рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН

ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН - раздел Философия, ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2     (Краткие Сведения О Философах , Фрагм...

 

 

(Краткие сведения о философах , фрагменты из работ которых приведены в данной книге)

Абеляр Пьер(1079-1142) – французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода. Рационалистическая направленность его идей вызвала протест ортодоксальных церковных кругов. Основные сочинения: “Да и нет”, “История моих бедствий”.

Августин Аврелий(354-430) – выдающийся христианский мыслитель, один из “отцов церкви”, признанный в католицизме святым, а в православии – блаженным. Создал первую наиболее развитую философско-теологическую систему на базе христианского вероучения, которая на протяжении всего средневековья являлось образцом христианской мудрости. Основные работы: “Исповедь”, “О Граде Божием”, “Об истинной религии”, “О порядке”, “О свободной воле”.

Аврелий Марк Антонин(121-180) – римский философ-стоик, император. Автор сочинения “К самому себе”, содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики.

Аксаков Константин Сергеевич(1817– 1860) – видный российский писатель, публицист, один из основоположников славянофильства. Основное философско-социологическое произведение “О внутреннем состоянии России”.

Анаксагор из Клазомен(ок. 500-428 до н. э.) – древнегреческий философ, фактический основоположник афинской философской школы.

Анаксимандр из Милета(610 – ок. 540 до н. э.) – древнегреческий философ, один из ярких представителей милетской школы. (398)

Анаксимен из Милета(ок. 585 – ок. 525 до н. э.) – древнегреческий философ. Один из ярких представителей милетской школы.

Аристотель Стагирит(384 – 322 до н. э.) – крупнейший древнегреческий философ, систематизатор научно-философского знания своего времени, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона, основал в Афинах (335 до н. э.) собственную философскую школу “ликей”. Основные философские работы: “Метафизика”, логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики”, “Топика”), “О душе”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

Башляр Гастон(1884-1962) – французский философ, основоположник неорационализма – философской школы в рамках методологии и философии науки. Основные работы; “Новый научный Дух”, “Рациональный материализм”, “Прикладной материализм”.

Белинский Виссарион Григорьевич(1811-1848) – русский революционный демократ, литературный критик, публицист и философ. Философские взгляды Белинского эволюционировали от увлечения гегельянством до материализма. Уделял большое внимание проблемам философии истории и диалектики. Основные философские работы опубликованы в сборнике “Избранные философские сочинения”. Т. 1-2.1948 г.

Бергсон Анри(1859-1941) – французский философ, представитель философии жизни. Основные работы: “Творческая эволюция”, “Материя и память”, “Два источника морали и религии”.

Бердяев Николай Александрович(1874-1948) – русский философ, один из основоположников экзистенциализма и персонализма. Доминантой философского творчества Бердяева является идея свободы. Основные работы: “Философия свободы”, “Смысл творчества”, “Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “О назначении человека”, “Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX – начала XX века”.

Беркли Джордж(1685-1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма и эмпиризма, Основная идея его работ сформулирована в мысли “Существование вещей состоит в их воспринимаемости”. Сочинения: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах человеческого знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”. (399)

Бруно Джордано(1548-1600) – итальянский философ и поэт, представитель пантеизма, развивал гелиоцентрическую систему Коперника. Основные работы: “О бесконечности вселенной и мирах”, “О причине, начале и едином”.

Булгаков Сергей Николаевич (187 1-1944) – русский религиозный философ и экономист. Представитель софиологии. Центральным пунктом философского творчества Булгакова является учение о Софии – мудрости, воплощением которой является Богоматерь. Основные произведения: “О богочеловечестве”, “Философия хозяйства”, “Свет невечерний”, “Купина неопалимая”.

Бэкон Фрэнсис(1561-1626) – английский философ, представитель эспиризма и материализма, родоначальник методологии опытной науки, сформировал концепцию индуктивного метода познания. Основная работа – “Новый Органон”.

Виндельбанд Вильгельм(1848-1915) – немецкий философ, глава баденской школы неокантианства, обосновал коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук, уделял большое внимание исследованию в области истории философии. Основные работы “История и естествознание”, “История древней философии”, “История новой философии”.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ(1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из видных представителей французского Просвещения. Основные философские произведения: “Философские письма”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, “Опыт о нравах и духе народов…”.

Гадамер Ханс Георг(р. 1900) – немецкий философ, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX века. Основное сочинение – “Истина и метод”.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классический философии. На основе идеи приоритета духовного начала и диалектики создал грандиозную систему, в которой попытался упорядочить все современное ему знание. Основные сочинения: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии религии”.

(400)

Гельвеций Клод Адриан(1715-1771) – французский философ-материалист, один из представителей французского Просвещения, сыграл значительную роль в подготовке Великой Французской революции. Основные работы: “Об уме”, “О человеке”.

Гераклит Эфесский(ок. 520 – ок. 460) – древнегреческий философ, представитель ионийской школы, диалектик.

Герцен Александр Иванович(1812-1870) – русский философ-материалист, революционер-демократ, писатель и публицист. Основные философские произведения: “Письма об изучении природы”, “Дилетантизм в науке”.

