рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Школы дзен в Японии.

Школы дзен в Японии. - Лекция, раздел Философия, Философия буддизма Первым, Кто Принес Дзен Из Китая В Японию, Был Деше(629 - 700), Который Училс...

Первым, кто принес Дзен из Китая в Японию, был Деше(629 - 700), который учился у Хсюан-тсан, знаменитого своей книгой “Запись западных земель”. Говорят, что Деше построил зал для дзенской практики в уголке Ганедзи в Тара. Сайчо (767 - 822), который основал школу Тэндай в Японии, представлял школу Бычей Головы в Китае в начале периода Хейан. Дзен называется “Эзотерическим учением” в школе Тэндай в противоположность “Экзотерическому учению”, которое скорее не проясняет природу относительного и абсолютного, а полагается на декламирование заклинаний и излагает “тонкую и секретную доктрину”. Дзадзен также практиковался в китайской школе Тэндай и был включен в их программу медитативной практики. Еннин (794 - 864) и Енчин (814 - 891), которые придерживались традиции Сайчо, изучали Дзен, когда были в Китае и принесли дзенское учение и книги обратно в Японию. Даже сегодня, уникальная разновидность Дзен, называемая митсу-дзен (тайный Дзен), все еще практикуется в школе Тэндай. Хотя все это были примеры Дзен динасии Т'анг - периода формирования китайского Дзен, когда он периодически проникал в Японию, - только когда мы начинаем говорить о Дзен, переданном в Японию во время династии Сун (когда он достиг своего апогея в Китае), он уже твердо установился в Японии.

ШКОЛА РИНДЗАЙ.В течение династии Сун, когда китайский Дзэн достиг своего апогея, появились один за другим множество выдающихся монахов и были созданы уставы, регулирующие практику в Дзенских монастырях. Более того, специфические методы практики для Дзадзен - такие, как коаны и мондо - также были развиты, форма, в которой не только практикующий монах, но и обычный мирянин легко мог практиковать, появились на свет, и религиозный характер школы Дзен стал очевиден. Первым принес Дзен династии Сун в Японию Ейcай (1141 - 1215) из школы Риндзай. Когда Ейcай сделался монахом, он поднялся на гору Хиэй и изучал учения Тэндай. Поскольку Енруякудзи на горе Хиэй был первичным центром изучения нового китайского буддизма того времени, Доген и Ничирен также пришли к горе Хиэй для изучения и практики. Ейcай дважды путешествовал в Китай и после совершенствования в Дзэн направления Хуан-лун школы Лин-чи (Риндзай), он вернулся в Японию и пытался продвигать Дзэн династии Сун. Однако, учитывая зависть г.Хиэй и яростные гонения, он отправился в Камакура, где Ходжо Масако, Йориие и Санетомо предоставили ему убежище. Таким образом, Ейcай установил свою власть в Камакура и храмы школы Ринзаи последовательно строились здесь с того времени. Поскольку 21 из 24 направлений китайского Дзэн, переданного в Японию, принадлежат школе Ринзаи, японский Дзэн Риндзай многообразен. Более того, поскольку множество монахов времен китайской династии Сун - таких, как Лан-ч'и (1213 - 1278), Юань (1197 - 1276) и Та-син (1214 - 1288), и монахов династии Юань, таких, как Ву-сюе (1226 - 1286) и Чин-Т'ан (1244 - 1306) - последовательно прибывали в Японию, Дзэн школы Риндзай вскоре начал доминировать в Японии. Ашикага Такаудзи дал прибежище Мусо Сосеки (1275 - 1351) в течение периода Муромачи. Мусо ввел систему “Пяти Гор” в подражание китайскому Дзэн, построил “храмы, чтобы поддерживать нацию в мире”, в ключевых точках по всей стране, и попытался установить систему религиозного контроля, базирующуюся на школе Риндзай. Однако эта попытка потерпела крушение в связи с установлением власти военного правительства. Тем не менее, Дзэнская культура Киото и Камакура, вместе с распространением дзэнских храмов в различных районах страны, начала распространятся в провинции посредством китайских книг, архитектуры, ландшафтных садов, живописи и каллиграфии. Тем не менее, поскольку школа Риндзай связала себя с политической властью определенного времени (в отличие от школы Сото, которая опиралась на все население), она потеряла свое влияние, когда класс воинов, служивший ей главной опорой, ушел с политической арены. В некоторой степени в течение периода феодальных войн, Иккю (1394 - 1481) из Дайтокудзи внес свежую струю в Дзэн Риндзай, создал свой собственный стиль Дзен, не заискивающий перед власть имущими и сопротивляющийся превратностям времен. Сюден (1569 - 1633), которому Токугава Иеясу дал прибежище, был человеком, который начал возрождение школы Риндзай, которая долгое время находилась в сильном упадке. Он сделался секретарем монахов и помогал формировать религиозную администрацию военного правительства. Хотя Такуан (1573 - 1645) и Банкеи (1522 - 1692) также внесли определенный вклад в возрождение школы Риндзай, все-таки основу современной школы заложил Хакуин (1685 - 1768). В то время, когда большинство мастеров Риндзай учили Дзен феодальных князей и их окружение, Хакуин учил Дзэн широкие слои населения в простых выражениях. Он делал упор на Дзадзэн, как на лучшем методе поддержки здоровья и подчеркивал его связь с благополучием в этой жизни. Хотя Дзэн Риндзай часто можно было обвинить в отстранённости, Хакуин, который популяризировал и модернизировал Дзэн, объяснял Дзэн в понятных для всех выражениях в таких работах, как “Ясен канна” (Болтовня на лодке вечером), “Дзадзэн васан” (Песня Дзадзэн), “Шудзин обаба котахики ута” (Песня старухи при перемолке зерна или Сознание-как-Господин) и Отафуку дзоро конахики ута (Песня безобразной проститутки при перемоле зерна). Эти работы могут служить, как хорошее введение в современный Дзен. Существуют 14 методических направлений в школе Риндзай. Это: Мёшинджи (которое занимает среди них главенствующую позицию), Кенчоджи, Нандзэнджи, Энгакуджи, Шококуджи, Кенниндзи, Дайтокуджи, Тофукуджи, Хокодзи, Эйгендзи, Буттсюдзи, Тенруюдзи, Когакуджи и Кокутайдзи. Кроме общей организации школы, каждое учение имеет свой собственный главный храм и развивает свой уникальный стиль Дзэн. С другой стороны, школа Сото никогда не разбивалась на различные учения с тех пор, как она была установлена в Японии.

ШКОЛА ОБАКУ. Школа Обаку японского Дзэн, почитающая Инген (Йин-Юань, 1592 - 1673) как своего патриарха - родоначальника, разделяет те же методические подходы, что и школа Риндзай. Поскольку в китайском Дзэн не существовало отдельной школы Обаку, эта школа считается отдельной с тех пор, как китайский монах Риндзай Инген ввел в Японии новый стиль Дзэн времен династии Мин. Спасаясь от перепитий, которые имели место в конце династии Мин, Инген прибыл в Нагасаки в 1654 г., сопровождаемый более чем 20 учениками. Получив аудиенцию у текущего военного диктатора Иетсуна, Инген построил под его покровительством Мампукуджи в Удзи. Устав, речь, поведение и орнамент в этом монастыре - все в стиле династии Мин, дали рождение новому стилю Дзен в период исключения. Основы школы Обаку также способствовали взаимообмену между монахами Риндзай и Сото, что сыграло большую роль в распространении Дзэнской культуры.

ШКОЛА СОТО. Доген (1200 - 1253), основатель японской школы Сото, первоначально учился в школе Тэндай на горе Хиэй, а затем изучал Риндзай Дзэн у ученика Ейсай - Мьезена - в Кэннинджи. Он отбыл в Сунский Китай с Мьезен в 1223, где стал учеником Джю-Чин с г.Т'иен-т'ун, и принес Дзэн Сото впервые в Японию по своему возвращению, в 1228. Преднамерившись развивать чистый стиль Дзэн, переданный ему его учителем Джю-Чин, Доген отказывался заводить отошения с другими сектами. Он имел глубокое пренебрежение к формированию связей с власть имущими и выбрал глубокую долину в горах в качестве места для постройки Эйхедзи. Там он старался вести жизнь религиозной практики вместе с другими честными искателями Пути. Доген, имевший богатое литературное образование, установил базовые принципы Ордена Сото в своем труде Шобогендзё (“Сокровище глаза истинной Дхармы”), чьи 95 глав выражают конспективно его мысль с великим литературным умением; его Ейхеи шинги (“Устав Эйхедзи”), был полностью смоделирован с первого дзэнского устава, введенного Пай-Чан Хуай-хай (720 - 814) в династию Т'ан; и его Гакудо Йодзиншо (“Точки для созерцания в буддистском тренинге”), который был написан для практикующих Дзен. Орден был потрясен и смущен на некоторое время безвременной кончиной Догена в возрасте 53 лет. Тем не мене, в четвертом поколении линии Сото Кейзан (1268 - 1325) усилил и подчеркнул фундаментальные принципы учения Догена, воспитал нескольких талантливых учеников и поставил орден Сото на твердое основание. Поскольку храм Содзиджи, откуда Кейзан развивал орден в Ното, был разрушен пожаром в конце периода Мейдзи (1868 - 1912), в настоящее время он перемещен Тсуруми в Иокогаму. Кейзан имел много замечательно одаренных учеников - таких, как Гадзан и Мейхо - и их наследники преуспели в распространении учения Сото по всей стране. Своим быстрым развитием в течение периода Эдо школа Сото обязана Гесшю, который создал новый стиль Дзен путем слияния основ Дзэн Ингена (династия Мин) в Сото Дзен. Он имел несколько выдающихся учеников, таких, как Манзан, которые работали над тем, чтобы сделать орден Сото твёрдым и непоколебимым.

ШКОЛА ФУКЕ.Последней из японских школ Дзэн является школа Фуке, которая состояла из скитающихся, играющих на флейте монахов, которые назывались комусо (монахи пустоты). Ее патриархом-основателем, как считается, был китайский монах времен династии Т'ан П'у-хуа. Его последователи не признавали авторитета писаний и носили белые робы, плетеные шляпы и короткие мечи. Его главное учение состоит в том, что регулировать дыхание удается посредством игры на флейте, и адепт, таким образом, получает возможность войти в сферу Дзэн. Эта секта была запрещена в 1871 году из-за многочисленных эксцессов с ее последователями.(мечи... у монахов... как же без эксцессов? ;-)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия буддизма

А В Дьяков... Философия буддизма Курс... Лекция I Добуддийские учения Индии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Школы дзен в Японии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курс лекций
  Лекция I. Добуддийские учения Индии Лекция II. Личность Будды и его учение Сутра запуска колеса учения Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение

Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
Прежде, чем приступить к изложению буддийского учения, следует иметь в виду тот религиозный фон, на котором возникла и развивалась эта мировая религия. В начале II тысячелетия до н.э. по в

Религия Вед.
О древнейшей культуре ариев в Индии повествует сборник гимнов Риг-Веда. Авторами этого сборника были поэты, называемые риши. Риши сознавали себя пророками и ясновидцами. Знаменитый историк индийско

И едино то, что стало всем этим.
Кроме того, Рита является универсальной этической закономерностью. В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменило

Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.
Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий А

Поистине весь мир – Атман; нет ничего отличного от Атмана”.
О возникновении видимого мира учение Упанишад говорит языком мифа. В начале был один Атман. Из самого себя он создал себе жену. Однако она устремилась от него в бегство. Атман стал преследовать её.

Смертный становится бессмертным.
Учение брахманизма привело к возникновению оригинальной религиозной философии. Всё феноменальное, т.е. всё то, что воспринимается чувствами, - не реально. За этим преходящим феноменальным скрываетс

Добуддийские философские системы Индии.
Философия Упанишад привела к возникновению шести систем философии. Некоторые из этих систем предшествовали буддизму, другие развивались параллельно с ним. Перечислим эти системы: ньяя, вайшешика, м

Предание о Сиддхарте.
Основателя буддийского учения обыкновенно называют Буддой, т.е. Просветлённым. Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище – Гаутама. Кроме того, его называют Шакьямуни, потому что он был из племе

Философские аспекты учения Будды.
Теперь мы рассмотрим это учение немного подробнее. Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда п

Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.
Дхарма сравнивается с лестницей, с вершины которой можно увидеть мир глазами Будды. Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловлен

Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.
Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение корот

Возникновение буддийской общины.
Теперь мы вернёмся к истории жизни Будды. Он начал свою проповедь в городе Бенаресе. Здесь впервые возникла буддийская община – Сангха. В подражание Гаутаме его ученики брили волосы и бороду и носи

Сангха.
Термином “Сангха” (“общество”) можно обозначить всех буддийских монахов в мире. Это связано с тем, что все монахи живут по единым правилам, изложенным в “Виная-питаке”. Женских буддийских общин оче

Буддийские праздники.
Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят общегосударственный характер в буддийских странах. Как правило, они совмещаются с местными традиционными праздниками и, таким образом, носят синкретическ

Dhammacakka-ppavatana-sutta
  В 1998 г. А. Гунским выполнен перевод с пали "Сутры запуска колеса учения" (Самъютта-никая, 22, 59). Перевод осуществлён по электронному изданию палийского канона.

Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма.
  П л а н Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма. Буддийский литературный канон. Хинаяна.

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.
Первые школы и направления буддизма оформились ещё до возникновения литературного канона этой религии. Первоначально они различались только в отношении интерпретации свода дисциплинарных правил для

Буддийский литературный канон.
Чему в действительности учил исторический Шакьямуни, нам неизвестно. Письменных памятников, составленных при его жизни, не существует. Тексты буддийского канона возникли спустя несколько веков и ра

Хинаяна.
Монашеский буддизм в Индии уже в первые века существования этого учения разделился на два направления – Хинаяну и Махаяну. Хинаяна (“Малая колесница” или “Малый путь”)

Махаяна.
Учение Хинаяны доступно только немногим сильным личностям. Между тем буддизм, становящийся мировой религией, нуждался в том, чтобы его доктрины были приемлемы для широких масс. Поэтому среди деятел

Буддизм в Индии.
Как мы уже говорили, буддизм возник на севере Индии в VI в. до н. э. Приверженцами буддизма стали жившие одновременно с Буддой цари государства Магадха – Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады
John Bullitt. Theravada Buddhism. A Chronological History. Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствуе

Лекция IV. Буддийская картина мира. Мифология Буддизма.
  П л а н Космография. Адские местопребывания. Местопребывания богов. Бодхисаттвология. Бу

Космография.
Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она ес

Адские местопребывания.
Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Са

Местопребывания богов.
Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые л

Бодхисаттвология.
Бодхисаттвы в Хинаяне Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), кот

Буддология.
На санскрите и пали слово “buddha” буквально означает “пробуждённый”. В ранних текстах “Трипитаки” упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в “Буддхавансе” – 24. Первым среди будд сч

Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.
  П л а н История тибетского буддизма. Монастырская система Гелугпа. Духовная практика в школе Гелугпа. &

История тибетского буддизма.
В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетск

Монастырская система Гелугпа.
Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни ученост

Духовная практика в школе Гелугпа.
Возможно величайшим наследием Цзонхавы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах “Большое Руководство к Этапам Пути” и “Больш

Мистические причины порабощения Тибета
Как могло случиться, что Тибет - страна высочайших духовных традиций - оказалась завоевана китайскими коммунистами, которым тибетские святые ничего не смогли противопоставить? Сами тибетск

Проникновение буддизма в Россию
Та форма буддизма, которая продолжает существовать на территории нашей страны, начала распространяться в России в XVII-XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье прикочевали монгольские скотов

Российский буддизм в XIХ – начала ХХ вв.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 144 здания в 34 дацанах. Дацаны получили во владение земли, на которых трудились тысячи крестьян. Попадая в монастырь в раннем детстве по воле родителей, иные

Буддийская церковь в 1917-1942 гг.
29 июня 1918 г. образованное в Омске Временное сибирское правительство взяло на себя власть и отменило все декреты Совета Народных Комиссаров. Началась гражданская война в Сибири. В церкви усилился

Послевоенная реанимация
После войны, как известно, Сталин смягчает отношение к религии, что сказывается также и на буддизме. Учитывая патриотическую позицию бурятских буддистов в период Великой Отечественной войны (буддис

Современное положение буддизма в России
Главная цель буддизма – помогать другим, а не обращать их в буддийскую веру. Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви. К сожалению, между ламами нового покол

Происхождение чань-буддизма.
Легенда повествует, что однажды Будда читал проповедь своим ученикам. Он не стал прибегать к долгим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который ему преподнёс один из ученико

Чтобы на нём не осела мирская пыль.
Цзун-Ми, поясняя эту формулу, писал, что “природа просветления изначально находится во всех существах так же, как зеркало обладает природой блеска. Но, поскольку сознание покрыто загрязнениями (как

Откуда же взяться пыли мирской ?
Хуэй-Нэн стал основателем Южной школы, которая стала более популярной, так что шестым патриархом был признан именно он, а не Шень-Сю. Сущность дхарм, утверждали адепты этого направления, п

Где же на нм будет грязь и пыль ?
В учении “единого сознания” нет противопоставления “неведения” и “просветления”. Хуэй-Нэн критиковал и тех, кто стремится очищать загрязнения, и тех, кто созерцает просветлённый аспект сознания. В

Основные положения доктрины чань.
“Дзен” происходит от древнего слова языка Пали “дзхяна”. Последняя буквы была опущена, и “дзхан” было видоизменено на китайский манер как

Система Гун-Ань.
Очень большую роль в достижении просветления играют Гун-Ань (яп. коан). Это система упражнений, заключающаяся в углубленном размышлении над неким эталоном суждения. Как правило, это короткие диалог

Учение о спасении в чань-буддизме.
Согласно учению чань, единственная реальность, пронизывающая всё сущее – это “природа будды”. Спасения может достичь каждый человек, независимо от того, мирянин он или монах, поскольку нирвана и са

Луна придвигает тень холма к ложу.
Да и сами основатели Северной и Южной школ чань, если помните, выражали свои доктрины в стихах. Можно сказать, что чаньские монахи презрительно относятся к мёртвым “следам туши на бумаге”,

Амидаизм.
Учение о Чистой Земле - одна из популярных традиций буддизма Махаяны, получившая наибольшее распространение в Китае и Японии, хотя корни этого учения, как и буддизма в целом, находятся в Индии.

Алмазная Праджняпарамита Сутра
(“Ваджра [Ччхедика] - Праджняпарамита - Сутра”) Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в “Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте”. Вместе с ним там была великая община бхикшу - вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги