рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Послевоенная реанимация

Послевоенная реанимация - Лекция, раздел Философия, Философия буддизма После Войны, Как Известно, Сталин Смягчает Отношение К Религии, Что Сказывает...

После войны, как известно, Сталин смягчает отношение к религии, что сказывается также и на буддизме. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны (буддисты Бурятии внесли в Фонд обороны 353100 рублей), буддистам разрешают воскресить церковь.

В 1946 г. по инициативе группы лам и верующих, возглавляемой бывшим членом Центрального Духовного совета буддистов Восточной Сибири А.Галсановым (Агинский дацан) и кандидатом в члены ЦДС Л.-М. Дармаевым (Сартул-Булаковский дацан), в Улан-Удэ 21-23 мая созывается Совещание буддийских деятелей Бурят-Монгольской АССР, которое принимает “Устав Духовного Управления буддистов” и “Положение о буддийском духовенстве СССР”, в частности обязывавшее лам “почитать наравне со своей священной буддийской верой Родину трудящихся и всемерно содействовать ее укреплению и расцвету”27.

Верховным органом буддийской церкви становится Центральное Духовное Управление буддистов СССР (ЦДУБ) (Central Buddhist Board) во главе с его Председателем, получающим титул “Бандидо-Хамбо лама”. Резиденцией ЦДУБ СССР становится новый храм “Хамбин сумэ” (ныне “Иволгинский дацан”), построенный на отведенной для этой цели болотистой местности в 30 км от Улан-Удэ, а первым Бандидо-хамбо ламой нового периода избирается габши Лобсан-Нима Дармаев.

Вскоре разрешают открыть второй буддийский храм – Агинский дацан в Читинской области, который разместился в одном из вспомогательных храмов (Диважан-сумэ) бывшего Агинского дацана (главный храм в это время использовался как туберкулезный санаторий и казарма для проходящих принудительное лечение алкоголиков).

Несмотря на жесткий контроль со стороны государства, эти два дацана хранят светоч Учения Будды на протяжении всех десятилетий, прошедших до начала горбачевской “перестройки”.

После Л.-Н. Дармаева с 1956 по 1969 г. пост Бандидо-хамбо ламы занимает Еши Доржи Шарапов28, а затем – бывший лама Агинского дацана и офицер советской армии Жамбал Гомбоев, руководивший деятельностью советских буддистов вплоть до своей кончины в 1983 году.

Помимо этих центров, где разрешено было иметь всего около двух десятков священнослужителей, во всех буддийских регионах продолжают действовать нелегально несколько сотен бывших лам, выпущенных уже к этому времени из лагерей. Они выполняют религиозные церемонии для односельчан и приезжих, практикуют тибетскую медицину. КГБ внимательно наблюдает за их деятельностью, но особых репрессий уже не применяет, ограничиваясь “собеседованиями” и “предупреждениями”. У некоторых из лам появляются ученики и за пределами традиционных буддийских ареалов. Наиболее известна группа, сложившаяся вокруг бурятского ламы Б.Дандарона (почитавшегося преемником Сандана Цыденова, главы булагатского движения) в которую входили лица из Бурятии, европейской части России, Украины и Прибалтики. В 1972 г. Б.Дандарон был арестован за организацию “буддийской секты” и через два года погиб в лагере.

К 1980 году сложилась группа учеников (в основном из Петербурга и Литвы) вокруг ламы Ж.-Ж. Цыбенова, жившего в то время в Читинской области. Другая группа буддистов – из Эстонии, руководимая Велло Вяртныу – ориентировалась на некоторых лам Иволгинского дацана, таких как дост. Мунко Цыбиков и дост. Ж.-Ж. Эрдынеев. Под их руководством в 1980-х гг. наши эстонские братья построили первые в Эстонии буддийские ступы в п. Тууру. Ступы были посвящены Будде Шакьямуни, Гуру Падмасамбхаве и Махакале.

В Бурятии ламы продолжали тайно функционировать, практически, во всех районах, в Калмыкии и Туве их осталось гораздо меньше – к концу семидесятых годов единицы. Последний из активно действующих тувинских лам, Генден Церен, уехал из Тувы в Иволгинский дацан, где трагически погиб в 1985 г.

Легализованный же буддизм начинают активно использовать для нужд советской политики на Востоке и демонстрации странам Азии “свободы совести” в СССР. Для этой цели в 1956 г. ЦДУБ СССР вводится во Всемирное братство буддистов, а в 1969 г. создается более управляемая международная структура – так называемая “Азиатская буддийская конференция за мир”, в которой ведущую роль играют буддийские страны, лояльно относящиеся к СССР или зависимые от него.

Несмотря на политически конъюнктурный характер международных буддийских связей, советские буддисты очень много получают от них: страну начинают посещать буддийские делегации из внешнего мира, и появление в России (то есть в двух действующих дацанах Забайкалья) крупных зарубежных духовных учителей позволяет верующим увидеть воочию, что есть еще места, где Дхарма по-прежнему процветает. Религиозные чувства и энтузиазм воскрешаются. Особенно важную роль начинают играть визиты в Бурятию Кушок Бакулы Ринпоче из Ладакха. Являясь одной из ведущих религиозных фигур именно тибетской традиции, к которой относились буддисты России, Бакула Ринпоче много содействует возрождению Учения, передавая монахам и мирянам утраченные ими доктрины Махаяны и посвящения Ваджраяны. Невзирая на возможные неприятности, Бакула Ринпоче также регулярно тайно встречается и с представителями осваивавших Учение подпольных буддийских групп Москвы, Ленинграда, Прибалтики.

Своего рода загадкой остаются причины отсутствия такого рода групп в Бурятии, Калмыкии и Тыве (за исключением немногих лиц, входивших в уже упоминавшуюся группу Б. Дандарона). При наличии превосходных, высокообразованных духовных наставников в этих регионах не оказалось достойных учеников? Весь традиционный буддизм держался на плечах воспитанников старой монастырской системы, разрушенной в тридцатые годы, и заменить их было некому. Для решения этой проблемы в 1970-е годы решено было создать высшее духовное буддийское заведение, которое готовило бы кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии. Этот вуз разместили в Улан-Баторе, и он начал работать по 5-летней программе, включавшей помимо традиционных буддийских дисциплин также тибетский и английский языки и основы марксизма. Преподавание велось на монгольском языке, понятном бурятам, а попасть в Улан-Батор могли только абитуриенты, политическая благонадежность которых не подвергалась сомнению. Конечно, это было далеко от стандартной двадцатилетней системы образования, бытовавшей ранее (тем более что при поступлении студенты только начинали учить тибетский язык – язык всех своих учебников), но, тем не менее, позволило подготовить некоторое количество лам, усвоивших основы буддизма и умевших проводить необходимые повседневные ритуалы.

Именно выпускники этого вуза начинают в восьмидесятых годах выдвигаться на ведущие должности в Иволгинском дацане. Когда в 1983 году после смерти дост. Ж.Гомбоева Бандидо-хамбо ламой становится 76-летний агинский лама дост. Жимба-Жамцо Эрдынеев, практически, деятельностью ЦДУБ СССР начинает руководить его молодой заместитель Жамьян Шагдаров, который после смерти следующего, последнего из старого поколения хамбо-ламы дост. Мунко Цыбикова (1909-1992) и избирается новым Бандидо-хамбо ламой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия буддизма

А В Дьяков... Философия буддизма Курс... Лекция I Добуддийские учения Индии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Послевоенная реанимация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курс лекций
  Лекция I. Добуддийские учения Индии Лекция II. Личность Будды и его учение Сутра запуска колеса учения Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение

Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
Прежде, чем приступить к изложению буддийского учения, следует иметь в виду тот религиозный фон, на котором возникла и развивалась эта мировая религия. В начале II тысячелетия до н.э. по в

Религия Вед.
О древнейшей культуре ариев в Индии повествует сборник гимнов Риг-Веда. Авторами этого сборника были поэты, называемые риши. Риши сознавали себя пророками и ясновидцами. Знаменитый историк индийско

И едино то, что стало всем этим.
Кроме того, Рита является универсальной этической закономерностью. В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменило

Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.
Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий А

Поистине весь мир – Атман; нет ничего отличного от Атмана”.
О возникновении видимого мира учение Упанишад говорит языком мифа. В начале был один Атман. Из самого себя он создал себе жену. Однако она устремилась от него в бегство. Атман стал преследовать её.

Смертный становится бессмертным.
Учение брахманизма привело к возникновению оригинальной религиозной философии. Всё феноменальное, т.е. всё то, что воспринимается чувствами, - не реально. За этим преходящим феноменальным скрываетс

Добуддийские философские системы Индии.
Философия Упанишад привела к возникновению шести систем философии. Некоторые из этих систем предшествовали буддизму, другие развивались параллельно с ним. Перечислим эти системы: ньяя, вайшешика, м

Предание о Сиддхарте.
Основателя буддийского учения обыкновенно называют Буддой, т.е. Просветлённым. Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище – Гаутама. Кроме того, его называют Шакьямуни, потому что он был из племе

Философские аспекты учения Будды.
Теперь мы рассмотрим это учение немного подробнее. Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда п

Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.
Дхарма сравнивается с лестницей, с вершины которой можно увидеть мир глазами Будды. Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловлен

Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.
Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение корот

Возникновение буддийской общины.
Теперь мы вернёмся к истории жизни Будды. Он начал свою проповедь в городе Бенаресе. Здесь впервые возникла буддийская община – Сангха. В подражание Гаутаме его ученики брили волосы и бороду и носи

Сангха.
Термином “Сангха” (“общество”) можно обозначить всех буддийских монахов в мире. Это связано с тем, что все монахи живут по единым правилам, изложенным в “Виная-питаке”. Женских буддийских общин оче

Буддийские праздники.
Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят общегосударственный характер в буддийских странах. Как правило, они совмещаются с местными традиционными праздниками и, таким образом, носят синкретическ

Dhammacakka-ppavatana-sutta
  В 1998 г. А. Гунским выполнен перевод с пали "Сутры запуска колеса учения" (Самъютта-никая, 22, 59). Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона.

Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма.
  П л а н Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма. Буддийский литературный канон. Хинаяна.

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.
Первые школы и направления буддизма оформились ещё до возникновения литературного канона этой религии. Первоначально они различались только в отношении интерпретации свода дисциплинарных правил для

Буддийский литературный канон.
Чему в действительности учил исторический Шакьямуни, нам неизвестно. Письменных памятников, составленных при его жизни, не существует. Тексты буддийского канона возникли спустя несколько веков и ра

Хинаяна.
Монашеский буддизм в Индии уже в первые века существования этого учения разделился на два направления – Хинаяну и Махаяну. Хинаяна (“Малая колесница” или “Малый путь”)

Махаяна.
Учение Хинаяны доступно только немногим сильным личностям. Между тем буддизм, становящийся мировой религией, нуждался в том, чтобы его доктрины были приемлемы для широких масс. Поэтому среди деятел

Буддизм в Индии.
Как мы уже говорили, буддизм возник на севере Индии в VI в. до н. э. Приверженцами буддизма стали жившие одновременно с Буддой цари государства Магадха – Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады
John Bullitt. Theravada Buddhism. A Chronological History. Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствуе

Лекция IV. Буддийская картина мира. Мифология Буддизма.
  П л а н Космография. Адские местопребывания. Местопребывания богов. Бодхисаттвология. Бу

Космография.
Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она ес

Адские местопребывания.
Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Са

Местопребывания богов.
Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые л

Бодхисаттвология.
Бодхисаттвы в Хинаяне Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), кот

Буддология.
На санскрите и пали слово “buddha” буквально означает “пробуждённый”. В ранних текстах “Трипитаки” упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в “Буддхавансе” – 24. Первым среди будд сч

Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.
  П л а н История тибетского буддизма. Монастырская система Гелугпа. Духовная практика в школе Гелугпа. &

История тибетского буддизма.
В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетск

Монастырская система Гелугпа.
Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни ученост

Духовная практика в школе Гелугпа.
Возможно величайшим наследием Цзонхавы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах “Большое Руководство к Этапам Пути” и “Больш

Мистические причины порабощения Тибета
Как могло случиться, что Тибет - страна высочайших духовных традиций - оказалась завоевана китайскими коммунистами, которым тибетские святые ничего не смогли противопоставить? Сами тибетск

Проникновение буддизма в Россию
Та форма буддизма, которая продолжает существовать на территории нашей страны, начала распространяться в России в XVII-XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье прикочевали монгольские скотов

Российский буддизм в XIХ – начала ХХ вв.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 144 здания в 34 дацанах. Дацаны получили во владение земли, на которых трудились тысячи крестьян. Попадая в монастырь в раннем детстве по воле родителей, иные

Буддийская церковь в 1917-1942 гг.
29 июня 1918 г. образованное в Омске Временное сибирское правительство взяло на себя власть и отменило все декреты Совета Народных Комиссаров. Началась гражданская война в Сибири. В церкви усилился

Современное положение буддизма в России
Главная цель буддизма – помогать другим, а не обращать их в буддийскую веру. Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви. К сожалению, между ламами нового покол

Происхождение чань-буддизма.
Легенда повествует, что однажды Будда читал проповедь своим ученикам. Он не стал прибегать к долгим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который ему преподнёс один из ученико

Чтобы на нём не осела мирская пыль.
Цзун-Ми, поясняя эту формулу, писал, что “природа просветления изначально находится во всех существах так же, как зеркало обладает природой блеска. Но, поскольку сознание покрыто загрязнениями (как

Откуда же взяться пыли мирской ?
Хуэй-Нэн стал основателем Южной школы, которая стала более популярной, так что шестым патриархом был признан именно он, а не Шень-Сю. Сущность дхарм, утверждали адепты этого направления, п

Где же на нм будет грязь и пыль ?
В учении “единого сознания” нет противопоставления “неведения” и “просветления”. Хуэй-Нэн критиковал и тех, кто стремится очищать загрязнения, и тех, кто созерцает просветлённый аспект сознания. В

Основные положения доктрины чань.
“Дзен” происходит от древнего слова языка Пали “дзхяна”. Последняя буквы была опущена, и “дзхан” было видоизменено на китайский манер как

Система Гун-Ань.
Очень большую роль в достижении просветления играют Гун-Ань (яп. коан). Это система упражнений, заключающаяся в углубленном размышлении над неким эталоном суждения. Как правило, это короткие диалог

Учение о спасении в чань-буддизме.
Согласно учению чань, единственная реальность, пронизывающая всё сущее – это “природа будды”. Спасения может достичь каждый человек, независимо от того, мирянин он или монах, поскольку нирвана и са

Луна придвигает тень холма к ложу.
Да и сами основатели Северной и Южной школ чань, если помните, выражали свои доктрины в стихах. Можно сказать, что чаньские монахи презрительно относятся к мёртвым “следам туши на бумаге”,

Школы дзен в Японии.
Первым, кто принес Дзен из Китая в Японию, был Деше(629 - 700), который учился у Хсюан-тсан, знаменитого своей книгой “Запись западных земель”. Говорят, что Деше построил зал для дзенской пр

Амидаизм.
Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Алмазная Праджняпарамита Сутра
(“Ваджра [Ччхедика] - Праджняпарамита - Сутра”) Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в “Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте”. Вместе с ним там была великая община бхикшу - вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги