Предмет биофилософии

Биофилософия – это комплексная, биологически ориентированная междисциплинарная отрасль знания. Это исследование проблем бытия через призму исследования феномена жизни. Биофилософия есть целостное единство трех составных частей: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии, т.е. оценочное отношение к философии биологии и философии жизни. Оценочный момент в понимание жизни вносит философия.

Биология как наука о жизни постепенно в ХХ веке выдвигается в первый ряд познавательно-преобразовательной и оценочной деятельности философии. В этих условиях особый смысл и значение приобретает исследование границ биологической реальности, описание открываемых ею свойств, творческое осмысление места и роли концепций биоцентризма и антропоцентризма в системе знания, введение новых конструктов теоретического знания. Биофилософия призвана выполнить методологическую роль теоретического обоснования концепции коэволюции общества и природы и её практического осуществления.

Концептуальным ядром биофилософии является понятие жизни. Особый интерес представляет данное А.А. Ляпуновым определение жизни как высокоустойчивого состояния вещества, использующее для выработки сохраняющих систем информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул. (Ляпунов А.А. Об управляющих системах живой природы // О сущности жизни. М., 1964. С. 70).

Важнейшими атрибутами жизни являются: способность к самовоспроизводству (репродуцирование); самосборка составляющих её систем, подсистем и их элементов; согласованность, единство, взаимосвязь функционирования всех форм жизни; открытость живых систем для активного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой; высокий уровень структурной и функциональной упорядоченности процессов, присущих живым системам, их динамичность, разнообразие форм и состояний проявления; высокая степень организованности живого вещества биосферы; состояния непрерывного изменения, наличие высокого уровня потенциальных возможностей, разнообразие устойчивых и неустойчивых взаимосвязей со средой.

В онтологическом плане жизнь (БИОС, зоо, живое вещество, живая природа, биологическое) – важнейший компонент нашего бытия, образец совершенства её структурной и функциональной организации, явление планетарного масштаба, исходное основание образования многих биогенных, биокосных (коралловые рифы острова и рифы, гумус, торф, уголь, нефть, горючие газы и сланцы) природных ресурсов, непременный фактор биосферы, её развития и трансформации в ноосферу.

В философско-методологическом плане жизнь – это такое явление природы, которому присуще направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному и наоборот, от самосохранения до альтруизма, пожертвования собственной жизнью ради жизни других. Если явлениям неживой природы присуще существование, то живой природе свойственно направленное развитие, в процессе которого она осуществляет своё проживание и выживание. Если понимание процесса существования неживой природы укладывается в рамки физического детерминизма, то развитие живой природы скрыто не столько в физике, сколько в метафизике, т.е. психических и биосоциальных началах. Именно этот факт делает жизнь в наших глазах явлением, которое невозможно объяснить вне философского понимания её сущности и содержания, источников, механизмов и направленности эволюции.

В становлении биофилософии идут подвижки от чисто стихийного, интуитивного рассмотрения объекта исследования к осознанному проникновению субъекта в познаваемый объект, от сугубо научно-рационального отношения к живой природе, к чувственно-рациональному, от идеи признания способности мышления лишь у человека к идее всеобщей когнитивности живого, обладающего внутренней способностью различения себя и других, от признания неравноценности различных форм жизни к обоснованию сторонниками «глубинной экологии» равноценности и необходимости процветания всех форм жизни на Земле, признания внутренней ценности природы, биосферного единства всех живых существ.

Философия, внося в биологическое познание оценочный момент о смысле и роли человека в природе, во многом определяет побудительные мотивы индивидуального поведения человека. Преломляясь в биофилософии, она обусловливает творческое, созидательное поведение человека, стимулирует гуманизацию человеческой деятельности, распространяя это отношение на мир живой и неживой природы – выступая как жизненно важное условие существования человека и сохранения жизни на Земле.

Гармонизация человеческих отношений опосредованно проявляется в изменении отношения людей к окружающему миру.

К биофилософской проблематике ближе всего, может быть, находится круг проблем, традиционно составляющий позитивное существо социальной биологии. Социальная биология составляет один из естественнонаучных базисов биофилософии. Не менее важная роль в понимании биологических процессов принадлежит социобиологии, изучающей влияние социальных факторов на биологический тип жизни. Известный научный интерес представляют исследования социальных дарвинистов конца Х1Х века – Г. Спенсера, Ж. Лапужа, У. Самнера. Они предприняли попытку выявить место и роль биологических принципов естественного отбора и борьбы за сосуществование наиболее приспособленных в общественной жизни, в интерпретации предпосылок социальных конфликтов.

Преодоление крайностей в толковании роли биологических и социальных факторов в жизнедеятельности биологических и социальных типов жизни лежит на пути интеграции биологического и социального мира живой природы общественной жизни.

Биосоциальный подход выполняет своего рода функцию интегративного основания в исследованиях различных типов жизни. Убедительная иллюстрация тому – становление и развитие теоретической биосоциологии, ориентированной на познание процесса взаимодействия биологического и социального в ходе становления личности человека, решения противоречия между материальными потребностями телесной организации человека и духовной сферой бытия. Главная проблема этой дисциплины – определение места и роли телесной организации человека в его становлении как личности, выявление биоприродных оснований человеческого общежития.

Проблемно-дисциплинарная демаркация биофилософии, биосоциальной философии, философской антропологии и теоретической биосоциологии – одна из важных задач философской теории познания. Другая не менее важная задача – поиск единого проблемно-логического основания дифференциации и интеграции биологически ориентированных дисциплин.

Для определения проблемного поля биофилософии можно использовать теоретическую модель предмета социальной философии, предложенной П.К. Гречко. Выделяется три основных направления исследования предмета социальной философии: субстанциональное, аналитическое и нормативное. (Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии //Вестник МГУ. Сер. Философия. 1995. № 1).

Применительно к биофилософии основное содержание субстанционального направления исследования составляет биологическая реальность (живое и биокосное вещество), их структура, состояние взаимодействия, взаимообусловленность и направленность эволюции. Этот круг исследований составляет онтологическое содержание предмета философии жизни. Аналитическое направление занимается исследованием проблем эмоционально-чувственного, интуитивного и рассудочно-рационального познания жизни, определением основных понятий и формулированием теоретических принципов развития знания, составляя гносеологическое содержание предмета философии биологии. Нормативное направление дополняет дескриптивные исследования философии жизни и философии биологии предписательными положениями – какими они должны быть. Содержание этого направления включает в себя проблемы выбора познавательных моделей, образцов, возможных путей развития биофилософии, прогнозирования знаний о жизни и состоянии самой жизни. Сюда может быть отнесена вся проблематика проективной философии, характерная для русского космизма и его продолжателей, от идеи ноосферы до новых реалий коэволюции.

Содержание биофилософии представлено двумя уровнями постижения фундаментальными и прикладными. Фундаментальный уровень есть философская рефлексия над жизнью, её возникновением, местом и ролью в универсуме. Прикладной уровень указывает на связь биофилософии с естествознанием, философией науки и науковедением в целом. Прикладной уровень указывает на материально практическое и эстетическое отношение к живой природе, на выход биофилософии в этологию, бионику, биоэнергетику, биотехнологию, биоэстетику. Проникновение теоретической фундаментальной биофилософии до уровня эмпирического и обыденного знания.

В современных условиях уже ведутся исследования, посвященные музыкальному отношению человека к живой природе, биотехнологической эстетике, что составит предмет биоэстетической философии. В перспективе обозначатся и такие аспекты биофилософии как биогеографическая философия, предметом исследования которой станет пространственное распределение форм жизни, историческая Биофилософия, учение об истории формирования и становления биофилософии.

Особо следует сказать о биополитике как науке о целостной системе теоретических изысканий и практических мер по обеспечению сохранения жизни и её многообразия на Земле. Идея биополитики, овладевая мыслями ученых и практиков, все больше проникает в биологические, технические и социальные науки, стремящиеся сообразовать свою деятельность с данными разных отраслей экологии.

Составной частью биофилософии является биоэтика, которая анализирует нравственные проблемы человеческого бытия, отношения человека к жизни и конкретным живых организмам и разрабатывает нравственные нормы и принципы, регламентирующие практические отношения людей в процессе природопользования.

В настоящее время наблюдается тенденция к взаимообогащению биологии и прикладных исследований. В сознании людей начинает утверждаться представление о неразрывном единстве бытия природы и общества, их взаимообусловленности, а следовательно, о необходимости опираться в практической жизнедеятельности на знания теоретических оснований жизни, учитывать соразвитие природы и общества. Результатом такого процесса должно стать утверждение мироощущения, в центре которого идеи ценности и значимости жизни, единства человека и живой природы. Одной из задач прикладной биофилософии становится исследование человеческой телесности, формирование личностных представлений о ней, выявление биологических и социальных механизмов восприятия мира и социализации человека.

Аксиологическая проработка целей, форм и идеалов биофилософии охватывает весь спектр возможных оценок состояний жизни и перспектив её развития (оптимистических и пессимистических). Необходимость такой работы обусловлена реальным изменением как внутренних (биогенетических), так и внешних (биоэкологических) и физико-химических констант Вселенной.

Каждое из обозначенных направлений исследования связано с выполнением биофилософией специфических функций – гносеологической, прогностической и проектно-методологической. Гносеологическая функция биофилософии связана с анализом структуры биофилософского знания, способов и механизмов их получения. Прогностическая – с решением вопроса о том, какой будет жизнь в будущем, с выработкой биотехнологических оснований будущей цивилизации. Проектно-методологическая функция биофилософии связана с экологическими и эстетическими потребностями человека. Она решает вопрос о том, как выйти из кризисной экологической ситуации с помощью биофилософских целевых программ организации развития науки, экономики, системы образования, словом, человеческой культуры и цивилизации.

С вступлением человечества в постиндустриальную эпоху своего развития возникает неудовлетворенность господствующим философским мировоззрением как рафинированной системой взглядов и представлений об Универсуме. Отсутствие такого мировоззрения чревато упадком нравов, обострением системного социоприродного кризиса.

В Х1Х веке было отмечено, что с каждым значительным открытием в области естествознания должны меняться мировоззренческие представления. Человечество пережило научную, затем социальную, научно-техническую революции. А до сих пор нет целостной, комплексной системы мировоззрения современной эпохи. Биофилософия должна стать теоретическим фундаментом практической реализации безграничного бытия биосферы и общество во Вселенной.