Эпоха эллинизма

На протяжении III-I веков до нашей эры на всем пространстве Восточного Средиземноморья шел процесс эллинизма, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций.

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживший себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьезные изменения греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов.

Многое изменилось в жизни греков, появились новые богатые, которые присвоили сокровища персидских царей, произошло имущественное расслоение греков. Сначала был некоторый экономический подъем, появились большие (1/2 млн.) города: Александрия, Антиохия, Карфаген. Но жизнь рядового эллина изменилась не к лучшему. От греческой демократии не осталось и следа. Граждане страдали от тирании или, еще хуже, от слабости царей, но изменить ничего не могли. Все решения принимались во дворце или на поле боя. Поэтому греки сосредоточили свое внимание на добывании денег и наслаждении жизнью. Появились философские течения эпикурейство, стоицизм. Основной вопрос этих течений – как жить, как сохранить хотя бы личную свободу.

Философское течение – стоицизм.

Родиной стоицизма является Греция. Здесь начал учить и основал школу Зенон (ок. 300 г. до.н.э.)

В истории стоицизма выделяют три периода:

1. Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики – 1-2 вв до н.э.)

2. Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний – 2-1 вв до.н.э)

3. Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. – 1-2 вв. до н.э.)

Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию).

Физика стоиков опирается на физику Аристотеля и космология Гераклита. Характерными чертами стоической картины мира являются всеобъемлющий соматизм («сома» - тело) и преобладание органических моделей. Космос, согласно стоикам, является живым «умным тело».

Этика стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь добродетели), а также перипатетиков. Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), посколько всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Философское течение – скептицизм.

Скептицизм(от древне греческого – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжной истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние уверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Основатели скептицизма считают Пиррона (360-270 до нашей эры). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Скептицизм Пиррона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления.

Философское учение – Эпикурейство.

Эпикурейство – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейство было одним из наиболее влиятельных философских течений в античности. Эпикур основывает свою школу в 307г. до нашей эры в Афинах. Школа находилась в саду философа, по это причине он получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Эпикур(341-270 до нашей эры) – основатель школы эпикурейства (341-270 гг. до Рождества Христова). В Афинах Эпикур основал свою школу – содружество, известную под названием «Сал Эпикура».

Главной составной частью философии Эпикура является этика как учение о способах достижения счастья. Для того чтобы стать счастливыми, человек должен познать законы природы. Эпикур написал свыше 300 сочинений: «О природе» в 37 книгах, «Об атомах в пустоте», «О судьбе», «О любви» и др.

Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы – ленивые мудрецы.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

· Отсутствие телесного страдания;

· Невозмутимость души;

· Дружба.

По Эпикуру, жизнь человека протекает между двумя полюсами: удовольствием и страданием. Страдание причиняет незнание подлинной природы вещей. Освобождение от незнания, от невежества, приносящее покой и равновесие, дает ощущение удовольствие. Однако удовольствие, доведенное до максимума, перешагнувшее границы меры, причиняет страдание.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие.