Кшатрие

3. Вайшьи– ремесленники, торговцы

4. Шудры– представители таких профессий, которые занимают низшие ранги в социальной иерархии.

В пределах каждой Варны – несколько тысяч Каст. Каста – профессиональная принадлежность передающаяся по наследству. Поскольку Варны и Касты создает сам Кришна, то нарушить эту систему нельзя. Оторваться, выйти от Касты невозможно по настоящее время.

Церковь – часть государства, а не наоборот. Государство поддерживает, поощряет те религиозно философские учения которые работают на укрепления государственной власти, кто действует иначе – тот не существует. В Индии 15-17% неприкасаемых. В значительной части представители тех народностей, которые вытесняют постепенно племена Арии. Представители неприкасаемые – более темная кожа и неприятные черты лица.

Духовные лидер индии в 20 веке Махатмаганди - очень худой человек, аскет, в очках и набедренной повязке.

Социальная философия закладывается в Упанишада и в Ведах – предполагает жесткую социальную дифференциация опирающуюся на древнейшие традиции и ритуалы.

Индуизм или Ведизм (Веды) или Брахманизм (от Брахма) – доминирующее религиозно философское учение в Индии, которое на протяжение тысяч лет существует обладая вариантами вероучениями сектантского характера такими как:

· Буддизм – как вариант индуизма

· Джайнизм.

Учение Сидхарты доутавры…. – учение Буддизма – появление буддизма – 4-6 век до нашей эры. Тексты буддизма

1. Трипитака – три корзины.

2. Канон махаяны – речи самого Будды.

Учение Будды появляется как социальный протест, как религиозно философское учение, делающие попытку преобразовать жизнь общества в направление справедливости.

Биография Будды.

Принц родившийся Сидхарха Даутана. Когда ребенок родился, мудрец сделал назидание отцу, ребенок не должен видеть, смерть, болезнь, страдания и аскета. Иначе он уйдет из семьи. Отец старается поддерживать обстановку «райского сада». Принц жениться в 16 лет, в 29 лет делает шаг за пределы, которые окружает его, и видит больного и старого человека, видит похороны, встречает аскета, который объясняет ему все. Садится в позу Будды и размышляет в течение 6 лет, с 29 до 35 лет в состояние медитации. Особая сосредоточенность на тех вопросах, которые волнуют. Доводит себя почти до смерти, отказывается от условий для жизни. Возвращается из состояния и прозрение состоялось. Главенствующая идея – срединный путь. Отказ от крайнего аскетизма и отказ от наслаждений.

Смерть Будды.

Будда проповедует идеи до 80 лет. Несет своё учение людям. В 80 лет он ложится на правый бок, и произносит – «Все созданное подвержено силе разрушения. Достигайте совершенства, засчет не распущенности».

Основные идеи учения Будды.

Ранний Буддизм признает карму – дело, действие, предназначение человека. Карма в основе всей деятельности человека. Признает реинкарнацию – переселение бессмертной души из одного тела в другое. Зрелый Буддизм отрицает и карму, и бессмертную душу. Появляется идея Сантаны – потоп. Дух человека прекращается вместе со смертью человека. В индуизме женщины и шудру отрицает, в Буддизме – разрешают им быть в религиозной вере. Буддизм проповедует свою веру на всех языках мира, в отличие от индуизма – опирающегося на санскрит.

1. Жизнь – страдания.

2. Страдания человека связаны с его желанием.

3. Победа над желаниями освобождает человека от страданий.

4. Свобода от страданий открывает путь к Нирване.

Нирвана – особое состояние, просветленности тела и духа человека. Человек погружается в Нирвану, применяя особые техники психологической сосредоточенности – Йога. Йога – особая техника физических упражнений, разработанная в рамках Буддизма, и ставящая целью – физическое и духовное совершенствование человека. Этика Буддизма призывает человека к усердному труду и поощряет материальное благополучие человека. Зло исходит от внутренних состояний самого человека. Медитация – путь к самосовершенствованию. Вопросы о философии природы – онтология – в учение буддизма практически не развивается. Из текстов Буддизма – как устроен мир – Будда отвечал благородным молчанием.

Общество сознания Кришны. 20 век.

Индия, США, основатель Бхактиведанта. Основной текст Бхакагават Гида как она есть. Человек родился в Индии в начале 20 века, у него семья, дети, среднего достатка, занимается переводами с санскрита в Веды. Общество сознания Кришны – ведомых по жизни прямыми указаниями бога Кришны.

Его божественная милость Бхативиданте – обожествление – его божественная милость, в Буддизме отменено – не освещаются фигуры священников.

Повествуют веды по следующим темам: весь текст беседа Кришны со своим Бхатой. Должны сойтись в битве две армии – родственники. Накануне этой битвы – один из военачальников обратился к Богу – чтобы он остановил борьбу между родственниками. Бог Кришна отвечает другу – ты за себя не бойся, свою колесницу я сам поведу. Впереди сам Бог Кришна. Тебя не затронет никакое оружие. Убивать как Кришна. Речь не о том что люди погибнут в ходе военных действий, Кришна говорит что они уже умерли давно.

Ученый и Шрива – беседа.

Ученый - «почему кришна не рассказал вам все о себе?»,

Шрива - «он все рассказал все, изучайте Бхак.. Гиту»

Ученый - «но почему наука не написана в Бхак… Гите?»

Шрива - «потому что так называемая наука – глупа. В самом деле, материальная наука глупа, ученые пребывают в неведенье, в науке так много неизвестного»

 

Джайнизм.

Джайнизм – как сектантский вариант индуизма. Основатель – Кшатрий, по имени Махавира – 7-6 век до нашей эры. Проповедь крайних вариантов аскетизма.

· Отказ от ношения одежды, одетые воздухов, одетые в белое.

· Волосы не просто выбриты, а вырваны с корнем.

· Запрет на занятие сельским хозяйством, торговлей.

· Продвижение идей научного знания. Занятие наукой, литературой, поэзией разрешено.

· Обряд самосожжения старейших жен, в случае смерти мужа. Идея о том, что человек достигший духовного совершенства не нуждается в продолжение жизни – одна из причин.

· Смерть в старости от голода – почетна.

· Ношение повязок на лице с целью не нанесения вреда мельчайшим живым существам. Этика не насилия. Не сопротивления злу.

Древне Китайская философия.

Литература:

1. древне кит философия сочинения в 2-х томах. Том 1. Автор – Лао Цзы – «Дао дэ Дзы» – канон пути и благодати. Конфуций Лунь Юнь – беседы и рассуждения

2. Владимиров Петр Парфёнович «особый район Китая» мировоззрения Китая

Закрытость региона, не только географически, но и историко политически. До 6 века кочевники Гунны истребляют население своими набегами. С 6 века до нашей эры по 13 век нашего времени – татаро монголы не только на запад, но и на восток. Закрытость региона 19 век, опиумные войны Англии и Китая. Китайцы отказываются принимать товары от Англичан, но требуют плату за свои товары.

Древнейшие до философские системы Китая повествуют о мифе наполненный зооморфными телами – полу птицы, полу люди, полу животные – Бог по имени Шан Ди – участвует в процессах мироздания.

Создание всего сущего по Китаю:

Перво-человек по имени Пань Гу ударил топором по мраку – светлое и легкое поднялось вверх, тяжелое и мрачное опустилось вниз. Инь - женское начало. Ян – мужское начало. Всего сосуществует в мире два начала. Иероглифическая письменность в основе всей дальневосточной культуры. В настоящее время, в самых обширных словарях насчитывается до 100 000 иероглифов. В русском языке без технических слов – 125 000 слов. Интеллигентный человек владеет 10 000, простой человек менее 5 000 = большая часть населения недопонимает. 90% в Китае – народность Хао – коренное население.

Основные характеристики Древнекитайской философии.

1. Древнекитайская философия – социальная философия, имеющая целью - создание учения об идеальном государстве.

2. Древнекитайская философия в плане аспекта антропологического знания выдвигает идею создания образа идеального правителя (благородного мужа). Учение о государстве и его правителях – первоочередное.

3. Философия природы, кроме идеи Инь и Ян – не развивается. Наука, логика в рамках философского знания не создана. Поэтому научно технический прогресс не демонстрирует дальневосточный регион

 


Домашняя работа №2.

Исторические периоды развития философии. Основные проблемы философского знания.

Основные периоды развития философии:

1. Древнейшие предфилософские учения. Тексты Авесты, библия зороастризма – 6-7 век до н.э. Мифология Шумеры . Философия древне китайская – Конфуций и Лао Цзы. До 5 века до н.э.

2. С 5 века до н.э. по 2 век н.э. античная философия – Сократ, Платон и Аристотель.

3. Философия Средневековая. Со 2века н.э. по 10 век – тексты Библии (2век) и Корана (7век). Авревий, Августин, экхард Мейсер

· Патристика

· Схоластика

4. Возрождения 14-16 век. Работы философов – Никола Макиавелли, Томазо Кампанелла, Томас Мор, Леонардо Да Винчи;

5. Научная революция 16-17 веков (Ф. Бэкон, Декарт)

6. Нового времени – 17-18 век. Эпоха посвящения – Рене Декарт, Жан Жак Руссо и другие.

7. Немецкая классическая философия. – 18-19 век. Работы Фридриха Шеленга, Имануил Кант, Георг

8. Постклассическая философия – неклассическая философия – 19 века. Маркс, Ницше, Кьетке Гор и другие.

9. Философия 20 века, Томас Кун, Карл Коппер, Зигмунд Фрейд.

10. Русская философия – с 19 века. Владимир Соловьев и Дерденко.

Основные проблемы философского знания.

Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии - сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии - проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Но в результате все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую (о бытие), 2) антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую (природа ценностей), 4) гносеологическую (теория познания) и 5) праксеологическую (о человеческой деятельности). Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания является «основным»