рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мистические причины порабощения Тибета

Мистические причины порабощения Тибета - Лекция, раздел Философия, Философия буддизма Как Могло Случиться, Что Тибет - Страна Высочайших Духовных Традиций - Оказал...

Как могло случиться, что Тибет - страна высочайших духовных традиций - оказалась завоевана китайскими коммунистами, которым тибетские святые ничего не смогли противопоставить?

Сами тибетские учителя отвечают на этот вопрос скупо: “Карма”. А один знакомый член Межпланетной партии тарелочников высказался еще определеннее: “Это воздаяние за то, что в восьмом веке они завоевали Китай!”

Вернувшись на более осязаемую почву повседневного опыта, мы согласимся, что все имеет причины, часто весьма разноплановые. И вот прояснилась еще одна причина, достаточно тонкая, чтобы нам с вами о ней можно было бы и вообще не говорить, если бы не специфическая черточка нашей европеоидной психологии - основанная на невежестве склонность к экстремизму, замешанная на часто неосознаваемом желании быть оригинальным, выделиться из толпы. Именно это связанное с неуверенностью и страхом желание заставляет новообращенных верующих стараться быть “святее папы римского”, а рядовых членов тоталитарных сект фанатичнее, чем их лидеры.

И вот английские неофиты одной секты начали довольно шумную кампанию по поводу внутритибетского спора. И дело дошло уже до того, что Кашаг - Совет министров тибетского эмигрантского правительства 14 мая 1996 года вынужден был сделать специальное заявление. Начинается оно так: “В Нью Дели неким мистером Робертом Филдингом из Англии распространяется заявление из шести пунктов относительно божества Дорже Шугден. Основной смысл заявления сводится к тому, что среди тибетцев в Индии подавляется свобода вероисповедания и что тибетскими организациями начата своего рода “охота на ведьм” против почитателей Дорже Шугдена. Заявление это не имеет под собой почвы...”. Шум создается английской “Общиной поддерживающих Шугдена” (“Shugden Supporters Community”), которая даже провела демонстрации протеста в Лондоне во время июльского визита в Англию Его Святейшества Далай-ламы. Что же все это значит?

История Дорже Шугдена, также именуемого Гьялчен Шугденом или Долгьялом, древняя, и выросла она из переплетения политических и религиозных движений Тибета времен Великого Пятого Далай-ламы, то есть в семнадцатом веке. Объединивший независимый Тибет под своей властью Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсан Гьяцо (1617-1682), сам происходил из семьи, принадлежавшей к школе Ньингма и в своей духовной практике не ограничивался господствовавшей традицией школы Гелуг, а использовал методы всех четырех основных тибетских школ - как стали делать и последующие Далай-ламы. Поборников эксклюзивности линии Гелуг такая широта взглядов Великого Пятого удручала, и наиболее ярким выразителем сектантского протеста был тулку Нгатрул Дракпа Гьялцэн из монастыря Дрепунг, который к тому же был главой верхней палаты тибетского парламента, находившегося в оппозиции к сформированному Пятым Далай-ламой правительству “Ганден Пхобранг”. Нгатрул Дракпа, как пишет яркий проповедник Дорже Шугдена геше Келзанг Гьяцо, основавший в Англии секту NKT (“New Kadampa Tradition”), “умер очень рано”, а на самом деле, он не просто умер, а кончил жизнь самоубийством, поклявшись стать духом-хранителем чистоты традиции Гелуг - так появился Дорже Шугден.

Дело, однако, этим не кончается. Защитник Дхармы Дорже Шугден стал почитаться некоторыми как “воплощение Будды или Бодхисаттвы, главной функцией которого является устранение внутренних и внешних препятствий, мешающих практикующим в их духовных достижениях, а также создание всех необходимых условий для практики”, то есть не просто как дух, а как настоящий Идам. Eго первым явлением в мир стали считать Манджушри, а воплощениями - махасиддху Вирупу, Сакья-пандиту, Бутона и т.д. В своеобразную мандалу Шугдена входит 32 персонажа: 9 Великих Матерей, 8 монахов, 10 грозных божеств и 5 ипостасей самого Шугдена, главный из которых - Дулзин (“хранитель Винаи”) Дорже Шугден (см. илл.). Посвящение в культ Шугдена могли получить только монахи, причем при посвящении принимался обет ежедневно выполнять практику этого божества.

Шугден скачет на льве, символизирующем четыре бесстрашия Будды, имеет третий глаз для непосредственного видения трех времен и так далее.

То есть все вполне серьезно. Созерцанием Дорже Шугдена занимались многие известные йогины, причем не только из Гелуг, но и из школы Сакья. В ХХ веке к их числу относятся, например, такие выдающиеся люди, как Пабонка Ринпоче, Триджанг Доржечанг (Учитель Его Святейшества Далай-ламы), да и сам Далай-лама! Но теперь Далай-лама призывает тибетских монахов прекратить эту практику. Почему?

Как постулирует уже упоминавшееся заявления Кашага, “Различного рода факторы, продуцируемые существами Сферы форм и Бесформной сферы продолжают препятствовать нашим усилиям [вернуть независимость Тибету - А.Т.]. На протяжении многих лет Его Святейшество Далай-лама исследовал эти помехи и их причины. Одно из Его открытий состояло в том, что дух Долгьял ... состоит в конфликте с двумя Защитниками Тибета (Нейчунгом и Палден Лхамо), а также с Защитником традиции Гелуг - Дамчен Чогьялом. Убедившись в этом ... Его Святейшество рассказал о своих находках учителю Триджангу Ринпоче и тот признал их совершенно безошибочными.”

Во время подготовки к посвящению Наисокровеннейшего Хаягривы (Дамдин Ян-санг) 21 марта 1996 г. Далай-лама в частности сказал:

“Недавно я провел ряд медитаций для процветания нашей нации и религии. Теперь стало совершенно ясно, что Долгьял - дух темных сил. Поэтому призвав в прошлом году Хаягриву, я специально назвал имя Долгьяла и провел ритуал для его отваживания... В биографии Великого Пятого Далай-ламы отмечен раздор между ним и тулку Дракпа Гьялценом, суть которого изложена очень ясно.... На этом основании 13-й Далай-лама наложил запрет на Долгьяла. Я являюсь преемником Великого Пятого, а также и 13-го Далай-ламы, поэтому я обязан исполнить их завет. Даже если это кому-то не нравится, на мне лежит ответственность за его выполнение, и не потому, что это в интересах Далай-лам, а потому, что это в интересах тибетской нации и религии.

...Некоторые из вас могли почувствовать, что благодаря поклонению Долгьялу ваши дела и заработки стали лучше. ... Но те, кто может дать нам защиту и благо только в этой жизни - будь то люди, божества и тому подобные - все они объекты нашего сострадания.... Рассматривать их в качестве Прибежища, в то же время забывая о Шестируком Махакале и Дамчен Чогьяле - Защитниках бесценных учений Чже Цонкапы - значит выказывать неуважение к традиции Гелуг.”

Тех, кто опасался приостановить поклонение Долгьялу, из-за принятых ранее обетов, Его Святейшество успокоил: “Не следует бояться, что что-то произойдет из-за того, что вы перестанете поклоняться Долгьялу. Ничего не случится. Это я беру на себя. Читайте молитву Мигцема, а также Краткую хвалу Дхармарадже (Чогьял-гьи Тодпа Кьянкумма) - и ничего дурного не случится.”

Строго говоря, почитание и умилостивливание духов не является собственно буддийской практикой. В Тибете она берет начало в добуддийских временах, но Гуру Падмасамбхава был вынужден победить местных тибетских духов, таких, как, например, Нейчунга, и связать их обетом защищать Дхарму. То есть умилостивливание духов имеет смысл не само по себе, а только как средство для устранения препятствий и защиты духовного делания. “В традиции Гелуг таких Защитников три: Махакала, Вайшравана и Каларупа (тиб. Чойгьял), относящиеся, соответственно, к личностям трех уровней... Эти три имеют главное значение, - сказал Его Святейшество Далай-лама, - для последователей Гелуг нет нужды в иных Защитниках, помимо этих трех.”

Здесь кажется уместным вспомнить слова пришедшего некогда в Тибет Чжово Атиши, который сказал: “Вы, тибетцы, почитаете сотни богов, но не достигаете ни одной из реализаций, в то время как мы, индийские буддисты, почитаем по одному божеству, но получаем благословения и реализации сотни божеств.”

Резюме отношения к данной проблеме Его Святейшества Далай-ламы таково: “Умилостивливание Долгьяла приносит большой вред решению проблемы Тибета. Кроме того, это угрожает жизни Далай-ламы. Поэтому совершенно не годится крупным монастырям школы Гелуг, а также Верхнему и Нижнему тантрийским монастырям, как и другим общенациональным тибетским монастырям как-либо умилостивливать Долгьяла.... Однако каждый волен сказать: “Если дело [освобождения] Тибета и жизнь Далай-ламы ставится под угрозу - пусть так и будет. У нас свобода религии. У нас демократия. Мы вольны поступать как хотим.”

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия буддизма

А В Дьяков... Философия буддизма Курс... Лекция I Добуддийские учения Индии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мистические причины порабощения Тибета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курс лекций
  Лекция I. Добуддийские учения Индии Лекция II. Личность Будды и его учение Сутра запуска колеса учения Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение

Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
Прежде, чем приступить к изложению буддийского учения, следует иметь в виду тот религиозный фон, на котором возникла и развивалась эта мировая религия. В начале II тысячелетия до н.э. по в

Религия Вед.
О древнейшей культуре ариев в Индии повествует сборник гимнов Риг-Веда. Авторами этого сборника были поэты, называемые риши. Риши сознавали себя пророками и ясновидцами. Знаменитый историк индийско

И едино то, что стало всем этим.
Кроме того, Рита является универсальной этической закономерностью. В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменило

Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.
Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий А

Поистине весь мир – Атман; нет ничего отличного от Атмана”.
О возникновении видимого мира учение Упанишад говорит языком мифа. В начале был один Атман. Из самого себя он создал себе жену. Однако она устремилась от него в бегство. Атман стал преследовать её.

Смертный становится бессмертным.
Учение брахманизма привело к возникновению оригинальной религиозной философии. Всё феноменальное, т.е. всё то, что воспринимается чувствами, - не реально. За этим преходящим феноменальным скрываетс

Добуддийские философские системы Индии.
Философия Упанишад привела к возникновению шести систем философии. Некоторые из этих систем предшествовали буддизму, другие развивались параллельно с ним. Перечислим эти системы: ньяя, вайшешика, м

Предание о Сиддхарте.
Основателя буддийского учения обыкновенно называют Буддой, т.е. Просветлённым. Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище – Гаутама. Кроме того, его называют Шакьямуни, потому что он был из племе

Философские аспекты учения Будды.
Теперь мы рассмотрим это учение немного подробнее. Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда п

Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.
Дхарма сравнивается с лестницей, с вершины которой можно увидеть мир глазами Будды. Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловлен

Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.
Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение корот

Возникновение буддийской общины.
Теперь мы вернёмся к истории жизни Будды. Он начал свою проповедь в городе Бенаресе. Здесь впервые возникла буддийская община – Сангха. В подражание Гаутаме его ученики брили волосы и бороду и носи

Сангха.
Термином “Сангха” (“общество”) можно обозначить всех буддийских монахов в мире. Это связано с тем, что все монахи живут по единым правилам, изложенным в “Виная-питаке”. Женских буддийских общин оче

Буддийские праздники.
Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят общегосударственный характер в буддийских странах. Как правило, они совмещаются с местными традиционными праздниками и, таким образом, носят синкретическ

Dhammacakka-ppavatana-sutta
  В 1998 г. А. Гунским выполнен перевод с пали "Сутры запуска колеса учения" (Самъютта-никая, 22, 59). Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона.

Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма.
  П л а н Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма. Буддийский литературный канон. Хинаяна.

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.
Первые школы и направления буддизма оформились ещё до возникновения литературного канона этой религии. Первоначально они различались только в отношении интерпретации свода дисциплинарных правил для

Буддийский литературный канон.
Чему в действительности учил исторический Шакьямуни, нам неизвестно. Письменных памятников, составленных при его жизни, не существует. Тексты буддийского канона возникли спустя несколько веков и ра

Хинаяна.
Монашеский буддизм в Индии уже в первые века существования этого учения разделился на два направления – Хинаяну и Махаяну. Хинаяна (“Малая колесница” или “Малый путь”)

Махаяна.
Учение Хинаяны доступно только немногим сильным личностям. Между тем буддизм, становящийся мировой религией, нуждался в том, чтобы его доктрины были приемлемы для широких масс. Поэтому среди деятел

Буддизм в Индии.
Как мы уже говорили, буддизм возник на севере Индии в VI в. до н. э. Приверженцами буддизма стали жившие одновременно с Буддой цари государства Магадха – Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады
John Bullitt. Theravada Buddhism. A Chronological History. Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствуе

Лекция IV. Буддийская картина мира. Мифология Буддизма.
  П л а н Космография. Адские местопребывания. Местопребывания богов. Бодхисаттвология. Бу

Космография.
Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она ес

Адские местопребывания.
Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Са

Местопребывания богов.
Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые л

Бодхисаттвология.
Бодхисаттвы в Хинаяне Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), кот

Буддология.
На санскрите и пали слово “buddha” буквально означает “пробуждённый”. В ранних текстах “Трипитаки” упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в “Буддхавансе” – 24. Первым среди будд сч

Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.
  П л а н История тибетского буддизма. Монастырская система Гелугпа. Духовная практика в школе Гелугпа. &

История тибетского буддизма.
В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетск

Монастырская система Гелугпа.
Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни ученост

Духовная практика в школе Гелугпа.
Возможно величайшим наследием Цзонхавы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах “Большое Руководство к Этапам Пути” и “Больш

Проникновение буддизма в Россию
Та форма буддизма, которая продолжает существовать на территории нашей страны, начала распространяться в России в XVII-XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье прикочевали монгольские скотов

Российский буддизм в XIХ – начала ХХ вв.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 144 здания в 34 дацанах. Дацаны получили во владение земли, на которых трудились тысячи крестьян. Попадая в монастырь в раннем детстве по воле родителей, иные

Буддийская церковь в 1917-1942 гг.
29 июня 1918 г. образованное в Омске Временное сибирское правительство взяло на себя власть и отменило все декреты Совета Народных Комиссаров. Началась гражданская война в Сибири. В церкви усилился

Послевоенная реанимация
После войны, как известно, Сталин смягчает отношение к религии, что сказывается также и на буддизме. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны (буддис

Современное положение буддизма в России
Главная цель буддизма – помогать другим, а не обращать их в буддийскую веру. Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви. К сожалению, между ламами нового покол

Происхождение чань-буддизма.
Легенда повествует, что однажды Будда читал проповедь своим ученикам. Он не стал прибегать к долгим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который ему преподнёс один из ученико

Чтобы на нём не осела мирская пыль.
Цзун-Ми, поясняя эту формулу, писал, что “природа просветления изначально находится во всех существах так же, как зеркало обладает природой блеска. Но, поскольку сознание покрыто загрязнениями (как

Откуда же взяться пыли мирской ?
Хуэй-Нэн стал основателем Южной школы, которая стала более популярной, так что шестым патриархом был признан именно он, а не Шень-Сю. Сущность дхарм, утверждали адепты этого направления, п

Где же на нм будет грязь и пыль ?
В учении “единого сознания” нет противопоставления “неведения” и “просветления”. Хуэй-Нэн критиковал и тех, кто стремится очищать загрязнения, и тех, кто созерцает просветлённый аспект сознания. В

Основные положения доктрины чань.
“Дзен” происходит от древнего слова языка Пали “дзхяна”. Последняя буквы была опущена, и “дзхан” было видоизменено на китайский манер как

Система Гун-Ань.
Очень большую роль в достижении просветления играют Гун-Ань (яп. коан). Это система упражнений, заключающаяся в углубленном размышлении над неким эталоном суждения. Как правило, это короткие диалог

Учение о спасении в чань-буддизме.
Согласно учению чань, единственная реальность, пронизывающая всё сущее – это “природа будды”. Спасения может достичь каждый человек, независимо от того, мирянин он или монах, поскольку нирвана и са

Луна придвигает тень холма к ложу.
Да и сами основатели Северной и Южной школ чань, если помните, выражали свои доктрины в стихах. Можно сказать, что чаньские монахи презрительно относятся к мёртвым “следам туши на бумаге”,

Школы дзен в Японии.
Первым, кто принес Дзен из Китая в Японию, был Деше(629 - 700), который учился у Хсюан-тсан, знаменитого своей книгой “Запись западных земель”. Говорят, что Деше построил зал для дзенской пр

Амидаизм.
Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Алмазная Праджняпарамита Сутра
(“Ваджра [Ччхедика] - Праджняпарамита - Сутра”) Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в “Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте”. Вместе с ним там была великая община бхикшу - вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги