Левиофан.

Материя государства– люди. Само государство – это и есть левиафан. Левиафан – сам верховный властитель. С собственной фигурой, собственным телом. Представляющий тело государства, состоящего из людей. Философские тексты не сопровождаются картинками или графиками. В Томаса в работе «Левиафан» (1861г растиражирован на русском языке, в 1864г конфисковано, весь тираж изъят, кто скрывал – арестовывали и казнили).

Тоббс применяет иллюстративный материал. Пишет – «естественное право людей в государстве – право на все. Даже на жизнь другого человека»

Три естественных закона:

1. Искать мира, противодействующего естественному праву всех на всем.

2. Отказаться от любых привилегий, препятствующих установлению мира и самозащите.

3. Закон справедливости. Закон выполнения принятых на себя обязательств. Боббс – рассуждая о религии, атеистическим способом, говорит – «семя любой религии в человеке – незнание причин тех или иных явлений в человеческой жизни. Страх перед могущественными и неведомыми человеку силами. Суеверия, которые подсказывают человеку иррационалистические пути решения жизненных проблем. Религия – одна из форм государственной власти, а не наоборот». Суверен (верховный властитель) представляет собой само государство. Все звания и почести подданных, в присутствие суверена – исчезают. Суверен не может никому передать свои обязанности, без отречения от власти. Верховный властитель – верховный судья, обладающий право судить, награждать почестями и богатством, а также лишать богатств и почестей.