Гете Иоганн Вольфганг(1749-1832) – немецкий поэт, естествоиспытатель и философ, обладал широким кругозором в истории философии. Основные работы в этой области: “Избранные философские произведения”.

Гоббс Томас(1588-1679) – английский философ-материалист, значительное внимание уделял исследованию проблем общественной жизни. Основные работы: “Философские элементы учения о гражданине”, “Левиафан”.

Гольбах Поль Анри(1723-1789) – французский философ-материалист, представитель французского Просвещения. Значительное внимание уделял борьбе с клерикализмом и религиозным мировоззрением. Основные работы: “Система природы”, “Разоблаченное христианство”, “Карманное богословие”.

Горгий из Леонтиив Сицилии (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) – древнегреческий философ. Один из старейших софистов.

Григорий Палама(1296-1359) – византийский богослов и церковный деятель, представитель мистицизма. Основные работы изданы в кн. “Памятники византийской литературы IX-XIV вв.”. – М., 1969.

Гумилев Лев Николаевич(1912-1992) – русский историк, географ, автор оригинальной концепции этногенеза, согласно которой нация (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Основные работы: “География этноса в исторический период”, “Древняя Русь и Великая степь”. (401)

Гуссерль Эдмунд(1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Основные работы: “Философия как строгая наука”, “Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология”.

Данилевский Николай Яковлевич(1822-1885) – русский философ, публицист и социолог, идеолог панславянизма, создатель теории культурно-исторических типов. Основная работа – “Россия и Европа”.

Декарт Рене(1596-1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. Один из родоначальников философии Нового времени и новой методологии научного исследования. Представитель рационализма. Основные сочинения; “Рассуждения о методе”, “Начала философии”.

Демокрит из Абдер(ок. 470/460 – 370 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики.

Дидро Дени(1713-1784) – французский философ-материалист, представитель французского Просвещения, основатель и редактор “Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”. Основные произведения: “Мысли об объяснении природы”, “Философские основания материи и движения”.

Дильтей Вильгельм(1833-1911) – немецкий философ и культуролог, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии. Разрабатывал герменевтический метод познания исторических явлений. Основные произведения: “Типы мировоззрения и обнаружения их в метафизических системах”, “Описательная психология”.

Добролюбов Николай Александрович(1836-1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ и философ-материалист. Основные работы опубликованы в сб.: Избранные философские произведения: в 2-х тт. – М., 1945-1946.

Зенон из Элей(ок. 490 – 430 до н. э.) – древнегреческий философ. Представитель Элейской щколы, известен своими философскими парадоксами.

Зиммель Георг(1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель “философии жизни”, разрабатывал преимущественно проблемы методологии культурологического (402) исследования. Основные сочинения: “Конфликт современной культуры”, “Жизненные откровения”, “Проблемы философии истории”, “Религия. Социально-психологический этюд”, “Философия денег”.

Иоанн Скот Эриугена(ок. 810 – ок. 877) – средневековый философ. Ирландец по происхождению, работал во Франции. Представитель ранней схоластики. Основное сочинение – “О разделении природы”.

Камю Альбер(1913-1960) – французский философ, писатель и публицист, представитель экзистенциализма, исходным принципом своей философии считал категорию “абсурд”. Основные произведения: “Миф о Сизифе”, “Бунтующий человек” и др.

Кант Иммануил(1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности, создал целостную философскую систему на принципах критической методологии. Основные произведения: “Всеобщая естественная история и теория неба”, “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Карнап Рудольф(1891-1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма, активный участник “Венского кружка”. Основные работы: “Логические конструкции мира”, “Мнимые проблемы в философии”. Преодоление метафизики логическим анализом языка”, “Философия и логический синтаксис”.

Кассирер Эрнст(1874-1945) – немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, рассматривал научное познание как одну из форм “символического мышления”.

Климент Александрийский Тит Флавий(? до 215) – раннехристианский философ, представитель апологетики, стремился к синтезу эллинистической философии и христианского вероучения. Основная работа – “Строматы” (Ковер из лоскутов).

Конт Огюст(1798-1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: “Курс позитивной философии” (Т. 1-6); “Система позитивной политики” (Т. 1-4). (403)

Кун Томас Сэмюэл(р. 1922) – американский философ и историк науки, один из лидеров так называемой исторической школы в методологии и философии науки, разработал концепцию исторической динамики научного знания, в центре которой находится учение о парадигме и научных сообществах. Основные работы: “Структура научных революций”, “Коперниканская революция”, “Планетарная астрономия в развитии западной мысли”.

Кьеркегор (Киркегор) Серен(1813-1855) – датский теолог, философ и писатель, один из основоположников экзистенциализма. Основные работы: “Или-или”, “Страх и трепет”, “Философские крохи”.

Лавров Петр Лаврович(1823-1900) – русский философ и социолог, публицист, идеолог революционного народничества. Основные работы: “Исторические письма”, “Практическая философия Гегеля”, “Механическая теория мира”, “Очерки вопросов практической философии”.

Лакатос (Лакатош) Имре(1922-1974) – английский историк науки, представитель “Философии науки”, разработал методологию научно-исследовательских программ. Основные работы: “Доказательство и откровение”, “История науки и ее рациональные конструкции”.

Лакруа Жан(1900-1980) – французский религиозный философ, представитель персонализма. Основные работы: “Личность и любовь”, “Марксизм, экзистенциализм, персонализм”, “Чувства и моральная жизнь”, “Персонализм как антиидеология”.

Ламетри Жюльен Офреде (1709-1751) – французский философ-материалист, сформировал наиболее последовательную концепцию механистического материализма. Основные работы: “Человек – машина”, “Система Эпикура”.

Леви-Строс Клод(р. 1908) – французский философ, этнограф и социолог, представитель структурализма. Основные сочинения: “Мифологика”, “Структурная антропология, “Пути масок”.

Левкипп(V в. до н. э.) – древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита.

Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед, представитель рационализма. Много внимания посвящал логическим исследованиям, создал (404) концепцию бытия на основе учения о монадах. Основные работы: “Новые опыты о человеческом разуме”, “Теодицея”, “Монадология” и др.

Ленин Владимир Ильич(1870-1924) – русский революционер и мыслитель, развил марксистскую философию, стремился реализовать ее идеи в революционной борьбе и практике социалистического строительства. Основные философские работы: “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”.

Лихачев Дмитрий Сергеевич(1906-1999) – русский мыслитель, филолог и публицист. Большое внимание уделяет исследованию русской культуры. Основное произведение: “Письма о добром и прекрасном”.

Локк Джон(1632-1704) – английский философ, концептуалист, разработал эмпирическую теорию познания, в которой отвергает существование врожденных идей и доказывает, что все человеческое знание проистекает из опыта. Основное сочинение – “Опыт о человеческом разуме”.

Лосский Николай Онуфриевич (1870 -1965) – русский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. Основные работы: “Мир как органическое целое”, “Обоснование интуитивизма”, “Свобода воли”, “Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция”.

Маркс Карл Генрих(1818-1883) – немецкий философ, социолог и экономист, революционер, один из создателей философского учения диалектического и исторического материализма, в котором материализм органически соединен с диалектикой и доведен до понимания общественной жизни. Обосновывал решающую роль в общественной жизни материального производства. Основные философские работы: “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Немецкая идеология”, “Нищета философии”, “Экономические рукописи 1857-1859 годов”, “Капитал”.

Мунье Эмманюэль(1905-1950) – французский религиозный философ, основатель и глава французского персонализма. В центре внимания Мунье учение о личности. Основные работы: “Манифест на службе персонализма”, “Введение в экзистенциализм”, “Что такое персонализм”, “Персонализм”. (405)

Наторп Пауль(1854-1924) – немецкий философ, один из создателей Марбургской школы неокантианства, значительное внимание уделял развитию идей “социальной педагогики” в духе этического социализма. Основные работы: “Логические основания строго научного знания”, “Философская систематика”, “Кант и Марбургская школа”, “Социальная педагогика”.

Николай Кузанский (Николай Кребс)(1401-1464) – немецкий теолог, философ, проживший большую часть своей жизни в Италии. На основе неоплатонизма создал философскую систему с элементами пантеизма. Основные работы: “Об ученом незнании”, “О божественном видении”.

Ницше Фридрих(1844-1900) – немецкий философ-иррационалист, один из основателей “философии жизни”, стремился провести радикальную переоценку ценностей, которая мыслилась к тому времени в европейской философии, на место классических категорий “материя”, “дух”, “сознание” поставил “жизнь”, “воля к власти”, считал своей главной заслугой разработку концепции сверхчеловека в работе “Так говорил Заратустра”. Основные работы: “Рождение трагедии из духа музыки”, “Человеческое слишком человеческое”, “Утренняя заря”, “По ту сторону добра и зла” “Веселая наука”, “Так говорил Заратустра”.

Ортега-и-Гассет Хосе(1883-1955) – испанский философ, в работах которого переплетаются увлечение идеями Ницше и экзистенциализмом, впервые дал критику идеологии “массовой культуры”. Основные работы: “Восстание масс”, “Дегуманизация искусства”.

Парменид из Элей(ок. 515 – 544 до н. а) – основатель элей-ской школы, развил философское учение о самодостаточности бытия. Основное произведение – философская поэма “О природе”.

Печчеи Аурелио(1908-1984) – итальянский экономист, философ, общественный деятель, создатель Римского Клуба, анализировал глобальные проблемы современности с позиций гуманизма. Основная работа – “Человеческие качества”.

Пифагор Самосский(VI в. до н. э.) – древнегреческий философ и математик, основатель пифагореизма, в основе которого лежало мистическое учение о числе. (406)

Платон(428/427 – 348/347 до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, систематизатор философского знания своего времени. На основе концепции первенства идей создал первую fi истории философии систему объективного идеализма. Основные работы: диалоги “Апология Сократа”, “Софист”, “Теэтет”, “Пир”, “Парменид”, “Государство”.

Поппер Карл Раймунд(р. 1902) – английский философ, логик и социолог, основоположник критического рационализма, выдвинул идею о фальсификации как основном принципе проверки истинности научного знания. Основные сочинения: “Логика научного исследования”, “Предложения и опровержения”, “Объективное знание”.

Протагор из Абдеры(ок. 48Q – ок. 420 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основоположников софизма.

Рассел Бертран(1872-1970) – английский философ, логик, общественный деятель, представитель неопозитивизма. Рассел был создателем логического атомизма и основоположником философии логического анализа, значительное внимание уделял разработке философских вопросов математики. Основные сочинения: “Научный метод в философии”, “Проблемы философии”, “Принципы математики” (в соавт. с А. Уайтхедом), “Логика и познание”, “Человеческое познание, его сферы и границы”, “История западной философии”.

Риккерт Генрих(1863-1936) – немецкий философ, один из основоположников баденской школы неокантианства, заложил основы аксиологии как науки о ценностях. Основные работы: “Границы естественнонаучного образования понятий”, “Введение в трансцендентальную философию”, “Предмет познания”, “Философия истории”, “Науки о природе и науки о культуре”, “О системе ценностей”, “Философия жизни”.

Руссо Жан-Жак(1712-1778) – французский философ, социолог и теоретик педагогики. Мировоззренческие вопросы решал с позиций деизма, в социальной философии сторонник общественного договора. Основные работы: “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей”, “Об общественном договоре”. (407)

Сартр Жан-Поль (1905 -1980) – французский философ, писатель и общественный деятель, представитель секулярного экзистенциализма. Стремился применить диалектическую методологию в разработке проблем онтологии, антропологии и гносеологии. Центральное место отводил концепции свободы человека. Основные философские сочинения: “Воображение”, “Воображаемое”, “Бытие и ничто”, “Критика диалектического разума”, “Экзистенциализм – это гуманизм”.

Сенека Луций Анней(ок. 5 до н. э. – 65 н. э.) – римский философ и писатель, представитель стоицизма, значительное внимание уделял разработке этических проблем, стремился помочь человеку обрести душевное равновесие. Основные работы: “Нравственные письма к Лукрецию”, “О милосердии”, “О благодеяниях”, “О душевном покое”, “О досуге”.

Сократ(ок. 470 – 399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, так называемого сократовского метода (“майевтики”). Письменных работ не оставил, но оказал огромное влияние на развитие философии.

Соловьев Владимир Сергеевич(1853-1900) – русский религиозный философ, публицист и поэт, основоположник “Философии всеединства”, оказал большое влияние на развитие русской философии. Основные сочинения: “Оправдание добра”, “Критика отвлеченных начал”, “Чтения о богочеловечестве”, “Три разговора”.

Сорокин Питирим Александрович(1889-1968) – русско-американский социолог и философ, уделял большое внимание разработкам проблем философии истории и культуры. Основные работы: “Система социологии”, “Социальная мобильность”, “Социальная и культурная динамика”.

Спиноза Бенедикт (Барух)(1632-1677) – нидерландский философ, представитель рационализма и пантеизма, значительное внимание уделял проблемам метода познания, наиболее полно разработал концепцию субстанции. Основные работы: “Этика”, “Богословско-политический трактат”.

Тейяр де Шарден Пьер(1881-1955) – французский философ, теолог, ученый-палеонтолог, создатель концепции “христианского эволюционизма”, в которой стремился примирить (408) христианское вероучение с современным научным знанием. Основные работы: “Феномен человека”, “Божественная среда”, “Наука и Христос”.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес(ок. 160 – после 220) – христианский теолог и философ, представитель раннехристианской апологетики, обосновывал несовместимость библейского вероучения и философской мудрости, утверждал бесспорный приоритет веры по отношению к разуму. Основные сочинения: “Апология”, “Прещения против еретиков”.

Тойнби Арнольд Джозеф(1889-1975) – английский историк и философ. Разработал оригинальную концепцию философии истории, в основе которой религиозно-идеалистическое учение о Логосе и теория происхождения цивилизаций по формуле “Вызов-ответ”. Основная работа – “Постижение истории”.

Толстой Лев Николаевич(1828-1910)-великий русский писатель и мыслитель, значительное внимание уделял религиозно-

нравственной проблематике. Основные философско-нравственные

произведения: “Исследование догматического богословия”, “Путь жизни”.

Трубецкой Евгений Николаевич(1863-1920) – русский религиозный философ, эстетик и публицист, ученик и друг Вл. Соловьева, представитель “философии всеединства”. Основные работы: “Миросозерцание Вл. Соловьева”, “Философия Ницше”, “Социальная утопия Платона”, “Смысл жизни”.

Трубецкой Николай Сергеевич(1890-1938) – русский религиозный философ и социолог, один из основоположников идейно-теоретического и общественного течения евразийства. Основные работы: “Европа и человечество”, “Вавилонская башня и смешение языков”, “К проблемам русского самосознания”, “Об истинном и ложном национализме”.

Трубецкой Сергей Николаевич (1828 -1893) – русский религиозный философ, публицист, общественный деятель, последователь и друг Вл. Соловьева, представитель “философии всеединства”. Основные работы: “Метафизика в Древней Греции”, “ Учение о Логосе и его истории ”. (409)

Фалес(ок. 625 – ок. 547 до н. э.) – древнегреческий философ, основатель милетской школы, родоначальник античной философии.

Федоров Николай Федорович(1828-1903) – русский религиозный философ, представитель русского космизма, создатель концепции “общего дела” по преобразованию мира и возвращению его к Богу. Основное произведение – “Философия общего дела”.

Фейербах Людвиг(1804-1872) – немецкий философ-материалист, представитель немецкой классической философии, на первый план выдвигал проблему человека как “единственного, универсального и высшего предмета философии”. Основные работы: “К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”, “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основы философии будущего”.

Фихте Иоганн Готлиб(1762-1814) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, значительное внимание уделял разработке “науки о науке” – наукоучении и вопросам этики и государственного устройства. Основные работы: “Наукоучение”, “О назначении ученого”, “Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии” и др.

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1943) – русский религиозный философ, богослов и ученый, близок к “философии всеединства” и софиологии. Основные произведения: “Столп и утверждение истины”, “Смысл идеализма”, “Не восхищение Непщева”, “Первые шаги философии”.

ФомаАквинский (1225/26 – 1274) – итальянский теолог и философ, один из виднейших представителей средневековой! схоластики, основатель томизма, разработал учение о “гармонии веры и разума”. Основные работы: “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”.

Франк Семен Людвигович(1877-1950) – русский религиозный философ, представитель “философии всеединства”, уделял значительное внимание разработке нравственной проблематики. Основные сочинения: “Философия и жизнь”, “Предмет знания”, “Душа человека”, “Живое знание”, “Духовные основы общества”, “Непостижимое”, “Реальность и человек”. (410)

Фрейд Зигмунд(1856-1939) – австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа как метода лечения неврозов и психоаналитической философии. Фрейд раскрыл многослойность психики человека, показал значительную роль в психических процессах бессознательного, дал своеобразную трактовку роли культуры в жизни индивида и общества. Основные произведения: “Я и Оно”, “По ту сторону принципа удовольствия”, “Психология масс и анализ человеческого “Я”, “Тотем и табу”, “Будущность одной иллюзии”, “Неудовлетворенность в культуре”.

Фромм Эрих(1900-1980) – немецко-американский психолог и философ, представитель неофрейдизма, стремился выяснить взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе их формирования, связь между психикой человека и социальной структурой общества, выступал против идеологии потребительства с позиций приоритета бытия перед обладанием. Основные работы: “Быть и иметь”, “Психоанализ и религия”.

Хайдеггер Мартин(1889-1976) – немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма, представитель секулярной ветви экзистенциализма, несмотря на иррационалистические установки, стремился создать целостную философскую систему. Основные работы: “Бытие и время”, “Кант и проблема метафизики”, “Введение в метафизику”.

Хомяков Алексей Степанович(1804-1860) – русский религиозный философ и публицист, основатель славянофильства, развивал учение о соборности как метафизическом принципе устройства бытия. Оказал большое влияние на развитие русской религиозной философии. Основные работы см. в Полном собрании сочинений (тт. 1-8, 1900-1904 гг.).

Циолковский Константин Эдуардович(1857-1935) – русский ученый и философ, представитель русского космизма; в научных исследованиях обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве, создал новое научное направление ракетодинамики и астронавтики, в философских работах обосновывал возможность расселения человечества в Солнечной системе и других Звездных мирах. Основные работы: “Будущее земли и человечества”, “Любовь к самому себе или истинное себялюбие”, “Воля Вселенной”, “Неизвестные разумные силы”. (411)

Чаадаев Петр Яковлевич(1794-1856) – русский философ и публицист, значительное внимание уделял проблеме исторической судьбы России. Основное произведение “Письма о философии истории”, за которым закрепилось название “Философические письма”.

Чернышевский Николай Гаврилович(1828-1889) – русский философ-материалист, публицист и литературный критик, выдающийся представитель революционного демократизма, базируясь на идеях Л. Фейербаха, создал систему антропологического материализма. Основное философское сочинение “Антропологический принцип в философии”.

Швейцер Альберт(1875-1965) – немецко-французский философ, теолог, врач и музыковед, обосновавший этическую концепцию благоговения перед жизнью. Основные работы: “Культура и этика”, “Философия культуры”.

Шелер Макс(1824-1928) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии. Основные сочинения: “Формализм в этике и материальная этика ценностей”, “О вечном в человеке”, “Положение человека в космосе”.

Шеллинг Фридрих Вильгельм(1775-1854) – немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма, разработавший концепцию трансцендентального идеализма. Основные сочинения: “Система трансцендентального идеализма”, “Философия и религия”.

Шестов Лев(псевд. наст, имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) – русский религиозный философ, представитель религиозного экзистенциализма. Для мировоззрения Шестова характерен крайний иррационализм. Основные сочинения: “Достоевский и Ницше. Философия Трагедии”, “Апофеоз беспочвенности”, “Афины и Иерусалим”, “Sola fide (Только верой)”, “Умозрение и откровение”.

Шлегель Фридрих(1772-1829) – немецкий философ, писатель и литературный критик, теоретик романтизма, предшественник “философии жизни”. Основные философские сочинения: “Письма о философии”, “Идеи”, “Философия жизни”, “Философия истории”, “Философские языки и слова”. (412)

Шлик Мориц(1882-1936) – австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы изданы в сб. “Избранные сочинения”. Вена, 1938 г.

Шопенгауэр Артур(1788-1860) – немецкий философ-иррационалист, предшественник “философии жизни”. Основные работы: “Мир как воля и представление”, “Афоризмы житейской мудрости”.

Шпенглер Освальд(1880-1936) – немецкий философ и культуролог, представитель “философии жизни”, на основе концепции циклического характера исторического процесса и множественности культур предсказывал гибель европейской цивилизации. Основная работа – “Закат Европы”.

Энгельс Фридрих(1820-1895) – немецкий философ и революционер, друг и соратник К. Маркса, один из основоположников диалектического и исторического материализма. Многие работы Энгельсом написаны совместно с К. Марксом. Специфичным для него является увлечение философскими проблемами естествознания, что носило свое отражение в работе “Диалектика природы”.

Эпиктет(ок. 50 – ок. 140) – римский философ-стоик, в, центре учения выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях сохраняет внутреннюю независимость и духовную свободу. Философские проповеди Эпиктета сохранились в записи его ученика Флавия Арианна.

Эпикур(341-270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник эпикуреизма. Онтология Эпикура базировалась на атомизме Демокрита с допущением возможности отклонения пути движения атомов. Главное же внимание уделял разработке этики, основным принципом которой было достижение безмятежного состояния через самоустранение от тревог и страданий. Основные сочинения: “Письмо к Геродоту”, “Письмо к Пифоклу”, “Письмо к Менекею”, “Главные мысли”.

Юм Давид(1711-1776) – английский философ, на основе субъективного идеализма сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма. Основная работа – “Трактат о человеческой природе”. (413)

Юнг Карл Густав(1875-1961) – швейцарский психолог и психиатр, ученик З. Фрейда, представитель психоаналитической философии, разработавший концепцию коллективного бессознательного, в основе которого лежало учение об архетипах. Основная работы: “Архетип и символы”, “Психологические типы и отношения между Я и бессознательным” и др.

ЯсперсКарл (1883-1969) – немецкий философ, один из родоначальников религиозной ветви экзистенциализма, автор оригинальной концепции в философии истории, утверждавшей возможность объединения культур на основе философской веры. Основные работы: “Смысл и назначение истории”, “Истоки и цель истории”, “Философия” и др.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ Часть...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 2.
  Хрестоматия по философии учебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию

К. МАРКС и. Ф.ЭНГЕЛЬС
Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме

В. Г. БЕЛИНСКИЙ
Есть два способа исследования истины: priori и posteriori, то есть из чистого разума и из опыта. Много было споров о преимуществе того и другого способа, и даже теперь нет никакой возможности прими

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
…Но мы едва не забыли, что до сих пор остается не объяснено слово “антропологический” в заглавии наших статей; что это за вещь “антропологический принцип в нравственных науках”? Что за вещь этот пр

Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
В наше время успехи естественных наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд и на отношение между духовной и телесной деятельност

К. С. АКСАКОВ
О внутреннем состоянии России Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участи

А. С. ХОМЯКОВ
Прежняя ошибка уже невозможна, человек не может уже понимать вечную Истину первобытного христианства иначе как в ее полноте, то есть в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной лю

В.С. СОЛОВЬЕВ
Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология суть то

С. Н. БУЛГАКОВ
Человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа остаются одни и те же и у ученого, и у философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно стоят на высоте своих задач

П.А. ФЛОРЕНСКИЙ
…Научная речь – выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания. Суть науки – в построении или, точнее, в устроении терминологии.Слов

С.Н.ТРУБЕЦКОЙ
Человеческое сознание предполагает чувственную, телесную организацию, и вместе оно имеет самобытное, идеальное начало. Оно предполагает бессознательную природу, которая организуется и постепенно во

С. Л. ФРАНК
“Прогресса” не существует. Нет такого заранее предуказанного пути, по которому бы шло человечество и который достаточно было бы объективно констатировать, научно познать, чтобы там уже| найти цель

Н. А. БЕРДЯЕВ
Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая нез

Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира
  Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы, как бы различно они не формули

Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания.
  Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по с

Первая, наипростейшая форма движения – это механическая, простое перемещение.
а) Движения отдельного тела не существует, – (о нем можно говорить) только в относительном смысле – падение. б) Движение абсолютных тел: траектория, астрономия, – кажущееся равновесие, – к

Органическая природа.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 563, 564. Всякое движение заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частиц материи; познат

Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена
  …Я убежден, что не может быть более естественной пищи для религиозной жизни, чем контакт с Богом через хорошо понятые научные реальности. Тейяр де Шарден П. Наука и Христос

Ф. ШЛЕГЕЛЬ
В теории человека, основанной на теории природы, все другие органические создания рассматриваются лишь как приближение к человеку. Человек в земной истории представляет собой последнюю ступень длин

Ф. ШЕЛЛИНГ
Пока человек пребывает в области природы, он в собственном смысле слова – господин природы, так же, как он может быть господиномсамого себя. Он отводит объективному миру определенн

Л. ФЕЙЕРБАХ
Исходной позицией прежней философии являлось следующее положение: Я – абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исх

Н. А. БЕРДЯЕВ
…Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека есть совсем особая реально

Ф. НИЦШЕ
Нам пришлось переучиваться. Во всем мы сделались скромнее. Мы более не выводим человека из “духа” из “божества”. Мы отодвинули его в ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным, потому что он

М. ШЕЛЕР
Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове “человек”, то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представ

Э. ФРОММ
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми моделями поведения, детерминированными в свою очер

М. ХАЙДЕГГЕР
Сверх того и прежде всего надо еще наконец спросить, располагает ли человеческое существо – а этим изначально и заранее все решается – в измерение “живого”, animalitos. Стоим ли мы вообще на верном

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС
Он [Гегель] забывает, что сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество,и что государственные функ

H . А. БЕРДЯЕВ
Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю “я” раньше, чем осознал себя личностью. “Я” первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. “Я”

М. МОНТЕНЬ
Смерть не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий. Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше быт

Л. ФЕЙЕРБАХ
Вера в бессмертие представляет собой, так же как и вера в бога, всеобщую веру человечества. То, во что верят все или по крайней мере почти все люди, – ибо в этом деле имеются, правда, печальные иск

Л. ТОЛСТОЙ
Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, – для своего блага. Когда человек не желает себе блага, то он не чувствует даже, что живет. Человек и понять не может, чтобы можно было жить и

И. КАНТ
1.О различии между чистым и эмпирическим познанием Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта, в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавате

Ф. ШЕЛЛИНГ
Трансцендентной философии надлежит объяснить, как вообще возможно знание при условии, что субъективное принимается в нем в качестве господствующего или первичного. Следовательно, она делае

Следовательно, в нашем знании в качестве единственной его основы должно быть нечто всеобщее опосредующее.
2. Мы принимаем в качестве гипотезы, что в нашем знании присутствует система, т. е. что оно являет собой самодовлеющее и внутренне согласованное целое. Скептик отвергнет эту предпосылку так же, как

М. ХАЙДЕГГЕР
Новоевропейская форма онтологии – трансцендентальная философия, превращающаяся в теорию познания. Почему в новоевропейской метафизике возникает такое? Потому что бытие сущего начинают мысл

Диалектико-материалистическая теория познания
    [Познание как отражение действительности] Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалек

Факт, вера, истина и познание
А. Факт “Факт” в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю “фактом”. Солнце – факт; переход Цезаря ч

Э. МУНЬЕ
Было бы упрощением представлять процесс познания как только рациональное упорядочивание фактов. Познание – это всеохватывающее движение, которое соединяет субъекты со своим окружением. Оно

Ж. ЛАКРУА
Только вера одновременно выражает первичность субъекта и тотальную встречу с объектом. Верить – это значит быть вовлеченным в объект, совместно с другими субъектами… Сейчас много говорят о вовлечен

П. НАТОРП
Таким образом метод, в котором заключается философия, имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем сознает эту работу в ее чистом законном осно

Э. КАССИРЕР
Человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению. У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать

В. ВИНДЕЛЬБАНД
Названия имеют свою судьбу, но редкое из них имело судьбу столь странную, как слово “философия”. Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, и справимся у людей,

Г. РИККЕРТ
Имеются науки, целью которых является не установление естественных законов и даже вообще не образовавшие общих понятий, это историческиенауки… Они хотят излагать действительность,

О. КОНТ
Чтобы лучше объяснить истинную природу и особый характер положительной философии, необходимо, прежде всего, бросить общий взгляд на последовательное движение человеческого духа, рассматривая его во

Р. КАРНАП
Вся философия в старом смысле, связана ли она с Платоном, Фомой, Кантом, Шеллингом или Гегелем, или она строит новую “метафизику бытия” или “философию наук о духе”, оказывается перед (308) неумолим

Б. РАССЕЛ
…Различение духа и материи едва ли бы возникло, если бы не имело под собой какого-то основания. Мы должны поэтому поискать каких-то различий, более или менее аналогичных различию между духом и мате

М. ШЛИК
Само собой понятно, что слово проверяемость должно подразумеваться только принципиально, так как смысл предложения, естественно, зависит не от того, способствуют или мешают обстоятельства, при кото

К. ПОППЕР
“Что есть истина?” – В этом вопросе, произносимом тоном убежденного скептика, который заранее уверен в несуществовании ответа, кроется один из источников аргументов, приводимых в защиту релятивизма

И. ЛАКАТОС
Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научным(и достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при

П. К. ФЕЙЕРАБЕНД
Модель, лежащая в основе моей концепции, имеет своей целью максимальную проверяемость нашего знания… Основным положением моей концепции является принцип пролиферации, который призы

А. ШОПЕНГАУЭР
…По моему мнению, всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный предмет ее изучения, она по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Стан

Ф. НИЦШЕ
Мученичество философа, когда он “жертвует собою ради правды”, заставляет выйти на поверхность все, что есть в нем от актера и агитатора, и если предположить, что до сих пор на него смотрели с эстет

Антихрист. Проклятие христианству
  Что хорошо? – Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чув

В. ДИЛЬТЕЙ
Не понятийная деятельность образует основу наук о духе, но убеждение психического состояния в своей целостности и обнаружение таковой в переживании. Жизнь постигает здесь жизнь. Дильтей В.

Г. ЗИММЕЛЬ
Лишь на пороге XX столетия понятие жизнивыдвинулось на центральное место, являясь исходной точкой всей действительности и всех оценок – метафизических, психологических, нравственны

А. БЕРГСОН
Интеллект, рассматриваемый в его исходной точке – это способность фабриковать искусственные предметы, в частности из орудий создавать орудия и бесконечно разнообразить их выделку. Бергсон

З.ФРЕЙД
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше… Деление психики на сознательное и бессознательное яв

К. Г. ЮНГ
Мои взгляды на “архаические остатки”, которые я назвал “архетипами” или первобытными образами, постоянно критиковались людьми, которые не обладали достаточными знаниями психологии сновидений или ми

Э. ФРОММ
1. Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как “у меня есть автомобиль” или “я белый” или “я счастлив”; и два основных

Э. МУНЬЕ
Строго говоря, не существует философии, которая не была бы экзистенциалистской. Наука приводит в порядок внешнее бытие. Индустрия занята утилитарным. Возникает вопрос – что делала бы философия, есл

С. КЬЕРКЕГОР
Что такое поэт? – Несчастный, переживающий тяжкие душевные муки; вопли и стоны превращаются на его устах в дивную музыку. Его участь можно сравнить с участью людей, которых сжигали заживо на медлен

Ж.-П. САРТР
У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами – все решает детство… …Во всех детях есть искра Божия, они ни в чем не уступа

А. КАМЮ
…Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать созерцанием и действием. Это и называется стать человеком… …В этой вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать

М. ХАЙДЕГГЕР
…Философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Наш курс объявлен под названием “Основные понятия метафизики”… Дело идет теперь о том, чтобы в рамках одного семестра представить – опуская мн

К. ЯСПЕРС
В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощуща

Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ
Подобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю. Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. VIII.

К. МАРКС
Это [материалистическое] понимание истории заключается в том, чтобы исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связ

Л. Я. ГУМИЛЕВ
Очевидно, самая живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силов

А. ДЖ. ТОЙНБИ
Рассмотрев и идентифицировав двадцать одно общество одного вида, в числе которых находится и западное общество, предварительно их классифицировав на основании определенных критериев, перейдем, нако

Осевое время.
На Западе философия истории возникла на основе христианского вероучения. В грандиозных творениях от Августина до Гегеля эта вера видела поступь Бога в истории. Моменты божественного откровения знам

О. ШПЕНГЛЕР
Древний мир – Средние века – Новое время– вот невероятно скудная и бессмысленная схема, безоговорочное господство которой над нашим историческим мышлением без конца мешало нам восп

П. А. СОРОКИН
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть их единство, или индивидуальность, все составные части которого

Д. С. ЛИХАЧЕВ
Культура человечества движется вперед не путем перемещения в “пространстве-времени”, а путем наполнения ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старых (если старые действител

Н. А. БЕРДЯЕВ
…Различение культуры и цивилизации стало популярным со времен Шпенглера, но оно не есть его изобретение. Терминология тут условна. Французы, например, предпочитают слово цивилизация, понимая под эт

Н. С. ТРУБЕЦКОЙ
Всякое современное рассуждение о грядущих судьбах России должно определенным образом ориентироваться относительно уже сложившихся в прошлом способов решения или, точнее, самой постановки русской пр

П. Я. ЧААДАЕВ
Одна из наиболее печальных черт нашей свободной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие известными в других местах и даже среди народов во многом далеко

Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
…Такое подчинение в исторической системе, степеней развития – типам развития имеет еще то преимущество, что избавляет от необходимости прибегать к помощи ни на чем не основанных гипотез о той точке

Н . А. БЕРДЯЕВ
Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и поэтому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости рус

К. ЛОРЕНЦ
Опустошение жизненного пространства   Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Каждый вид животных, растений, грибов – поскольку ве

А. ПЕЧЧЕИ
Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важн

А. ШВЕЙЦЕР
[Этика благоговения перед жизнью] Если познание будет давать только то, что оно может познать, то воля будет получать всегда одно и то же знание, а именно: во всем и всех явлениях з

Н. Ф. ФЕДОРОВ
Труд всеобщего воскрешения, начатком которого было Воскресение Христово, не прекращался, хотя в то же время не останавливалось и противодействие ему. Труд Запада в деле воскрешения, в коем и мы при

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ
6. Прогресс земного человечества Сейчас мы касались только физического состояния космоса и пришли к выводу, что если и гаснут солнца, если и умирают Млечные Пути в отд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги