Древнейшие предфилософские учения.

Литература:

1. Египетская книга мертвых.

2. Эпос о Гильгамеше ( мифы народов Месопотамии)

3. священные тексты Авесты

Религиозно философское учение Зороастризма.

Изучается то, что сохранилось в письменных источниках. В основном древнейшие тексты обрели к настоящему времени характер религиозных учений. Тексты зороастризма, тексты ведизма (веры, индуизма), даосизма, конфуцианства, ислама, буддизма, христианства. Древнеегипетская книга мертвых – тексты сохранившиеся в камне. Тексты повествующие о жизни людей в древнем мире. 4-3 тыс. до н. э.

Три вида знаний.

1. Знания, полученные путем созерцания – науки;

2. Знания, полученные путем творческого озарения – скульптура, архитектура;

3. Знания поэтические – тексты пирамид (книга мертвых)

Эзотерическая наука древнего Египта.

Фрагмент из «текста пирамид».

Внешние подобно внутреннему

Малое таково же, как и большое

Нет ничего малого

Нет ничего великого

Закон - един.

Боги - смертные люди

Люди – смертные боги

Эту тайну храни от злых

Ибо сделают орудие

Тайну храни от слабых

Ибо сойдут с ума,

Тайну храни в сердце

Проявляй знания в делах

Тогда знания станет силой

Вера – мечем

Молчание – доспехами

Поучение Ахтоя своему сыну.

…..

Мифы народов Месопотамии. Междуречье. Тигр и Ефрат. Совсем различные реки.

Нам интересны эти тексты, которые там проживали созидали совершенно разное. Цивилизация шумера и Акката. Шумецкая письменность – первая в истории.

Эпос о Гильгемеше – служат для создания мировых религий. Мировые религии 21 века – христианство, ислам и буддизм – опираются в своих текстах – в библии и Коране, на тексты пирамид и мифы народов Месопотамии.

Фрагменты эпоса о Гильгамеше:

1. Миф о божественном саде, рае для богов и избранных народов. Описание райского сада, равнозначно описанию таких архитектурных объектов, как висячие сади Симирамиды, которые утроены также как Зиккурат Этименанки (имя Бога – Вавилонская башня).

2. Миф о познание добра и зла. О вкушение плодов от древо познания. Что Бог запретил вкушать Адаму и Еве. Шумерский Бог, по имени Энки, нарушает запрет богини матери о недопустимости применения в пищу побегов 8 растений. Бог Энки поедает плоды 8 растений и заболевает, в одних версиях он умер, в других заболел – его лечили.

3. Миф о создание женщины из ребра. Госпожа ребра, призванная для спасения Бога Энки – излечивает его.

4. Библейский миф о создание людей из воды и глины.

5. Миф о создание всех тварей живых.

6. Миф о воскрешение из мертвых: (звучит в мифах Месопотамии) возьми это мертвое тело висящее на гвозде, посыпь его пищей жизни и окрапи его водой жизни.

7. Библейский миф о потопе. Точную дату установили 2700 до н.э. описано крупное действие в районе Тигр и Ефрат. Ной, спасающий живых существ, каждой паре по паре, полностью идейно заимствован в эпосе о Гильгамеше.

Миф, как путь освоение человеком реального мира, как средство назидания человеку в трудной ситуации.

Зороастризм. Священные тексты Авесты.

Датируются 7-6 веком до.н.э. Автор текста Авесты – человек по имени Заратуштра. Имя простого человека из двух корней уштра –( с древне таджик) – верблюд, зара – старый, желтый.

Предпосылки религиозной реформы Заратуштры.

1. Объединение страны в борьбе против соседей – кочевников, обеспечение условий для оседлого земледелия и скотоводства, борьба с многочисленными местными религиозными культами, провозглашение идеи единого бога. Впервые в истории человечества провозглашается идея единобожие – как средство объединения народа, способствующее государственной безопасности и стабильности. Множество божеств, семейных, родовых – разобщает людей, толкает на вражду и военные действия. Единый бог – единая мораль, единые нормы повседневной жизни, единые ритуалы правила богослужения, традиции, единые праздники = единобожие – мощная философская идея народного единства.

Символы зороастризма – огонь – огнепоклонники. Магами называли их мусульмане – потому что зороастрийцы поклоняются огню, а не богу матери. Символ – Хаома. Отдельных яшках Авесты – хаома прославляется как божество. Имя бога –Ахура Мазда – мудрый бог . Ормазд – одним словом. Маздеизм. Нет обета безбрачия, монашества, аскетизма. Имя бога которое противостоит ему Ахриман. Ахреман – отравляет растения и воду, портит источники воды, доводит до смерти самого человека.

Поэтому этика зороастризма провозглашает идею нравственной жизни человека, лишь при условии содействия сила Ормазда. И борьбы с Архиманом.

Захоронение в зороастризме.

Знаки фаравахар выполнены в камне. «Башня молчания».

Ритуальная архитектура зороастризма. «Башня молчания» в Мумбаи (рисунок 1886 года)

В разных областях Большого Ирана практиковались в зависимости от местных условий разные способы погребения (каменные склепы, выставление трупов и др.). Основное требование к ним — сохранение в чистоте природных стихий. Поэтому для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом.

Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» («башня молчания») — для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Трупы складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).

Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.

 

Философия древней индии.

Литература:

1. Бонгард Левин Индийская цивилизация: философия, наука, религия.

2. Щербацкой. Философское учение буддизма.

3. Пандей древнеиндийские домашние обряды

4. Бхактиведанта Свами кришна что то там.

Древнейшие тексты санскрита – народный эпос.

1. Махакхарата

2. Рамаяна

Повествование. В индии 14 государственных языков. Основные учения приходят и датируются – 1-2 тысячелетием до н.э. – вторжение арийских времен на земли Давида.

Архитектура древней индии. Города с регулярной планировкой. Несколько типов жилых построек для северных и для южных регионов страны. Водопровод и канализация, асфальтовые полы. Дома из серцового кирпича в 2-3 этажа. Домашняя утварь, орудие труда сельско хозяйского рабочего. Приносят язык – санскрит – переводиться как изысканный, украшенный, язык Богов. Слова санскрита созвучны Авесты.

Основные этапы формирования религиозно философской мысли в древней индии.

1. Наивно антропоморфные, биоморфные представления об окружающем мире.

2. Формирование основ рационалистической мысли.

3. Появление двух основных направлений 1- материалестическое, 2- идеалистическое направление

4. Формирование основ научного подхода к объяснению явлений природы, общества и человеческого сознания.

Основные отличия религиозно философской мысли древней индии от философских основ западно-европейской цивилизации.

1. Насыщенность текста интеллектуальными и эстетическими переживаниями.

2. Образно эмоциональный, созерцательный характер мышления философов в древней индии.

3. Особое внимание внутреннему миру человека. Философия древней индии в большей степени представляет собою философскую Антропологию и основы к современной науке, психологии.

4. Глубокое не прерывающееся и по ныне, единение философской мысли с магией, религией и оккультизмом.

Основные тексты оккультизма марапхаита:

Веды:

1. Обхарва веда. Повествование о обычаях народной жизни. События народной жизни изложенное в виде заговоров, напевов, рекомендация, запоминаний.

2. Риг веда. Собрание религиозных гимнов.

3. Само веда. Собрание напевов.

4. Яджуд веда. Собрание формул жертвоприношений.

Начато изучение текста санскрита в 17 – 18 веке. Начинается с переводы этих текстов на европейские языки. Переведенные тексты исследуются лишь в 19 веке. Очень мало исследований, мало проанализировали. Почти не систематизировали объем информации, который в источниках содержит необыкновенно большие объемы текста. Указывают индологи на описания, в древнеиндийских текстах, 3339 божеств. Боги выполняют своё предназначение, но не меняют ход событий. Особый вид познавательной практики (гносеология – теория познания индуизма) описан в текстах как состояние нирваны. Достигаемого особыми психологическими техниками состояния прямой открытости человеческого духа истине и благодати. Мистическое откровение, посредством погружения в нирвану, основной путь познания в индуизме. Поэтому Будда, когда его спрашивали о том, как устроен мир, отвечал благородным молчанием.

 


Домашняя работа №1.

Фаравахар.

Фаравахар — символ зороастризма. Фаравахар является составным символом . На фоне крыльев изображен Фраваши — благой дух, символизирующий все, что есть и все, что будет. Представляет собой разновидность крылатого диска, т.е. солнечный ореол, который наблюдается во время затмения. Крылья и хвост являются отображением солнечной кроны, какой представляли ее древние народы, а также оперение символизирует «чистоту мысли». Фигура человека с бородой символизирует мудрость возраста, а кольцо в центре – вечность вселенной и природы души. Рука приподнята вверх также не случайно, он показывает что надо двигать только вперед, но так как надо двигаться вперед с преданностью и верность, то во второй руке находиться кольцо завета. А также Фраваши являлся ангелом-хранителем.

Этот древний мифологический символ применялся у народов древнего Востока, а именно: Месопотамия, Хеттском царстве, Персии и Древнем Египте.