рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские аспекты учения Будды.

Философские аспекты учения Будды. - Лекция, раздел Философия, Философия буддизма Теперь Мы Рассмотрим Это Учение Немного Подробнее. Молодой Сиддхарта...

Теперь мы рассмотрим это учение немного подробнее.

Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда признал, что всё, порождённое привязанностью к земному, есть страдание. Подобного рода пессимизм присущ практически всем индийским религиозно-философским учениям. Кратковременность всех удовольствий сводит их на нет, а боязнь их потерять превращается в источник страха и страдания. В этом состоит первая благородная истина Будды.

Наличие страданий, как мы сказали, признаётся всеми индийскими мыслителями, но в определении страдания они расходятся. Будда объяснял происхождение зла при помощи особой концепции естественно-причинной связи, известной как пратитья-самутпада. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного – все вещи имеют причину и зависят от определённых условий. Так как все вещи имеют причину, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание. Земные страдания возникают из факта рождения. Если бы человек не родился, он не знал бы этих тягостных состояний. В свою очередь, рождение обусловлено стремлением к становлению, силой слепого стремления или предрасположения к рождению. Это стремление вызывается нашей умственной приверженностью к земным вещам. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды наслаждаться предметами внешнего мира. Причиной этой жажды является наш предыдущий чувственный опыт, который мы получили в прошлом существовании. Однако чувственный опыт невозможен без соприкосновения с объектами. В свою очередь, это соприкосновение обусловлено наличием у человека шести органов познания, т.е. пяти органов чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет существо человека. Этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мёртв, т.е. лишён сознания. Сознание, которое входит в эмбрион ещё во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. А последняя ступень нашей прошлой жизни содержит в концентрированном виде все впечатления предшествовавших деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, вызывающей новое рождение. Следовательно, главная причина стремления к новому рождению – неведение.

Итак, если устранить условия, порождающие страдание, то прекратится и само страдание. Освобождение от страданий достижимо уже в этой человеческой жизни, если будут выполняться определённые условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре стадии сосредоточения к совершенной мудрости (мы об этом поговорим чуть позже), он освобождается от власти земных страстей. Человек порывает узы, связывающие его с миром, и становится свободным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, т.е. почтенным лицом. Чаще это состояние освобождения называется нирваной.

Достигнув совершенной мудрости посредством сосредоточенного размышления, освобождённый человек вовсе не должен вечно оставаться погружённым в размышление и отстраниться от участия в жизни. Сам Будда после достижения нирваны вёл деятельную жизнь. Будда указывал, что существуют два рода поступков: одни совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления, а другие – без влияния этих аффектов. Поступки первого рода усиливают нашу жажду жизни и привязанность к ней и рождают семена кармы, вызывающей перерождение. Поступки второго рода совершаются с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности и не порождают кармы. Нирвана не представляет собой угасания всякой жизни. Нирвана избавляет человека от перерождений, однако это не означает, что освобождённый после земной смерти не пребывает в какой-либо иной форме.

Сам Будда не дал ответа на вопрос о том, продолжает ли существовать лицо, достигшее нирваны. Молчание Татхагаты могло означать, что состояние освобождения невозможно объяснить понятиями человеческого опыта.

Достигший состояния нирваны наслаждается покоем уже в этой жизни. Этот покой не похож на какое-либо из удовольствий, порождённых удовлетворением желания. Покой нирваны выходит за пределы земных радостей и печалей. Нирвана – это состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания. Кроме того, преимуществами нирваны человек может пользоваться ещё до её полного достижения. В беседе о преимуществах жизни отшельника Будда объяснял царю Аджаташатру, что каждая удалённая частица неведения, каждая побеждённая страсть приносит ощутимую пользу, например, чистоту, доброжелательность, самообладание, мужество, несмущаемый разум, нерушимое спокойствие.

Четвёртая благородная истина указывает путь к освобождению от страданий. Этот путь состоит из восьми ступеней и потому носит название благородного восьмеричного пути.

    1. Правильные взгляды. Так как неведение и его последствия являются коренной причиной человеческих страданий, для нравственного совершенства нужно прежде всего иметь правильные взгляды, т.е. познать истину. Правильные взгляды – это правильное понимание четырёх благородных истин.
    2. Правильная решимость. Знание истин бесполезно без решимости преобразовать свою жизнь в соответствии с благородными истинами. Поэтому необходимо отрешиться от всех привязанностей к миру, отказаться от дурных намерений и вражды к людям. Эти три условия составляют основу правильной решимости.
    3. Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться только “религиозным желанием”, но должна воплощаться в действие. Правильная решимость прежде всего должна направлять и контролировать речь человека. Результатом этого будет правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
    4. Правильное поведение. Правильная решимость не только вырабатывает правильную речь, но и воплощается в правильное действие. Правильное поведение заключается в отказе от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения чувств.
    5. Правильный образ жизни. Отвергая дурную речь и плохие поступки, необходимо зарабатывать на жизнь честным путём. Даже для поддержания жизни нельзя прибегать к дурным средствам.
    6. Правильное усилие. Когда человек пытается изменить свою жизнь, его постоянно совращают с правильного пути и глубоко укоренившиеся старые вредные идеи, и вновь приобретённые мысли. Стремящийся к нирване должен постоянно искоренять старые дурные мысли и препятствовать возникновению новых. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно заполнять правильными мыслями.
    7. Правильное направление мысли. Человек должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он никогда не должен думать: “это – я” или “это – моё”. Если человек думает, что его тело, ум, ощущения и душевные состояния – это нечто постоянное и ценное, он привязывается к ним. Размышление о преходящей и отвратительной природе тела, ума и чувства помогает освободиться от привязанности к ним.
    8. Правильное сосредоточение. Человек, который правильно ведёт свою жизнь согласно указанным правилам, освобождается от всех страстей и дурных мыслей и проходит четыре стадии сосредоточения, которые ведут его к прекращению страданий.
    1. на первой стадии человек сосредоточивает свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении и исследовании истин. Он наслаждается радостью чистого мышления;
    2. когда достигается такое сосредоточение, то вера в истину рассеивает все сомнения и необходимость в рассуждениях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения, на которой радость, покой и внутреннее спокойствие порождают усиленное невозмутимое размышление;
    3. на следующей стадии делается попытка перейти к состоянию безразличия, т.е. способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Теперь человек испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он ещё осознаёт это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения;
    4. наконец, человек пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и одушевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он достигает состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания. Всякое страдание теперь прекращается, и человек достигает архатства, или нирваны.

Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

Суммируя предписания восьмеричного пути, нужно отметить, что он состоит из трёх гармонично культивируемых факторов: познания (праджня), поведения (шила) и сосредоточения (самадхи). В индийской философии знание и нравственность считаются неотделимыми. Это происходит не только от того, что добродетель зависит от знания того, что хорошо, но и потому, что совершенствование познания не представляется возможным без добродетели, т.е. без добровольного контроля своих страстей.

Теперь нам необходимо обратиться к философским аспектам учения Будды и рассмотреть несколько теорий, на которые опирается эта доктрина.

Теория обусловленного существования вещей. Будда учил, что существует всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма, или дхамма) действует стихийно, без участия сознательного руководителя. Возникновение одного частного события (причина) сопровождается другим частным событием (следствием). Итак, существование всего обусловлено. Будда пояснял, что эта теория позволяет избежать двух крайностей: с одной стороны, учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий (этернализм); а с другой – теории, которая признаёт вещи несуществующими (нигилизм). Будда учил:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия буддизма

А В Дьяков... Философия буддизма Курс... Лекция I Добуддийские учения Индии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские аспекты учения Будды.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курс лекций
  Лекция I. Добуддийские учения Индии Лекция II. Личность Будды и его учение Сутра запуска колеса учения Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение

Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
Прежде, чем приступить к изложению буддийского учения, следует иметь в виду тот религиозный фон, на котором возникла и развивалась эта мировая религия. В начале II тысячелетия до н.э. по в

Религия Вед.
О древнейшей культуре ариев в Индии повествует сборник гимнов Риг-Веда. Авторами этого сборника были поэты, называемые риши. Риши сознавали себя пророками и ясновидцами. Знаменитый историк индийско

И едино то, что стало всем этим.
Кроме того, Рита является универсальной этической закономерностью. В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменило

Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.
Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий А

Поистине весь мир – Атман; нет ничего отличного от Атмана”.
О возникновении видимого мира учение Упанишад говорит языком мифа. В начале был один Атман. Из самого себя он создал себе жену. Однако она устремилась от него в бегство. Атман стал преследовать её.

Смертный становится бессмертным.
Учение брахманизма привело к возникновению оригинальной религиозной философии. Всё феноменальное, т.е. всё то, что воспринимается чувствами, - не реально. За этим преходящим феноменальным скрываетс

Добуддийские философские системы Индии.
Философия Упанишад привела к возникновению шести систем философии. Некоторые из этих систем предшествовали буддизму, другие развивались параллельно с ним. Перечислим эти системы: ньяя, вайшешика, м

Предание о Сиддхарте.
Основателя буддийского учения обыкновенно называют Буддой, т.е. Просветлённым. Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище – Гаутама. Кроме того, его называют Шакьямуни, потому что он был из племе

Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.
Дхарма сравнивается с лестницей, с вершины которой можно увидеть мир глазами Будды. Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловлен

Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.
Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение корот

Возникновение буддийской общины.
Теперь мы вернёмся к истории жизни Будды. Он начал свою проповедь в городе Бенаресе. Здесь впервые возникла буддийская община – Сангха. В подражание Гаутаме его ученики брили волосы и бороду и носи

Сангха.
Термином “Сангха” (“общество”) можно обозначить всех буддийских монахов в мире. Это связано с тем, что все монахи живут по единым правилам, изложенным в “Виная-питаке”. Женских буддийских общин оче

Буддийские праздники.
Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят общегосударственный характер в буддийских странах. Как правило, они совмещаются с местными традиционными праздниками и, таким образом, носят синкретическ

Dhammacakka-ppavatana-sutta
  В 1998 г. А. Гунским выполнен перевод с пали "Сутры запуска колеса учения" (Самъютта-никая, 22, 59). Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона.

Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма.
  П л а н Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма. Буддийский литературный канон. Хинаяна.

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.
Первые школы и направления буддизма оформились ещё до возникновения литературного канона этой религии. Первоначально они различались только в отношении интерпретации свода дисциплинарных правил для

Буддийский литературный канон.
Чему в действительности учил исторический Шакьямуни, нам неизвестно. Письменных памятников, составленных при его жизни, не существует. Тексты буддийского канона возникли спустя несколько веков и ра

Хинаяна.
Монашеский буддизм в Индии уже в первые века существования этого учения разделился на два направления – Хинаяну и Махаяну. Хинаяна (“Малая колесница” или “Малый путь”)

Махаяна.
Учение Хинаяны доступно только немногим сильным личностям. Между тем буддизм, становящийся мировой религией, нуждался в том, чтобы его доктрины были приемлемы для широких масс. Поэтому среди деятел

Буддизм в Индии.
Как мы уже говорили, буддизм возник на севере Индии в VI в. до н. э. Приверженцами буддизма стали жившие одновременно с Буддой цари государства Магадха – Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады
John Bullitt. Theravada Buddhism. A Chronological History. Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствуе

Лекция IV. Буддийская картина мира. Мифология Буддизма.
  П л а н Космография. Адские местопребывания. Местопребывания богов. Бодхисаттвология. Бу

Космография.
Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она ес

Адские местопребывания.
Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Са

Местопребывания богов.
Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые л

Бодхисаттвология.
Бодхисаттвы в Хинаяне Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), кот

Буддология.
На санскрите и пали слово “buddha” буквально означает “пробуждённый”. В ранних текстах “Трипитаки” упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в “Буддхавансе” – 24. Первым среди будд сч

Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.
  П л а н История тибетского буддизма. Монастырская система Гелугпа. Духовная практика в школе Гелугпа. &

История тибетского буддизма.
В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетск

Монастырская система Гелугпа.
Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни ученост

Духовная практика в школе Гелугпа.
Возможно величайшим наследием Цзонхавы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах “Большое Руководство к Этапам Пути” и “Больш

Мистические причины порабощения Тибета
Как могло случиться, что Тибет - страна высочайших духовных традиций - оказалась завоевана китайскими коммунистами, которым тибетские святые ничего не смогли противопоставить? Сами тибетск

Проникновение буддизма в Россию
Та форма буддизма, которая продолжает существовать на территории нашей страны, начала распространяться в России в XVII-XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье прикочевали монгольские скотов

Российский буддизм в XIХ – начала ХХ вв.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 144 здания в 34 дацанах. Дацаны получили во владение земли, на которых трудились тысячи крестьян. Попадая в монастырь в раннем детстве по воле родителей, иные

Буддийская церковь в 1917-1942 гг.
29 июня 1918 г. образованное в Омске Временное сибирское правительство взяло на себя власть и отменило все декреты Совета Народных Комиссаров. Началась гражданская война в Сибири. В церкви усилился

Послевоенная реанимация
После войны, как известно, Сталин смягчает отношение к религии, что сказывается также и на буддизме. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны (буддис

Современное положение буддизма в России
Главная цель буддизма – помогать другим, а не обращать их в буддийскую веру. Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви. К сожалению, между ламами нового покол

Происхождение чань-буддизма.
Легенда повествует, что однажды Будда читал проповедь своим ученикам. Он не стал прибегать к долгим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который ему преподнёс один из ученико

Чтобы на нём не осела мирская пыль.
Цзун-Ми, поясняя эту формулу, писал, что “природа просветления изначально находится во всех существах так же, как зеркало обладает природой блеска. Но, поскольку сознание покрыто загрязнениями (как

Откуда же взяться пыли мирской ?
Хуэй-Нэн стал основателем Южной школы, которая стала более популярной, так что шестым патриархом был признан именно он, а не Шень-Сю. Сущность дхарм, утверждали адепты этого направления, п

Где же на нм будет грязь и пыль ?
В учении “единого сознания” нет противопоставления “неведения” и “просветления”. Хуэй-Нэн критиковал и тех, кто стремится очищать загрязнения, и тех, кто созерцает просветлённый аспект сознания. В

Основные положения доктрины чань.
“Дзен” происходит от древнего слова языка Пали “дзхяна”. Последняя буквы была опущена, и “дзхан” было видоизменено на китайский манер как

Система Гун-Ань.
Очень большую роль в достижении просветления играют Гун-Ань (яп. коан). Это система упражнений, заключающаяся в углубленном размышлении над неким эталоном суждения. Как правило, это короткие диалог

Учение о спасении в чань-буддизме.
Согласно учению чань, единственная реальность, пронизывающая всё сущее – это “природа будды”. Спасения может достичь каждый человек, независимо от того, мирянин он или монах, поскольку нирвана и са

Луна придвигает тень холма к ложу.
Да и сами основатели Северной и Южной школ чань, если помните, выражали свои доктрины в стихах. Можно сказать, что чаньские монахи презрительно относятся к мёртвым “следам туши на бумаге”,

Школы дзен в Японии.
Первым, кто принес Дзен из Китая в Японию, был Деше(629 - 700), который учился у Хсюан-тсан, знаменитого своей книгой “Запись западных земель”. Говорят, что Деше построил зал для дзенской пр

Амидаизм.
Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Алмазная Праджняпарамита Сутра
(“Ваджра [Ччхедика] - Праджняпарамита - Сутра”) Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в “Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте”. Вместе с ним там была великая община бхикшу - вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги