Реферат Курсовая Конспект
Философия - раздел Философия, Министерство Образования Республики Беларусь Учреждение Образования...
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Витебский государственный технологический университет"
РЕКОМЕНДОВАНО: Зам. председателя Редакционного Совета УО "ВГТУ" _______________________ "___" _____________2008г. | УТВЕРЖДАЮ Первый проректор УО "ВГТУ" ___________С.И. Малашенков "___" _____________2008г. |
Философия
Конспект лекций для студентов
всех специальностей
дневной и заочной форм обучения
Витебск
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Витебский государственный технологический университет"
Содержание
Лекция 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества | ||
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы | ||
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны | ||
1.3. Функции философии | ||
Лекция 2 Философия Древнего мира | ||
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока | ||
2.2. Характерные особенности философии античности | ||
Лекция 3 Философия средних веков | ||
3.1. Характерные особенности философии Средневековья | ||
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики | ||
4 Философия эпохи Возрождения | ||
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения | ||
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения | ||
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения | ||
Лекция 5 Философия Нового времени | ||
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени | ||
5.2. Рационализм в философии Нового времени | ||
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения | ||
Лекция 6 Немецкая классическая философия | ||
6.1. Субъективный идеализм И. Канта | ||
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля | ||
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха | ||
Лекция 7 Возникновение и развитие философии марксизма | ||
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма | ||
7.2. Основные идеи философии марксизма | ||
7.3. Марксизм после Маркса | ||
Лекция 8 Философия позитивизма | ||
8.1. Классический позитивизм | ||
8.2. Эмпириокритицизм (махизм) | ||
8.3. Неопозитивизм | ||
Лекция 9 Философский иррационализм | ||
9.1. Иррационализм как философское направление | ||
9.2. Основные темы экзистенциализма | ||
9.3. Эволюция психоаналитической философии | ||
9.4. Прагматизм | ||
Лекция 10 Основные течения современной западной философии | ||
10.1. Критический рационализм | ||
10.2. Структурализм | ||
10.3. Герменевтика | ||
Лекция 11 Философия и национальное самосознание | ||
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии | ||
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси | ||
Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира | ||
12.1. Бытие и его структура | ||
12.2. Формирование научно-философского понимания материи | ||
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь | ||
12.4. Пространство и время как формы бытия материи | ||
Лекция 13 Сознание как предмет философского анализа | ||
13.1. Проблема сознания в истории философии | ||
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура | ||
Лекция 14 Диалектика и ее альтернативы | ||
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики | ||
14.2. Законы диалектики | ||
14.3. Категории диалектики | ||
Лекция 15 Проблема человека в философии | ||
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо | ||
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность | ||
15.3. Проблема смысла жизни в философии | ||
Лекция 16 Природа как предмет философского анализа | ||
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества | ||
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения | ||
Лекция 17 Деятельность и практика | ||
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности | ||
17.2. Практика и ее виды | ||
Лекция 18 Познание | ||
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания | ||
18.2. Чувственное и рациональное познание | ||
18.3. Проблема истины в философии | ||
18.4. Методы научного познания | ||
18.5. Формы научного познания | ||
Лекция 19 Философия науки | ||
19.1. Понятие науки, ее структура и функции | ||
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук | ||
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления | ||
Лекция 20 Общество как объект философского познания | ||
20.1. Основные концепции общественного развития | ||
20.2. Общество как развивающаяся система | ||
20.3. Общественный прогресс и его критерии | ||
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества | ||
21.1. Сущность и природа ценностей | ||
21.2. Оценка, ее структура и функции | ||
21.3. Проблема классификации ценностей | ||
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций | ||
Лекция 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего | ||
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности | ||
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования | ||
Список рекомендуемой литературы |
Лекция 1 Круг проблем философии и ее
Лекция 2 Философия древнего мира
Лекция 3 Философия средних веков
Лекция 4 Философия эпохи возрождения
Лекция 5 Философия Нового времени
Лекция 6 Немецкая классическая философия
Лекция 7 Возникновение и развитие философии Марксизма
Лекция 8 Философия позитивизма
Классический позитивизм
Позитивизм в переводе с латинского («positivus») означает положительный. Как философское течение позитивизм возник во Франции в 30-40 гг. XIX в. Его основатель О. Конт (1798-1857 гг.). Идеи Конта получили свое развитие в трудах английских мыслителей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.
Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии.
1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил.
2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.).
3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира.
Таким образом, Конт утверждал, что задача науки не объяснение, а описание действительности. Она должна отвечать на вопрос «Как?», а не на вопрос «Почему?». Конт стремился объяснить развитие общества не только углублением научного знания, но и расширением его за счет появления новых наук. Он разработал учение об организации и структуре науки, которое назвал энциклопедическим законом или иерархией наук. Конт расположил науки в зависимости от времени их появления и степени сложности. В итоге выстроилась следующая иерархия:
1) математика,
2) астрономия,
3) физика,
4) химия,
5) биология,
6) социология.
Эту систему Конт считал вечной и неизменной. Он отрицал всю предшествующую философию, однако не отказывался от философии как таковой. По его мнению, для полного познания действительности частных наук недостаточно. Необходимо раскрыть связи между отдельными науками. Этим и должна заниматься философия. Конкретные науки выявляют частные закономерности, а философия – общие. Философия – это наука, которая объединяет исследовательские результаты конкретных научных дисциплин и отличается от них только степенью обобщения. Главные произведения Конта: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии».
Лекция 9 Философский иррационализм
Лекция 10 Основные течения современной
Западной философии
Лекция 11 Философия и национальное самосознание
Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира
Лекция 13 Сознание как предмет философского анализа
Лекция 14 Диалектика и ее альтернативы
Проблема метода в философии.
Лекция 15 Проблема человека в философии
Лекция 16 Природа как предмет философского анализа
Лекция 17 Деятельность и практика
Лекция 18 Познание
Лекция 19 Философия науки
Язык науки. Проблема классификации наук
Язык науки – это одна из моделей естественного языка, которая возникает в процессе научного познания. Язык науки объективирует, то есть делает видимыми результаты научной деятельности. Фундаментом формирования языка науки была и остается живая человеческая речь. Чем «моложе» наука, тем ближе ее язык к повседневному и тем больше в нем заимствований из других сфер жизни. В каждой науке существует своя терминология, которая включает в себя не только элементы естественного языка, но и различные знаковые средства, которые создаются по соглашению между учеными. Такая система знаков тяготеет к моносемантичности (однозначности), она исключает свободное словотворчество, синонимичные ряды, контекстуальные синонимы и т.д. Смысл терминов может меняться, но эти изменения обычно связаны с изменением всей научной парадигмы. Моносематичность обеспечивает точность, сжатость, ясность изложения и облегчает взаимопонимание между учеными разных стран.
Языку науки недоступна эмоциональная функция. Состояние языков науки в настоящее время показывает, что наиболее универсальным из них является язык математики, который используется практически во всех научных дисциплинах, но требует адаптации к каждому конкретному объекту научного исследования.
Вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была дифференциация, то есть отделение наук друг от друга. В настоящее время преобладает интеграция наук, которая предполагает укрепление их взаимной связи. Многообразные и сложные науки не дают возможности создать их единую классификацию на основе какого-либо одного признака. В самом общем виде науки разделяются на естественные, технические, социальные, гуманитарные. Иногда выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки. К естественным наукам относятся науки о космосе (астрономия), о земле (география), о человеке как биологическом существе, о физических, химических, биологических явлениях и процессах.
Социальные науки – это науки об обществе и разных сферах общественной жизни (социология, комплекс правовых дисциплин).
Гуманитарные науки – это науки о человеке как о духовном существе (история, филология).
Между науками нет жестких границ, особенно подвижна грань между социальными и гуманитарными науками. Особое место в системе наук занимают философия, математика, механика, кибернетика и некоторые другие. Оно обусловлено общим характером этих дисциплин.
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
Научно-техническая революция (НТР) – скачкообразный переход к качественно новым, научно-техническим принципам развития производства. Современная НТР началась в середине XX в. и имеет 2 специфические черты:
1) она началась в фундаментальных областях научного знания (ядерная реакция, открытие свойств полупроводников);
2) она имеет комплексный характер, то есть ведет к изменению не только науки и техники, но и всех сторон общественной жизни.
Содержание современной научно-технической революции характеризуют четыре ее важнейших направления:
- интеграция науки, техники, производства на базе приоритета научных достижений и превращение науки в непосредственную производительную силу общества;
- революционные изменения в организации труда и производства, когда на смену конвейерной системе приходят гибкие производственные системы;
- новая стратегия образования, главной чертой которой является непрерывность: каждый работник проходит переподготовку и обучение на протяжении всей трудовой деятельности;
- изменения в оценке труда, в результате которых заработная плата напрямую зависит от качества работы, которое определяется степенью наукоемкости производства.
Современный этап научно-технической революции часто называют компьютерной революцией. Это обусловлено тем, что сфера информационных услуг увеличивается в четыре раза быстрее, чем растет общественное производство. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере сервиса и информации.
Лекция 20 Общество как объект философского познания
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества
Проблема классификации ценностей
При классификации ценностей в философии используются два подхода. В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, а во втором – субъект ценностного отношения.
По первому основанию выделяют ценности материальные и духовные. Такое разделение является чрезвычайно общим и условным. Поэтому оно уточняется путем выделения отдельных типов ценностей в зависимости от видов деятельности. Исходным моментом общественной жизни является практика, а необходимым условием ее осуществления – природные объекты. Они образуют природные ценности – воздух, вода, почва, леса. В условиях нарастания экологических проблем выделяются экологические ценности (чистый воздух и вода, девственный лес и т.п.).
К материальным ценностям относятся ценности экономического характера. Они включают в себя не только материальные блага, но и сам процесс труда, в результате которого они создаются. С экономическими ценностями связаны социальные: жизнь, здоровье, свобода, достоинство и другие. К ним примыкают ценности политические: избирательное право, свобода слова, совести, собраний и т.д. К собственно духовным ценностям относятся этические и эстетические. Особенность этических ценностей заключается в том, что они не имеют материального воплощения, а проявляются в нравах, обычаях, идеалах и т.д. Эстетические ценности содержат в себе два слоя:
1) первый слой образует чувственная реальность, природные качества предметов;
2) второй слой представляет собой результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта.
Особенностью духовных ценностей является то, что они существуют не только в предметной форме, но и как процесс деятельности, неотделимый от его результатов. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в процессе потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные. Их потребление не носит пассивного характера, потребляя их, человек духовно обогащается и совершенствуется.
По субъекту ценностного отношения выделяют ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
Индивидуальные ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов.
Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, входящих в группу, они связаны с групповым интересом. Коренной интерес группы обычно заключается либо в сохранении своего положения, либо в его изменении. Из этого следует, что групповыми ценностями будут те, которые удовлетворяют этот интерес. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым.
Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие, взаимопонимание и т.п.
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2007. – 592 с.
2. Волчек, Е. З. Философия : учебное пособие для студ. ВУЗов / Е. З. Волчек. – Минск : Интер-прессервис : Экоперспектива, 2003. – 544 с.
3. Ильин, В. В. Философия : учебник для вузов. Т. 1. Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В. В. Ильин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 832с.
4. Ильин, В. В. Философия : учебник для вузов. Т. 2. Социальная философия. Философская антропология. Аксиология. Философия истории / В. В. Ильин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 784 с.
5. История мировой философии : учебное пособие по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских спец. и направлений подготовки / А. И. Алешин [и др.] ; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2007. – 494 с.
6. Калмыков, В. Н. Философия : учебное пособие для студентов ВУЗов / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 431 с.
7. Мартынов, М. И. Философия. Курс интенсивной подготовки / М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 320 с.
8. Налетов, И. З. Философия : учебник по дисциплине «Философия» для студ. ВУЗов, обучающихся по направлениям подготовки и спец. естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного профиля / И. З. Налетов. – Москва : Инфра-М, 2007. – 400 с.
9. Николаева, Л. С. Философия : экзаменационные ответы / Л. С. Николаева, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 384 с.
10. Новейший философский словарь / сост. и гл. ред. А. А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск : Книжный дом, 2003. – 1280 с.
11. Солопов, Е. Ф. Философия : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Солопов. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
12. Стрельник, О. Н. Философия : пособие для сдачи экзамена / О. Н. Стрельник. – Москва : Юрайт, 2006. – 251 с.
13. Таркан, И. И. Философия : курс лекций. В 4 ч. Ч. 1-2 / И. И. Таркан. – 4-е изд., стер. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 275 с.
14. Философия : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2006. – 624 с.
15. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 152 с.
16. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. – Минск : Новое знание, 2003. – 400 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Философия0.036
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов