рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закрытое и открытое общество

Закрытое и открытое общество - раздел Философия, Моя философия   — Понятия, Введённые К. Поппером (...

 

— понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

 

6. Концепции возникновения общества

 

1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;

2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;

3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.

 

7.Типы общественного развития:

1) циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) — выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).

Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.

Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.

По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).

У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.

2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) — от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе — аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.

О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая(вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2)метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3)позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).

Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация(письменность).

3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)— с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой — циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

По К. Марксу, на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.

 

8. Концепции развития общества:

1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2) Цивилизационный подход, выделяющий (на основании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу)обществ.

4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленных ростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).

5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества постмодерна (Ж. Лиотар).

- главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;

- сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;

- классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;

- выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Моя философия

Ф И Л О С О Ф И Я... Кемерово...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закрытое и открытое общество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
  Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека

Вечные вопросы философии
– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь? «Проклятые вопрос

Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон) «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что бы

Заполните таблицы
«Предмет философии»     Философия мифология религия наука искусство

Понятие бытия
Бытие — вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие — «небытие

Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика. 1) Диалектика (с греческого — искусство спорить) — учение о всеобщем

Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология — учение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный воп

Человек — существо развивающееся.
Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически

А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец,

Б) Внеземная
Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты з

В) Религиозная
Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбор

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель) «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают

С О З Н А Н И Е
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») —(этимологически) всё то, что осмысливается. Сознание (как оппозиция

Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально

Проблема познаваемости мира
  Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следу

Виды истины
Абсолютная –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная –неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная —

Составляющие процесса познания
Субъект — носитель познавательного действия, объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет

Уровни познания
А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Объясните цитаты и афоризмы
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес) «Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций) «Спрашивать о причине в

А) Философия науки
— раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. 1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах

Отрасли науки
  Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе

В) третья научная революция (кон. XIX — сер. XX в.)
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции —

Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид) «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой сущ

Подходы в осмыслении ценностей
  Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными. Трансцендентальный: ценность – идеал, это:

Проблема смысла жизни
А. Камю: для человека есть только один фундаментальный вопрос: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?  

Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я ест

Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. Мамардашвили

Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

Заполните таблицу
«Добро и зло» Добро Зло     Напишите, что (какие поступки, отношения, выск

Объясните цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
  1. Социальная философия —   раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, ка

Теории прогресса и регресса
1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса Французский просв

Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил

Культура и цивилизация
  Культура –совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. "Нат

Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Попытки решения
§ Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х § Ядерное разоружение § Энергосбережение § Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми

Заполните таблицы
«Общество и природа»   Общество Природа Различия       С

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель) «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель) «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага об

Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием. Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретически

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
— одна из самых древних философий в мире, зарождение её относят к X-IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до1500 г. до н.э.) Основные черты

Основополагающий текст
«Трипитака» (Три корзины») Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) — «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение,

Четыре Благородные Истины буддизма
1. Жизнь есть страдание ( преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»; 2.

Дзен (чань) буддизм
дзен (санскр. — «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) — «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) — одна из самых популярных школ буддизма. Осно

Основатели наиболее известных учений
Патанджали (II в. до н. э.) — основатель Йоги, автор «Йога-сутры». Проповедовал необходимость благочестивых упражнений дл

Объясните цитаты и афоризмы
«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха) «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Бу

Особенности китайской философии
  1. Базисная идея – органическое единство человека и мира. 2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований. 3. Всё сущее – единство противоположных начал — «Я

Шесть основных философских школ
(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.) Школа Основная проблематика Школа Инь-Ян философия природы

Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель»)   Книга: «Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Уч

Система воспитания
  Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является созда

Философия.
1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между

Основополагающий текст
«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао»)   Главные идеи:   1) человек рождён Дао, 2) в ходе своей истории потерял связи с н

Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами? 2) Есть ли сходство между конфуцианским и рос

Объясните афоризмы
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций) «Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там е

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Западная культура — представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологическо

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    (Древняя Греция и Рим) (6 век до н.э. – 6 век н. э.) Культурный расцвет — Афины, 5 век до н.э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее

Гуманность
Первые греческие философы — досократиаки Первая философская школа – Милетская (6 в. до н.э.) (Фалес, Анаксимен, Анакси

Афоризмы и высказывания
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»

Философия
1. Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бр

Афоризмы
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» «Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца» «Трудно идти по жизни нескольк

Атомисты
(5-4 – 1 в. до н.э.) материалистическая философская школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар)   – считали микроскопиче

Преодоление страха
Аргументы для преодоления страха смерти: а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть — смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти — знание о чужой смерти. О своей смерти о

Афоризмы
«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезн

Софисты
(«учителя мудрости») (V – IV в.в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Гиппий)   1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привы

Скептики
( сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины) (4 в. до н.э.) (Пиррон, Секст Эмпирик)   1) никогда не может быть рацио­нального осно

Философия
1. Плюрализм – существует множественность архэ, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) – «корни» вещей; заполняя всё пространство, находясь в постоянном движении, перем

Философия
1. «Человек есть душа» (душа – разум и нравственное ориентированное поведение). Высшая задача – научить человека взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы з

Философия
1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи — основа всего мира; целевые причины, заряженн

Афоризмы
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» «Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» «Бог в нас самих»

Основатель Лицея
(«перипатетики» — прогуливающиеся во время философствования)   Личность. Родился в Стагире (отсюда, прозвище Стагирит), отец — Ни

Энциклопедист,
систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания, написав книги по всем его отраслям: 1) Логика (Органон) («Категории», «Риторика») 2) Ф

Афоризмы
«Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь»

Культура европейского средневековия
  1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство 2) Происходит открытие божественной красоты души 3) Тело уходит в тень, растворяетс

Особенности философии
1) Тесная связь с христианством 2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма) 3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (при

Этапы развития средневековой философии
    1) патристика (от лат. Pater – отец) — период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

Картина мира по Оригену (II-III вв.)
(первая теологическая система христианства)   3) систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христ

Св. Августин Блаженный
«отец церкви» («самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых») Главные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божием»»

Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики» (тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью,

Иоанн Росцеллин
«отец номинализма» 1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общи

Неотомизм
Главные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Пять доказательств бытия Бога:

Вера и знание
В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это — разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать

Признаки красоты
1) Красота — целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым) 2) В красоте есть соразмерность, г

Ответьте на вопросы
1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»? 2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

Николай Кузанский Н. Коперник
  Николай Кузанский (1401-1464) кардинал католической церкви. Метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между к

Мишель Монтень
(1533-1592) Франция скептицизм   «Опыты»: 1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он –

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XYII – XYIII века)   Общая характеристика: 1) обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон);

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.) материализм, эмпиризм, теория общественного договора     «Левиафан», «О теле»:

Джон Локк
(1632 — 1704) Англия сенсуализм «Опыт о человеческом разумении»:   1.Материальный мир, ограниченный по про

Рене Декарт
(1596-1650) «отец западного рационализма» (от фамилии Карт – «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию)   Родом из не

Я сомневаюсь, значит я мыслю.
4. Я мыслю, следовательно я существую (контртезисы: «Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк); «Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Со

Блез Паскаль
(1623-1662) «Мысли»:   1. Человек — «мыслящий тростник», поразительное сочетание слабости, хрупкости – и величия ума

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Говорите как все, но думайте по-своему. Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Красноречие — это живопись м

Бенедикт Спиноза
(1632-1677) Нидерланды монизм, пантеизм Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. За вольномыслие был отлучён от церкви и подв

Свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего

Готфрид Лейбниц
(1646-1716) Германия идеализм, плюрализм В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был би

Джордж Беркли
(1685-1753) Ирландия субъективный идеализм «Быть – значит быть в восприятии или воспринимать» Родился в семье дворянина.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)   Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «

Дени Дидро
(1713-1784) Франция материалист-просветитель Родился в семье ремесленника-ножовщика, закончил иезуитском колледж, получил звание магистра искусств. Жил впро

Вольтер
(1694-1778) «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди»: 1. Критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенс

Жульен Ламетри
(1709-1751) механистический материализм, сенсуализм Занимался богословием и медициной. На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятел

Фридрих Ницше
(1844-1900) «философия жизни» Родился в семье лютеранского пастора, был одарён гениальными способностями, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэр

Людвиг Фейербах
(1804-1872) антропологический материализм   «Сущность христианства»:   1. Не Бог создал человека, а человек соз

Артур Шопенгауэр
(1788-1860) иррационализм, пессимизм   «Мир как воля и представление»:   1. Мир — Хаос, подчиняющийс

Георг Гегель
(1770-1831) объективный идеализм   «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»:   1. Философия может быть тольк

Русская философия
Особенности: 1) религиозность, 2) нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, — сущая безделица»), несистемность (женственность русс

Расцвет — середина 19- первая половина 20 вв.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х

Д.С. Мережковский
(1866-1941) религиозный философ, один из основателей русского символизма, выдвигался на Нобелевскую премию, муж поэтессы З. Гиппиус  

П.А. Флоренский
(1882-1937) «Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвис

Н. А. Бердяев
(1874—1948) христианский экзистенциализм персонализм   Увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован, искл

Особенности современной философии
1) Цели исследования смещаются с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной

Экзистенциализм
(к. 19 — 20 вв.) «философия существования»       А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

Страх — наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3. Способы отношения к абсурду: образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир), образ Дон-Жуана (бег от самого себя), образ Сизифа (умении н

Жан-Поль Сартр
(1905-1980) Франция атеистический (секулярный) экзистенциализм Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)  

Философская антропология
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символичес

Персонализм
(от лат. persona — личность) к. 19-20 вв. (Россия, США, Франция) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее л

Неотомизм
(кон.19- наст. время) современная версия томизма, учения Фомы Аквинского официальная философия католицизма,     Жак Маритен

Марксизм и неомарксизм
(втор. пол. 19 – 20 вв.) диалектический материализм, исторический материализм   Карл Маркс (1818-1883)

Неомарксизм
школа праксиса, фрейдомарксизм, Фра́нкфуртская шко́ла (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас)

Зигмунд Фрейд
(1856-1939) Австрия   «Психология бессознательного», «Я и Оно»: 1. Новая антропологическая революция, разворачивающая

Карл Юнг
(1875 — 1961) Швейцария «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы»: 1. Наряду с личным бессознательным (откры

Эрих Фромм
(1900-1980) неофрейдизм (фрейдо-марксизм), Франкфуртская школа   «Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

Позитивизм
(19 – 20 вв.) возник во Франции Огюст Конт (1798-1857) Четыре этапа развития позитивизма: 1) Классический 1830-185

Герменевтика
(19-20 века) Германия Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер: 1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования; осуществляется в ра

Эдмунд Гуссерль
Германия (1859-1938) «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»:   1) Феномены – по

Постмодернизм
(кон. 20 века) Франция ("постмодернизм" — то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть, за рациональным, системным мышлением Нового Вр

Мишель Фуко
(1926-1984) Родился в состоятельной семье, отец — успешный хирург. В школе не отличался большими успехами. Получил прозвище Полишинель. Преподавал во Франции, Т

Новое время
человек - сложная машина человек - порождение природы человек разумен человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом ме

Нарисуйте свою модель мира.
уточните: 1) имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением? 2) из каких частей

Постарайтесь убедительно аргументировать все свои доводы.
Так что же я извлёк из курса философии? 1. 2. 3. 4……………………………………………………………………………… Так зачем же я живу? 1. Для

Список иллюстраций
На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две осн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги