отдельных сил на каком-нибудь движущемся небесном теле, представляет собой стремление к установлению относительного покоя, равновесия. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни. На Солнце нет никакого равновесия отдельных веществ, а только равновесие всей массы, или же, если там и имеется какое-нибудь равновесие, отдельных веществ, т. е. только весьма ничтожное, обусловленное значительными различиями плотности; на поверхности – вечное движение, волнение, диссоциация. На Луне, по-видимому, царит исключительное равновесие, без всякого относительного движения – смерть (Луна = отрицательность). На Земле движение дифференциалов в виде смены движения и равновесия – отдельное движение стремится к равновесию, совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие. Скала пришла в состояние покоя, но процесс выветривания, работа морского прибоя, действие рек, глетчеров непрерывно уничтожают равновесие. Испарения и дождь, ветер, теплота, электрические и магнитные явления дают нам ту же самую картину. Наконец, в живом организме мы наблюдаем непрерывное движение как всех мельчайших частиц его, так и более крупных органов, которое имеет своим результатом, во время нормального периода жизни постоянное равновесие всего организма и тем не менее никогда не прекращается, – живое единство движения и равновесия. Всякое равновесие лишь относительно и временно. (217)

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 561, 562.

Диалектика естествознания. Предмет – движущееся вещество. Различные формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение, только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения.

Первая, наипростейшая форма движения – это механическая, простое перемещение.

б) Движение абсолютных тел: траектория, астрономия, – кажущееся равновесие, – конец всегда контакт. в) Движение соприкасающихся тел в их отношении друг к другу – давление.… 2. Эти различные силы (за исключением звука) – физика небесных тел:

Органическая природа.

Всякое движение заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частиц материи; познать эти механические движения… Только незнакомство наших современных естествоиспытателей с иной философией,… Самое комическое – это то, что приравнение “материалистического” и “механического” идет от Гегеля, который хотел…

Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

…Я убежден, что не может быть более естественной пищи для религиозной жизни, чем контакт с Богом через хорошо понятые научные реальности. Тейяр де Шарден П. Наука и Христос. Т. 9.– П., 1965. – С. 62. Наука и религия действительно представляют собой два различных меридиана, которые не следует смешивать. Но эти…

Тема 12. Природа человека и смысл его существования

Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии

 

 

Ф. ШЛЕГЕЛЬ

Прежде всего в теории человека нужно выяснить, какое место занимает человек в ряду созданий, в каком отношении он находится к целостности природы и… Основной пункт относительно природы и существа человека, который теперь нужно… что свобода то же самое, что я (Ichheit), и, следовательно, человек необходимо должен быть свободен. О подлинном…

Ф. ШЕЛЛИНГ

Шеллинг Ф. Философские письма о догматизме и критицизме // Сочинения. Т. 1. – С. 85. Дух природы лишь по видимости противоположен душе; сам по себе он – орудие ее… Следовательно, душа в человеке не есть начало индивидуальности, а то, благодаря чему он возвышается над всякой…

Л. ФЕЙЕРБАХ

Человек отличается от животного вовсе не только одним мышлением. Скорее всего его существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не… Поэтому и здесь нам нет нужды выходить за сферу чувственности, чтобы усмотреть… Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший…

Н. А. БЕРДЯЕВ

Научно наиболее сильно определение человека, как создателя орудий (homo faber). Орудие, продолжающее человеческую руку, выделило человека из… Бердяев Н. О назначении человека. – Париж, 1931. – С. 50 – 60.  

Ф. НИЦШЕ

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – С. 640, 641.    

М. ШЕЛЕР

Поэтому я взялся за то, чтобы на самой широкой основе дать новый опыт философской антропологии. Ниже излагаются лишь некоторые моменты, касающиеся… Уже слово и понятие “человек” содержит коварную двусмысленность, без понимания… Ясно, что это вопрос понятия человека должно иметь совершенно иной смысл, совершенно иное происхождение, чем первое…

Э. ФРОММ

Животное “проживает” свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно – часть природы и никогда не трансцендирует ее. У животного нет совсем… Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой. Это,… В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с…

М. ХАЙДЕГГЕР

Метафизика отгораживается от того простого и существенного обстоятельства, что человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит… Экзистенция может быть присуща только человеческому существу, т. е. только… То, что есть человек – т. е., на традиционном языке метафизики, “сущность” человека, – покоится в его экзистенции.

Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность.

 

 

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Маркс К. Критика гегелевской философии права // Собрание сочинений. Т.1. – С. 242. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческойсущности. Но сущность… 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство абсолютно и предположить абстрактного изолиро…

H . А. БЕРДЯЕВ

Есть еще один признак личности, отличающий ее от вещи, может быть, самый существенный – личность, способная испытывать страдание и радость, она… Очень странно, что по-латински persona значит маска и связана с театральным… “Я” может реализовать личность, стать личностью. Реализация личности всегда предполагает самоограничение, свободное…

Смысл и назначение человеческого бытия

 

 

М. МОНТЕНЬ

Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие… Тот, кто хочет из человека превратиться в… …Каких только наших способностей нельзя найти в действиях животных! Существует… Все сказанное мною должно подтвердить сходство между положением человека и положением животных, связав человека со…

Л. ФЕЙЕРБАХ

Верно, что почти у большинства народов имеется, – чтобы сохранить это выражение, – вера в бессмертие; важно, однако, также как и при рассмотрении… Неверие образованных людей в бессмертие, значит, отличается от мнимой веры в… Мнимая вера народов в “иную” жизнь есть не что иное, как вера в эту жизнь. В той же мере, в какой данный покойник и…

Л. ТОЛСТОЙ

Человек чувствует жизнь в себе самом, и – только в себе одном. Сначала, пока он не понял истинного смысла жизни, человек думает, что благо есть… И вот когда этот человек начинает добиваться своего блага, то он сейчас же… И чем дальше человек живет, тем больше он на деле убеждается в том, что это так. Он участвует в жизни человечества.…

Тема 13. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

Постановка проблемы познания в классической немецкой философии.

 

 

И. КАНТ

Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта, в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не… Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует,… Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу:…

Ф. ШЕЛЛИНГ

Следовательно, она делает своим объектом не отдельную часть знания или особый его предмет, а само знание, знание вообще. Между тем, всякое знание сводится к известным изначальным убеждениям, или… Деление самой трансцендентальной философии определяется теми изначальными убеждениями, из значимости которых она…

Следовательно, в нашем знании в качестве единственной его основы должно быть нечто всеобщее опосредующее.

Поскольку каждая истинная система (например, система мироздания) должна иметь основу своего существования в самой себе,то и принцип системы знания,… Этот принцип может быть только единым.Ибо всякая истина абсолютно тождественна… 4. Опосредованно или косвенно этот принцип является принципом каждой науки, но непосредственно и прямо – только…

М. ХАЙДЕГГЕР

Почему в новоевропейской метафизике возникает такое? Потому что бытие сущего начинают мыслить как его присутствие для устанавливающего… Но этот вопрос подразумевается, собственно, как вопрос не о физико-психическом… В каком смысле Кант своей трансцендентальной постановкой вопроса обеспечивает метафизике Нового времени эту ее…

Диалектико-материалистическая теория познания

  [Познание как отражение действительности] Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое…

Позитивистская и персоналистская концепции познания. Знание и вера

 

 

Б. РАССЕЛ

 

Факт, вера, истина и познание

“Факт” в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю “фактом”. Солнце – факт;… Под “фактом” и имею в виду нечто имеющееся налицо, независимо от того,… Вся наша познавательная жизнь является с биологической точки зрения частью процесса приспособления к фактам. Этот…

Э. МУНЬЕ

Познание – это всеохватывающее движение, которое соединяет субъекты со своим окружением. Оно выступает одновременно и как непосредственное… Мунье. Э. Что такое персонализм. – Париж, 1946. -С. 100.  

Ж. ЛАКРУА

Весь предшествующий анализ нас привел к выводу: то, что раньше называлось теорией познания должно стать теорией веры. Исходя из веры, нельзя процесс познания описывать в исключительно… Однако простое соединение субъекта и объекта не означает еще истинной веры, а только способность к суждению. Для того,…

Тема14. Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”.

Неокантианская интерпретация научного познания

 

 

П. НАТОРП

Hamopп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Сборник пятый. – С.-Пб., 1913. – С. 99. Во-первых, познание должно осуществить определение факта из самого себя; для… Hamopn П. Логические основы точных наук. – Берлин, 1910.– С. 97.

Э. КАССИРЕР

Однако средств против такого поворота в естественном ходе вещей нет. Человек не может избавиться от своего приобретения. Он может лишь принять… С этой, достигнутой нами теперь, точки зрения мы можем уточнить и расширить… Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Проблема человека в западной философии. –…

В. ВИНДЕЛЬБАНД

Правда, эта попытка предпринималась не раз, в особенности историками философии; они старались при этом отвлечься от тех различных определений… …Эта наука направлена поэтому на все, что вообще способно или кажется… …Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науке: именно потому философия…

Г. РИККЕРТ

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре – С.-Пб., 1911. – С. 90-91. …Что же вытекает из этого для логики истории? Сперва кажется, что этот… Конечно, мы опять-таки встречаемся здесь с чем-то “общим” и при том это третье общее, оказывающееся налицо во всякой…

Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме

 

 

О. КОНТ

Изучая, таким образом, весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности, от его первого простейшего проявления до наших дней,… …Охарактеризовав с доступной для меня в этом обзоре точностью дух… …Как бы то ни было, очевидно, что социальные явления не вошли еще в область положительной философии, и теологические и…

Р. КАРНАП

Карнап Р. Старая и новая Логика // “Познание”. Т.1. – С.6. Понятие причинности – одна из центральных проблем в современной философии… …Если исследователь в области философии науки не будет основательно понимать науку, он не сможет даже ставить важные…

Б. РАССЕЛ

…Наивный реализм отождествляет восприятия с физическими вещами; он считает, что солнце астрономов есть то, что мы видим. Это предполагает… …Когда на основе обыденного здравого смысла люди говорят о коренном различии… …“Факт”, в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я…

М. ШЛИК

Шлик М. Позитивизм и реализм // Познание. Т. III . – 1932/33. – С. 7 -8. Законы природы не имеют характера предложений, которые или истинны, или… Шлик М. Избранные сочинения. – 1938. – С. 422.

Концепция науки в критическом рационализме

 

 

К. ПОППЕР

Что же однако мы имеем в виду, когда говорим о соответствии высказывания фактам? Хотя наш скептик, или релятивист, пожалуй, скажет, что на этот… В некотором смысле он действительнотривиален. Такое заключение следует из… Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – С.…

Т. КУН

Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу моде ль постановки проблем и их решения.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. -С. 11.

Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований, примеры, которые включали закон, теорию, их практическое применение и необходимое обоснование – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.

Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляет собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления в исследовании.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. – С. 29 .

Нормальная наука состоит в реализации намеченной в парадигме перспективы. Ее задача установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории. Цель нормальной науки постоянное расширение пределов научного знания и его уточнение. (313)

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.– С. 45.

Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовалась с утвердившейся парадигмой. Открытие чаще всего – это не однотактное событие, а длительный процесс. Восприятие этих открытий учеными приводит к смене парадигмы, что часто встречает сопротивление.

Кун Т. Структура научных революций, – М., 1977. – С. 86.

Следующие друг за другом парадигмы по разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов. Но парадигмы отличаются более чем содержанием, они являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых неким научным сообществом. Субстанциональные различия, изменения в стандартах, которыми определяются проблемы, понятия и объяснения могут преобразовать науку.

Кун Т. Структура научных революций. -М., 1977. -С. 142.

Принятию новой Парадигмы должен предшествовать кризис. Но самого по себе кризиса недостаточно. Должна быть основа (хотя она может не быть рациональной, ни до конца правильной) для веры в ту теорию, которая избрана в качестве кандидата на статус парадигмы. Что-то должно заставить по крайней мере нескольких ученых почувствовать, что новый путь избран правильно, и иногда это могут сделать только личные и нечеткие эстетические соображения.

Требуется выбор между альтернативными способами научного исследования, причем в таких обстоятельствах, когда решение должно опираться больше на перспективы в будущем, чем на прошлые достижения. Тот, кто принимает парадигму на ранней стадии, должен часто решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, которое обеспечивается решением проблемы. Другими словами, он должен верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большого круга проблем, с которыми она встретится, зная при этом, что старая парадигма потерпела неудачу при решении некоторых из них. Принятие решения такого типа может быть основано только на вере.

Кун Т. Структура научных революций. – М.,1977. – С. 207.

Но если парадигма все-таки приводит к успеху, то она неизбежно приобретает первых защитников, которые развивают ее до того момента, когда могут быть созданы и умножены более трезвые аргументы. И даже эти аргументы, когда они находятся, не являются решающими, каждый в отдельности. Поскольку ученые – люди благоразумные, тот или другой аргумент в конце концов убеждает многих из них. Но нет такого единственного аргумента, которой может или должен убедить их всех. То, что происходит, есть скорее значительный сдвиг в распределении профессиональных склонностей, чем предубеждение всего научного сообщества. (314)

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. -С. 208.

[Какова же характеристика научных сообществ?] Интерес к проблемам, объясняющим природные процессы. Этот интерес должен быть глобальным, но в то же время проблемы, над которыми работает ученый, должны быть более или менее частными. Решения, которые удовлетворяют его, должны быть приемлемы в качестве решения для других. Однако группа, которая разделяет эти решения, не может быть выделена произвольно из общества как целого, но скорее представляет собой правильное, четко определенное сообщество профессиональных ученых – коллег. Запрет обращаться к властям или широким массам народа, чтобы они были арбитрами в научных спорах. Только компетентная профессиональная группа может быть таким арбитром.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. -С. 220.

Чтобы понять, почему наука развивается, нужно не распутывать детали биографий или особенности характеров, которые приводят каждого индивидуума к тому или иному частному выбору теории (хотя этот вопрос сам по себе интересен). Следует уяснить способ, посредством которого специфическая система общепринятых ценностей взаимодействует со специфическими опытными данными, признанными сообществом специалистов с целью обеспечения гарантии, что большинство членов группы будут в конечном счете считать решающей какую-либо одну систему аргументов, а не другую.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. – С. 260-261.

 

 

И. ЛАКАТОС

В соответствии с моей концепцией, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а “исследовательская… Исследовательская программа считается прогрессирующейтогда, когда ее… В рамках исследовательской программы некоторая теория может быть устранена только лучшей теорией, то есть такой…

П. К. ФЕЙЕРАБЕНД

Основным положением моей концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми… Суммируя ранее сформулированные аргументы в пользу пролиферации, мы можем… Фейерабенд Пол К. Ответ на критику (комментарий к статьям Дж. Дж. Смарта, У. Селларса и X . Патнэма) // Структура и…

Тема 15. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях.

15.1. “Философия жизни”

 

 

А. ШОПЕНГАУЭР

…Мы того мнения, что все те, как от звезды небесной, далеки еще от философского познания мира, кто думает, будто можно как-нибудь… Истинное философское воззрение на мир, то есть то, которое учит нас познавать… Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3. – М., 1971. – С.…

Ф. НИЦШЕ

Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С. 126 -127, 136-137, 144. …На какую философскую позицию ни становись, в наши дни с любого места видно:… Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. – 1989. – №5.– С. 131-133, 142-143, 110.

Антихрист. Проклятие христианству

Что хорошо? – Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия…

В. ДИЛЬТЕЙ

Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Философия жизни. – Штутгардт, 1961. – С. 301. Сама жизнь, жизненность, за которую я не могу проникнуть, содержит связи, в… Дильтей В. Опыты и размышления // Собрание сочинений. Т. VII . – С. 83.

Г. ЗИММЕЛЬ

Скрытый смысл этой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу со всеми… Нет никакой истины, независимой в своем существе, которая могла бы направить… Зиммель Г. Конфликт современной культуры. – Пг., 1925. – С. 17, 12-13, 28.

А. БЕРГСОН

Бергсон А. Творческая эволюция. – М.-С.-Пб., 1914. -С. 124-125. Если, следовательно, интеллект стремится к фабрикации, то можно предвидеть,… Бергсон А. Творческая эволюция. – М.-С.-Пб., 1914. – С. 138 .

Психоаналитическая философия

 

 

З.ФРЕЙД

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить… Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми интересующимися… Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное…

К. Г. ЮНГ

Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при… Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами. То, что мы… Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991. – С. 64-65.

Э. ФРОММ

2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении… 3. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его… Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990. – С. 32-33.

Экзистенциализм

 

 

Э. МУНЬЕ

Однако более охотно с именем экзистенциализма напрямую связывают течение современного мышления. Это мышление наиболее общим образом можно было бы… В этом смысле экзистенциализм опирается на мощную традицию. История мышления… Иногда отцом этой школы называют Кьеркегора. Курьез судьбы состоит в том, что он действительно был одним из первых…

С. КЬЕРКЕГОР

Я, может быть, и постигну истину, но до познания блаженства душевного мне еще далеко. Что же мне делать? Скажут: “займись делом”. Каким? Чем мне… …Я лежу пластом, ничего не делаю. Куда ни погляжу – везде пустота: живу в… Сопротивляться – бесполезно. Нога моя скользит. Жизнь моя все-таки остается жизнью поэта. Можно ли представить себе…

Ж.-П. САРТР

…Во всех детях есть искра Божия, они ни в чем не уступают поэтам, ведь поэты – те же дети… …Смерть преследовала меня, как наваждение, потому что я не любил жизни. Этим… Сартр Ж.-П. Слова. – М., 1966. – С. 55-60, 136.

А. КАМЮ

…В этой вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в нем свои дерзания является творчество! Творить – значит жить вдвойне… … …Подлинное произведение искусства всегда соразмеримо человеку, и по самой… …Мыслить – значит испытывать желание создавать мир (или, что то же самое, задавать границы собственному миру). Это…

М. ХАЙДЕГГЕР

…Или все надежды на философию как абсолютную науку – одно суеверие? Скажем, не только потому, что одиночка или отдельная школа никогда не достигнут… …Метафизика есть вопрошание, с которым мы пытаемся охватить своими вопросами… Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9. – С. 116-122.

К. ЯСПЕРС

…Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах… …То, что сделало человека человеком,находится за пределами переданной нам… …В водовороте современного существования часто становится непостижимым, что собственно происходит. Неспособные…

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа.

Философия истории.

 

 

Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ

Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. VIII. – М., 1935. – С. 18. Неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и… Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. VIII. – М., 1935. – С. 24-25 .

К. МАРКС

Маркс К. Немецкая идеология // Собрание сочинений. Т. 3. – С. 36-37. Дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом… Маркс К. Немецкая идеология // Собрание сочинений. Т.З. – С.24.

Л. Я. ГУМИЛЕВ

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 31. Пассионарность – это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее… Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. – Л. ,1990. – С. 33.

А. ДЖ. ТОЙНБИ

Первый и самый простой аргумент против сравнимости данных обществ может быть сформулирован следующим образом: эти общества ничто не объединяет,… Ложность концепции единства цивилизации.Ответив на возражение, согласно… Одна из причин, породивших это заблуждение, заключается в том, что современная западная цивилизация распространила…

К. ЯСПЕРС

Осевое время.

Между тем христианская вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории… Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только… 1. Характеристика осевого времени

Культура и цивилизация

 

 

О. ШПЕНГЛЕР

Я называю эту привычную для нашего западноевропейца схему, в которой развитые культуры вращаются вокруг наскак мнимого центра всего мирового… Шпенглер О. Закат Европы // Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. – М.,… Культура суть организма.Всемирная история – их общая биография. Огромная история китайской или античной культуры…

П. А. СОРОКИН

Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или гласной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы Средневековья… Сорокин П. А. Система социологии, социальная мобильность. -М., 1992. -С.…  

Д. С. ЛИХАЧЕВ

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.– С. 231.    

Н. А. БЕРДЯЕВ

Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1934. – С. 103 – 104 .    

Н. С. ТРУБЕЦКОЙ

…Мы совмещаем славянофильское ощущение мировой значительности русской национальной стихии с западническим чувством относительной культурной… …В делах мирских настроение наше есть настроение национализма. Но его мы не… Русские люди и люди народов Российского мира не суть ни европейцы, ни азиаты. Сливаясь с родной и окружающей нас…

Запад и Восток в диалоге культур

 

 

П. Я. ЧААДАЕВ

Эта дивная связь человеческих идей на протяжении веков, эта история человеческого духа, вознесшая его до той высоты, на которой он стоит теперь во… У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства,… Годы ранней юности, проведенные нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет…

Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны. За ними не признавалось только их… 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-финикийский, халдейский или… Главное должно состоять в различении культурно-исторических типов, так сказать самостоятельных, своеобразных планов…

Н . А. БЕРДЯЕВ

Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией… Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX… .

Тема 17. Глобальные проблемы человечества.

 

 

К. ЛОРЕНЦ

  Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый вид… Экологическая Среда человека меняется во много раз быстрее, чем у всех других существ. Темп этого изменения обусловлен…

А. ПЕЧЧЕИ

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам… Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание,… Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему.

А. ШВЕЙЦЕР

Если познание будет давать только то, что оно может познать, то воля будет получать всегда одно и то же знание, а именно: во всем и всех явлениях… Всякое истинное познание переходит в переживание. Я не познаю сущность… Как в моей воле к жизни заключено стремление продолжить жизнь и после таинственного возвышения воли к жизни,…

Н. Ф. ФЕДОРОВ

Но если довольствоваться только мысленным восстановлением, в таком случае мы или никогда не можем быть убеждены, что этот образ соответствует… Все сказанное относительно того, что сделано Западом для мнимого, или… Начало настоящей нынешней науки положено вместе с образованием особого городского сословия, с отделением города от…

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ

Сейчас мы касались только физического состояния космоса и пришли к выводу, что если и гаснут солнца, если и умирают Млечные Пути в отдельности, то в… Так же и в группе млечных путей. Если и умирают временно некоторые из ее… Теперь мы перейдем к жизни существ, к роли разума во Вселенной, Но для этого полезно сначала проследить возможную…

ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН

  (Краткие сведения о философах , фрагменты из работ которых приведены в данной… Абеляр Пьер(1079-1142) – французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода.…

– Конец работы –

Используемые теги: хрестоматия, ПО, философии, часть0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Аппаратная часть ПК. ПО. Сети
Используются для постоянного хранения информации – программ и данных. 8 Технологии Жестких Дисков: 8 IDE (Integrated Drive Electronics) 8 ATA… Именно она несет основные функции по объединению абсолютно всех компонентов … В ее состав входят все базовые компоненты, которые обеспечивают работу остальных подсистем ПК. Самыми главными из…

ТИПОВОЙ РАСЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА» (Часть 2. Линейные операторы. Квадратичные формы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Хрестоматия по курсу философии для студентов всех форм обучения и специальностей
Тема Восточная философия... Зарождение философии... Китайская философия Конфуций quot Лунь Юй quot с двумя комментариями...

ТИПОВОЙ РАСЧЕТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА» (Часть 2. Линейные и евклидовы пространства)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ...

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам