Реферат Курсовая Конспект
Моя философия - раздел Философия, Е.ф. Казаков Ф И Л О С О Ф И Я ...
|
Е.Ф. КАЗАКОВ
Ф И Л О С О Ф И Я
Кемерово
2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
«Моя философия»
Е.Ф. Казаков
Философия
Учебное пособие для бакалавров
Кемерово
2012
УДК 1 (075.8)
ББК 87я73
К 14
Учебное пособие разработано в соответствии с «Рабочей программой дисциплины (модуля) философия». Очная форма обучения. Кемерово 2012.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
«Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Кемеровский государственный университет»
Рецензент:
профессор, доктор философских наук В.М. Золотухин
Казаков, Е.Ф.
К 14Философия: учебное пособие для бакалавров//Е.Ф. Казаков;- Кемерово, 2012. – С. 240
ISBN
В учебном пособии, в краткой форме, рассматриваются основные историко-философские и теоретические проблемы вузовского курса философии для бакалавров, разработанные в соответствии с Рабочей программой по философии третьего поколения. По каждой теме приводится список литературы, темы для рефератов, и даётся ряд практических (как тестовых, так и творческих) заданий, выполнение которых (рассчитанное и на использование интернет-ресурсов) поможет глубже усвоить материал. Пособие адресовано студенам-бакалаврам очной формы обучения.
ISBN ББК87я73
@ Казаков Е.Ф., 2012
@ КемГУ, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………с. 5
I.Онтология………………………………………….………….с. 21
II. Философская антропология…………………………………..с. 31
III.Сознание……………………………………………………….с. 40
IY. Гносеология и методология.…………………………………с. 48
Y. Философия науки и техники………………………………..…с. 57
YI. Аксиология…………………………………………………….с. 68
YII. Социальная философия…………………………………….с. 95
История философии………..………………………………с. 112
Восточная философия……………………………………с. 115
YIII. Индийская философия……………………………………..с. 117
IX. Китайская философия…………………………………..…с. 127
Западная философия……………………………………….с. 139
X. Античная философия……………………………………...с. 142
XI. Средневековая философия…….………………………….с. 177
XII. Философия Возрождения…………………………………..с. 207
XIII. Философия Нового времени…………………………….с. 177
XIY. Немецкая классическая философия…………………….с. 211
XY. Русская философия………………………………………с. 229
XYI. Современная философия…………..……………………с. 252
В В Е Д Е Н И Е
1. Что такое философия?
Слово «философия» состоит из двух слов — «филия» и «софия» — что в переводе с греческого означает «любовь, стремление, жажда» и «мудрость». Философия — это «любовь к мудрости».
Афина – греческая богиня мудрости
Данное словосочетание можно перевернуть, и получится не менее интересно и важно — «мудрость любви». Особенно это значимо для христианства, для русской культуры, где Бог понимается как Любовь, а любовь человеческая (в высших своих проявлениях)— как путь к Богу.
В христианской традиции у Софии — три дочери: Вера, Надежда и Любовь. Мудрость, таким образом, понимается не как сумма знаний, быстрота и точность мысли (это, скорее — интеллект), а как способность верить, надеяться и любить. С этой точки зрения, можно быть умным, но не мудрым.
София и её дочери Вера, Надежда и Любовь
(православная икона)
Литература
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия М.– СПб.,1998
Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. – Л.,1990
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.,1992
Ортега- и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1) Почему философия, религия, наука, искусство сосуществуют на протяжении многих веков, не вытесняя друг друга?
2) У вас есть мировоззрение? Аргументируйте свой ответ.
3) Подумайте, в чём вы материалист, в чём субъективный, а в чём объективный идеалист?
4) Можете ли вы отнести себя к агностикам, нигилистам?
Видеофилософия
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Философия – мёртвая наука», или «Философия победит экономику»(10.05.12), или «Гордон. Диалоги: зачем нужна философия?», и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
«Беседы с мудрецами» (Григорий Померанц и Зинаида Миркина)
Выполните тестовые задания
на интернет-тренажёре
www.i-exam.ru
(найдите свою специальность-выберите философию-введите ключ 152763tt351)
О Н Т О Л О Г И Я
1. Онтология – учение о бытии.
Предмет онтологии – бытие, полнота и единство всех видов реальности.
Основной вопрос онтологии: что существует? «Почему существует нечто, а не ничто?» (Г. Гегель)
Литература
Алексеев П.В. Понятие «материя» // Вопросы философии №12. 1990
Габричевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии №3 1994
Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986
Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии №1 1997
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер. Время и бытие.М.,1993
Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии № 1 1997
Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.79-95.
Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.
Синергетика: перспективы, трудности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 2006, № 9. – С.3-34.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы:
1. Проанализируйте нетрадиционные точки зрения о времени и пространстве (о четвёртом измерении, о «машине времени», о 10-11 измерениях вселенной в момент её рождения, об обратимости времени, об искривлённости времени и пространства…)
2. Могут ли материальное и духовное бытие существовать друг без друга?
3. Какие выводы следуют из утверждения А. Энштейна, что пространство и время неотделимы друг от друга?
4. Что нового в представления о материи привносит недавнее открытие в Большом андронном коллайдере «божественной частицы» (Бозона Хигса)?
5. Пространство можно увидеть, показать, время увидеть нельзя, не выдуманная ли это категория?
6. Гераклит утверждал, что «всё движется». Согласны ли вы, что в мире нет ничего постоянного, неизменного, вечного?
7. Что нового в представления о развитии мира, сравнительно с диалектикой, привносит синергетика?
8. Чем отличается человек как возможность и человек как действительность? Приведите примеры.
9. В любой момент времени человек знает лишь часть, и никогда не будет способен охватить бесконечное целое. Не бесполезно ли, исходя из этого познание?
Объясните цитаты и афоризмы
«Небытия нет, есть только бытие» (Парменид)
(из этого, кстати, следует, что смерти как небытия – нет)
«Связь человека с бытием темна» (М. Хайдеггер)
«Диалектика – наука заблуждаться по правилам» (А. Декурсель)
«Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, — является путем» (П. Флоренский)
Литература
Бубер М. Проблема человека. // М. Бубер. Два образа веры М.,1995
Гроувс К. Происхождение современного человека //Человек, №3 1996
Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. – СПб, «Университетская книга», 2000
Казаков Е.Ф. Антропология. – Кемерово, 2006
Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. №4 2007
Лобкович Н. Что такое личность? // Вопросы философии №3 1998
Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб, 1997
О человеческом в человеке. М.,1991
Проблема человека в западной философии. М.,1988
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990
Фромм Э. Душа человека. М.,1991
Хрусталев Ю.М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее // Философские науки. №7 2003
Неретина С. С. Смерть как условие бессмертия // Человек. 2002. № 4.
Лесков Л. Возможна ли эволюция Хомо сапиенс? // ОНС. 1994. № 6.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Заполните таблицу
«Человек, животное, компьютер: сходство и различие»
Человек | Животное | Компьютер | |
Различие | |||
Сходство |
Нарисуйте схему
основных этапов антропосоциогенеза (с эволюционной точки зрения)
от первых палеоантропов до homo sapiens
(укажите название предка человека, местоположение и время жизни)
Заполните таблицу
«Представления о происхождении человека»
Эволюционная точка зрения | Религиозный взгляд | Внеземная гипотеза | |
доводы «за» | |||
доводы «против» |
Видеофилософия
Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Поиски смысла жизни бессмысленны» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
Литература
Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. №10 1990
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,1998
Патнхэм Х. Философия сознания. М.,1999
Прист Ст. Теории сознания М.,2000
Серл Дж. Открывая сознание заново М.,2002
Гадамер Х.-Г. Язык как среда герменевтического опыта // Гадамер. Истина и метод. М.,1988
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Объясните цитаты и афоризмы
«Сознание есть отличительный признак совершенного существа» (Л. Фейербах)
«Сознание боится пустоты» (П. Валери)
«Центр нашего сознания бессознателен, также как ядро солнца темно» (А. Амьель)
«Сознание захватывает лишь те области, которые покинул инстинкт» (Э. Дюркгейм)
«Сознание столь же темно, что и бессознательное» (П. Рикер)
«Голова – это бомба, которую надо взорвать» (И. Юганов),
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Коллективное бессознательное не существует» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
Г Н О С Е О Л О Г И Я
И
М Е Т О Д О Л О Г И Я
Гносеология (эпистемология)– теория познания.
Познание — деятельность по обретению знаний, постижению истины.
Неистинное знание
Заблуждение –непреднамеренное искаженное представление об объекте. Ложь — сознательное, преднамеренное искажение истины.
Литература
Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн. Л. Философские работы. Ч.I М.,1994
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.,1980
Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.,2005
Марков Б.В. Разум и сердце. СПб.,1993
Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М.,1957
Субъект, познание, деятельность. М.,2002
Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён). М., 1996.
Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // ВФ. 1996. № 1.
Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX в. // ВФ. 1995. № 7.
Красиков В. И. Ложь // Этюды самосознания. Кемерово, 2000.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Чем отличаются познание и сознание?
2. Вы считаете, что мир познаваем, или являетесь агностиком? Аргументируйте свой ответ.
3. Являются ли вера, любовь, интуиция способами познания мира?
4. Делает ли познание мира человека счастливее?
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Интеллект – не дар, а наказание» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
А) вторая научная революция (кон. XVIII — 1-я пол. XIX вв.)
Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой. Возникает идея развития (биология, геология). Начало возникновения парадигмы неклассической науки, признание допустимости множества теоретических интерпретаций в физике, сомнение в незыблемости законов мышления.
Г) четвертая научная революция (с кон. XX в.)
«Постнеклассическая наука». Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.). Синергетика. Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта. Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера, биотехнологические (генная инженерия) объекты. Идеал ценностно-нейтрального исследования здесь неприемлем. Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональным и внерациональным.
Сциенти́зм (от лат. scientia — наука, знания) — представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и основополагающем факторе взаимодействия человека с миром. Абсолютизация роли науки как способа решения всех острейших стоящих перед человечеством проблем (глобальных, в том числе).
Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — критическая оценка науки, её роли в культуре и отношениях человека к миру. Наука предстаёт в качестве силы, противостоящей человеческой свободе (Н. А. Бердяев, Л. А. Шестов). Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. Нучно-технические достижения делают человеческую жизнь более комфортной, но не более гуманной, счастливой, нравственной...
Б) Филосо́фия те́хники —
раздел философии, изучающий первопричины техники, её внутреннее развитие и влияние на общество (Э. Капп «Основные направления философии техники» (1877).
1) Техника – произведённые человеком (искусственные) средства (артефакты) для осуществления деятельности («орудия, созданные орудиями», «прикладная наука»).
В основе техники – органопроекция: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
В архаической культуре орудия включались в анимистическую картину мира: человек верил, что в них присутствуют духи, помогающие или препятствующие ему. В средние века техника понималась как проявление божественного творчества. В Новое время она понимается как процесс (сила, энергия) природы и результат собственного творчества человека.
2) Этапы развития технических знаний:
донаучный (до второй половины XVIII века) — знания добываются эмпирическим путем, не подразумевается их использование;
зарождение технических наук (вт. пол. XVIII в. — 70-х гг. XIX в.) — начинают использоваться естественнонаучные знания, появляются первые технические науки;
классический (до середины XX века) — формирование технических теорий, образовавших фундамент дальнейшего развития;
постклассический (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться с естественными и общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.
3) Основные этапы развития техники:
I. Ручной труд — с 50-го тысячелетия до н. э. (самое совершенное «орудие» – человеческая рука, все орудия труда – продолжение и дополнение тела человека, используется физическая сила домашних животных (лошадь, бык) и природные источники энергии (ветер, река).
II. Механический — с середины XVII века (использование парового двигателя);
III. Электромеханический — с девяностых годов XIX века (использование электрического двигателя);
IV. Электронный — с сороковых годов XX века (1945 г. – первая ЭВМ) – по настоящее время (использование цифровой техники).
Научно-техническая революция (НТР) – середина XX в., переход от трёхзвенной системы производства (человек – средства труда – предмет труда) к четырёхзвенной (человек – ЭВМ – средства труда – предмет труда). Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, человек из непосредственного участника производства превращается в его оператора-контролёра.
Техницизм – стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.
4) Актуальные проблемы развития науки и техники:
– наука развивается «не в ствол, а в куст» (специализация преобладает над интеграцией);
– прикладная наука опережает развитие фундаментальной науки (всилу большей эффективности и быстрой прибыльности);
– техника опережает развитие науки (технически уже возможно клонировать человека, более широко внедрять ГМО, «командировать» нанороботов в человеческий организм… но наука не может просчитать последствия этих прорывов, которые могут сказаться не сразу, приводя к постепенному накоплению мутаций);
– отрыв науки и техники от этики (научное сообщество нередко снимает с себя ответственность за производимые отурытия и изобретения (широко известным стал ответ физиков на упрёк в создании ядерной бомбы: «Для нас это просто хорошая физика»));
– различение естественного и искусственного, степень их допустимого сопряжения (вживление чипов в тело человека, создание киборга…);
– рынок научно-технической продукции манипулирует сознанием человека, лишая его свободы выбора;
– создаваемая как дополнение и придаток человека, техника постепенно и незаметно превращает человека в своё продолжение и дополнение («восстание машин», превращение человека в обслугу и функцию «умной машины»).
Литература
Белов В.А. Ценностное измерение науки. М.,2001
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.М.,2003
Кун Т. Структура научных революций. М.,1977
Лесков Л.В. Наука как самоорганизующая система //Общественные науки и современность №4 2002
Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.,2001
Мамчур Е.Я. Наука: возможности и границы. М.,2003
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998
Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории. – СПб, 2004.
Огурцов А.П., Розин В.М. Методология науки: проблемы и история. М., 2003.
Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.
Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Соотнесите положительные и отрицательные стороны научного прогресса, что «перевешивает»?
2. Делает ли развитие науки человека лучше, способствует ли совершенствованию нравов людей, развитию искусства?
3. Какие проблемы, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, наука может решить, а какие – нет?
Видеофилософия
Посмотрите на You tubeТок-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Нанотехнологии перевернут мир» или «Наука зашла в тупик»(31.05.12) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
А К С И О Л О Г И Я
Аксиология (axios-ценность, logos-учение) – учение о ценностях.
Ценности – предпочтения людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности выражают личное отношение человека к миру, его заинтересованность в определённых объектах.
Литература
Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии №5 2006
Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии № 3, 2002
Зубец В.Н. Два типа ценностных изменений //Философские науки №4 2000
Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.,1997
Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // ВМГУ»Философия», 2002 № 3
Салин Ю. Фундаментальные ценности человека //Общественные науки и современность 1995 № 4
Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки №4 2004
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М.: Изд-во: Захаров, 2011.
Толстой Л.И. «Смерть Ивана Ильича».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Видеофилософия
Посмотрите на You tube
Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Вечных ценностей не существует», или «Сегодня наглость – первое счастье» (26.01.12), или «Свободное время человеку не нужно» (07.06.12), или «Благосостояние выше нравственности» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
Литература
Ахиезер А.С. Что же такое общество? // Общественные науки и современность №3 1997
Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М.,2002
Бауман З. Индивидуализированное общество М.,2002
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.,2000
Гелбрейт Дж.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.,1999
Кантор К.М. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии №1 2006
Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну. // Вопросы философии № 5 2005
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.,2005
Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Вопросы философии 1989, №3,4.
Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. 1992. № 3.
Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество, М., 1990.
Тойнби, А. Постижение истории. М., 1992.
Штеренберг М. О направлении и цели исторического процесса // ФН. - 2002. № 5-6.
Философия истории. Антология. М., 1996.
Бузгалин А. Призрак "антиглобализма" // Свободная мысль. 2003. № 1.
Евзеров Р. Глобализация и евразийский выбор // Свободная мысль. 2001. № 10.
Самохвалова В. И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека//ФН. 2003. № 3.
Флиер А. Я. Страсти по глобализации // ОНС. 2003. № 4. Фуре В. Н. Глобализация жизненного мира... // ОНС. 2000. № 6. 3 .
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Чем общество отличается от природы?
2. Когда возникло общество?
3. Каковы цель и смысл исторического процесса?
4. Каковы критерии общественного прогресса?
5. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
6. Насколько правомерно говорить о «конце истории»?
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Цивилизацию спасёт глобализация» или «Диалог культур невозможен» (17.05.12) и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Возникновение философии
Особенности восточной философии
1) религиозность,
2) спиритуальность,
3) интуитивизм,
4) интровертность (обращенность к внутреннему миру человека),
5) пессимизм,
6) единство субъекта и объекта
БУДДИЗМ
(6-5 века до н.э.)
основатель – Гаутама Сидхартха (Шакья Муни)
Модель Мироздания
Н и р в а н а
восьмеричный путь спасения
С а н с а р а
Основные понятия буддизма
Санса́ра (санскр. — «череда перерождений») — круговорот рождения и смерти; душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий. Сансара – результат невежества, душа принимает временный, иллюзорный мир за реальность.
Нирва́на (санскр. — «угасание, прекращение») — совершенный духовный мир, высшая цель всех живых существ. Освобождение от желаний, страданий и привязанностей, от круга рождений, свойственных сансаре, достижение покоя.
Ка́рма (санскр. — «причина-следствие, воздаяние», «дело, действие, труд») — вселенский причинно-следственный закон, по которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу в сансаре, испытываемые им страдания или наслаждения. Закон кармы (охватывающий как прошлые, так и будущие жизни человека) делает его ответственным за свою жизнь, за страдания и наслаждения, которые она ему приносит.
Реинкарна́ция (лат. — «повторное воплощение») — перевоплощение души из одного тела в другое. В каждой жизни развивается новая личность, но одновременно определённая часть «Я» остаётся неизменной, переходя из тела в тело.
Бодхидхарма
Литература
Радхакришнан С. Индийская философия. – Т. 1., М., 1956.
Рой Б. Индийская философия. – М. 1961.
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб. 2000.
Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л. - М., 1992.
Железная флейта. М., 1998.
Конзэ Э. Буддизм: сущность и развитие. - СПб., 2003.
Арвон А. Буддизм. М., 2005.
Гийон Э. Философия буддизма. М., 2005.
Плоть и кость дзен.-М., 2001.
Судзуки Д. «Основы дзен-буддизма». М., 2007.
Казаков Е.Ф. С земли не упадёшь. – Кемерово, 2007.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Заполните таблицу
«Буддизм и христианство: сходство и различия»
Напишите эссе на тему
«Почему я не буддист»
Попробуйте придумать загадку, притчу, коан или хокку. Или найдите их в литературе и объясните заключённые там смыслы.
Попробуйте нарисовать невидимое (музыку, душу, мечту…).
Ответьте на вопросы
1. Что (Кто) управляет миром с точки зрения буддизма?
2. Чем отличается сансара от нирваны?
3. Почему, находясь в земном мире, душа страдает?
4. Сколько раз душа человека воплощается на земле?
5. Что происходит с душой после её окончательного расставания с телом?
Разгадайте загадки
«Корова пролазила в окно, она почти вся пролезла, а хвост застрял, почему застрял хвост»; «Если у тебя есть посох, я дам его тебе. Если у тебя нет посоха, я возьму его у тебя».
Поразмышляйте над коанами
«Я рыдал у моря, оно не переполнилось»; «Человек стоит в собственной тени, и думает, почему ему темно»
Сочинитехокку
(или объясните смысл хокку Басё, Иссы, Бусона…)
Ива склонилась и спит
И кажется мне, соловей на ветке…
Это её душа
(М. Басё)
Прочитайте повести
Ричард Бах. «Чайка по имени Джанатан Левингстон»;
Рей Бредбори «Апрельское колдовство»
Прокомментируйте легенду
Гаутама много лет сидел в пустыне, созерцая вечное. Протянутая рука его окостенела, и в ладони ласточки свили гнездо. Они прилетали к нему каждую весну. Но однажды не вернулись. И тот, кто погружался в нирвану, кому завидовали боги – заплакал.
Таково человеческое сердце: оно не может достигнуть полного спокойствия и мудрости, потому что не может не любить. И кто знает – эта слабость его не есть ли величайшая сила?
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
К О Н Ф У Ц И А Н С Т В О
(6-5 века до н. э.)
Идеал благородного человека
Д А О С И З М
(6-5 века до н. э.)
Лао-цзы («Старик-младенец»)
Чжуан-цзы
Примеры мудрости природы
1. «Посмотрите на птиц, ведь они поют не ради аплодисментов. Есть чему поучиться у птиц».
2. «Посмотрите на дерево, оно гнётся, ломается, но никогда не бежит ни от какой опасности. Оно похоже на былинного богатыря, ноги которого вросли в землю: он скорее погибнет, но не отступит. Дерево – символ стойкости, отваги, мужества».
3. «Когда поднимается ветер, поверхность реки покрывается рябью, и она слепнет. Доказать ей, что есть небо и солнце – невозможно. Когда же ветер стихает, поверхность реки превращается в зеркальную гладь, она прозревает, и объяснять ей, что есть облака, не нужно».
4. «Солнце дарит свет и тепло не только молодым, но и старым, не тольк45о здоровым, но и больным, не только добрым, но и злым… В отличие от Сороки-Воровки, которая каждому даёт строго по заслугам».
5. «Без еды (но с водой) человек может прожить дней 20, без воды – 3 дня, без воздуха – 2-3 минуты. Воздух наиболее жизненно важен, но человек его не замечает (ведь он не имеет ни цвета, ни запаха). Человеку надо быть таким, как воздух, таким же необходимым, и таким же незаметным».
Литература
Древнекитайская философия. Собрание текстов. – М., 1992;
Мудрецы Древнего Китая. – М., 2002;
Китайская философия. Энциклопедический словарь.-М., 2004
Григорьева Т.П. Дао и логос. М., 1992.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Малявин В. Конфуций. М. 1992.
Симкин Т. Экология духа. Даосизм…//Человек, 1992, № 6
Казаков Е.Ф. Искусство как путь к философии. – Кемерово, 1999.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Выпишите из книг
«Лунь-юй», «Даодецзин», «Чжуан цзы» несколько наиболее привлекших ваше внимание афоризмов, и прокомментируйте их.
Видеофилософия
Посмотрите кинофильм «Конфуций», и сформулируйте своё мнение по развёртываемым там сюжетным линиям.
Приведите свои примеры
какой мудрости человек может научиться у природы?
Космоцентризм
Созерцательность
Поиск первоначала мира (архэ)
Рациональность и интуитивность
Классический период античной философии
(вт. пол. V – нач. IV вв. до н.э.)
софисты, Сократ, Платон, Аристотель
Протагор
(5 в. до н.э.)
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»
«О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
«О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения».
«Все подобно всему в каком-нибудь отношении».
Горгий
(5-4 вв. до н.э.)
«ничего не существует, а если и существует, то непознаваемо,
а если и познаваемо, то передать свои знания другому невозможно»
Киники
(«циники», «собаки»)
IV в. до н. э.
Антисфен Диоген Синопский
(«истинный пёс»)
1) абсолютизация простоты и естественности; избавление от условностей и искусственностей, свобода от обладания лишним и бесполезным, жить «подобно собаке», следуя собственной природе, презрение к условностям; умение отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность;
2) отторжение общепринятых взглядов, развитие новых, прямо противоположных («перечеканка монеты»); освобождению от догм религии, отстранённость от культуры и общества (культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым, необразованность, невоспитанность и неграмотность – добродетели);
3) жизненный опыт – главный источник познания; философия – жизненная практическая мудрость, не нуждающаяся в отвлечённом умозрении; её основная задача – исследование внутреннего мира человека, определение того, что́ является для него истинным благом;
4) истинное благо – внутренняя свобода человека от всех обязательств, отказ от семьи, государства, имущества; может быть только достоянием отдельного лица, но никак не общим для многих; индивидуализм – внутренняя свобода добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом»; цель добродетельной жизни – не богатство, а здоровье (спокойствие, умиротворение); добродетели можнонаучить;
5) аскесис — самоотречение, воздержание от наслаждений, нечувствительность к страданиям, перенесение трудностей, ограничение потребностей; отстранённость от всего, что не является жизненно необходимым; автаркия – внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.
Когда Диогена продавали на рынке как раба, он кричал: «Кто хочет купить себе господина».
Однажды на площади он закричал: «Эй, люди!» Когда собрался народ , он сказал: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Александр Македонский: «Проси у меня чего хочешь». Диоген: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце»
Однажды Диоген философствовал на площади. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — «Вот, афиняне, цена вашего ума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот»
Афоризмы Диогена
«Ищу человека»
«Народу много, а людей нет»
«Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья».
«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».
«Я — гражданин мира».
«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл».
«Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе».
Стоики
(4 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
Зенон Китийский Сенека Марк Аврелий
1. Философия сравнима с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами (а также, с животным: кости — логика, мясо — физика, душа — этика; и с яйцом: скорлупа — логика, белок — физика, а желток — этика).
2. Восприятие отпечатывается в душе, как в воске.
3. Мир – живой организм, управляемый божественным логосом. Человеческая судьба – проекция логоса, поэтому глупо с ней спорить, её испытывать. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — страсти. Идеал – невозмутимый мудрец.
4. Всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.
5. Все люди — граждане космоса как мирового государства (равенство свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин). Нравственное действие есть самосохранение и самоутверждение, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы.
6. Существует четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.
7. Цель человека – жить «в согласии с природой», достигнув апатии (полного безразличия), гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).
«Все хорошие люди – друзья друг другу» (Зенон Китийский)
«Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется» (Зенон Китийский)
«Не видеть спокойной жизни тому, кто слишком много думает о её продлении» (Сенека)
«Если ты сердишься на кого-нибудь, представь себе этого человека мёртвым, лежащим в гробу, и ты простишь его» (Марк Аврелий) – страх смерти переходит в жалость к людям
ЭМПЕДОКЛ АКРАГАНТСКИЙ
(5 в. до н.э.)
Личность. Философ, врач, государственный деятель, жрец. Писал в форме стихотворных поэм. Сторонник демократии. О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы (смог воскресить женщину, находившуюся месяц без дыхания). Обладал всевозможными талантами и достоинствами, например, искусством красноречия (основал школу ораторского искусства). Считал себя божеством. Предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Однако Боги приняли его не полностью — без сандалий.
Сократ
(5-4 века до н.э.)
Произвёл поворот в философии — от рассмотрения природы и мира (натурфилософия, космоцентризм) к рассмотрению человека («антропологический поворот», антропоцентризм). Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями сфокусировал внимание философов на значение человеческой личности. Его называют первым философом в собственном смысле этого слова. В его лице философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.
Личность. Сын каменотёса и повитухи. Женат на Ксантиппе (её имя стало нарицательным для сварливых жён), родившей от него сыновей. Проводил время в диспутах на центральной площади Афин (не потерпев ни одного поражения). Был настолько знаменит, что при жизни о нём была написана комедия Аристофана «Облака», шедшая во многих греческих театрах (отсюда, мнение, что в Афинах судили не настоящего, а карикатурного, аристофановского Сократа). Был обвинён в безбожии и разрушении семьи. Когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти. Относился к смерти спокойно, считал её выздоровлением, освобождением от земных оков. Приговорённый к смерти, выпил чашу с ядом цикуты. Год его смерти (399 г. до н.э.) считается началом необратимого падения греческой культуры.
Платон
(5-4 вв. до н.э.)
крупнейший представитель
объективного идеализма
Диалоги:
«Пир», «Федон», «Менон», «Апология Сократа»
Книги:
«Государство», «Законы»
Личность. Родился в аристократической семье. Настоящее имя – Аристокл. Платон – «широкоплечий» – прозвище, данное ему Сократом. После встречи с Сократом сжёг рукопись своей трагедии и занялся философией. Ученик Сократа (сделал его неизменным участником своих диалогов), учитель Аристотеля. Основал в Афинах собственную школу – Академию. С помощью тирана Дионисия I пытался построить в Сиракузах идеальное государство, но был заподозрен в заговоре и продан в рабство, откуда его вызволили друзья, заплатив выкуп.
Бог
Эйдосы
(Истина, Добро, Красота) Реальный мир (идей)
Души
Кажущийся мир (вещей)
Небытие
Модели человеческой души
возничий
Пастух
«белый
крылатый пёс
Стадо
конь»
«чёрный
Крылатый
конь»
А Р И С Т О Т Е Л Ь
СТАГИРИТ
(4 В. ДО Н.Э.)
Ученик Платона, учитель А. Македонского
Литература
А. Боннар «Греческая цивилизация». – М., 1998;
Фрагменты ранних греческих философом. – М., 1989;
Асмус В.Ф. Античная'философия. – М., 1976;
Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985;
Мамардашвили М.К. Лекции но античной философии. – М., 1997; Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
Фрагменты ранних греческих философом. – М., 1989.
Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия//ВФ.-1971,-№ 7.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях… – М., 1979.
Асмус В.Ф. Античная'философия. – М., 1976.
Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985
Мамардашвили М.К. Лекции но античной философии. – М., 1997
Гуссейнов А. А. Эпикур: живи незаметно // Великие моралисты. М, 1995.
Телебаев Г.Т. Скептицизм как концептуальная основа культуры мира// ВМГУ. 2003. №3.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Заполните таблицу
«Школы античной философии»
(в каждой колонке укажите время существования школы, имена главных её представителей, важнейшие идеи)
Милетская школа | Элеаты | Софисты | Скептики | Стоики | Киники | Атомисты |
Ответьте на вопросы
2. Какие два противоположных взгляда на мир олицетворяют Парменид и Гераклит?
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
(2-14 века)
Св. Юстин Мученик и Философ
(за отказ от почитания эллинских богов, обезглавлен вместе с 6 учениками)
«Душа – дыхание Божие»
«Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует»
Ф О М А А К В И Н С К И Й
(XIII век)
Святой, отец церкви
Тома - томизм
Литература
Августин А. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992.
Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
Соколов_В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
Антология текстов раннехристианских авторов. – М.. 1995.
Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.
Майоров Г.Р. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек.-1996, № 1.
Туровский МБ. Средневековая философия //ФН.-1997.-№ 2.
Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.
Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.
Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному — какая страшная извращенность!
Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен...
Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет. Меж тем философы, рассуждая о нравственности, отметают этот вопрос. Они спорят о том, как лучше провести отпущенный им час.
Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, потому что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко.
Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.
Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас и огорчают.
Истина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.
Этика
Главные проблемы:
детерминизма (обусловленности всего в природе);
соотношения свободы и необходимости.
Выводы:
свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом");
путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
Литература
Бэкон Ф. Сочннения: В 2 г. - М, 1977-1978.
Локк Дж. Сочинения в трех томах. - М., 1985.
Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1986.
Нарский И. О. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1973.
Хесле В. Гении Нового времени. М., 1992.
Юм Д. Избранные сочинения: в 3 т. М., 1995.
Лейбниц Г.-В. Монадология // Соч.: в 4 т. Т. 1. С. 413-430.
Соколов В.В, Спиноза. - М., 1973.
Гоббс Т. Левиафан /Избранные произведения В 2т., М., 1964
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Иммануил Кант
(1724-1804г.г.)
Родился болезненным, прожил 80 лет. Считал, что человека держит дух. Если у тебя есть большое и достойное дело, ты не умрёшь, пока его не сделаешь. Начал писать философские произведения после 50 лет. «Человек без биографии». Почти полное отсутствие внешних событий жизни. Одинокая, размеренная жизнь (по его прогулкам можно было сверять часы) и работа в одном и том же Кенигсбергском университете. Во время боевых действий 1945 г. пострадал Кёнигсбергский собор, но могила его осталась целой (ныне – территория Калининградской области России).
2 периода в эволюции взглядов:
1) докритический, естественно-научный («Всеобщая естественная история и теория неба», гипотеза Канта-Лапласа: а) Солнечная система возникла из большого облака частиц материи, в результате их притяжения, отталкивания, столкновения; б) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном развитии. Все живое, и человек — результат естественной биологической эволюции; 3) законы природы заложены в материю Богом)
2)критический,философский(с 70-х годов 18 века)
«Критика чистого разума»(о границах человеческого знания, «чистый разум» — часть сознания человека, осуществляющая мыслительную деятельность):
1. Главный вопрос философии «Что я могу знать?» Существует три способности познания: чувственность, рассудок и разум. Чувственное и рассудочное познание основаны на априорных (доопытных) формах познания. К таковым относятся пространствои время. Пространство и время, их чувства, человеком не приобретаются в практике жизни, а даны ему от природы. Благодаря их данности от рождения и возможно начало познания окружающего мира. Стоит отбросить эти априорные формы созерцания, как все содержание сведений человека об окружающем мире примет хаотический, бесформенный, неупорядоченный порядок.
2. Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности познания), он наталкивается на неразрешимые противоречия — антиномии(антиномия – это противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми). Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей (разума). Кант выявил 4 антиномии:
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и безграничен.
2. Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. – В мире нет ничего простого.
3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. – Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
4. Есть Бог, причина всего сущего. – Бога нет.
3. Классифицикация знаний:
1) априорное знание — существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу», только априорное знание является истинным;
2) апостериорное знание — обретается человеком в результате опыта, может быть только предположительным, но не всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью;
4.«Вещь в себе» (ноумен)— внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом («Бог», «смысл жизни»). «Вещь для нас» (феномен)— «является» человеку и доступна для восприятия.
Таким образом, при познанииразум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума), за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии, и внешние границы — «вещи в себе».
«Критика практического разума» («практика» — учение о поведении, "практический разум" — нравственность):
1. Все поступки делятся на моральные и законные. Спасти богатого, чтобы получить за это вознаграждение – законно, но не морально. Спасти того, кого сможешь спасти, не думая о вознаграждении – морально.
Моральный поступок совершается вопреки естественным склонностям человека, то есть, направлен им против самого себя (не хочется, трудно, неприятно, но надо). Пусть будет мне плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек, и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать о выгоде или о последствиях.
2.Моральный закон (категорический императив):
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства,относись к другому человеку только как к цели, высшей ценности, а не как к средству». Действуй так, чтобы твои поступки были образцом для всех. Поступай максимально по-человечески, не делай никаких уступок себе, и никак не оправдывай своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех, в том числе и для тебя. Нравственно выполнение долга, а не стремление к наслаждению. Выполняя внутренний моральный закон, человек становится выше законов Вселенной.
3. Гарантом борьбы за человеческое достоинство, торжество совести, является Бог. Если даже Бога нет, то надо жить так, как будто Он есть.
«Больше всего меня поражают две вещи: звёздное небо надо мной и моральный закон внутри меня».
«Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды».
«Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?»
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».
«Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре».
«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все».
«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».
«Из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь».
«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья»
Иоганн Готлиб Фихте
(1762-1814)
субъективный идеализм
Обладал феноменальной памятью. Долго боролся с нуждой, давая частные уроки. Прославился, опубликовав анонимное сочинение, принятое за сочинение И. Канта. Возглавил кафедру философии Берлинского университета. Главные свойства: цельность, честность, независимость, самообладание. Умер, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военных лазаретах.
«Наукоучение»:
«тезис» — «Я есмь», то есть, «Я есмь Я»
«антитезис» — «Я не есть не-Я»
«синтез» — «Я» и «не-Я» отграничивают и сочетают друг друга
«не-Я» есть порождение «Я», его проекция
есть только «Я» и процесс познания «Я» самого себя
существует множество «Я»
1. «Я есть» — первый очевидный факт самоосозания, от которого нельзя отвлечься, и с которого начинается познание. «Я» безусловно полагает своё собственное бытие. Если бы меня (и моего самоосознания) не было, моё познание было бы невозможно. Существование «Я» есть существование познания. Моё познание есть проявление активности моего «Я».
«Я» — непрестанная духовная деятельность, моральная и логическая, необходимость мыслить и действовать (мышление есть уже деятельность). Все содержание познания извлекаются активностью духа из его собственной сущности.
2. Что значит «Я есмь?». Это значит: «Я» есмь «Я» — то есть, моё «Я» тождественно с самим собой.
Я могу сомневаться в реальности чего угодно, только в реальности «я» сомневаться нельзя, ибо оно и есть основа реальности.
3. Но полагание моего «Я» — возможно лишь тогда, когда ему противостоит «не-Я» (сказать, что есть Я возможно, лишь отличив себя от другого). «Я» не есть «не-Я»
4. «Я» и «не-Я» взаимно ограничивают друг друга и сочетают в своём взаимоотношении свои противоположные свойства. Всё, что мы осознаём, принадлежит нашему «Я». Творческий дух порождает «не-Я», проектирует его перед нами, является причиной его кажущейся независимости от нашего сознания (объективности).
Моё эмпирическое сознание есть как бы арена этой вечной борьбы титана «Я» с его собственным продуктом — чувственным миром. «Я» — как бы Сатурн, вечно пожирающий своё же детище «не-Я» и никогда не удовлетворяющий своего голода.
5. Существует Я «эмпирическое» (совокупность всех внутренних представлений, чувств и восприятий, образующих для меня внешний мир) и
Я «абсолютное» (сверхиндивидуальное, связанное с бессознательной основой мирового бытия), осуществляющего его рефлексию.
6. Неудовлетворенная моральная потребность вынуждает нас постулировать множественность однородных по организации сознаний, с которыми мы могли бы через посредство «не-я» взаимодействовать; в этом смысле «мир есть система многих индивидуальных воль».
Эмпирические «я» бесконечно разнообразны, нет двух личностей с одинаковой индивидуальностью. Абсолютное «я» распадается на множественность индивидуумов, как белый луч, преломленный призмой, распадается на цвета спектра.
«Философия учит нас все отыскивать в Я».
«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным».
«В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя».
«Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви».
«Мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность».
«Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество».
«Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».
«Вникни в самого себя, отврати взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику».
«Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа».
«Человек может то, что он должен».
Литература
Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта…// ВФ. 1997. № 3.
Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984.
Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
Шопенгауэр А. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Фрейдизм и неофрейдизм
(философия психоанализа)
Феноменология
(кон. 19 - 20 века)
«учение о феноменах»
(«феномен» – с греческого «являющийся»,
в противоположность «ноумену» – скрытой сущности)
Литература
Фромм Э. Иметь или быть? - М, 1990.
Руткевич А.М. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
Фромм Э. Бегство от свободы - М.. 1990.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.
Фрейд 3. Психология бессознательного. - М, 1989
Фрейд З. Я" и "ОНО". Труды разных лет: В 2 г. Тбилиси, 1991.
Камю А. Бунтующий человек - М., 1997
Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. - М.,1994.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Объясните афоризмы и цитаты
«Голова – это бомба, которую надо взорвать» (И. Юганов)
Видеофилософия
Посмотрите на You tube
Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. В России не может быть сексуальной революции», или «Коллективного бессознательного не существует» (26.04.12) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
Уточните и дополните
Схему развития западной философии
Античность
досократики: космоцентризм, человек – часть космоса (микрокосм)
натурфилософия, поиск первоначал мира
начиная с Сократа – антропоцентризм
Сократ:
человек познает самого себя
Эпикур:
свобода и счастье человека
Диоген:
аскетизм
Платон, Аристотель:
гражданин – государство
заложены идеи гуманизма
Средневековье
Теоцентризм, Бог - центр мироздания
человек - тварное существо
зло произошло от собственной воли человека
человек - промежуточное существо между животным и Богом
человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна
смысл жизни - познание себя
патристика (Августин Блаженный)
схоластика (Фома Аквинский)
Возрождение
антропоцентризм, человек - предмет культа
оптимистический гуманизм - вера в силы человека
человек - творец своей судьбы
человек на одной ступени с Богом
человек красив, деятелен, свободен
Русская философия
Панморализм, православная направленность
обращена к душе человека
не заинтересованность в подчинении окружающему миру
главная проблема - усовершенствование человека
цель - поиск правды и справедливости
Современная философия
экзистенциализм: проблема выживания в абсурдном мире
«существование опережает сущность»
философия психоанализа: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»
постмодернизм: мир, человек – «текст», который можно
по разному интерпретировать, «смерть субъекта»
Итоговое практическое задание
Напишите портрет современного человека
уточните:
1) он больше биологичен или социален, материален или духовен?
2) целостен или «расколот»?
3) какова система его ценностей?
4) каковы его сильные и слабые стороны?
5) из каких противоречий он состоит?
6) чем он отличается от человека, жившего в прошлые эпохи?
– Конец работы –
Используемые теги: Моя, Философия0.028
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моя философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов