рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни - раздел Философия, Моя философия А. Камю: Для Человека Есть Только Один Фундамент...

А. Камю:

для человека есть только один фундаментальный вопрос:

стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?

 

Смысл жизни – обретение человеком истинных жизненных ценностей и устремление к ним.

1) ответ на вопрос о смысле жизни заложен в самом человеке

 

Именно в самом человеке заложены те интенции, к осуществлению которых он и стремится всю свою жизнь. Для ответа на вопрос «в чём смысл моей жизни?», мне надо не только оглядеться по сторонам, но и заглянуть в самого себя. Я могу осуществить только то, что во мне заложено, к чему я способен, что доставляет мне и окружающим меня людям чувства удовлетворения и радости. Я способен познавать мир, значит мне необходимо узнать мир как можно лучше. Я способен действовать, преображать мир, значит мне что-то необходимо в мире изменить. Я сам способен развиваться, значит мне нужно и менять, совершенствовать самого себя.

К этому в той или иной степени способны все люди. Значит, мне нужно понять, что у меня лучше получается, что доставляет мне и окружающим большую радость и удовлетворение; мне важно понять, на что именно я годен. Для понимания этого во мне заложены «подсказки»: мои задатки, способности, увлечения, таланты, склонности к тому или иному делу, моё чувство радости от того, что я это делаю, что это у меня получается лучше всего. Путём для открытия смысла собственной жизни является таким образом самопознание. Но, чтобы познать себя, надо познать и мир, который меня окружает, надо понять не только то, что мне нужно от мира, но и то, что миру нужно от меня. Не учитывая это, я рискую быть не принятым и даже отторгнутым миром. Но это не всегда значит, что я – плох, плох может быть и мир.

2) нахождение смысла жизни (который не задаётся, а прозревается) позволяет прожить не чужую (неподлинную), а собственную жизнь.

 

Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренён в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Движение моей жизни, подчинённое смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять моё единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я смысл жизни в идее, любимой работе, любимом человеке или в чём-то другом. Если это не так, если моя жизнь подавляет и унижает меня, то выбранный мною смысл жизни – ложь, а сама жизнь – трагедия.

Индивидуальный смысл жизни – более конкретен по содержанию, отсюда более ясен и понятен, а потому – и более отработан на уровне обыденного сознания. Человек, как нередко говорят, должен «посадить дерево, построить дом, воспитать сына»; получить образование, найти хорошую работу, создать семью; стать богатым и знаменитым; успеть сделать как можно больше добрых дел; любить и быть любимым; найти себя и реализовать. Понятно, что в этих ответах, нередко, путаются условия для осуществления смысла жизни с самим его осуществлением, отчётливо не отличаются путь жизни человека и цель этого пути; цель жизни и смысл жизни. В течение жизни человек ставит перед собой множество целей на ближнюю и дальнюю перспективы, эти цели могут меняться, отменяться, забываться, оставаться в прошлом. А вот смысл жизни человека, предстающий его предназначением, миссией, судьбой – будучи выражением глубинного, сущностного уровня его личности – постоянен, единственен, неотделим от него. Так как личность человека неповторима, то уникально и занимаемое им в мире место, значит смысл жизни каждой личности – неповторим и присущ только ей.

 

3) смысл жизни человека с точки зрения религии

 

С точки зрения религиозного взгляда на мир, смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях. Жизнь человека становится осмысленной лишь при действенном соучастии в Богочеловеческой жизни, то есть лишь в процессе богосотворчества. Бог творит жизнь, а не смерть, добро, а не зло, красоту, а не уродство, мир, а не войну. Чтобы быть сотворцом Бога, человек должен быть помощником Ему в этом. Первый этап мировой истории, по В. Соловьёву, это этап Богоотца (описанный в Ветхом Завете). Второй этап – этап Богосына (описанный в Новом Завете). Третий этап – этап богочеловечества (движение от человека к Богу, духовно преображающее человека).

 

Главным способом преображения человека и является богосотворчество. Всё просто: смотри на то, что делает Бог, и помогай ему делать тоже самое. Ведь Бог творит не войну, а мир – помогай Ему творить Мир. Бог творит не зло, а Добро. Не ложь, а Истину. Не уродство, а Красоту. Помогай Ему творить истину, добро и красоту. Помогая Богу творить мир, человек становится сотворцом, помощником Бога (а ради этого, человек Богом и создан). Тем самым он приближается к Нему, обоживается. Отсюда – смысл жизни человека (в христианской традиции) заключается в «стяжании Духа Святого», одухотворении, обоживании своей души. Самым важным является не переделка мира, а взращивание в себе добра.

 

Обычная суетная жизнь бессмысленна, как выдранные из книги клочки страниц бессвязны.

 

 

4) смысл жизни – построение светлого будущего?

 

В рамках этого подхода, прошлое и настоящее – не самоценны, а предстают лишь средством, основанием для осуществления будущего, которое тем самым обоготворяется. Но так как будущее, как линия горизонта, постоянно ускользает, удаляется от человека, то целые поколения людей (призванные «унаваживать почву» для будущего) приносятся в жертву, уходят, так и не приблизившись к нему, уходят с мыслью, что впустую прожили жизнь. Как знаком для российской истории этот «вздох угнетённой твари»: мы потерпим, лишь бы дети жили лучше нас. Но, если дети не живут лучше, то для чего мы терпели? Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждую эпоху, каждого человека в орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором «никто из нас не будет иметь удела» (Н. Бердяев).

 

 

5) Смысл привносит в жизнь человек (то есть, я сам)

Смысл жизни созидается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, или потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами, сознательно или спонтанно, намеренно или невольно, самими способами нашего бытия придаём ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Только мы и никто другой.

 

6 ) смысл жизни человечества

 

Вопрос о смысле жизни существует как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, и ответ на него – не менее сложен. В чём смысл появления разумной жизни во Вселенной, зачем понадобилось прилагать колоссальные усилия, чтобы произвести на свет такую сложную форму бытия? Если верно предположение, что Вселенная – это органическая (вполне вероятно, живая) система, то отсюда следует, что, как и любая подобная система, она стремится к своему самосохранению. Только разумная жизнь способна открыть для этого пути и достигнуть их. Только разумная жизнь (также стремящаяся к самосохранению, как и всё живое) осознаёт что, чтобы сохранить часть (то есть себя), надо сохранить Целое (то есть, Вселенную), в рамках которого она только и способна существовать. Вселенная «ловит» разумную жизнь на её естественном и сильном стремлении сохранить себя, приложив для этого все возможные волевые интенции. Вселенная рождает и сохраняет разумную жизнь, и последней ничего не остаётся как в ответ (не только из благородных побуждений и сыновнего чувства долга) рождать и сохранять Вселенную.

В своей известной статье «Космология духа» российский философ Э.В.Ильенков предполагает, что, возможно, человечеству придётся даже принести себя в жертву для сохранения Целого. В настоящее время, с точки зрения астрофизики, Вселенная расширяется. Если её расширение через какое-то время не сменится сжатием, то всё вещество нашей галактики «разлетится» в бесконечных космических просторах. Само сжатие естественным путём может не начаться и, вероятно, именно для этой миссии и понадобилась разумная жизнь, способная волевым (искусственным) путём повернуть расширение вспять.

С точки зрения Н. Фёдорова, единственным «общим делом», способным объединить всё человечество, является преодоление смерти. В достижении этого заинтересованы все: и бедные, и богатые, и старые, и молодые, и президенты, и простые служащие. Дети должны вернуть долг родителям, «родив» их заново, даровав им жизнь. Необходимо воскресить всех когда-либо живших на Земле людей, вплоть до Адама и Евы.

 

6) бессмысленность жизни

 

Для современного человека характерна потеря смысла жизни. Жизнь, лишённая смысла, есть неподлинная жизнь, «суета сует», беличье колесо.

 

 

 

 

Будучи поглощённым непосредственным, человек движется по заданной ему внешней необходимостью траектории. Ориентация на сугубо материальные ценности, создание всепроникающей технологической культуры вовсе не обусловливает обретение смысла жизни. Непрерывный рост материального потребления вовсе не делает внутреннюю жизнь человека более содержательной, «богатой». Л. Н. Толстой писал, что только «животная личность» стремится к тому, чтобы все люди жили и действовали только для того, чтобы ей одной было хорошо.

Личность с ориентацией на «бытие» (по Э. Фромму) стремится к реализации уникального смысла своей жизни; стремится любить, творить, отдавать, жертвовать собой, служить людям, созидать. Реализуя смысл своей жизни, такая личность реализует себя. Личность, ориентированная на «обладание», напротив, видит смысл жизни в том, чтобы как можно больше брать и иметь.

 

7) и всё же, для чего человеку жить?

 

Русский философ Иван Ильин ответил так: «Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть». Я готов умереть ради своих близких, ради своей родины, ради Веры, ради Любви. Значит, ради них мне и надо жить.

 

Не договариваясь друг с другом, Н. Бердяев и Э. Фромм, дают один ответ на вопрос для чего нужно жить? Жить нужно для любви и творчества.

 

Если у человека есть любовь и творчество, ему есть для чего жить. А, как говорил Ф. Ницше, только тот, у кого есть Зачем жить, может вынести любое Как.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Моя философия

Ф И Л О С О Ф И Я... Кемерово...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема смысла жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
  Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека

Вечные вопросы философии
– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь? «Проклятые вопрос

Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон) «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что бы

Заполните таблицы
«Предмет философии»     Философия мифология религия наука искусство

Понятие бытия
Бытие — вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие — «небытие

Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика. 1) Диалектика (с греческого — искусство спорить) — учение о всеобщем

Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология — учение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный воп

Человек — существо развивающееся.
Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически

А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец,

Б) Внеземная
Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты з

В) Религиозная
Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбор

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель) «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают

С О З Н А Н И Е
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») —(этимологически) всё то, что осмысливается. Сознание (как оппозиция

Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально

Проблема познаваемости мира
  Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следу

Виды истины
Абсолютная –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная –неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная —

Составляющие процесса познания
Субъект — носитель познавательного действия, объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет

Уровни познания
А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Объясните цитаты и афоризмы
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес) «Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций) «Спрашивать о причине в

А) Философия науки
— раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. 1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах

Отрасли науки
  Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе

В) третья научная революция (кон. XIX — сер. XX в.)
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции —

Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид) «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой сущ

Подходы в осмыслении ценностей
  Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными. Трансцендентальный: ценность – идеал, это:

Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я ест

Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. Мамардашвили

Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

Заполните таблицу
«Добро и зло» Добро Зло     Напишите, что (какие поступки, отношения, выск

Объясните цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
  1. Социальная философия —   раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, ка

Закрытое и открытое общество
  — понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различны

Теории прогресса и регресса
1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса Французский просв

Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил

Культура и цивилизация
  Культура –совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. "Нат

Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Попытки решения
§ Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х § Ядерное разоружение § Энергосбережение § Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми

Заполните таблицы
«Общество и природа»   Общество Природа Различия       С

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель) «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель) «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага об

Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием. Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретически

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
— одна из самых древних философий в мире, зарождение её относят к X-IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до1500 г. до н.э.) Основные черты

Основополагающий текст
«Трипитака» (Три корзины») Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) — «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение,

Четыре Благородные Истины буддизма
1. Жизнь есть страдание ( преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»; 2.

Дзен (чань) буддизм
дзен (санскр. — «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) — «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) — одна из самых популярных школ буддизма. Осно

Основатели наиболее известных учений
Патанджали (II в. до н. э.) — основатель Йоги, автор «Йога-сутры». Проповедовал необходимость благочестивых упражнений дл

Объясните цитаты и афоризмы
«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха) «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Бу

Особенности китайской философии
  1. Базисная идея – органическое единство человека и мира. 2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований. 3. Всё сущее – единство противоположных начал — «Я

Шесть основных философских школ
(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.) Школа Основная проблематика Школа Инь-Ян философия природы

Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель»)   Книга: «Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Уч

Система воспитания
  Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является созда

Философия.
1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между

Основополагающий текст
«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао»)   Главные идеи:   1) человек рождён Дао, 2) в ходе своей истории потерял связи с н

Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами? 2) Есть ли сходство между конфуцианским и рос

Объясните афоризмы
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций) «Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там е

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Западная культура — представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологическо

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    (Древняя Греция и Рим) (6 век до н.э. – 6 век н. э.) Культурный расцвет — Афины, 5 век до н.э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее

Гуманность
Первые греческие философы — досократиаки Первая философская школа – Милетская (6 в. до н.э.) (Фалес, Анаксимен, Анакси

Афоризмы и высказывания
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»

Философия
1. Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бр

Афоризмы
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» «Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца» «Трудно идти по жизни нескольк

Атомисты
(5-4 – 1 в. до н.э.) материалистическая философская школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар)   – считали микроскопиче

Преодоление страха
Аргументы для преодоления страха смерти: а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть — смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти — знание о чужой смерти. О своей смерти о

Афоризмы
«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезн

Софисты
(«учителя мудрости») (V – IV в.в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Гиппий)   1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привы

Скептики
( сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины) (4 в. до н.э.) (Пиррон, Секст Эмпирик)   1) никогда не может быть рацио­нального осно

Философия
1. Плюрализм – существует множественность архэ, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) – «корни» вещей; заполняя всё пространство, находясь в постоянном движении, перем

Философия
1. «Человек есть душа» (душа – разум и нравственное ориентированное поведение). Высшая задача – научить человека взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы з

Философия
1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи — основа всего мира; целевые причины, заряженн

Афоризмы
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» «Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» «Бог в нас самих»

Основатель Лицея
(«перипатетики» — прогуливающиеся во время философствования)   Личность. Родился в Стагире (отсюда, прозвище Стагирит), отец — Ни

Энциклопедист,
систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания, написав книги по всем его отраслям: 1) Логика (Органон) («Категории», «Риторика») 2) Ф

Афоризмы
«Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь»

Культура европейского средневековия
  1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство 2) Происходит открытие божественной красоты души 3) Тело уходит в тень, растворяетс

Особенности философии
1) Тесная связь с христианством 2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма) 3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (при

Этапы развития средневековой философии
    1) патристика (от лат. Pater – отец) — период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

Картина мира по Оригену (II-III вв.)
(первая теологическая система христианства)   3) систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христ

Св. Августин Блаженный
«отец церкви» («самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых») Главные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божием»»

Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики» (тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью,

Иоанн Росцеллин
«отец номинализма» 1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общи

Неотомизм
Главные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Пять доказательств бытия Бога:

Вера и знание
В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это — разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать

Признаки красоты
1) Красота — целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым) 2) В красоте есть соразмерность, г

Ответьте на вопросы
1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»? 2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

Николай Кузанский Н. Коперник
  Николай Кузанский (1401-1464) кардинал католической церкви. Метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между к

Мишель Монтень
(1533-1592) Франция скептицизм   «Опыты»: 1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он –

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XYII – XYIII века)   Общая характеристика: 1) обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон);

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.) материализм, эмпиризм, теория общественного договора     «Левиафан», «О теле»:

Джон Локк
(1632 — 1704) Англия сенсуализм «Опыт о человеческом разумении»:   1.Материальный мир, ограниченный по про

Рене Декарт
(1596-1650) «отец западного рационализма» (от фамилии Карт – «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию)   Родом из не

Я сомневаюсь, значит я мыслю.
4. Я мыслю, следовательно я существую (контртезисы: «Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк); «Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Со

Блез Паскаль
(1623-1662) «Мысли»:   1. Человек — «мыслящий тростник», поразительное сочетание слабости, хрупкости – и величия ума

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Говорите как все, но думайте по-своему. Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Красноречие — это живопись м

Бенедикт Спиноза
(1632-1677) Нидерланды монизм, пантеизм Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. За вольномыслие был отлучён от церкви и подв

Свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего

Готфрид Лейбниц
(1646-1716) Германия идеализм, плюрализм В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был би

Джордж Беркли
(1685-1753) Ирландия субъективный идеализм «Быть – значит быть в восприятии или воспринимать» Родился в семье дворянина.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)   Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «

Дени Дидро
(1713-1784) Франция материалист-просветитель Родился в семье ремесленника-ножовщика, закончил иезуитском колледж, получил звание магистра искусств. Жил впро

Вольтер
(1694-1778) «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди»: 1. Критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенс

Жульен Ламетри
(1709-1751) механистический материализм, сенсуализм Занимался богословием и медициной. На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятел

Фридрих Ницше
(1844-1900) «философия жизни» Родился в семье лютеранского пастора, был одарён гениальными способностями, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэр

Людвиг Фейербах
(1804-1872) антропологический материализм   «Сущность христианства»:   1. Не Бог создал человека, а человек соз

Артур Шопенгауэр
(1788-1860) иррационализм, пессимизм   «Мир как воля и представление»:   1. Мир — Хаос, подчиняющийс

Георг Гегель
(1770-1831) объективный идеализм   «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»:   1. Философия может быть тольк

Русская философия
Особенности: 1) религиозность, 2) нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, — сущая безделица»), несистемность (женственность русс

Расцвет — середина 19- первая половина 20 вв.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х

Д.С. Мережковский
(1866-1941) религиозный философ, один из основателей русского символизма, выдвигался на Нобелевскую премию, муж поэтессы З. Гиппиус  

П.А. Флоренский
(1882-1937) «Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвис

Н. А. Бердяев
(1874—1948) христианский экзистенциализм персонализм   Увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован, искл

Особенности современной философии
1) Цели исследования смещаются с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной

Экзистенциализм
(к. 19 — 20 вв.) «философия существования»       А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

Страх — наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3. Способы отношения к абсурду: образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир), образ Дон-Жуана (бег от самого себя), образ Сизифа (умении н

Жан-Поль Сартр
(1905-1980) Франция атеистический (секулярный) экзистенциализм Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)  

Философская антропология
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символичес

Персонализм
(от лат. persona — личность) к. 19-20 вв. (Россия, США, Франция) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее л

Неотомизм
(кон.19- наст. время) современная версия томизма, учения Фомы Аквинского официальная философия католицизма,     Жак Маритен

Марксизм и неомарксизм
(втор. пол. 19 – 20 вв.) диалектический материализм, исторический материализм   Карл Маркс (1818-1883)

Неомарксизм
школа праксиса, фрейдомарксизм, Фра́нкфуртская шко́ла (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас)

Зигмунд Фрейд
(1856-1939) Австрия   «Психология бессознательного», «Я и Оно»: 1. Новая антропологическая революция, разворачивающая

Карл Юнг
(1875 — 1961) Швейцария «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы»: 1. Наряду с личным бессознательным (откры

Эрих Фромм
(1900-1980) неофрейдизм (фрейдо-марксизм), Франкфуртская школа   «Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

Позитивизм
(19 – 20 вв.) возник во Франции Огюст Конт (1798-1857) Четыре этапа развития позитивизма: 1) Классический 1830-185

Герменевтика
(19-20 века) Германия Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер: 1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования; осуществляется в ра

Эдмунд Гуссерль
Германия (1859-1938) «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»:   1) Феномены – по

Постмодернизм
(кон. 20 века) Франция ("постмодернизм" — то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть, за рациональным, системным мышлением Нового Вр

Мишель Фуко
(1926-1984) Родился в состоятельной семье, отец — успешный хирург. В школе не отличался большими успехами. Получил прозвище Полишинель. Преподавал во Франции, Т

Новое время
человек - сложная машина человек - порождение природы человек разумен человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом ме

Нарисуйте свою модель мира.
уточните: 1) имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением? 2) из каких частей

Постарайтесь убедительно аргументировать все свои доводы.
Так что же я извлёк из курса философии? 1. 2. 3. 4……………………………………………………………………………… Так зачем же я живу? 1. Для

Список иллюстраций
На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две осн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги